Изображения сгенерированы нейросетью Шедеврум
НИОКР беспилотной авиации БПЛА и РЭБ
- Морской рой: как кораблям защищаться от дронов?
- Тихий дрон: беспилотники и средства РЭБ
- для FPV-дронов начали выпускать штатные боеприпасы
- Выборка из БД ФИПС патентов РФ на изобретения по теме "БПЛА" (1995 – 2022 гг.)
- НИОКР БПЛА востребованы в СВО
- НИОКР и экономика войны беспилотниками
- Средства РЭБ с БПЛА FPV «дроны» и «дронобойки»
- В каких областях науки и техники НИОКР в период СВО?
Поддержка БАС БВС беспилотных авиационных систем комплектующих компонентов подсистем
- Услуги для заявителей на грант фонда НТИ резиденту НПЦ БАС
- В беспилотники БАС БПЛА БВС вложится венчурный ФСИ НТИ
- Грант ФНТИ на прототипы опытные образцы БАС: План выполнения проекта
- Грант ФНТИ на прототипы опытные образцы БАС: меры поддержки ЦКП НПЦ
- Гранты ФНТИ для НПЦ на опытные образцы БАС комплектующих компонентов подсистем
- Гранты ФНТИ для НПЦ на прототипы БАС комплектующих компонентов подсистем
- Создание НПЦ БАС за счет субсидии Минпромторга 328
- Субсидии на создание НПЦ БАС
- Гранты на сертификацию БАС
- Документы к заявке опыт и кадры
- Документы к заявке расчет ЧА
- Инвестиции ФСИ НТИ в беспилотники БАС БПЛА БВС
- Инвестиции ФСИ НТИ в беспроводную связь
- Классификация БПЛА РФ по летным характеристикам
- Классификация БПЛА по летным характеристикам UVS International
- Компенсация производителям БАС скидки покупателям до 20%, 30%, 40%
- ППРФ 1780
- Программы льготного лизинга БАС от АО «ГТЛК»
- Размер субсидии на опытный образец БАС
- Размер субсидии на прототип БАС
- Размер субсидии на серийное производство новых видов БАС
- Состав заявки резидента НПЦ БАС
- Статьи завтрат на прототип БАС
- Статьи затрат на образец БАС вклад УК ДК
- Статьи затрат на образец БАС грант
- Статьи затрат на серийное производство БАС вклад УК ДК
- Субсидии фонда НТИ для НПЦ БАС
- Субсидии фонда НТИ для НПЦ на серийное производство БАС и компонентов
- Требования допуска к конкурсу проектов по разработке прототипов на базе НПЦ
- Требования к участникам конкурсного отбора резидентам НПЦ БАС
- Цели субсидии резидента НПЦ БАС
- Что такое НПЦ БАС?
- Оценка резидента НПЦ БАС на предмет соответствия "портрету" заявителя на грант
- 45,5 млрд рублей в 2024 году на БАС
- Аэронет НТИ
Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Еще мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры
- юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
- консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
- содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- привлечение партнеров в проект, бизнес.
В каком направлении ведутся НИОКР по БПЛА двойного назначения:
- - Разработка новых моделей дронов для разведки, наблюдения и ударных операций.
- - Улучшение систем управления и навигации, включая использование искусственного интеллекта.
Оба направления активно развиваются в сфере беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
1. Разработка новых моделей дронов для разведки, наблюдения и ударных операций: Это направление включает создание более совершенных дронов, которые могут выполнять различные задачи, такие как сбор разведывательной информации, мониторинг территорий и выполнение ударных операций. Новые модели часто оснащаются современными сенсорами, камерами высокого разрешения и системами связи, что позволяет им эффективно выполнять свои функции в различных условиях.
2. Улучшение систем управления и навигации, включая использование искусственного интеллекта: Это направление также является ключевым в развитии БПЛА. Использование искусственного интеллекта позволяет дронам более эффективно обрабатывать данные, принимать решения в реальном времени и улучшать автономность. Разработка новых алгоритмов навигации и управления помогает повысить точность и надежность полетов, а также позволяет дронам работать в сложных условиях, таких как городская среда или в условиях помех.
Оба направления взаимосвязаны и способствуют общему прогрессу в области БПЛА, что делает их важными для военных и гражданских приложений.
В последние годы в области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) наблюдается значительный прогресс в использовании высокоточных инерциальных измерительных устройств, таких как:
- лазерные гироскопы и
- инерциальные сенсоры на основе микросистемной технологии (MEMS).
