Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

В чем выгода от статуса малого и среднего предприятия? это позволяет: получать деньги от государства; иметь налоговые и бухгалтерские льготы; претендовать на дополнительные гарантии при проверках; участвовать в закупках на особых условиях; преференции

Еще по теме:

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • консультации фермерам, сельскохозяйственным товаропроизводителям, сельскохозяйственным кооперативам, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию ;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проектов фермеров в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP для компаний от микро- до крупного масштаба (3 - 700 сотрудников, до 250 функциональных ролей (ID), управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), инвестиционного планирования (СИП), электронного документооборота (СЭД, ЭДО);
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документации любого бизнес-проекта;

Иметь статус малого и среднего предприятия выгодно, так как это позволяет:

Господдержка
Государство помогает МСП в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст. 17–25 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Для помощи выделяют:
  • субсидии, то есть бесплатную и безвозвратную финансовую помощь (ст. 78 БК);
  • бюджетные инвестиции (ст. 80 БК);
  • государственные и муниципальные гарантии (ст. 115 БК).
На субсидию можно купить основные средства, оснастить рабочие места, погасить кредит, заплатить за аренду, сырье и материалы либо потратить ее на другие нужды бизнеса. Например, в Москве действует Порядок предоставления субсидий из бюджета для МСП, которые входят в число резидентов технопарков, индустриальных промышленных парков или территорий особой экономической зоны города Москвы.
МСП вправе получить государственное и муниципальное имущество, например земельные участки, здания, нежилые помещения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты. Такое имущество они могут получать в долгосрочное пользование безвозмездно или на льготных условиях, в том числе по льготным ставкам арендной платы, или в собственность (ст. 18 Закона № 209-ФЗ).
Если субъекты МСП арендуют федеральную недвижимость и собираются ее приобрести, максимальный срок рассрочки оплаты – пять лет. Это не относится к земельным участкам. Такие правила – в пункте 4(2) постановления Правительства от 21.08.2010 № 645.
Субъекты МСП имеют право на бесплатные консультации или могут получать компенсацию затрат на оплату услуг консультантов (ст. 20 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Государство создает информационные системы и сайты для информационной поддержки МСП. Так, ФНС ведет Единый реестр малого и среднего предпринимательства, куда включает компании, которые отвечают признакам МСП. Дополнительно в каждом регионе есть Фонд поддержки предпринимательства, который консультирует МСП и помогает деньгами.
При этом МСП получают поддержку в сфере образования, инноваций и промышленного производства, а также ремесленной, внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.
Внимание: Не все средние и малые предприятия вправе получить господдержку
На государственные и муниципальные преференции для МСП не вправе претендовать:
  • кредитные организации;
  • страховые организации, кроме потребительских кооперативов;
  • инвестиционные, негосударственные пенсионные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • участники соглашений о разделе продукции;
  • субъекты предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса;
  • нерезиденты, кроме случаев, которые предусматривают международные договоры.
На финансовую поддержку не вправе претендовать субъекты МСП, которые производят и продают подакцизные товары, а также добывают и продают полезные ископаемые, кроме общераспространенных полезных ископаемых.
Такие правила устанавливают части 34 статьи 14 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
 
Налоговые и бухгалтерские льготы
Для МСП закон предусматривает (ст. 7 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):
  • упрощенный бухгалтерский учет (информация Минфина от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
  • упрощенную бухгалтерскую и статистическую отчетность;
  • упрощенные формы налоговых деклараций и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий (указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»).
Рекомендации о том, как правильно организовать бухучет, а также использовать кассовый метод учета доходов и расходов малому бизнесу, содержит приказ Минфина от 21.12.1998 № 64н (применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
МСП вправе не устанавливать лимит наличных средств в кассе (п. 2 указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
С 2017 года микропредприятия могут полностью или частично отказаться от принятия локальных актов (Правил трудового распорядка, графиков сменности, положений о премировании и т. д.). Но в таком случае работодатель обязан включить все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Типовую форму такого договора утвердило Правительство в постановлении от 27.08.2016 № 858.
Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать для МСП налоговые льготы (ст. 1415 НК). Так, в г. Москве налог на имущество для МСП уменьшают на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимости в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика (п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций»).
 
