Мы можем оказать Вам консультационные услуги, а 70% их стоимости оплатит государство в (рамках участия СМСП в программе "выращивания" в Республике Татарстан - программа реализуется НП "Иннокам" (КИТПК) совместно с Фондом поддержки предпринимательства (ФПП) РТ)
То есть Вы получите качественные услуги от профессиональных консультантов за 30% рыночной стоимости этих услуг.
Обращайтесь за коммерческими предложениями (КП) на услугу к нам:
- или через форму обратной связи
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Еще мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры
- юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
- консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
- содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- привлечение партнеров в проект, бизнес.
При необходимости - обращайтесь к нам!
С 2021 года применять ПСНО становится удобнее
Е.С. Казаков,
эксперт журнала "Бухгалтер Крыма"
Журнал "Бухгалтер Крыма", N 1, январь 2021 г., с. 58-66.
Федеральным законом от 23.11.2020 N 373-ФЗ установлены новые виды деятельности, доступные для предпринимателей, работающих на патенте*(1). А с 01.01.2021 начнут действовать и многие другие изменения в гл. 26.5 НК РФ, существенно облегчающие применение данного спецрежима для предпринимателей.
Об этом расскажем в статье.
Дополнен список ограничений по применению ПСНО
В пункте 6 ст. 346.43 НК РФ до 01.01.2021 говорилось лишь, что ПСНО не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, обозначенных в п. 2 данной статьи, в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
Это ограничение сохранено (новый пп. 1 указанной статьи). Оно дополнено запретом на применение спецрежима в отношении деятельности по производству подакцизных товаров, а также по добыче и реализации полезных ископаемых (новый пп. 2 той же статьи).
До сих пор запрет на применение ПСНО при производстве подакцизных товаров распространялся только на услуги общественного питания (пп. 13 п. 3 ст. 346.43). Еще один общий запрет для применения ПСНО установлен в отношении деятельности по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг (новый пп. 7 п. 6 ст. 346.43).
Чтобы исключить неясность для предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, в новом пп. 5 п. 6 ст. 346.43 отмечено, что ПСНО не применяется в отношении оптовой торговли, а также торговли, осуществляемой по договорам поставки.
К сведению. Оптовая торговля - это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (см., например, ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения (утвержден Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст).
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Для розничной торговли (как и для общественного питания) здесь же определено, что ПСНО нельзя применять, если объект стационарной торговой сети (объект организации общественного питания) имеет площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) более 150 кв. м (новые п. 3 и 4 п. 6 ст. 346.43 НК РФ).
А услуги по перевозке грузов и пассажиров индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, переводятся на ПСНО, только если у ИП не более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (новый пп. 6 п. 6 ст. 346.43).
Возможности регионов при установлении ПСНО изменены
Пунктом 7 ст. 346.43 НК РФ до сих пор предусматривалось, что законами субъектов РФ определяются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСНО. Но здесь же было важное ограничение: максимальный размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода не мог превышать 1 млн. руб., если иное не устанавливалось п. 8 этой статьи.
С 01.01.2021 ограничение, предусмотренное п. 7 ст. 346.43, утрачивает силу. Получается, что власти регионов смогут как угодно повышать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Остается надеяться, что они не будут злоупотреблять этим правом, чтобы предприниматели не сочли данный спецрежим для себя невыгодным.
К сведению. Утрачивает силу и п. 9 ст. 346.43 НК РФ. Этой нормой предусматривалось, что указанный в п. 7 ст. 346.43 максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
Минэкономразвития поспешило издать Приказ от 30.10.2020 N 720, которым установлены коэффициенты-дефляторы на 2021 год по разным режимам налогообложения и налогам, в том числе по ПСНО (в размере 1,627). Понятно, что теперь этот коэффициент-дефлятор не будет иметь никакого значения.
Отметим, что в пп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ были установлены конкретные значения, указывающие, во сколько раз по некоторым видам деятельности субъекты РФ могли увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Теперь и эта ограничивающая норма утрачивает силу.
