Что надо знать об оценке УГТ TRL для НИОКР:
- Оценка TRL (УГТ) для IT проектов ИТ-решений
- Пример краткого отчета по оценке уровня зрелости ГОСТ Р 58048-2017
- Пример структуры отчета по оценке уровня зрелости ГОСТ Р 58048-2017
- Оценка УТГ готовности по ГОСТ или TRL
- УГТ оценка уровня зрелости технологий ГОСТ Р 58048-2017
Что относят к стадиям НИОКР деятельности?
Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)
Наш опыт - оценка более 100 результатов инноваций по шкале оценки TRL УГТ (пример 38 проектов)
Наша команда может быть полезна в решении следующих задач:
- консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
- разработка документации бизнес-проекта;
- свидетельство о регистрации топологии интегральных схем,
- свидетельство о регистрации программы ПО для ЭВМ, базы данных БД
- аккредитация ИТ-компании при Минцифры
- патент на полезную модель, промышленный образец
- режим "ноу-хау" в компании
- документы, подтверждающие постановку на бухгалтерский учет результатов собственной разработки
- выписка из штатного расписания, подтверждающая наличие персонала, выполняющего операции пункт 5 Правил;
- документ о постановке на бухгалтерский учет средств разработки или копии соглашений, подтверждающих возможность использования средств разработки, обеспечивающих выполнение операций
- О подтверждении производства РЭП РЭА ЭКБ в РФ 878
- О подтверждении произв-ва продукции на территории РФ 878
- Услуги для подтверждения производства РЭП РЭА ЭКБ в РФ
- Оценка УГТ TRL ПО, ПАК, электроники
- Включение дизайн центра (проектировщика) электроники
- Минпромторг ППРФ 878 в реестр производителей электроники
- 719 в реестр российской промышленной продукции
- TRL оценка УГТ гранты на РЭП, РЭА, ЭКБ электронно- компонентная база аппаратура изделие
- 2022 Субсидия на создание центров проектирования электронных изделий 1827
- Включение в реестры МинПрома (ППРФ 719, 878) продукции
- Оценка УГТ TRL
- Включение дизайн центра (проектировщика) электроники Минпромторг ППРФ 878
- в реестр производителей электроники 719
- в реестр российской промышленной продукции
- TRL оценка УГТ
- Статус отечественного производителя — продукция будет включена в реестры Минпромторга РФ - это позволит:
- участие в национальных проектах РФ по импортозамещению
- конкурентные преимущества над продукцией зарубежных производителей на внутреннем рынке РФ
- Доступ к мерам меры федеральной гос.поддержки: субсидиям, налоговым преференциям
- Выход на рынок госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- Информационное сопровождение в части подготовки документов для загрузки в ГИСП в рамках Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 №719
- Оценка сложности (предварительный этап) - заявитель предоставляет информацию:
- - наименование продукции в соответствии с конструкторско-технологической документацией (КТД)
- - код ОКПД2 продукции
- - код ТНВЭД продукции
- Определение объема документации, необходимой для подтверждения соответствия условиям ПП №719, вида и формы документов
- многое другое - см. полный перечень услуг
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.
Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Что надо знать про раздельный учет у разработчика:
- Раздельный учет:
- Внедрение управленческого учета
- Как сохранить налоговые льготы, субсидии, гранты?
- Кто такие проектно-ориентированные компании?
- Методология проектного управленческого учета
- Отчеты проектного управленческого учета
- Постановка и автоматизация проектного учета
- Способы автоматизации проектного учета
- Трансфертное ценообразование между ЦФО/ЦЗ
- Что такое проектная деятельность?
Мы имеем опыт получения льготных (низкопроцентных и 0%) займов и кредитов:
- 2,2 миллиарда льготных 1-5% займов ФРП
- 2,4 миллиарда льготных займов ФРМ (ВЭБ.РФ)
- 2,5 миллиарда рублей налоговых льгот для наших клиентов
- 200 миллионов рублей грантов для клиентов ИТ сферы
- 200+ млн.руб. грантов субсидий ЦПИИ 392
Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:
- консультации по условиям 3% кредита МСП Банка
- консультации по другим льготным займам, субсидиям, грантам, льготам по налогам, по всем возникающим финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
- разработка бизнес-плана по требованиям МСП Банка
- разработка документации бизнес-проекта;
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.