Сокращенный срок проверок
Закон ограничивает срок и общую продолжительность проверок предприятий малого бизнеса. Так, срок проведения выездных плановых проверок, которые проводят контролирующие органы, не может превышать 50 часов в год для малых предприятий и 15 часов в год – для микропредприятий. На это указывает часть 2 статьи 13 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Ограничения сроков в отношении малого бизнеса действуют только при плановых выездных проверках. При внеплановой проверке срок общий – до 20 рабочих дней.
Чтобы доказать, что время на проверку в этом году уже исчерпано, необходимо предъявить журнал учета проверок, утвержденный приказом Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141. Журнал нужно прошить, пронумеровать и удостоверить печатью предприятия, если она есть (ч. 10 ст. 16 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
На выездные проверки налоговых органов и внебюджетных фондов эти сроки не распространяются (ст. 89 НК).
По 31 декабря 2020 года действует запрет на плановые неналоговые проверки субъектов малого бизнеса (ст. 26.2 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). На внеплановые проверки и средний бизнес этот запрет не распространяется.
Из запрета есть три исключения.
Исключение 1. От проверок не освобождаются малые предприятия, которые по итогам последних трех лет нарушали требования, предусмотренные законом.
Так, организация войдет в ежегодный план проверок, если вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП, имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности либо есть решение о приостановлении или аннулировании лицензии, если она есть (п. 3 ч. 1 ст. 26.2 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
На практике это означает, что в план проверок нельзя включить малое предприятие, которое за указанный период не нарушало закон.
Исключение 2. Малые предприятия не освобождаются от плановых проверок объектов, для которых установлены категории риска, классы опасности. Например, плановую проверку вправе провести пожнадзор (п. 1 ч. 1 ст. 26.2 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Исключение 3. Не освобождаются от проверок малые предприятия, если их деятельность связана (п. 2 ч. 1 ст. 26.2 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):
  • со здравоохранением;
  • с образованием;
  • с социальной сферой;
  • со сферой теплоснабжения и электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Перечень таких видов деятельности определяет постановление Правительства от 23.11.2009 № 944.
Исключение 4. По-прежнему проводятся плановые проверки субъектов малого предпринимательства по лицензируемым видам деятельности (п. 4 ч. 1 ст. 26.2 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Исключение 5. Запрет не касается следующих плановых проверок (п. 5 ч. 1 ст. 26.2 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):
  • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
  • федерального государственного пробирного надзора.
Если предприятие обнаружит себя в плане проверок, то нужно написать обращение об исключении (ч. 1 ст. 26.2 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
 
Участие в госзакупках
МСП имеют особые гарантии участия в госзакупках (ст. 30 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗпостановление Правительства от 11.12.2014 № 1352).
Гарантия 1. Заказчики обязаны закупать 15 процентов от общего объема годовых закупок у субъектов МСП и социально ориентированных некоммерческих организаций. Причем в таких закупках участвуют только компании, которые могут подтвердить свой статус МСП. Других участников не допускают.
Гарантия 2. Заказчики проводят обычную закупку, но ставят обязательное условие, согласно которому выигравший подрядчик обязан привлечь субъекта МСП в качестве субподрядчика. Причем объем контракта в субподряд не может быть меньше 5 процентов от общей цены.
См. подробнее рекомендации о том, как заказчики проводят закупки у МСП по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ.
 
Смягчение административного наказания
Если МСП или его сотрудники впервые совершили административное правонарушение, то наказание в виде штрафа могут заменить предупреждением. Это возможно, даже если норма не предусматривает смягчение (ч. 23 ст. 3.4 КоАП). Так, суд заменил штраф в размере 86 000 руб. директору среднего предприятия на предупреждение (постановление Ростовского областного суда от 21.02.2017 № 4а-195/2017).
Для замены наказания необходимо, чтобы административное правонарушение:
  • не нанесло имущественный ущерб;
  • не создало угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • не причинило вред и не поставило под угрозу вреда жизнь и здоровье людей, объекты животного и растительного мира, окружающую среду, безопасность государства, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры).

Источники материалов:

  • Портал АО “Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства” corpmsp.ru
  • Портал Бизнес-навигатор МСП smbn.ru
  • Портал Бизнес-навигатор МСП.Жизненные ситуации mini.msp-case.ru
  • Портал Меры поддержки сельхозкооперации agro-coop.ru

 

 

 

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.