Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90

Новый ГОСТ Р 71726-2024 — это не просто обновление, а смена парадигмы в оценке технологий. Он делает процесс более объективным, системным и комплексным, но достигается это за счет резкого увеличения бюрократии, нагрузки, формальностей и требований к ИД

Что надо знать об оценке УГТ TRL для НИОКР:

Что относят к стадиям НИОКР деятельности?

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

Обращайтесь к нам! (форма внизу страницы)

 

Наш опыт - оценка более 100 результатов инноваций по шкале оценки TRL УГТ (пример 38 проектов)

 

 

Наша команда может быть полезна в решении следующих задач:

  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • разработка документации бизнес-проекта;
  • свидетельство о регистрации топологии интегральных схем,
  • свидетельство о регистрации программы ПО для ЭВМ, базы данных БД
  • аккредитация ИТ-компании при Минцифры
  • патент на полезную модель, промышленный образец
  • режим "ноу-хау" в компании
  • документы, подтверждающие постановку на бухгалтерский учет результатов собственной разработки
  • выписка из штатного расписания, подтверждающая наличие персонала, выполняющего операции пункт 5 Правил;
  • документ о постановке на бухгалтерский учет средств разработки или копии соглашений, подтверждающих возможность использования средств разработки, обеспечивающих выполнение операций
  • О подтверждении производства РЭП РЭА ЭКБ в РФ 878
  • О подтверждении произв-ва продукции на территории РФ 878
  • Услуги для подтверждения производства РЭП РЭА ЭКБ в РФ
  • Оценка УГТ TRL ПО, ПАК, электроники
  • Включение дизайн центра (проектировщика) электроники
  • Минпромторг ППРФ 878 в реестр производителей электроники
  • 719 в реестр российской промышленной продукции
  • TRL оценка УГТ гранты на РЭП, РЭА, ЭКБ электронно- компонентная база аппаратура изделие
  • 2022 Субсидия на создание центров проектирования электронных изделий 1827
  • Включение в реестры МинПрома (ППРФ 719, 878) продукции
  • Оценка УГТ TRL
  • Включение дизайн центра (проектировщика) электроники Минпромторг ППРФ 878
  • в реестр производителей электроники 719
  • в реестр российской промышленной продукции
  • TRL оценка УГТ
  • Статус отечественного производителя — продукция будет включена в реестры Минпромторга РФ - это позволит:
  • участие в национальных проектах РФ по импортозамещению
  • конкурентные преимущества над продукцией зарубежных производителей на внутреннем рынке РФ
  • Доступ к мерам меры федеральной гос.поддержки: субсидиям, налоговым преференциям
  • Выход на рынок госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
  • Информационное сопровождение в части подготовки документов для загрузки в ГИСП в рамках Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 №719
  • Оценка сложности (предварительный этап) - заявитель предоставляет информацию:
  • - наименование продукции в соответствии с конструкторско-технологической документацией (КТД)
  • - код ОКПД2 продукции
  • - код ТНВЭД продукции
  • Определение объема документации, необходимой для подтверждения соответствия условиям ПП №719, вида и формы документов
  • многое другое - см. полный перечень услуг

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

Что надо знать про раздельный учет у разработчика:

 

Мы имеем опыт получения льготных (низкопроцентных и 0%) займов и кредитов:

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • консультации по условиям 3% кредита МСП Банка
  • консультации по другим льготным займам, субсидиям, грантам, льготам по налогам, по всем возникающим финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • разработка бизнес-плана по требованиям МСП Банка
  • разработка документации бизнес-проекта;

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

 

 

Что принес новый ГОСТ Р 71726-2024 "Трансфер технологии. Методические указания по оценке уровня готовности технологий (TRL)" для всех кто занимается НИОКР (НИР, ОКР, ОТКР), инновациями, изобретениями, рационализаторством - стартапов, инновационных компаний (в т.ч. малые инновационные - МИК, малые технологические компании МТК)?

Особенно для тех кто получает какую либо гос.поддержку (гранты, налоговые льготы, субсидии и другое).

 

Какие именно сложности возникнут для заказчиков оценки УГТ по сравнению с предыдущими стандартами.

О практических последствиях внедрения нового ГОСТа - увеличении объема работы, требованиях к экспертам и документации.

Наша команда уже работала по ГОСТ 58048 и мы видим резкое усложнение процесса.

Причем формализм документации никогда не страховал риски "полетит/не полетит" - он всего лишь красиво обосновывал, почему "не полетело" и часто бывало наоборот - часто то, что летело, не находило объяснения с точки дрегия документации.