Что принес новый ГОСТ Р 71726-2024 "Трансфер технологии. Методические указания по оценке уровня готовности технологий (TRL)" для всех кто занимается НИОКР (НИР, ОКР, ОТКР), инновациями, изобретениями, рационализаторством - стартапов, инновационных компаний (в т.ч. малые инновационые МИК, малые технологические компании МТК)?
Особенно для тех кто получает какую либо гос.поддержку (гранты, налоговые льготы, субсидии и другое)
Сравнивая новый ГОСТ Р 71726-2024 с предыдущими стандартами — ГОСТ Р 56861-2016 и ГОСТ Р 58048-2017, — можно выделить несколько аспектов, которые усложнили процесс для заказчика оценки уровня готовности технологий (УГТ):
1. Более детализированная и формализованная процедура оценки
-
ГОСТ Р 71726-2024 вводит чёткие этапы оценки (п. 5.2.2), включая:
-
формирование технического задания,
-
разработку плана мероприятий,
-
проведение оценки,
-
формирование отчёта,
-
разработку плана по достижению целевого уровня (если он не достигнут).
-
-
Ранее в ГОСТ Р 56861-2016 и ГОСТ Р 58048-2017 процедура была более общей, без такой детализации.
2. Требования к привлечению экспертной организации (ЭО)
-
В новом стандарте подчёркивается, что внешняя оценка должна проводиться с привлечением экспертной организации.
-
Экспертная организация в своей деятельности по оценке уровня готовности технологий должна соответствовать применимым требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020.
-
Экспертная организация может действовать в интересах и по поручению инициатора проекта, организации, принимающей технологии или инвестора; соответствующей ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020.
-
Это означает необходимость:
-
выбора и договора с ЭО,
-
предоставления ей полного пакета документов,
-
взаимодействия на всех этапах.
-
-
Ранее допускалась более свободная форма оценки, в т.ч. силами самой организации.
3. Расширенный перечень объективных свидетельств
-
ГОСТ Р 71726-2024 жёстко требует документального подтверждения каждого уровня УГТ (п. 5.2.6).
-
Например, для TRL 3–7 необходимо предоставить:
-
отчёты об испытаниях,
-
протоколы валидации,
-
документы по разработке образцов и т.д.
-
-
В ГОСТ Р 58048-2017 требования к доказательствам были мягче и менее структурированы.
4. Взаимосвязь с другими уровнями готовности (MRL, CRL, IRL)
-
Новый стандарт обязывает учитывать:
-
Уровень производственной готовности (MRL) – ГОСТ Р 71728,
-
Уровень рыночной готовности (CRL) – ГОСТ Р 71727,
-
Уровень инвестиционной готовности (IRL) – ГОСТ Р 71729.
-
-
Это означает, что заказчик должен проводить комплексную оценку, а не только TRL.
-
В ГОСТ Р 56861-2016 и ГОСТ Р 58048-2017 такой жёсткой увязки не было.
5. Обязательность отчёта о самооценке
-
Введено требование к формированию отчёта о самооценке по установленной структуре (раздел 7).
-
Ранее такой отчёт не был обязательным или его структура не регламентировалась.
6. Использование оценочного листа
-
Предложен типовой оценочный лист (Приложение Ж), который должен заполняться для каждого уровня УГТ.
-
Это увеличивает формальность и трудоёмкость процесса.
7. Ссылки на множество других ГОСТов
-
Новый стандарт содержит отсылки к десяткам других стандартов (ЕСКД, ЕСТД, ГОСТ Р 15.301 и др.), которые необходимо учитывать при оценке.
-
Это требует от заказчика глубокого знания нормативной базы или привлечения экспертов.
Вывод:
ГОСТ Р 71726-2024 существенно формализовал и усложнил процесс оценки УГТ для заказчика за счёт:
-
детализации процедуры,
-
обязательного привлечения экспертных организаций,
-
расширения перечня документов-доказательств,
-
увязки с MRL, CRL, IRL,
-
введения обязательного отчёта и оценочного листа.