Вот некоторые ключевые достижения и термины, связанные с этой темой:
1. Лазерные гироскопы (Laser Gyroscopes)
Применение: Используются в авиации, космических аппаратах и военной технике для точной навигации и управления.
Принцип действия: Лазерные гироскопы используют интерференцию лазерного света для измерения угловой скорости. Они обеспечивают высокую точность и стабильность, что делает их идеальными для навигации.
Основной принцип работы (лазерные гироскопы) основан на эффекте Сент-Дени, который заключается в том, что свет, проходящий по двум направлениям в замкнутом контуре, будет иметь разную фазу, если контур вращается.
Вот основные этапы работы лазерного гироскопа:
1. Генерация лазерного света: Лазерный источник генерирует когерентный свет, который имеет постоянную частоту и фазу.
2. Разделение луча: Лазерный свет разделяется на два луча, которые движутся в противоположных направлениях по замкнутому контуру (обычно это кольцевая или прямоугольная оптика).
3. Вращение гироскопа: Когда гироскоп вращается, один из лучей проходит через вращающуюся систему, а другой — в обратном направлении. Из-за вращения гироскопа один луч будет проходить через большее расстояние, чем другой, что приводит к разности фаз между ними.
4. Интерференция: После того как оба луча возвращаются к точке разделения, они интерферируют друг с другом. Изменение разности фаз приводит к изменению интенсивности света, которое можно измерить.
5. Измерение угловой скорости: Измеряя изменения в интерференционной картине, можно определить угловую скорость вращения гироскопа. Чем быстрее происходит вращение, тем больше разность фаз между лучами.
Лазерные гироскопы обеспечивают высокую точность и стабильность, что делает их идеальными для использования в навигационных системах, таких как инерциальные навигационные системы (INS) в авиации, морском транспорте и космических аппаратах.
Они не зависят от внешних сигналов (например, GPS), что делает их надежными в условиях, где такие сигналы могут быть недоступны.
2. Инерциальные сенсоры на основе MEMS (Micro-Electro-Mechanical Systems)
Определение: MEMS-сенсоры представляют собой миниатюрные устройства, которые используют механические элементы для измерения угловой скорости и ускорения. Они более компактны и дешевле, чем традиционные инерциальные сенсоры.
Преимущества: Высокая интеграция, низкое энергопотребление и возможность массового производства.
Инерциальные сенсоры на основе MEMS (Micro-Electro-Mechanical Systems) работают на принципе измерения изменений механических параметров, таких как ускорение и угловая скорость, с помощью миниатюрных механических элементов.
Примеры датчиков:
- акселерометр;
- гироскоп датчик угловых скоростей;
- магнитометрический датчик (магнитометр), компас;
- датчики давления, барометры;
- микрофоны;
- термодатчики, измерители температуры;
- анализаторы среды;
- измерительные преобразователи радиосигнала.
Основные принципы их работы можно описать следующим образом:
1. Структура и принцип работы: MEMS-сенсоры состоят из микроскопических механических элементов, таких как массы, пружины и датчики. Например, в акселерометрах MEMS используется масса, подвешенная на пружинах. Когда устройство подвергается ускорению, масса смещается, и это смещение фиксируется с помощью датчиков, которые преобразуют механическое движение в электрический сигнал.
2. Измерение угловой скорости: В гироскопах MEMS используется принцип Королиса. Когда устройство вращается, инерциальные силы действуют на микроскопическую массу, что вызывает её смещение. Это смещение также фиксируется датчиками, которые преобразуют его в электрический сигнал, позволяя вычислить угловую скорость.
3. Интеграция и миниатюризация: MEMS-технология позволяет интегрировать множество функций на одном чипе, что делает сенсоры компактными и легкими. Это особенно важно для мобильных устройств, дронов и других приложений, где пространство и вес имеют критическое значение.
4. Низкое энергопотребление: MEMS-сенсоры потребляют значительно меньше энергии по сравнению с традиционными инерциальными сенсорами, что делает их идеальными для использования в портативных устройствах и системах с ограниченными ресурсами.
5. Массовое производство: MEMS-технология позволяет производить сенсоры с высокой степенью повторяемости и низкой стоимостью, что делает их доступными для широкого круга приложений, от смартфонов до автомобилей и промышленных систем.
В целом, MEMS-сенсоры представляют собой мощный инструмент для измерения инерциальных параметров, обеспечивая высокую точность, надежность и экономическую эффективность.
3. Интеграция GNSS и инерциальных систем
Определение: GNSS (Global Navigation Satellite System) - это система глобального навигационного спутникового позиционирования, которая используется в сочетании с инерциальными измерительными устройствами для повышения точности навигации.