Ключевые моменты:

  • Новый ГОСТ требует сквозного документирования всех уровней TRL, даже при оценке только 2-3 уровня

  • Появились жесткие требования к экспертной организации (соответствие ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020)

  • Значительно увеличился объем отчетности - нужны не просто выводы, а подробные обоснования по каждому уровню

  • Требуется интеграция с другими стандартами (MRL, CRL, IRL)

  • Возможны проблемы с экспертизой для наукоемких проектов ИИ

Это не просто формальность, а фундаментальное изменение подхода к оценке. Но также стоит отметить, что некоторые требования носят рекомендательный характер ("может использоваться" vs "должен").

 

На основании сравнения нового ГОСТ Р 71726-2024 с предыдущими стандартами (ГОСТ Р 56861-2016, ГОСТ Р 58048-2017), можно выделить ключевые моменты, которые существенно усложнили процесс для заказчика оценки УГТ (TRL).

Краткий вывод: Основная сложность — это переход от точечной оценки к сквозному, документированному отслеживанию всей истории разработки технологии, начиная с самых ранних стадий, даже если цель — оценить лишь 4-й уровень.

Разберем по пунктам.


1. Требование сквозного документирования всех предыдущих уровней

Раньше (по ГОСТ Р 58048):

Мы делали срез... то есть когда приходили, пятый и, допустим, седьмой УГТ (TRL)

Можно было оценить текущее состояние технологии, не требуя полного пакета документов с 1-го уровня. Опирались на ключевые документы (ТЗ, технический проект, протоколы испытаний).

Сейчас (по ГОСТ Р 71726-2024):

"Следующие оценки должны происходить с первого уровня по девятый. С первого уровня документально подтверждать каждый следующий уровень... То есть раньше мы делали текущий срез, а теперь мы должны показать всю предысторию..."

Что это значит для заказчика:

  • Если заказчик заявляется на оценку 3-го уровня (TRL 3), он должен предоставить объективные свидетельства того, что он выполнил и успешно прошел все условия TRL 1 и TRL 2.

  • Пример: Для проекта в области ИИ на 3-м уровне (макет) теперь потребуются документы, доказывающие, что была сформулирована фундаментальная концепция (TRL 1) и проведены исследования, доказывающие осуществимость и целесообразность технологии (TRL 2). Раньше этого могло и не требоваться.


2. Жесткая формализация процедуры и отчетности

Раньше:

"Мы проводим ВКС, на которых смотрим демонстрацию, как работает система, привлекаем экспертов... и готовим отчет."

Процедура была более гибкой, допускала экспертные мнения и демонстрации.

Сейчас:

"Они определили здесь процедуру даже... Они говорят о том, что для каждого уровня оценки вы должны привести объективное свидетельство..."

Стандарт вводит четкие этапы оценки (п. 5.2.2) и рекомендуемую структуру отчета (раздел 7), которая представляет собой, по сути, "большую диссертацию", где каждый предыдущий уровень описывается в отдельном разделе.

Что это значит для заказчика:

  • Отчет превращается в объемный документ, который должен последовательно описывать прогресс с TRL 1 по TRL 9, даже если оценка проводится только на 3-м уровне.

  • Резко возрастает объем бумажной работы и формальностей.


3. Повышенные требования к Экспертной Организации (ЭО)

Раньше:
Требования к исполнителю были менее формализованы.

Сейчас:

"Экспертная организация в своей деятельности по оценке уровня готовности к технологии должна соответствовать применимым требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020."

Что это значит для заказчика:

  • Заказчик теперь обязан привлекать для внешней оценки только те организации, которые соответствуют строгому международному стандарту для органов инспекции. Это сужает круг потенциальных исполнителей, может повысить стоимость их услуг и требует от них более строгого и документированного подхода.


4. Комплексная оценка по смежным шкалам (MRL, CRL, IRL)

Раньше:
Оценка по ГОСТ Р 58048 в основном фокусировалась на TRL.

Сейчас:
Новый стандарт обязывает учитывать и другие аспекты готовности:

  • Уровень производственной готовности (MRL) – ГОСТ Р 71728

  • Уровень рыночной готовности (CRL) – ГОСТ Р 71727

  • Уровень инвестиционной готовности (IRL) – ГОСТ Р 71729

Что это значит для заказчика:

  • Оценка технологии становится многокритериальной и более сложной. Теперь недостаточно доказать, что технология работает (TRL), нужно также обосновать возможности ее производства, рыночный потенциал и инвестиционную привлекательность.


5. Сложность оценки "наукоемких" проектов на ранних стадиях

Пример с проектами ИИ (2-3 уровень TRL) идеально иллюстрирует новую сложность:

"Мультиагентная генерация... адаптация большой модели... это сложная физико-математическая, теоретическая работа."

