Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90

Меры налоговой поддержки компаний, занятых в радиоэлектронной промышленности (декабрь 2025)

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

ВАЖНО: Получить льготу, субсидию, грант, целевое бюджетное финансирование - это только часть формулы успеха (обычно после этого происходит расслабление и руководства и сотрудников) и это только 1 этап работы (не самый трудоемкий и не самый высоко-рисковый)

Самое трудное:

Мы можем помочь Вам в разработке:
- фрагментов учетной политики и методики раздельного учета операций, доходов/расходов компании:

А) применяющей налоговые льготы резидента ТОСЭР, ОЭЗ, РИП

Б) получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек;

- рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
- фрагментов должностных инструкций, штатных расписаний, положений об оплате труда, табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей и других документов первичного учета операций, материальных ценностей, затрат труда;
- прописать включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами соглашения;
- с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

Меры налоговой поддержки компаний, занятых в радиоэлектронной промышленности

Смотрите в этом материале:

- льготы по налогу на прибыль;

- единый пониженный тариф страховых взносов;

- сводная таблица льгот

Радиоэлектронные предприятия, включенные в спецреестр (см. постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2392), имеют право на применение единого пониженного тарифа страховых взносов и пониженной ставки по налогу на прибыль.

Примечание

Правительство РФ постановлением от 23.07.2022 N 1321 изменило правила ведения (и наименование) такого реестра. Ранее в него включались только компании-разработчики, теперь в него будут входить в том числе и производители. При этом введено важное требование: в этом реестре больше не должны находиться иностранные организации, а также компании, находящиеся под контролем иностранного государства, или международной организации, или иностранного юрлица или физлица, или иностранной структуры без образования юрлица.

Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ предусмотрено установление налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и страховым взносам для организаций, осуществляющих разработку или разработку и производство собственной электронной компонентой базы и электронной продукции.

Действие положений п. 1.16 ст. 284 и ст. 427 НК РФ в редакции Закона N 323-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года (ч. 6 ст. 4 Закона N 323-ФЗ). Оговорено, что положения п. 1.16 ст. 284 НК РФ применяются по 31 декабря 2027 года включительно (ч. 17 ст. 4 Закона N 323-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 18.04.2024 N 03-03-06/1/36029).

В 2022 году действие положений п. 1.16 ст. 284 и ст. 427 НК РФ распространяется также на компании, включенные на 14.07.2022 в реестр организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, при соблюдении ими условия применения соответствующих налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и пониженных тарифов страховых взносов (ч. 18 ст. 4 Закона N 323-ФЗ).

Для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, а также тарифов страховых взносов Правительством РФ утверждены:

- перечень электронной (радиоэлектронной) продукции - постановлением Правительства РФ от 22.07.2022 N 1310;

- перечень материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей) - постановлением Правительства РФ от 22.07.2022 N 1311.

Внимание

Применение пониженной налоговой ставки (пониженных тарифов страховых взносов) является обязанностью, а не правом налогоплательщика (плательщика страховых взносов) (см. письмо Минфина России от 25.08.2023 N 03-03-06/1/80904).

Льготы по налогу на прибыль для компаний, осуществляющих деятельность в сфере РЭП

Согласно п. 1.16 ст. 284 НК РФ для российских организаций, включенных в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности (его формирует и ведет Министерство промышленности и торговли РФ), начиная с налогового периода включения в указанный реестр в 2025 - 2027 годах установлены следующие ставки налога на прибыль, зачисляемого (см. также письма Минфина России от 30.08.2023 N 03-03-06/1/82718, от 21.08.2023 N 03-03-06/1/78948):

- в федеральный бюджет - в размере 8% (до 31.12.2024 - 3%);

- в бюджет субъекта РФ - в размере 0%.

Внимание

Федеральным законом от 29.11.2024 N 417-ФЗ с 1 января 2025 года в доходы, учитываемые для применения льготы, включены доходы от реализации произведенного организацией оборудования для производства электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с правительственным перечнем.

Применяются эти налоговые ставки при условии, что по итогам отчетного (налогового) периода в сумме всех доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не менее 70% составляют доходы (сумма доходов определяется по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 НК РФ, при этом в нее не включаются доходы в виде курсовых разниц и субсидий (указанные в п. 2 и 11 ст. 250 и п. 4.1 ст. 271 НК РФ), а также доходы от уступки права требования долга, возникшего при признании нижеперечисленных доходов) от (см. также письма Минфина России от 10.10.2022 N 03-03-06/1/97536, от 03.10.2022 N 03-03-06/1/95064):

1) реализации услуг (работ) по проектированию и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции и (или) материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей) в соответствии с перечнем таких материалов и технологий, утверждаемым Правительством РФ;

2) реализации услуг (работ) по производству электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, и (или) по производству электронной компонентной базы (электронных модулей);

3) передачи исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и (или) предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных при проектировании и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) электронной (радиоэлектронной) продукции;

4) реализации организацией электронной компонентной базы (электронных модулей), произведенной на основе собственных разработок или разработок лица, входящего в одну группу лиц с данной организацией;

5) реализации (передачи в аренду) произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ (см. также письмо Минфина России от 23.12.2024 N 03-03-06/1/130334);

6) реализации услуг (работ) по ремонту и (или) техническому обслуживанию произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ (см. также письмо Минфина России от 26.01.2024 N 03-03-06/1/6247).

