Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90

На чем уже сейчас ФНС «ловит» резидентов ТОР (ТОСЭР) в моногородах и ТОР Дальнего Востока, Арктической зоны АЗ РФ, свободного порта Владивосток СПВ?

Вы можете посетить наши вебинары (онлайн) на темы:

  • Риски взаимозависимых компаний в ТОР (ТОСЭР, СПВ).
  • Как сохранить льготы резидента ТОР (ТОСЭР, СПВ)?
  • Как не надо делать: разбор типовых ошибок в операциях взаимозависимых компаний.
  • Тактика правильных действий: как не попасть на статью 54.1?
  • Как сохранить льготы? Рекомендации руководству и коллективу
  • Правильное построение бизнес-процессов: операций, доходов, расходов, имущества, земельных участков, рабочих мест, физических лиц - при осуществлении:
  •         - деятельности по реализации соглашения ТОР (ТОСЭР, СПВ)
  •         - иной деятельности

Сотрудники компании разрабатывают для руководства (ЛПР, руководителей структурных подразделений, МОЛ) компаний, ставших резидентами ТОСЭР, ОЭЗ, иных режимов (получивших налоговые и неналоговые - преференции: льготы, гранты, субсидии, земельные имущественные преференции, льготные тарифы, з/у и т.п.) - рекомендации по:

  • планированию хозяйственных операций,
  • проведению, контролю операций, сверке с планами,
  • оценке налоговых последствий сделок

с целью:

  • соблюдения условий соглашения (резидента ТОСЭР или т.п.) с органами власти
  • сохранения налоговых льгот - особого преференциального режима.

Четыре "потому что":

1. Потому что "попасть" в реестр (резидентов ТОСЭР, иных преференциальных режимов) - это только часть формулы успеха...

2. Потому что обычно после "входа" происходит расслабление и руководства и сотрудников.

3. Потому что "войти" в ТОСЭР - это только 1 этап работы: не самый трудоемкий, не самый высоко рисковый.

4. Потому что самое трудное - не получить, а сохранить льготы!

 

Вы можете направить свой вопрос консультантам (форма внизу страницы*):

* Конфиденциальность гарантирована, требуется согласие на обработку персональных данных - политика обработки персональных данных прикреплена внизу страницы

Мы можем помочь Вам в разработке:

- фрагментов учетной политики компании, применяющей налоговые льготы резидента ТОСЭР, ОЭЗ, РИП или получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек;
- рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
- фрагментов должностных инструкций;
- прописать включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами соглашения ТОСЭР;
- с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Преференции и льготы резидентам территорий опережающего развития (ТОСЭР) в моногородах

Вопросы бухгалтерского, налогового учета у резидента ТОСЭР (ТОР), ОЭЗ в том числе спорные

 

 

Вопрос - ответ по учету резидента ТОСЭР

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июля 2023 г. N Ф08-6449/23 по делу N А63-4414/2022

Суть спора

ООО "Ремуниверсал" оспаривало решение налоговой инспекции о доначислении:

  • страховых взносов (пенсионные, медицинские, социальные) на сумму 491 643,29 руб.,
  • пеней14 263,98 руб.,
  • штрафов93 758 руб.

Налоговый орган посчитал, что общество неправомерно применяло пониженные тарифы страховых взносов для работников, занятых на новых рабочих местах в рамках ТОСЭР (территории опережающего развития) "Невинномысск".

Позиция налоговой инспекции

  • Соглашение о деятельности в ТОСЭР предусматривало создание не менее 20 новых рабочих мест.
  • Фактически общество привлекло больше работников (от 24 до 27 в 2020 году).
  • По мнению ФНС, для применения льготных тарифов нужно было дополнительное соглашение о корректировке числа рабочих мест.

Решение судов

  1. Первая и апелляционная инстанции поддержали ООО "Ремуниверсал", отменив доначисления.
  2. Кассация оставила решение в силе, указав:
    • Общество выполнило условия соглашения (создало не менее 20 рабочих мест).
    • Превышение численности не нарушает целей инвестиционного проекта.
    • Допсоглашение не требуется, поскольку минимальное количество рабочих мест соблюдено.
    • Налоговая не предоставила обоснованного расчета для доначислений.

Вывод

Суды подтвердили правомерность применения льготных тарифов, так как ООО "Ремуниверсал" соблюло условия ТОСЭР. 