Проблема:

  • Для подтверждения TRL 2 ("Определение технологической концепции") требуется не просто идея, а документы, доказывающие, что "разрабатываемая технология будет востребована и применение технологии осуществимо".

  • Это требует от привлекаемых экспертов глубоких знаний в узкоспециализированной области (ИИ) и делает оценку субъективной. Как отметили эксперты "если попадется консерватор, он скажет, что за фигню вы здесь предлагаете".

  • Заказчику придется предоставлять очень убедительные доказательства (патентные исследования, аналитические отчеты, письма от потенциальных заказчиков), которые на столь ранней стадии может быть сложно подготовить.


Практические последствия и риски для вашей текущей задачи:

  1. Цена и сроки: Усложнение процедуры однозначно приведет к увеличению трудоемкости и, как следствие, стоимости одной оценки. Сроки подготовки полноценного отчета по новому ГОСТу также вырастут.

  2. Риск несоответствия заявленному уровню: А что, если проект не соответствует заявленному уровню?. Высока вероятность, что у многих заказчиков, особенно тех, кто не вел скрупулезного документирования НИОКР, просто не окажется нужных документов для TRL 1 и TRL 2 и так далее (российская действительность на предприятиях - отсутствие культуры и кадров, ресурсов, опыта компетенций по оформлению документации - даже при наличии инженеров, конструкторов, нет технических писателей).

  3. Ваши действия в случае несоответствия:

    • Эксперт не может "задним числом" сделать за Вас работу. Он лишь зафиксирует в отчете, что объективные свидетельства для требуемых уровней не предоставлены, и сослаться на соответствующие пункты ГОСТа.

    • Эксперт может дать рекомендации (как того требует п. 5.2.2.5 стандарта), что именно нужно сделать заказчику для достижения целевого уровня (например, "разработать и задокументировать фундаментальную концепцию", "провести патентные исследования").

    • Доработка документов силами заказчика или как отдельная услуга — это уже за рамками оценки (отдельный договор).

Итог: Новый ГОСТ Р 71726-2024 — это не просто обновление, а смена парадигмы в оценке технологий. Он делает процесс более объективным, системным и комплексным, но достигается это за счет резкого увеличения бюрократической нагрузки, формальностей и требований к исходной документации как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

 

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 71726-2024 "Трансфер технологии. Методические указания по оценке уровня готовности технологий (TRL)"

(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2024 г. N 1622-ст)

Technology transfer. Methodological instructions for assessing the technology readiness level (TRL)

УДК 658.513:006.354

ОКС 03.100.01

Дата введения - 1 января 2025 г.

Введен впервые 

1 Разработан Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр" (АССОЦИАЦИЯ РУССКИЙ РЕГИСТР) при участии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ)

2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 115 "Устойчивое развитие"

3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2024 г. N 1622-ст

4 Введен впервые

Заинтересованными сторонами проведения оценки уровня готовности технологий могут являться (5.1.6):

- инициатор проекта;

- экспертная организация, привлекаемая для оценки готовности. Экспертная организация в своей деятельности по оценке уровня готовности технологий должна соответствовать применимым требованиям . Экспертная организация может действовать в интересах и по поручению инициатора проекта, организации, принимающей технологии или инвестора;

- организация, принимающая технологии, которая либо самостоятельно, либо посредством привлечения ЭО, осуществляет оценку уровня готовности технологии и, в случае, если ее удовлетворяет достигнутый уровень, на основании соответствующих договорных отношений принимает технологии, являющиеся объектами трансфера;

- инвестор - физическое или юридическое лицо, вкладывающее денежные или иные средства в проект на установленный срок с условием возвратности и платности.

 

Обсуждение нового ГОСТ Р 71726-2024.

Сравнивая новый ГОСТ Р 71726-2024 с предыдущими стандартами — ГОСТ Р 56861-2016 и ГОСТ Р 58048-2017, — можно выделить несколько аспектов, которые усложнили процесс для заказчика оценки уровня готовности технологий (УГТ):


1. Более детализированная и формализованная процедура оценки

  • ГОСТ Р 71726-2024 вводит чёткие этапы оценки (п. 5.2.2), включая:

    • формирование технического задания,

    • разработку плана мероприятий,

    • проведение оценки,

    • формирование отчёта,

    • разработку плана по достижению целевого уровня (если он не достигнут).

  • Ранее в ГОСТ Р 56861-2016 и ГОСТ Р 58048-2017 процедура была более общей, без такой детализации.


2. Требования к привлечению экспертной организации (ЭО)

  • В новом стандарте подчёркивается, что внешняя оценка должна проводиться с привлечением экспертной организации.

  • Экспертная организация в своей деятельности по оценке уровня готовности технологий должна соответствовать применимым требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020.