Преимущества: Комбинирование данных от GNSS и инерциальных сенсоров позволяет компенсировать недостатки каждой из систем, особенно в условиях, когда сигнал GNSS может быть потерян.
Интеграция глобальных навигационных спутниковых систем (GNSS), таких как ГЛОНАСС, с инерциальными системами (INS) представляет собой важный шаг в повышении точности и надежности навигации.
Основные принципы и преимущества такой интеграции можно описать следующим образом:
### Принципы интеграции GNSS и инерциальных систем
1. Комбинирование данных: Интеграция заключается в совместном использовании данных, получаемых от GNSS и инерциальных измерительных устройств. GNSS предоставляет информацию о положении и скорости объекта, а INS отслеживает изменения положения и ориентации на основе измерений ускорения и угловой скорости.
2. Фильтрация данных: Для объединения данных используется различные алгоритмы фильтрации, такие как фильтр Калмана. Этот алгоритм позволяет оценивать состояние системы, минимизируя влияние шума и ошибок в измерениях.
3. Коррекция ошибок: Инерциальные системы могут накапливать ошибки в измерениях со временем (дрифт), в то время как GNSS может временно терять сигнал.
Интеграция позволяет использовать данные GNSS для коррекции ошибок INS, а также использовать данные INS для поддержания навигации в периоды потери сигнала GNSS.
### Преимущества интеграции
1. Повышение точности: Интеграция позволяет значительно улучшить точность позиционирования, особенно в условиях, когда сигнал GNSS может быть ослаблен или потерян (например, в городских каньонах или в условиях плохой видимости).
2. Устойчивость к помехам: INS обеспечивает непрерывное отслеживание положения и ориентации, что делает систему более устойчивой к временным помехам и потерям сигнала GNSS.
3. Снижение времени отклика: Интеграция позволяет быстро реагировать на изменения в движении объекта, что особенно важно для динамических приложений, таких как авиация, морская навигация и автономные транспортные средства.
4. Улучшение надежности: Совмещение двух систем делает навигацию более надежной, так как каждая система может компенсировать недостатки другой.
### Как это делается
1. Установка оборудования: На объект устанавливаются приемники GNSS и инерциальные измерительные устройства. Эти системы должны быть синхронизированы для корректного обмена данными.
2. Сбор данных: Оба устройства собирают данные о положении, скорости и ориентации объекта. GNSS предоставляет данные о местоположении, а INS — данные о движении.
3. Обработка данных: Данные от обеих систем обрабатываются с использованием алгоритмов фильтрации, таких как фильтр Калмана, для получения более точной и надежной информации о положении и движении объекта.
4. Вывод результатов: Обработанные данные используются для навигации, управления и других приложений, требующих высокой точности и надежности.
Интеграция GNSS и инерциальных систем является важным направлением в области навигации и позиционирования, обеспечивая более высокую точность и надежность в различных условиях эксплуатации.
4. Алгоритмы фильтрации (например, фильтр Калмана)
Определение: Фильтр Калмана - это алгоритм, который используется для оценки состояния динамической системы, основываясь на последовательности измерений. Он позволяет объединять данные от различных сенсоров для получения более точной информации о положении и скорости.
Применение: Широко используется в системах навигации БПЛА для улучшения точности позиционирования.
5. Адаптивные инерциальные системы
Определение: Адаптивные инерциальные системы могут изменять свои параметры в зависимости от условий эксплуатации, что позволяет улучшить точность и надежность.
Преимущества: Повышенная устойчивость к внешним воздействиям и изменяющимся условиям.
6. Технологии многосенсорной интеграции
Определение: Это подход, при котором данные от различных сенсоров (гироскопы, акселерометры, магнитометры и др.) комбинируются для достижения более высокой точности и надежности.
Преимущества: Устойчивость к ошибкам отдельных сенсоров и улучшенная общая производительность системы.
Применение высокоточных инерциальных измерительных устройств в БПЛА открывает новые возможности для различных областей, включая гражданскую авиацию, военное дело и научные исследования. Инновации в этой области продолжают развиваться, что позволяет создавать более точные, надежные и эффективные системы навигации и управления.
В каком направлении помимо использования управления по оптоволоконному кабелю (в альтернативу управлению по радиоканалу) ведутся НИОКР по БПЛА - улучшение систем управления и навигации
В области беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) ведутся активные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в нескольких направлениях, помимо использования оптоволоконных кабелей для управления. Вот некоторые из них:
1. Автономные системы управления: Разработка алгоритмов и систем, позволяющих БПЛА работать в полностью автономном режиме, включая использование искусственного интеллекта и машинного обучения для обработки данных и принятия решений в реальном времени.