Это повышает надёжность и объективность оценки, но также увеличивает затраты, время и бюрократическую нагрузку на заказчика.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 71726-2024 "Трансфер технологии. Методические указания по оценке уровня готовности технологий (TRL)"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2024 г. N 1622-ст)
Technology transfer. Methodological instructions for assessing the technology readiness level (TRL)
УДК 658.513:006.354
ОКС 03.100.01
Дата введения - 1 января 2025 г.
Введен впервые
1 Разработан Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр" (АССОЦИАЦИЯ РУССКИЙ РЕГИСТР) при участии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2024 г. N 1622-ст
4 Введен впервые
Заинтересованными сторонами проведения оценки уровня готовности технологий могут являться (5.1.6):
- инициатор проекта;
- экспертная организация, привлекаемая для оценки готовности. Экспертная организация в своей деятельности по оценке уровня готовности технологий должна соответствовать применимым требованиям . Экспертная организация может действовать в интересах и по поручению инициатора проекта, организации, принимающей технологии или инвестора;
- организация, принимающая технологии, которая либо самостоятельно, либо посредством привлечения ЭО, осуществляет оценку уровня готовности технологии и, в случае, если ее удовлетворяет достигнутый уровень, на основании соответствующих договорных отношений принимает технологии, являющиеся объектами трансфера;
- инвестор - физическое или юридическое лицо, вкладывающее денежные или иные средства в проект на установленный срок с условием возвратности и платности.
Обсуждение нового ГОСТ Р 71726-2024.
Какие именно сложности возникнут для заказчиков оценки УГТ по сравнению с предыдущими стандартами.
О практических последствиях внедрения нового ГОСТа - увеличении объема работы, требованиях к экспертам и документации.
Наша команда уже работала по ГОСТ 58048 и мы видим резкое усложнение процесса.
Причем формализм документации никогда не страховал риски "полетит/не полетит" - он всего лишь красиво обосновывал, почему "не полетело" и часто бывало наоборот - часто то, что летело, не находило объяснения с точки дрегия документации.
Ключевые моменты:
-
Новый ГОСТ требует сквозного документирования всех уровней TRL, даже при оценке только 2-3 уровня
-
Появились жесткие требования к экспертной организации (соответствие ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020)
-
Значительно увеличился объем отчетности - нужны не просто выводы, а подробные обоснования по каждому уровню
-
Требуется интеграция с другими стандартами (MRL, CRL, IRL)
-
Возможны проблемы с экспертизой для наукоемких проектов ИИ
Это не просто формальность, а фундаментальное изменение подхода к оценке. Но также стоит отметить, что некоторые требования носят рекомендательный характер ("может использоваться" vs "должен").
На основании сравнения нового ГОСТ Р 71726-2024 с предыдущими стандартами (ГОСТ Р 56861-2016, ГОСТ Р 58048-2017), можно выделить ключевые моменты, которые существенно усложнили процесс для заказчика оценки УГТ (TRL).
Краткий вывод: Основная сложность — это переход от точечной оценки к сквозному, документированному отслеживанию всей истории разработки технологии, начиная с самых ранних стадий, даже если цель — оценить лишь 4-й уровень.
Разберем по пунктам.
1. Требование сквозного документирования всех предыдущих уровней
Раньше (по ГОСТ Р 58048):
Мы делали срез... то есть когда приходили, пятый и, допустим, седьмой УГТ (TRL)
Можно было оценить текущее состояние технологии, не требуя полного пакета документов с 1-го уровня. Опирались на ключевые документы (ТЗ, технический проект, протоколы испытаний).
Сейчас (по ГОСТ Р 71726-2024):
"Следующие оценки должны происходить с первого уровня по девятый. С первого уровня документально подтверждать каждый следующий уровень... То есть раньше мы делали текущий срез, а теперь мы должны показать всю предысторию..."
Что это значит для заказчика:
-
Если заказчик заявляется на оценку 3-го уровня (TRL 3), он должен предоставить объективные свидетельства того, что он выполнил и успешно прошел все условия TRL 1 и TRL 2.