Требования ФНС признаны необоснованными.

Итог: решение налоговой инспекции отменено, доначисления и штрафы с общества сняты.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 сентября 2021 г. N Ф03-5238/21 по делу N А73-822/2021

Суть спора

АО "Дакгомз" оспаривало решение налогового органа от 24.08.2020 № 14-18/1232, которым обществу доначислены:

  • страховые взносы14 417 757,52 руб.,
  • пени2 349 762,40 руб.,
  • штраф79 433 руб.

Налоговый орган посчитал, что общество неправомерно применяло пониженные тарифы страховых взносов (6% на пенсионное страхование, 1,5% – на социальное, 0,1% – на медицинское) не только в отношении новых рабочих мест, а ко всем работникам.

Позиция налогового органа

  1. Изменения в НК РФ (п. 10.1 ст. 427) с 03.08.2018 ограничили применение льготных тарифов только для новых рабочих мест, созданных в рамках соглашения о ТОСЭР.
  2. Фактически общество применяло льготу ко всем сотрудникам (от 426 до 517 человек в 2018–2019 гг.), хотя новых рабочих мест было значительно меньше (от 1 до 10).
  3. Уточненные расчеты представлены после начала проверки, поэтому штраф правомерен.

Позиция общества

  1. Изменения 2018 года не должны применяться к нему, так как оно получило статус резидента ТОСЭР ранее (28.06.2017) и руководствовалось разъяснениями ФНС о сохранении прежнего льготного режима.
  2. Часть взносов и пени за 2019 год уплачена добровольно до окончания проверки, поэтому штраф необоснован.

Решение судов

  1. Первая инстанция и апелляция отказали в удовлетворении требований, поддержав налоговый орган.
  2. Кассация оставила решение в силе, указав:
    • П. 10.1 ст. 427 НК РФ действует с 03.08.2018 и обязателен для всех резидентов ТОСЭР, включая получивших статус ранее.
    • Льгота применяется только к новым рабочим местам (созданным для реализации инвестиционного проекта).
    • Разъяснения ФНС на сайте не являются официальным документом и не освобождают от ответственности.
    • Уточненные расчеты поданы после начала проверки, поэтому освобождение от штрафа невозможно (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Вывод

Суды согласились с налоговым органом:

  • Общество нарушило правила применения льготных тарифов, распространив их на всех работников.
  • Доначисление взносов, пеней и штрафа правомерно.

Итог: требования АО "Дакгомз" отклонены, решения налоговой инспекции признаны законными.

Ключевые правовые позиции

  1. Льготные тарифы для резидентов ТОСЭР (п. 10.1 ст. 427 НК РФ) действуют только в отношении новых рабочих мест, созданных для реализации инвестиционного проекта.
  2. Изменения 2018 года применяются ко всем резидентам, независимо от даты получения статуса.
  3. Неофициальные разъяснения ФНС не освобождают от ответственности.
  4. Уточненные расчеты, поданные после начала проверки, не исключают штраф (п. 1 ст. 81 НК РФ).

 

 

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 мая 2022 г. N Ф06-16722/22 по делу N А55-4889/2021

Суть спора

ООО Мясокомбинат "Лада" оспаривало решение налогового органа от 25.11.2020 № 04-13/4813 о:

  • Доначислении страховых взносов - 6 905 406 руб.
  • Начислении пеней - 531 476,93 руб.
  • Штрафе по п. 1 ст. 122 НК РФ - 345 270 руб.

Основание: неправомерное применение пониженных тарифов страховых взносов (7,6% вместо 30%) к работникам, не занятым на новых рабочих местах в рамках ТОСЭР "Тольятти".

Ключевые обстоятельства

  1. Статус резидента ТОСЭР
    • Общество включено в реестр резидентов 18.01.2018 (регистрационный № 652018009839)
    • Соглашение от 26.12.2017 № 111 предусматривало создание 115 новых рабочих мест
  2. Нарушение налогового законодательства
    • С 03.08.2018 (после вступления в силу ФЗ №300) льготные тарифы применяются только к новым рабочим местам
    • Общество применяло пониженные тарифы ко всем 455 работникам, включая:
      • 346,5 рабочих мест - созданы после получения статуса (не оспариваются)
      • 95 рабочих мест - существовали до вступления в ТОСЭР (2016-2017 гг.)
  3. Доказательства налогового органа
    • Штатные расписания и приказы 2016-2017 гг. подтверждают существование спорных рабочих мест до получения статуса резидента
    • Трудовые функции части работников не связаны с инвестиционным проектом (например, торговые представители)