2. Системы навигации на основе GPS и альтернативные технологии:
- Исследования в области улучшения точности и надежности GPS-навигации, а также
- разработка альтернативных систем, таких как инерциальные навигационные системы (INS),
- визуальная навигация,
- SLAM (Simultaneous Localization and Mapping)
- и другие.
SLAM (Simultaneous Localization and Mapping) — это метод, используемый в робототехнике и компьютерном зрении, который позволяет устройствам (например, роботам или дронам) одновременно определять своё местоположение (локализация) и строить карту окружающей среды (маппинг) на основе данных, полученных от сенсоров, таких как камеры, лидары и ультразвуковые датчики.
Перевод термина:
- - "Simultaneous" — одновременно
- - "Localization" — локализация
- - "Mapping" — картографирование
Таким образом, SLAM можно перевести как "одновременная локализация и картографирование".
Что включает SLAM:
1. Сенсоры: Используются различные сенсоры для сбора данных об окружающей среде, такие как камеры, лазерные дальномеры (лидары), инерциальные измерительные устройства (IMU) и другие.
2. Алгоритмы: Разработка и применение алгоритмов для обработки данных, полученных от сенсоров, и для вычисления положения устройства в пространстве.
3. Картографирование: Построение карты окружающей среды на основе собранных данных, которая может быть использована для навигации.
4. Локализация: Определение текущего местоположения устройства на созданной карте.
5. Оптимизация: Улучшение точности как локализации, так и карты с течением времени, используя методы оптимизации и фильтрации, такие как фильтр Калмана или графовые методы.
SLAM находит применение в различных областях, включая автономные транспортные средства, робототехнику, дополненную реальность и многие другие.
Инерциальные навигационные системы (INS) — это системы, которые определяют положение и скорость объекта, используя данные о его движении, полученные от инерциальных датчиков, таких как акселерометры и гироскопы.
Эти датчики измеряют ускорение и угловую скорость, что позволяет вычислять перемещение объекта в пространстве.
Перевод термина "инерциальные навигационные системы" на английский язык — "Inertial Navigation Systems".
INS широко используются в различных областях, включая авиацию, морскую навигацию, космические технологии и робототехнику, поскольку они обеспечивают автономное определение положения без необходимости в внешних источниках данных, таких как GPS.
3. Сенсорные технологии: Интеграция различных сенсоров (лидар, радары, камеры и др.) для повышения точности восприятия окружающей среды и улучшения навигационных возможностей БПЛА.
4. Коммуникационные технологии: Разработка новых протоколов и стандартов для передачи данных между БПЛА и наземными станциями, включая использование 5G и других высокоскоростных сетей.
5. Системы предотвращения столкновений: Создание технологий для обнаружения и предотвращения столкновений с другими объектами в воздухе и на земле, включая использование алгоритмов для анализа данных от сенсоров.
6. Энергоэффективные системы: Исследования в области повышения энергоэффективности БПЛА, включая использование новых типов аккумуляторов, солнечных панелей и других источников энергии.
7. Многоагентные системы: Разработка технологий для координации и взаимодействия нескольких БПЛА в рамках одной миссии, что позволяет выполнять более сложные задачи.
8. Кибербезопасность: Исследования в области защиты БПЛА от киберугроз, включая шифрование данных и защиту систем управления.
Эти направления активно развиваются и имеют большое значение для повышения эффективности и безопасности использования БПЛА в различных сферах, включая сельское хозяйство, логистику, мониторинг окружающей среды и военные операции.
04 окт 2024
Источник https://www.rbc.ru/business/04/10/2024/66f6a4119a7947408f88a3ed
Что входит в проект по развитию беспилотников
Национальный проект по гражданским беспилотникам состоит из пяти федеральных проектов:
- «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» (самый капиталоемкий проект): его финансирование в ближайшую трехлетку сократится на 6,8%, до 63,3 млрд руб. Руководитель этого проекта — замглавы Минпромторга Василий Шпак.
- «Стимулирование спроса на БАС»: бюджет, напротив, вырастет на 23%, до 19,3 млрд руб. Этим проектом сейчас руководит первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.
- «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование системы сертификации БАС»: бюджет сократится в четыре раза, до 8,6 млрд руб. Причем в следующем году бюджетных средств на него не предусмотрено. Проектом руководит замглавы Минтранса Владимир Потешкин.
- Проект «Перспективные технологии для БАС» в опубликованной версии проекта о бюджете не предусмотрен. Ранее на НИОКРы в этой сфере планировалось потратить 7 млрд руб. в предстоящие три года. Проект курирует Минобрнауки. В Минпромторге РБК поясняли, что исключать этот блок не планируется, но средства на него «находятся на этапе распределения».