Примечание

По мнению Минфина России, собственная разработка должна подтверждаться, например, документами Роспатента (см. письмо от 25.07.2025 N 03-03-06/1/72185).

Содержащийся в п. 1.16 ст. 284 НК РФ перечень видов доходов, которые включаются в 70-процентную долю доходов организации от осуществления деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности, является исчерпывающим. Виды доходов, не поименованные в нем, не могут учитываться при расчете 70-процентной доли доходов для применения организацией пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль (см. письма Минфина России от 21.10.2025 N 03-03-06/1/101674, от 26.01.2023 N 01-06-13/03-6138).

Если по итогам налогового периода организация не выполняет условие, установленное п. 1.16 ст. 284 НК РФ, а также в случае ее исключения из рееестра, такая организация лишается права применять льготные ставки по п. 1.16 ст. 284 НК РФ с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие установленному условию либо произошло исключение из указанного реестра (см. также письмо Минфина России от 03.11.2022 N 03-03-06/1/107429). В случае выполнения такой организацией необходимого условия о 70-процентной доле доходов от деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности по итогам следующих отчетных (налогового) периодов, она в соответствующем отчетном (налоговом) периоде применяет льготные ставки по налогу на прибыль к налоговой базе, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода (см. письмо Минфина России от 26.07.2024 N 03-03-06/1/69896).

Примечание

Если налогоплательщик одновременно отвечает критериям применения пониженных ставок для резидентов ОЭЗ и для организаций радиоэлектронной промышленности, то он обязан самостоятельно определить основание, которое должно быть неизменным в течение налогового периода (см. письмо Минфина России от 01.02.2024 N 03-03-06/1/8141).

С 1 января 2025 года расходы на радиоэлектронную продукцию в сфере искусственного интеллекта налогоплательщик вправе включать в первоначальную стоимость имущества с применением повышающего коэффициента 2 (1,5 - до 31.12.2024) (п. 1 ст. 257 НК РФ). Так, при определении стоимости амортизируемого имущества устанавливается повышающий коэффициент к расходам на приобретение:

- основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, либо включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, либо включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования);

Примечание

Отнесение ОС, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, к сфере искусственного интеллекта осуществляется на основании предусмотренного данным реестром специального признака, указывающего, что такие основные средства относятся к сфере искусственного интеллекта (п. 4 ст. 257 НК РФ, см. также письмо Минфина России от 14.09.2023 N 03-03-06/1/87967).

Отметим, эти нормы распространяются только на те объекты, которые введены в эксплуатацию начиная с 1 января 2023 года. Так как применение данных норм является правом налогоплательщика, а не его обязанностью, то соответствующие положения об установлении специального коэффициента должны быть указаны в учетной политике для целей налогообложения (см. письмо Минфина России от 08.11.2022 N 03-03-06/1/108245).

С 28 апреля 2023 года аналогичная мера действует в отношении основного средства, включенного в перечень российского высокотехнологичного оборудования (ПРВО), утвержденный Правительством РФ (абзац третий п. 1 ст. 257 НК РФ). Это положение применяется к правоотношениям по определению первоначальной стоимости высокотехнологичного оборудования, которое на дату ввода его в эксплуатацию включено в ПРВО.

Примечание

Вместе с тем ПРВО вступил в силу 21.07.2023. В связи с этим повышающий коэффициент может быть применен к расходам, формирующим первоначальную стоимость высокотехнологичного оборудования, которое введено в эксплуатацию начиная с 21.07.2023 и содержится в вышеуказанном перечне, при условии, что учетной политикой для целей налогообложения на соответствующий год предусмотрено применение такого коэффициента (см. письмо Минфина России от 08.08.2023 N 03-03-06/1/74309).

Кроме того, с 1 января 2023 года в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции (ЕРРРП) (подп. 5 п. 2 ст. 259.3 НК РФ) применяется повышающий коэффициент амортизации не выше 3. Переходные ключи между кодами ОКПД, содержащимися в ЕРРРП, и кодами ОКОФ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности (см. также письма Минфина России от 12.03.2025 N 03-03-07/24600, от 30.08.2023 N 03-03-06/1/82573).

Единый пониженный тариф страховых взносов для компаний, осуществляющих деятельность в сфере РЭП

С 1 января 2025 года для российских организаций, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере (подп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ, п. 2.2-1 ст. 427 НК РФ):

- 7,6 % - в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;

- 7,6 % - свыше единой предельной величины базы.

Пониженный тариф сраховых взносов в 2023 - 2024 годах

Для российских организаций, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, в течение 2023 и 2024 годов установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере (подп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ, п. 2.2 ст. 427 НК РФ):

- 7,6 % - в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;

- 0 % - свыше единой предельной величины базы.