Позиции сторон

Налоговый орган:

  • Льгота распространяется только на вновь созданные рабочие места
  • 95 спорных позиций существовали до получения статуса резидента
  • Доначисления правомерны

Общество:

  • Все рабочие места задействованы в реализации инвестиционного проекта
  • Представило новые документы (2020-2021 гг.) с пересмотренной отчетностью
  • Настаивало на добросовестном заблуждении

Судебные решения

  1. Первая инстанция и апелляция (26.10.2021 и 19.01.2022):
    • Отказали в удовлетворении требований
    • Подтвердили правомерность доначислений
  2. Кассация оставила решения в силе, указав:
    • Новые документы общества не опровергают выводов налоговой проверки
    • Льгота применяется только к рабочим местам, созданным после получения статуса резидента
    • Переоценка доказательств в кассации не допускается (ст. 286, 287 АПК РФ)

Выводы суда

  1. Нарушение условий льготы
    Пониженные тарифы (7,6%) применялись к работникам, чьи места не являлись новыми в рамках ТОСЭР.
  2. Правомерность доначислений
    Налоговый орган правильно рассчитал недоимку, пени и штраф.
  3. Неприемлемость новых доказательств
    Документы 2020-2021 гг. не могут опровергнуть факты, установленные на момент проверки.

Итог

Требования общества отклонены. Решения налогового органа и судов признаны законными.
Общая сумма доначислений: 7 782 153 руб. (включая пени и штраф).

(Постановление вступает в силу с даты принятия и может быть обжаловано в ВС РФ в 2-месячный срок)

 

 

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2022 г. N Ф09-4153/22 по делу N А07-13909/2021

Обстоятельства дела:ООО НПП "АММА", зарегистрированное с 01.06.2017 как резидент ТОСЭР г. Белебей, обжаловало решение Межрайонной ИФНС №27 по Республике Башкортостан от 18.01.2021 о доначислении налога на прибыль за апрель 2018 года в размере 7 100 880 руб., пени 2 661 332,75 руб. и штрафа 1 440 562 руб. Основанием для доначислений послужило применение обществом пониженной ставки налога на прибыль (5%) при наличии обособленного подразделения за пределами ТОСЭР (в г. Уфа), что, по мнению налогового органа, нарушает требования статьи 284.4 НК РФ.

Позиция заявителя:ООО НПП "АММА" настаивало на правомерности применения пониженной ставки с 01.04.2018, так как обособленное подразделение было ликвидировано 27.04.2018, и к концу отчетного периода (30.04.2018) отсутствовало. Общество считало, что суды неправильно определили налоговый период и применили нормы материального права.

Судебные акты:

  • Первая инстанция отказала в удовлетворении требований (20.12.2021);
  • Апелляционная инстанция оставила решение без изменений (24.03.2022);
  • Кассационная инстанция также отказала в удовлетворении жалобы, подтвердив законность выводов нижестоящих судов.

Выводы судов:

  1. ООО НПП "АММА" в период с января по апрель 2018 года имело обособленное подразделение вне территории ТОСЭР, что подтверждено доказательствами (договоры аренды, допросы, трудовые договоры и др.).
  2. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 284.4 НК РФ, наличие обособленного подразделения за пределами ТОСЭР лишает налогоплательщика права на применение пониженной ставки.
  3. Налоговая ставка 5% может применяться только при непрерывном соблюдении условий на протяжении всего налогового периода (календарного года), что не имело места в рассматриваемом случае.
  4. Факт ликвидации обособленного подразделения в конце апреля не восстанавливает право на пониженную ставку задним числом.
  5. Доначисления произведены только за январь—апрель 2018 года по ставке 20%, что соответствует положениям НК РФ и не нарушает права общества.

Решение кассационной инстанции:Суд подтвердил, что нижестоящие инстанции правомерно отклонили доводы ООО НПП "АММА", а решение налогового органа соответствует законодательству. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения. Судебные акты — без изменения.

Вывод:ООО НПП "АММА" неправомерно применяло пониженную ставку по налогу на прибыль, не соответствуя условиям статьи 284.4 НК РФ, вследствие чего доначисления налоговым органом признаны законными.