- На «Кадры для БАС» предлагается направить всего 300 млн руб. в 2026–2027 годах — это в 12 раз меньше, чем указано в действующей редакции. Денег в 2025 году на этот проект выделять не планируется. Куратор — замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.
Еще 20,6 млрд руб. зарезервированы в бюджете нацпроекта на ближайшие три года, следует из опубликованных материалов. Эти деньги, согласно пояснительной записке, будут направлены на гражданский госзаказ на беспилотники, на некоммерческий лизинг российских БАС, на разработку решений для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство с пилотируемыми судами и проведение научно-исследовательских работ в области БАС. При этом все эти мероприятия запланированы и в указанных федеральных проектах.
Нацпроект по созданию новой отрасли беспилотников в России рассчитан до 2030 года. Но если в 2023 году власти рассчитывали, что на эти цели будет потрачено почти 900 млрд руб., то уже в апреле этого года российский Forbes сообщал о 714 млрд руб. После апреля бюджет был скорректирован еще раз — до 546 млрд руб., сообщил источник РБК, знакомый с утвержденной на текущий момент версией проекта.
Параметры нацпроекта, в том числе финансовые, еще обсуждаются в правительстве, сообщил РБК источник. «Обсуждаются предложения по перегруппировке и переструктурированию нацпроекта, в том числе финансовому», — отметил он. В ближайшее время запланировано заседание правкомиссии по вопросам развития БАС, где нацпроект также будет обсуждаться, уточнил он. «Допускается возможность увеличения ряда показателей от исходных, поданных в проекте бюджета, а не их снижение», — добавил он.
Каких показателей планируется достичь
План по количеству произведенных российских гражданских БАС в обновленной рабочей версии паспорта (есть у РБК) также был снижен: сейчас к 2030 году планируется произвести 25,6 тыс. беспилотников вместо 32,5 тыс. в предыдущих планах. Также власти снизили прогноз по достижению доли отечественных БАС в России к 2030 году — с 70 до 50%. Ранее «перевалить» за 50-процентную планку планировалось уже в 2025 году.
В текущем году Минтранс по-прежнему планирует оснастить «унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов» два региона, следует из обновленной версии паспорта. В прошлом году ведомство выбрало для этого девять населенных пунктов в Чукотском автономном округе и на Ямале. О реализации этих планов не сообщалось. В Минтрансе отказались от комментариев. Как сообщили четыре источника РБК, новый паспорт нацпроекта еще не утвержден, он будет корректироваться.
Согласно данным Минфина, в текущем году по состоянию на 1 сентября бюджет нацпроекта (45,3 млрд руб.) исполнен на треть (33,8%). На инфраструктуру и систему сертификации потрачено 23,6% из запланированного объема, на кадры — 21%, на перспективные технологии — 9,7%, на разработку и производство дронов — 19,4%. Проект по стимулированию спроса — на 55%.
С гражданским госзаказом на дроны (его финансирование «вшито» в федпроект по стимулированию спроса) как раз возникли сложности, писал «Коммерсантъ». Ряд производителей оказались не готовы к работе с казначейским сопровождением, они не открыли заблаговременно казначейские счета, по которым производятся расчеты за госзаказ дронов, отмечала Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК, базовый поставщик по гражданскому госзаказу БАС).
«На сегодня результатом нашего пути стало то, что на пять с небольшим миллиардов рублей заказано отечественных гражданских беспилотников для передачи их более 150 заказчикам федерального и регионального уровней. Это контрактация, которая на сегодня уже состоялась», — сообщал глава ГТЛК Евгений Дитрих 23 сентября на форуме «Цифровая транспортация». В июле ГТЛК уже отчитывалась, что завершает контрактацию по госзаказу: тогда было законтрактовано около 2,5 тыс. единиц БАС на 4,9 млрд руб.
Дитрих добавил, что в рамках промежуточных результатов исследования рынка и выполнения госзаказа в России выявлено 35 типов легких беспилотников, шесть типов — средних и ни одной модели больших беспилотников. Как подтвердил на сессии форума председатель консультативного совета «Эколибри» (разработчик тяжелых беспилотников) Алексей Рогозин, «в России пока нет ни одного серийно производимого гражданского аппарата в категории тяжелых, то есть со взлетной массой свыше 30 кг».