-
Пример: Для проекта в области ИИ на 3-м уровне (макет) теперь потребуются документы, доказывающие, что была сформулирована фундаментальная концепция (TRL 1) и проведены исследования, доказывающие осуществимость и целесообразность технологии (TRL 2). Раньше этого могло и не требоваться.
2. Жесткая формализация процедуры и отчетности
Раньше:
"Мы проводим ВКС, на которых смотрим демонстрацию, как работает система, привлекаем экспертов... и готовим отчет."
Процедура была более гибкой, допускала экспертные мнения и демонстрации.
Сейчас:
"Они определили здесь процедуру даже... Они говорят о том, что для каждого уровня оценки вы должны привести объективное свидетельство..."
Стандарт вводит четкие этапы оценки (п. 5.2.2) и рекомендуемую структуру отчета (раздел 7), которая представляет собой, по сути, "большую диссертацию", где каждый предыдущий уровень описывается в отдельном разделе.
Что это значит для заказчика:
-
Отчет превращается в объемный документ, который должен последовательно описывать прогресс с TRL 1 по TRL 9, даже если оценка проводится только на 3-м уровне.
-
Резко возрастает объем бумажной работы и формальностей.
3. Повышенные требования к Экспертной Организации (ЭО)
Раньше:
Требования к исполнителю были менее формализованы.
Сейчас:
"Экспертная организация в своей деятельности по оценке уровня готовности к технологии должна соответствовать применимым требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020."
Что это значит для заказчика:
-
Заказчик теперь обязан привлекать для внешней оценки только те организации, которые соответствуют строгому международному стандарту для органов инспекции. Это сужает круг потенциальных исполнителей, может повысить стоимость их услуг и требует от них более строгого и документированного подхода.
4. Комплексная оценка по смежным шкалам (MRL, CRL, IRL)
Раньше:
Оценка по ГОСТ Р 58048 в основном фокусировалась на TRL.
Сейчас:
Новый стандарт обязывает учитывать и другие аспекты готовности:
-
Уровень производственной готовности (MRL) – ГОСТ Р 71728
-
Уровень рыночной готовности (CRL) – ГОСТ Р 71727
-
Уровень инвестиционной готовности (IRL) – ГОСТ Р 71729
Что это значит для заказчика:
-
Оценка технологии становится многокритериальной и более сложной. Теперь недостаточно доказать, что технология работает (TRL), нужно также обосновать возможности ее производства, рыночный потенциал и инвестиционную привлекательность.
5. Сложность оценки "наукоемких" проектов на ранних стадиях
Пример с проектами ИИ (2-3 уровень TRL) идеально иллюстрирует новую сложность:
"Мультиагентная генерация... адаптация большой модели... это сложная физико-математическая, теоретическая работа."
Проблема:
-
Для подтверждения TRL 2 ("Определение технологической концепции") требуется не просто идея, а документы, доказывающие, что "разрабатываемая технология будет востребована и применение технологии осуществимо".
-
Это требует от привлекаемых экспертов глубоких знаний в узкоспециализированной области (ИИ) и делает оценку субъективной. Как отметили эксперты "если попадется консерватор, он скажет, что за фигню вы здесь предлагаете".
-
Заказчику придется предоставлять очень убедительные доказательства (патентные исследования, аналитические отчеты, письма от потенциальных заказчиков), которые на столь ранней стадии может быть сложно подготовить.
Практические последствия и риски для вашей текущей задачи:
-
Цена и сроки: Усложнение процедуры однозначно приведет к увеличению трудоемкости и, как следствие, стоимости одной оценки. Сроки подготовки полноценного отчета по новому ГОСТу также вырастут.
-
Риск несоответствия заявленному уровню: А что, если проект не соответствует заявленному уровню?. Высока вероятность, что у многих заказчиков, особенно тех, кто не вел скрупулезного документирования НИОКР, просто не окажется нужных документов для TRL 1 и TRL 2 и так далее (российская действительность на предприятиях - отсутствие культуры и кадров, ресурсов, опыта компетенций по оформлению документации - даже при наличии инженеров, конструкторов, нет технических писателей).