В подпункт 2 п. 8 ст. 346.43 включено новое право для субъектов РФ, смысл которого не очень понятен: они вправе вносить в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСНО, виды деятельности, предусмотренные ОКВЭД 2 и ОКПД 2, с учетом ограничений из п. 6 этой статьи. Но и так очевидно, что регионы могут переводить на ПСНО виды деятельности в рамках их списка из п. 2 ст. 346.43, а он как раз и определен по данным классификаторов. До 01.01.2021 же в пп. 2 п. 8 ст. 346.43 говорилось, что субъекты РФ вправе устанавливать дополнительный перечень видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам и не указанных в п. 2 ст. 346.43, в отношении которых применяется патентная система налогообложения. Такая формулировка права выглядела более осмысленной.
Подпунктом 2.1 п. 8 ст. 346.43 субъектам РФ предоставлено право устанавливать ограничения для применения ПСНО:
- по общей площади сдаваемых в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений и (или) нежилых помещений (включая выставочные залы, складские помещения), земельных участков (соответственно действующей с 01.01.2021 редакции пп. 19 п. 2 ст. 346.43);
- по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 10, 11, 32 и 33 п. 2 ст. 346.43;
- по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговых сетей и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 45-48 п. 2 ст. 346.43.
Дополнительно теперь допускается ограничение по размеру площади торгового зала и (или) зала обслуживания посетителей объектов стационарной торговой сети и объектов организации общественного питания - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 45 и 47 п. 2 ст. 346.43. То есть субъект РФ в отношении данных видов деятельности может установить площадь названных объектов меньше максимальных 150 кв. м. Более того, субъект РФ сможет установить ограничения для применения ПСНО вообще по любым физическим показателям, характеризующим виды предпринимательской деятельности, в отношении которых разрешено применять этот спецрежим.
В подпункте 3 п. 8 ст. 346.43 приведен перечень видов деятельности, в отношении которых субъект РФ вправе особым образом устанавливать размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода. Этот перечень дополнен возможностью устанавливать размер дохода на 1 кв. м площади стоянки для транспортных средств - по виду предпринимательской деятельности, указанному в пп. 65 п. 2 ст. 346.43, то есть по деятельности стоянок для транспортных средств.
Налоговый период на ПСНО в 2020 году
Согласно п. 1 ст. 346.49 НК РФ в общем случае налоговым периодом на ПСНО традиционно являлся календарный год. Но Федеральным законом N 373-ФЗ на 2020 год задним числом установлен иной налоговый период, равный календарному месяцу (см. новый п. 1.1 ст. 346.49 НК РФ).
При этом сохранено и имеет приоритет правило п. 2 ст. 346.49: если на основании п. 5 ст. 346.45 НК РФ патент выдан на срок менее календарного года, то налоговым периодом признается срок, на который выдан патент. А пунктом 5 ст. 346.45 предусмотрено, что патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года.
Условия применения нулевой ставки на ПСНО изменены
В силу п. 3 ст. 346.50 НК РФ законами субъектов РФ может быть установлена ставка 0% при ПСНО для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
К сведению. С 01.01.2018 действует Закон г. Севастополя от 25.10.2017 N 370-3C, который предусматривает применение нулевой ставки при ПСНО по определенным видам деятельности. Первоначально предполагалось, что он будет действовать до 01.01.2021, но срок его действия продлен до 01.01.2024 Законом г. Севастополя от 17.11.2020 N 608-ЗС.
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 346.50 НК РФ виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых ставка при ПСНО равна 0%, устанавливаются субъектами РФ. Но с 01.01.2021 этот абзац утрачивает силу. Следовательно, теперь эту ставку могут применять любые ИП, действующие в производственной, социальной и (или) научной сферах, в сфере бытовых услуг населению, если они впервые зарегистрировались в качестве ИП после принятия закона субъекта РФ о нулевой ставке на ПСНО.
Определенную сложность, конечно, будет представлять практическое отнесение вида деятельности налогоплательщика к этим сферам. Но в п. 9 ст. 346.50 в новой редакции сказано, что виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых действует ставка 0%, устанавливаются субъектами РФ на основании ОКВЭД 2, а также в соответствии с ОКПД 2.
То есть конкретный перечень названных видов деятельности все-таки по-прежнему устанавливают субъекты РФ.