Всего в этом году по госзаказу должно было быть закуплено 153 тыс. гражданских дронов, из которых 151 тыс. — образовательные (учебные дроны, предназначенные для обучения управлению беспилотниками), заявляли в декабре 2023 года в секретариате бывшего вице-премьера Андрея Белоусова (сейчас министр обороны). Но по словам источника РБК, знакомого с планом госзаказа, на этот год он составляет 19 тыс. единиц техники, из которых 16,5 тыс. — образовательные дроны.
Путин поддержал обучение школьников управлению беспилотниками Технологии и медиа
Нацпроект стартовал только в этом году, и меры господдержки были распределены впервые, напомнили в пресс-службе Минпромторга. «Цикл выполнения заказов длинный, учитывая время на контрактацию, закупку комплектующих, производство изделий. Наконец, часть инструментов поддержки носит «затратный» характер. Это значит, что предварительно участники мер поддержки от отрасли несут расходы, а после смогут их компенсировать. В конце года будут подведены все итоги», — добавили там. Потребность госзаказа в финансировании на 2024 год составляет 15,349 млрд руб., сообщили в министерстве. В прошлом году она прогнозировалась в объеме 20,7 млрд руб.
В пресс-службе Минобрнауки РБК подтвердили, что закупки дронов для образовательных организаций курирует Минпросвещения. В Минпросвещения не ответили на запрос РБК.
Для достижения показателей национального проекта и федерального проекта Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование системы сертификации БАС. Комплексная система разработки БПЛА БАС в т.ч. через сеть НТЦ к 2030 году необходимо выполнить ряд мероприятий и действий, которые можно разбить на несколько ключевых направлений. Ниже приведены подробные шаги для каждого из указанных показателей.
### 1. Обеспечение безопасности инфраструктуры воздушного транспорта от противоправного применения беспилотных воздушных судов
#### 1.1 Оснащенность аэродромов техническими средствами
- **Аудит текущего состояния**: Провести анализ существующих аэродромов I категории на предмет наличия технических средств для обнаружения и противодействия беспилотным воздушным судам (БВС).
- **Разработка технических требований**: Определить необходимые технические средства (радары, системы радиоэлектронной борьбы и т.д.) и их характеристики.
- **Закупка и установка оборудования**: Организовать тендеры на закупку и установку оборудования, а также провести обучение персонала.
- **Тестирование и сертификация**: Провести тестирование установленных систем и их сертификацию для обеспечения соответствия стандартам безопасности.
### 2. Оптимизация административных, технических и иных ограничений
#### 2.1 Время получения доступа к воздушному пространству
- **Анализ существующих процедур**: Изучить текущие процедуры получения доступа к воздушному пространству для БВС и выявить узкие места.
- **Разработка новых регуляций**: Создать новые или изменить существующие регуляции, упрощающие процесс получения разрешений.
- **Внедрение электронных систем**: Разработать и внедрить электронные системы для автоматизации процесса получения разрешений.
- **Обучение и информирование**: Провести обучение для операторов БВС и сотрудников органов управления воздушным движением.
### 3. Развитие инфраструктуры для эксплуатации беспилотных авиационных систем
#### 3.1 Оснащение субъектов РФ унифицированной инфраструктурой
- **Планирование инфраструктуры**: Разработать план развития инфраструктуры для БВС в каждом из 89 субъектов РФ.
- **Финансирование и инвестиции**: Определить источники финансирования (государственные, частные инвестиции) и привлечь инвесторов.
- **Строительство и модернизация объектов**: Организовать строительство новых и модернизацию существующих объектов инфраструктуры (аэродромы, площадки для взлета и посадки, центры управления).
- **Мониторинг и оценка**: Установить систему мониторинга для оценки состояния инфраструктуры и ее соответствия требованиям.
### 4. Формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем
#### 4.1 Количество сертифицированных БВС
- **Разработка стандартов сертификации**: Создать и утвердить стандарты и требования для сертификации БВС.
- **Создание сертификационных органов**: Учредить или назначить специализированные органы для проведения сертификации БВС.
- **Проведение сертификации**: Организовать процесс сертификации для производителей и операторов БВС, включая создание необходимых лабораторий и испытательных центров.
#### 4.2 Снижение времени оказания государственной услуги по сертификации
- **Анализ текущих сроков**: Изучить текущие сроки оказания услуг по сертификации и выявить причины задержек.
- **Оптимизация процессов**: Разработать и внедрить новые процедуры и технологии, позволяющие сократить время сертификации (например, автоматизация процессов).
- **Обучение сотрудников**: Провести обучение для сотрудников сертификационных органов для повышения их квалификации и эффективности работы.