 

 

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2024 г. N 01АП-2066/24 по делу N А39-5241/2023

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26 января 2022 г. N 06АП-6952/21 по делу N А80-362/2020

Суть дела:
ООО «АКСУ» обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением об отмене решения налогового органа о доначислении страховых взносов, штрафов и пеней. Основанием стало несогласие с выводами Межрайонной ИФНС о неправомерности применения пониженных тарифов страховых взносов за 2019 год.

Обстоятельства дела:

  • ООО «АКСУ» — резидент ТОСЭР «Беринговский» с 2016 года, осуществляет деятельность по водоснабжению.
  • В 2019 году компания применила пониженные тарифы страховых взносов, как резидент ТОСЭР.
  • Налоговая провела камеральную проверку и выявила отсутствие подтверждений создания новых рабочих мест в рамках реализации соглашения с АО «КРДВ», что является необходимым условием для применения льготы.
  • На основании информации от АО «КРДВ» установлено, что количество новых рабочих мест, заявленных и созданных — 0.
  • ООО «АКСУ» не представило документы, подтверждающие, что сотрудники, по которым применялись льготы, действительно заняты на новых рабочих местах.

Позиция суда:

  • Пониженные тарифы применяются только к работникам, занятым на новых рабочих местах, созданных в рамках исполнения соглашения.
  • ООО «АКСУ» не доказало факт создания таких мест и связи трудовых обязанностей работников с проектом ТОСЭР.
  • Отнесение существующих ранее рабочих мест к «новым» без должного обоснования и согласования с управляющим органом неправомерно.
  • Суд отказал в признании деятельности ООО «АКСУ» социально значимой для снижения штрафа, указав, что водоснабжение осуществляется на коммерческой основе.

Итог:
Арбитражный суд первой инстанции и Шестой арбитражный апелляционный суд отказали в удовлетворении требований ООО «АКСУ», признав доначисление взносов, штрафа и пеней законным. Государственная пошлина по апелляции подлежит возврату как излишне уплаченная.

Выводы суда:

  • ООО «АКСУ» неправомерно применило льготу по страховым взносам.
  • Решение налогового органа о доначислениях и штрафах является обоснованным.
  • Оснований для смягчения ответственности суд не установил.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2023 г. N Ф06-10814/23 по делу N А72-1447/2023

📌 Суть дела:

ООО «ПТИМАШ» обжаловало в арбитражном суде решение налогового органа о доначислении налогов, страховых взносов, пеней и штрафов на сумму более 30 млн рублей. Компания утверждала, что имела право на применение налоговых льгот как резидент территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Димитровград».

🏭 Факт резидентства в ТОСЭР:

  • С 17.12.2018 ООО «ПТИМАШ» зарегистрировано в качестве резидента ТОСЭР «Димитровград».
  • Согласно соглашению с Минэкономразвития, общество обязано было создать не менее 75 новых рабочих меств первый год с момента включения в реестр.
  • В 2019 году компания применила пониженные тарифы страховых взносов, установленные для резидентов ТОСЭР (ОПС — 6%, ОСС — 1,5%, ОМС — 0,1%).

⚖️ Позиция налогового органа:

  • Налоговая установила, что в проверяемом периоде (2018–2020) ООО «ПТИМАШ» фактически дробило бизнесмежду рядом взаимозависимых организаций и ИП, создавая видимость самостоятельной деятельности.
  • Работники переводились между компаниями формально, без смены функций и мест работы.
  • Условия соглашения с ТОСЭР были исполнены лишь формально: вместо создания новых рабочих мест фактически были возвращены ранее переведённые сотрудники.
  • Это дало обществу необоснованную налоговую выгоду— за счёт применения льгот и создания искусственных расходов.

🧾 Судебные выводы:

  • Суд пришёл к выводу о создании обществом искусственной схемы налоговой оптимизации.
  • Установлена взаимозависимостьмежду ООО «ПТИМАШ» и контрагентами: единый IP-адрес, совпадение учредителей, руководителей, адресов, сотрудников.
  • Реальная предпринимательская деятельность осуществлялась в рамках ООО «ПТИМАШ», а остальные организации служили лишь для формального уменьшения налоговой нагрузки.
  • Пониженные тарифы страховых взносов для ТОСЭР применялись неправомерно — отсутствовали новые рабочие местав смысле законодательства.