-
Ваши действия в случае несоответствия:
-
Эксперт не может "задним числом" сделать за Вас работу. Он лишь зафиксирует в отчете, что объективные свидетельства для требуемых уровней не предоставлены, и сослаться на соответствующие пункты ГОСТа.
-
Эксперт может дать рекомендации (как того требует п. 5.2.2.5 стандарта), что именно нужно сделать заказчику для достижения целевого уровня (например, "разработать и задокументировать фундаментальную концепцию", "провести патентные исследования").
-
Доработка документов силами заказчика или как отдельная услуга — это уже за рамками оценки (отдельный договор).
-
Итог: Новый ГОСТ Р 71726-2024 — это не просто обновление, а смена парадигмы в оценке технологий. Он делает процесс более объективным, системным и комплексным, но достигается это за счет резкого увеличения бюрократической нагрузки, формальностей и требований к исходной документации как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.
Также мы можем предварительно (до подачи заявки) оценить Ваш проект "глазами эксперта" - (провести экспертизу по всем пунктам и заявки и по всем этапам процедуры оценки, а именно:
Экспертиза формальная и "сутевая":
- Оценка соответствия заявителя и проекта формальным требованиям
- Проверка наличия в составе заявки обязательных документов
- Финансово-юридическая экспертиза
- Риск-проверка заявителя
Технико-экономическая оценка
- Оценка соответствия целей проекта установленным требованиям
- Оценка рынка, востребованности продукта, сравнение продукта с аналогами
- Оценка опыта заявителя и имеющегося задела по проекту
- Оценка соответствия планируемых к применению в проекте технологий перечню приоритетных технологий
- Оценка стадии готовности технологий
- Оценка ожидаемого социально-экономического эффекта
Технологическая экспертиза
- Дистанционный аудит предприятий-заявителей (комбинацией методов изучения документации, визуальным осмотром, присутствием или видео осмотром и проверкой по чек листу check-list)
- Оценка технологической и производственной готовности к реализации проекта (комбинацией методов изучения документации, визуальным осмотром, присутствием или видео осмотром и проверкой по чек листу check-list)
- Оценка направленности проекта на внедрение продуктов продаваемых в РФ и за рубежом (коммерческий и технический сравнительный анализ с аналогами)
- технологический анализ комплексного проекта с описанием ключевых технических характеристик разрабатываемых базовых технологий и создаваемой продукции;
- выводы по результатам проведения организацией патентного анализа в части разрабатываемых в рамках комплексного проекта базовых технологий и (или) создаваемой продукции,
- проверка сведений о патентоспособных ключевых технических решениях, которые предполагается создать и использовать в рамках комплексного проекта (при наличии), с приложением копии отчета о патентных исследованиях, результаты которых подтверждают возможность получения патентоспособных ключевых технических решений в рамках реализации комплексного проекта, а также о востребованности на рынке указанных ключевых технических решений;
- проверка наличия у организации научно-технического и производственного заделов, необходимых для реализации комплексного проекта;
- проведение анализа зависимости комплексного проекта от импортных технологий и комплектующих;
Оценка спроса со стороны заказчиков
- маркетинговый анализ комплексного проекта, содержащий анализ российского и мирового рынков продукции, создаваемой в рамках реализации комплексного проекта,
- анализ конкурентной среды в части сравнения продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, с российскими и иностранными аналогами;
- обоснование спроса на продукцию, разрабатываемую в рамках комплексного проекта, с приложением подтверждающих писем от потенциальных потребителей продукции;
- Количественная и стоимостная оценка потребности заказчика в предлагаемом продукте
Оценка ресурсов и оснащенности
- оценка оснащенности технологическим оборудованием, и (или) специализированными средствами проектирования, и (или) высокопроизводительными системами вычислений;
- проверка наличия трудовых отношений с работником, занятым на данном рабочем месте и имеющим профильное образование и высокую квалификацию;
- расчет стоимости создания нового рабочего места
- расчет стоимости модернизации старого рабочего места
- сравнение уровня заработной платы работника, занятого на рабочем месте, и величины средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации или среднеотраслевой согласно данным Федеральной службы государственной статистики за предыдущий финансовый год