### Заключение
Для успешного выполнения всех вышеуказанных мероприятий необходимо обеспечить координацию между различными государственными органами, частными компаниями и научными учреждениями. Также важно учитывать мнение и потребности всех заинтересованных сторон, включая операторов БВС, органы управления воздушным движением и местные власти. Регулярный мониторинг и оценка прогресса помогут корректировать действия и достигать поставленных целей к 2030 году.
- Федеральный проект (Инфраструктура, безопасность и сертификация)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Обеспечение безопасности инфраструктуры воздушного транспорта от противоправного применения беспилотных воздушных судов |
1.1. |
Оснащенность аэродромов (аэропортов), отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта I категории, техническими средствами обнаружения и противодействия противоправному применению беспилотных воздушных судов |
2 |
Оптимизация административных, технических и иных ограничений, препятствующих развитию беспилотной авиации гражданского назначения |
2.1. |
Время получения доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных беспилотных воздушных судов |
3 |
Развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации беспилотных авиационных систем, в 89 субъектах Российской Федерации к 2030 году |
3.1. |
Количество субъектов Российской Федерации, оснащенных унифицированной инфраструктурой для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, нарастающим итогом |
4 |
Формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем |
4.1. |
Количество сертифицированных беспилотных авиационных систем |
4.2. |
Снижение времени оказания государственной услуги по сертификации типовой конструкции беспилотной авиационной системы |
2 Федеральный проект (Кадры для БАС)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Проведены соревнования с целью повышения престижности профессиональной деятельности, а также обновления квалификаций, связанных с разработкой, производством и эксплуатацией БАС |
1.1. |
Количество образовательных организаций высшего образования, при поступлении в которые в качестве индивидуальных достижений учитываются результаты соревновательных мероприятий в сфере проектирования, создания, эксплуатации и обслуживания БАС (нарастающим итогом) |
2 |
Разработаны и внедрены в образовательные программы высшего образования модули по БАС, а также обеспечена поддержка развития граждан в рамках построения гибких образовательных траекторий, в том числе, посредством реализации дополнительных профессиональных программ |
2.1. |
Количество дополнительных профессиональных программ в сфере БАС, прошедших экспертизу и включенных в цифровой реестр кадров БАС (нарастающим итогом) |
3 |
Разработаны и внедрены в образовательные программы общего образования, среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, а также основные программы профессионального обучения модули по БАС |
3.1. |
Количество образовательных организаций, в которых реализуются основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы дополнительного образования и образовательные программы среднего профессионального образования в сфере БАС, в том числе с использованием электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий (нарастающим итогом) |
4 |
Создан динамично обновляющийся цифровой реестр кадров БАС, связывающий информацию о потребностях в кадрах, трудовой и образовательной деятельности специалистов в сфере БАС, и обеспечивающий регулярную актуализацию профессий, навыков, стандартов и направлений обучения в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС |
4.1. |
Количество специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС, подготовленных и/или получивших подтверждение квалификации и/или осуществляющих деятельность в сфере БАС и находящихся в цифровом реестре кадров БАС, в рамках принятой системы непрерывной подготовки (нарастающим итогом) |
3 Федеральный проект (Перспективные технологии для БАС)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии навигации, радионавигации" |
1.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии навигации, радионавигации" |
2 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Вычислители, фотонные интегральные информационные системы" |
2.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Вычислители, фотонные интегральные информационные системы" |
3 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Новые технологии производства и новые материалы для БАС" |
3.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Новые технологии производства и новые материалы для БАС" |
4 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии группового взаимодействия БВС, принятия решений и комплексных систем управления БВС" |
4.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии группового взаимодействия БВС, принятия решений и комплексных систем управления БВС" |
5 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии и средства интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство" |
5.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии и средства интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство" |
6 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии технического зрения для БАС" |
6.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии технического зрения для БАС" |
7 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии, компоновки и принципы движения БВС" |
7.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии, компоновки и принципы движения БВС" |
8 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Технологии, методы и средства связи" |