🧑‍⚖️ Результат рассмотрения:

  • Все судебные инстанции (первая, апелляционная и кассационная) отказали в удовлетворении требований ООО «ПТИМАШ».
  • Доказательства, представленные налоговым органом, признаны достаточными.
  • Решение о доначислениях оставлено в силе.
  • Обществу возвращена излишне уплаченная госпошлина в размере 1500 рублей.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 июля 2022 г. N Ф01-2739/22 по делу N А17-8093/2020

Общество с ограниченной ответственностью «Хлопчатобумажная компания "Навтекс"» (ООО «ХБК "Навтекс"») обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 13.07.2020. Налоговая инспекция доначислила компании страховые взносы, пени и штраф на сумму свыше 5,6 млн рублей, посчитав необоснованным применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении 341 работника.

Ключевые обстоятельства:

  1. Компания являлась резидентом территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Наволоки» с 20.06.2018.
  2. Пониженные тарифы страховых взносов разрешены только для выплат работникам, занятым на новых рабочих местах, созданных после получения статуса резидента ТОСЭР (согласно п. 10.1 ст. 427 НК РФ).
  3. Налоговый орган установил, что 341 работник был принят до получения статуса резидента или на уже существующие рабочие места, что исключает применение льготных тарифов.

Судебные решения:

  • Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию налогового органа, отказав в удовлетворении требований компании.
  • Арбитражный суд Волго-Вятского округа подтвердил законность решений нижестоящих судов, указав, что:
    • Рабочие места, созданные до получения статуса резидента, не соответствуют критериям «новых рабочих мест».
    • Изменения в законодательстве (ФЗ № 300) не ухудшили положение компании, так как льготы изначально предназначались для новых рабочих мест.

Итог:
Кассационная жалоба ООО «ХБК "Навтекс"» отклонена. Компания обязана уплатить доначисленные взносы, пени и штраф, а также возместить судебные издержки.

Выводы:

  • Льготные тарифы страховых взносов для резидентов ТОСЭР применяются строго в отношении новых рабочих мест, созданных после получения статуса.
  • Суды тщательно проверили соответствие спорных рабочих мест законодательным критериям и не нашли нарушений в действиях налогового органа.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2022 г. N Ф03-6836/21 по делу N А73-2410/2021

Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточный Ванинский порт» (ООО «ДВВП») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать недействительным решение налогового органа от 02.10.2020 о доначислении страховых взносов, пеней и штрафа на общую сумму свыше 2,1 млн рублей. Основанием для доначисления стало неправомерное применение обществом пониженных тарифов страховых взносов в отношении работников, не занятых на новых рабочих местах.

Ключевые обстоятельства:

  1. ООО «ДВВП» является резидентом свободного порта Владивосток (СПВ) с 06.12.2016.
  2. Пониженные тарифы страховых взносов (7,6%) разрешены только для выплат работникам, занятым на новых рабочих местах, созданных после получения статуса резидента СПВ (согласно п. 10.1 ст. 427 НК РФ).
  3. Налоговый орган установил, что генеральный директор, заместитель генерального директора и главный бухгалтер были трудоустроены до получения статуса резидента (2013–2014 гг.), а их рабочие места не соответствовали критериям «новых». Кроме того, эти работники осуществляли деятельность в обособленных подразделениях за пределами территории СПВ.

Судебные решения:

  • Суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию налогового органа, отказав в удовлетворении требований общества.
  • Арбитражный суд Дальневосточного округа подтвердил законность решений нижестоящих судов, указав, что:
    • Рабочие места, созданные до получения статуса резидента СПВ, не могут считаться новыми.
    • Дополнительные соглашения к трудовым договорам (2020 г.) не меняют факта отсутствия оснований для применения льготных тарифов.
    • Льготы не распространяются на работников, чья деятельность не связана напрямую с исполнением соглашения резидента СПВ.

Итог:
Кассационная жалоба ООО «ДВВП» отклонена. Общество обязано уплатить доначисленные взносы, пени и штраф.

Выводы:

  • Льготные тарифы страховых взносов для резидентов СПВ применяются строго в отношении новых рабочих мест, созданных после получения статуса и расположенных на территории СПВ.
  • Суды тщательно проверили соответствие спорных рабочих мест законодательным критериям и не нашли нарушений в действиях налогового органа.
  • Попытки общества переквалифицировать старые рабочие места через дополнительные соглашения не были признаны правомерными.
Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 12 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 210 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 12 300 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.