Скрыть текст

Пониженный тариф сраховых взносов до 31.12.2022

Для плательщиков, указанных в подп. 18 п. 1 ст. 427 НК РФ, в рамках лимита предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применялись следующие тарифы (подп. 8 п. 2 ст. 427 НК РФ):

- на обязательное пенсионное страхование - 6,0%;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5%;

- на обязательное медицинское страхование - 0,1%.

Скрыть текст

Внимание

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности и включенные в соответствующий реестр в течение 2022 года, могут применять пониженные тарифы по страховым взносам с 1 января 2022 года (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.11.2024 N 305-ЭС24-15059 (включено в Обзор судебной практики ВС РФ N 2 за 2025 год), письмо ФНС России от 13.12.2024 N БС-4-11/14177@).

Условия применения льготы изложены в п. 14 ст. 427 НК РФ. Так, по итогам отчетного (расчетного) периода в сумме всех доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не менее 70% должны составлять доходы (сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 НК РФ, при этом в нее не включаются доходы в виде курсовых разниц и субсидий (указанные в п. 2 и 11 ст. 250 и п. 4.1 ст. 271 НК РФ), а также доходы от уступки права требования долга, возникшего при признании нижеперечисленных доходов) от (см. также письма Минфина России от 10.10.2022 N 03-03-06/1/97536, от 03.10.2022 N 03-03-06/1/95064):

1) реализации услуг (работ) по проектированию и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции и (или) материалов и технологий для производства электронной компонентной базы (электронных модулей) в соответствии с перечнем таких материалов и технологий, утверждаемым Правительством РФ;

2) реализации услуг (работ) по производству электронной (радиоэлектронной) продукции по перечню, утверждаемому Правительством РФ, и (или) по производству электронной компонентной базы (электронных модулей);

3) передачи исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и (или) предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных при проектировании и (или) разработке электронной компонентной базы (электронных модулей) и (или) электронной (радиоэлектронной) продукции;

4) реализации организацией электронной компонентной базы (электронных модулей), произведенной на основе собственных разработок или разработок лица, входящего в одну группу лиц с данной организацией;

Примечание

Лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо, и при этом доля участия во всех случаях составляет более 50%. С 1 января 2025 года указанным лицом не может быть иностранная организация (за исключением иностранной организации, контролирующим лицом которой является российская организация или гражданин РФ) либо иностранный гражданин или лицо без гражданства.

5) реализации (передачи в аренду) произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ (см. также письма Минфина России от 11.07.2025 N 03-03-06/1/67706, от 23.12.2024 N 03-03-06/1/130334);

6) с 1 января 2025 года - от реализации произведенного организацией оборудования для производства электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем такого оборудования, утверждаемым Правительством РФ;

7) реализации услуг (работ) по ремонту и (или) техническому обслуживанию произведенной на основе собственных разработок электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ (см. также письмо Минфина России от 26.01.2024 N 03-03-06/1/6247).

Примечание

При этом организация, выполняющая условия для применения льготы, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с месяца ее включения в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере РЭП (см. письма Минфина России от 30.08.2023 N 03-03-06/1/82718, от 21.10.2022 N 03-03-06/1/102249).

Содержащийся в п. 14 ст. 427 НК РФ перечень видов доходов, которые включаются в 70-процентную долю доходов организации от осуществления деятельности в сфере радиоэлектронной промышленности, является исчерпывающим. Виды доходов, не поименованные в нем, не могут учитываться при расчете 70-процентной доли доходов для применения организацией пониженного тарифа страховых взносов (см. письма Минфина России от 21.10.2025 N 03-03-06/1/101674, от 26.01.2023 N 01-06-13/03-6138).

Если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет условие, установленное п. 14 ст. 427 НК РФ, или исключена из реестра РЭП, она лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные п. 2.2-1 ст. 427 НК РФ, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие либо произошло исключение (абз. 10 п. 14 ст. 427 НК РФ, см. также письмо Минфина России от 03.11.2022 N 03-03-06/1/107429). При этом организация обязана произвести перерасчет исходя из общеустановленных тарифов страховых взносов и представить уточненные расчеты по страховым взносам за каждый отчетный (расчетный) период года, в котором произошло невыполнение условий. Однако в случае, если по итогам следующего отчетного (расчетного) периода условие о доле доходов от профильной деятельности выполняется, то организация производит перерасчет платежей по страховым взносам исходя из пониженных тарифов с начала календарного года и представляет уточненные расчеты за каждый отчетный (расчетный) период этого календарного года (см. письма Минфина России от 26.07.2024 N 03-03-06/1/69896, от 16.10.2023 N 03-15-06/97790).

Сводная таблица льгот для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности

 

Налог на прибыль

Страховые взносы

Размер льготных ставок

- в федеральный бюджет - 8%;

- в бюджет субъекта РФ - 0%

- единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % (как в пределах, так и свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов)

Кто применяет

- российские организации, включенные в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;

Условие применения

по итогам отчетного (налогового\расчетного) периода в сумме всех доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не менее 70% составляют доходы:

- перечисленные в п. 1.16 ст. 284 НК РФ

- перечисленные в п. 14 ст. 427 НК РФ

Прочие условия действия положений

распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2022

применяются по 31.12.2027 включительно

 
Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 17 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 210 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 12 300 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.