8.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Технологии, методы и средства связи" |
9 |
Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения технологической независимости и глобальной конкурентоспособности российских беспилотных авиационных систем по приоритетному направлению технологий "Энергетические и силовые установки" |
9.1. |
Количество опытных, экспериментальных образцов и демонстраторов технологий беспилотных авиационных систем, полученных в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическому направлению "Энергетические и силовые установки" |
4 Федеральный проект (Стимулирование спроса на отечественные БАС)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Обеспечена реализация государственного гражданского заказа на БАС на период до 2030 года |
1.1. |
Доля отечественных БАС в общем объеме государственного гражданского заказа на БАС, в т.ч. самолеты, вертолеты, мультироторы |
2 |
Сформирована комплексная система стимулирования использования отечественных БАС, комплектующих и услуг, оказываемых с применением БАС |
2.1. |
Доля отечественных БАС в общем объеме российского рынка БАС, в т.ч. самолеты, вертолеты, мультироторы |
2.2. |
Объем российского рынка БАС без учета образовательных БАС, в т.ч. самолеты, вертолеты, мультироторы (с учетом потребности в рамках услуг) |
5. Федеральный проект (Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих)
N |
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект |
1 |
Обеспечена реализация концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство |
1.1. |
Количество новых российских решений для обеспечения интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство |
2 |
Развитие разработки и серийного производства БАС, а также их компонентов и материалов |
2.1. |
Количество произведенных российских БАС |
2.2. |
Уровень технологического суверенитета в отрасли БАС |
3 |
Создана инфраструктура поддержки и кооперации производителей БАС и их компонентов |
3.1. |
Количество субъектов Единого реестра российских производителей БАС и комплектующих |
4 |
Создана сеть НПЦ испытаний и компетенций в сфере развития БАС, обеспечивающих полный цикл от их разработки до сертификации и серийного производства |
4.1. |
Количество субъектов РФ, оснащенных инфраструктурой НПЦ в соответствии с методологической поддержкой АНО "Федеральный центр БАС" |
Власти предложили скорректировать бюджет нацпроекта по беспилотникам
С чем это связано и как поменяются ключевые KPI
Власти предложили изменить параметры финансирования нацпроекта по гражданским беспилотникам: поднять затраты в 2025–2026 годах и сократить в 2027-м.
Это корректировка исходя из реальных цен и потребностей, говорят участники рынка
Власти предложили корректировки в бюджет национального проекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС): речь идет об увеличении расходов на 2025 и 2026 годы и снижении в 2027 году.
Это следует из материалов к внесенному 30 сентября в Госдуму проекту федерального бюджета на 2025–2027 годы. В целом финансирование из бюджета на этот нацпроект в ближайшие три года должно составить 112,1 млрд руб. против 129,5 млрд руб., фигурирующих в действующей редакции паспорта нацпроекта.
Если, согласно паспорту проекта, в следующие два года на гражданские беспилотники планировалось тратить по 10 млрд руб. ежегодно,
- то теперь на 2025 год расходы в бюджете предполагаются на уровне 27,8 млрд руб,
- а на 2026-й — 43,7 млрд руб.
- Что касается 2027 года, когда предполагалось выделение более 100 млрд руб., сейчас предусмотрено 40,5 млрд, следует из бюджетных материалов.
Представитель курирующего нацпроект вице-премьера Виталия Савельева сообщил РБК, что параметры нацпроекта сформированы и проходят необходимые согласования.
Решения о сокращении бюджета не принималось, «идут проектировки, окончательные цифры будут зафиксированы в утвержденном бюджете», сообщил РБК представитель Минпромторга.
Что говорят участники отрасли
Опрошенные РБК участники отрасли (разработчики дронов, исследователи рынка, производители систем навигации) не увидели проблем в корректировках бюджета в 2027 году. «Это корректировка исходя из реальных цен и реальной потребности (в гражданских дронах. — РБК) на сегодняшний день. Эта потребность и так достаточно преувеличена конечными потенциальными потребителями госзаказа, так как у них до сих пор нет осознания, что такое беспилотник, каким он может быть, что он может сделать и чем он облегчит жизнь», — отмечает коммерческий директор «Лаборатории будущего» и эксперт рынка НТИ «Аэронет» Павел Камнев.
Кроме того, по его словам, у потребителей наконец-то появилось понимание, что для выполнения работ с помощью БПЛА необязательно быть его владельцем, а можно заказать услугу у оператора, — результат будет тот же при меньших затратах. «Бюджет корректируется ежегодно, поэтому нельзя утверждать, что в следующем году он не будет скорректирован в большую сторону по ряду факторов», — добавляет Камнев.
По словам гендиректора компании «Русдронопорт» Николая Ряшина, «бюджеты сокращаются практически везде и нацпроект по беспилотникам не исключение».
Комментировать бюджеты на развитие беспилотников очень трудно, так как «там есть скрытые неафишируемые цели», отмечает гендиректор «Курсира» Виталий Муниров. «Надо не забывать про рост расходов на СВО, что критически важно сейчас. Любой проект всегда проходит верификацию временем, поэтому запланированные при старте нацпроекта цифры скорректировались в течение первого года», — отмечает и гендиректор компании «Флай Дрон» Никита Данилов. Он тоже указал на «незрелость заказчика», у которого потребность в гражданских дронах пока «не столь велика».