Предприниматели на патенте с 2021 года могут уменьшить сумму налога
Поскольку, принимая Федеральный закон N 373-ФЗ, законодатели рассчитывали, что его нормы позволят предпринимателям, находившимся на спецрежиме в виде уплаты ЕНВД, легко перейти на патент, они включили в гл. 26.5 НК РФ важную норму, подобную той, которой пользовались "вмененщики": сумму налога при патенте с 2021 года можно уменьшить на ряд платежей. Это предусмотрено новым п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ.
Так, сумму налога, исчисленную за налоговый период, можно уменьшить на взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченные (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, налог можно уменьшить на сумму расходов по выплате согласно законодательству РФ пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"*(2).
Также можно учесть платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные по правилам законодательства РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом N 255-ФЗ*(3).
Все эти страховые платежи (взносы) и пособия уменьшают сумму налога, исчисленную за налоговый период, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается налог в связи с применением ПСНО.
Как и при уплате ЕНВД, в общем случае налогоплательщики вправе уменьшить сумму налога на сумму указанных страховых платежей (взносов) и пособий не более чем на 50%.
Но налогоплательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшить сумму налога на уплаченные взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в размере, определенном в соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ, то есть в полном уплаченном размере, даже если сумма налога уменьшится до нуля.
Обратите внимание! Если налогоплательщик в календарном году, в котором им уплачены страховые платежи (взносы) и пособия, получил несколько патентов и при исчислении налога по одному из них сумма страховых платежей (взносов) и пособий превысила сумму этого налога с учетом 50%-го ограничения, то плательщик вправе уменьшить сумму налога, исчисленную по другому (другим) патенту (патентам), действующему (действующим) в этом же календарном году, на сумму указанного превышения.
Правда, пока не вполне ясно, как это выполнять технически, если налоговые периоды по полученным патентам составят менее календарного года. То есть непонятно, можно ли поступить указанным образом, если взносы и пособия выплачены в том же календарном году, когда был получен патент, но оплата произошла до начала действия патента в этом же календарном году (или срок действия патента уже истек).
Налогоплательщик должен будет письменно или электронно с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи уведомить налоговый орган об уменьшении суммы налога на ПСНО на страховые платежи (взносы) и пособия. Форму этого уведомления должна разработать ФНС.
Налоговый орган до того, как получит уведомление об уменьшении, должен иметь данные о том, что сумма страховых платежей (взносов) и пособий налогоплательщиком уже уплачена*(4). При отсутствии таких данных налоговый орган откажет в уменьшении, и налогоплательщику придется уплатить налог в полной сумме. Впрочем, он сможет подать уведомление повторно, когда подтвердит уплату страховых платежей (взносов) и пособий.
Может оказаться, что сумма налога уплачена до того, как было произведено уменьшение, предусмотренное п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ. В таком случае надо помимо уведомления об уменьшении направить в налоговый орган заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
О применении ККТ предпринимателями на ПСНО
В пункте 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" указано, при осуществлении каких видов деятельности предприниматели на ПСНО могут не применять ККТ.
Они вправе это делать при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ.
В прежней редакции п. 2.1 ст. 2 названного закона перечислялись подпункты п. 2 ст. 346.43 НК РФ, соответствующие видам деятельности, когда ККТ все-таки надо применять. Подразумевалось, что по остальным видам деятельности на ПСНО предприниматели освобождены от этой обязанности.
Федеральный закон N 373-ФЗ внес принципиальное изменение в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ. Теперь в нем, напротив, указаны виды деятельности, по которым можно ККТ не применять. Значит, по остальным видам деятельности применять ККТ при работе на патенте необходимо.
При этом учтено появление новых видов деятельности на патенте (в том числе с учетом разукрупнения пп. 21 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Почти все новые виды деятельности (пп. 64 и 66-80 п. 2 ст. 346.43) не требуют применения ККТ. Только в отношении деятельности стоянок для транспортных средств (пп. 65 п. 2 ст. 346.43) применять ККТ необходимо.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Об этом см. статью М.В. Подкопаева "Подробно о новых видах деятельности на ПСНО с 2021 года", стр. 46.
*(2) В части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные по законодательству РФ, на осуществление соответствующего вида деятельности, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
*(3) Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством РФ размера пособия по временной нетрудоспособности.
*(4) Правда, пока непонятно, откуда налоговый орган будет получать данные об уплате пособий и внесении платежей по договорам страхования.