  • Экспертная организация может действовать в интересах и по поручению инициатора проекта, организации, принимающей технологии или инвестора; соответствующей ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020.

  • Это означает необходимость:

    • выбора и договора с ЭО,

    • предоставления ей полного пакета документов,

    • взаимодействия на всех этапах.

  • Ранее допускалась более свободная форма оценки, в т.ч. силами самой организации.


3. Расширенный перечень объективных свидетельств

  • ГОСТ Р 71726-2024 жёстко требует документального подтверждения каждого уровня УГТ (п. 5.2.6).

  • Например, для TRL 3–7 необходимо предоставить:

    • отчёты об испытаниях,

    • протоколы валидации,

    • документы по разработке образцов и т.д.

  • В ГОСТ Р 58048-2017 требования к доказательствам были мягче и менее структурированы.


4. Взаимосвязь с другими уровнями готовности (MRL, CRL, IRL)

  • Новый стандарт обязывает учитывать:

    • Уровень производственной готовности (MRL) – ГОСТ Р 71728,

    • Уровень рыночной готовности (CRL) – ГОСТ Р 71727,

    • Уровень инвестиционной готовности (IRL) – ГОСТ Р 71729.

  • Это означает, что заказчик должен проводить комплексную оценку, а не только TRL.

  • В ГОСТ Р 56861-2016 и ГОСТ Р 58048-2017 такой жёсткой увязки не было.


5. Обязательность отчёта о самооценке

  • Введено требование к формированию отчёта о самооценке по установленной структуре (раздел 7).

  • Ранее такой отчёт не был обязательным или его структура не регламентировалась.


6. Использование оценочного листа

  • Предложен типовой оценочный лист (Приложение Ж), который должен заполняться для каждого уровня УГТ.

  • Это увеличивает формальность и трудоёмкость процесса.


7. Ссылки на множество других ГОСТов

  • Новый стандарт содержит отсылки к десяткам других стандартов (ЕСКД, ЕСТД, ГОСТ Р 15.301 и др.), которые необходимо учитывать при оценке.

  • Это требует от заказчика глубокого знания нормативной базы или привлечения экспертов.


Вывод:

ГОСТ Р 71726-2024 существенно формализовал и усложнил процесс оценки УГТ для заказчика за счёт:

  • детализации процедуры,

  • обязательного привлечения экспертных организаций,

  • расширения перечня документов-доказательств,

  • увязки с MRL, CRL, IRL,

  • введения обязательного отчёта и оценочного листа.

Это повышает надёжность и объективность оценки, но также увеличивает затраты, время и бюрократическую нагрузку на заказчика.

 

Также мы можем предварительно (до подачи заявки) оценить Ваш проект "глазами эксперта" - (провести экспертизу по всем пунктам и заявки и по всем этапам процедуры оценки, а именно:

Экспертиза формальная и "сутевая":

  • Оценка соответствия заявителя и проекта формальным требованиям
  • Проверка наличия в составе заявки обязательных документов
  • Финансово-юридическая экспертиза
  • Риск-проверка заявителя

Технико-экономическая оценка

  • Оценка соответствия целей проекта установленным требованиям
  • Оценка рынка, востребованности продукта, сравнение продукта с аналогами
  • Оценка опыта заявителя и имеющегося задела по проекту
  • Оценка соответствия планируемых к применению в проекте технологий перечню приоритетных технологий
  • Оценка стадии готовности технологий
  • Оценка ожидаемого социально-экономического эффекта

Технологическая экспертиза

  • Дистанционный аудит предприятий-заявителей (комбинацией методов изучения документации, визуальным осмотром, присутствием или видео осмотром и проверкой по чек листу check-list)
  • Оценка технологической и производственной готовности к реализации проекта (комбинацией методов изучения документации, визуальным осмотром, присутствием или видео осмотром и проверкой по чек листу check-list)
  • Оценка направленности проекта на внедрение продуктов продаваемых в РФ и за рубежом (коммерческий и технический сравнительный анализ с аналогами)
  • технологический анализ комплексного проекта с описанием ключевых технических характеристик разрабатываемых базовых технологий и создаваемой продукции;
  • выводы по результатам проведения организацией патентного анализа в части разрабатываемых в рамках комплексного проекта базовых технологий и (или) создаваемой продукции,
  • проверка сведений о патентоспособных ключевых технических решениях, которые предполагается создать и использовать в рамках комплексного проекта (при наличии), с приложением копии отчета о патентных исследованиях, результаты которых подтверждают возможность получения патентоспособных ключевых технических решений в рамках реализации комплексного проекта, а также о востребованности на рынке указанных ключевых технических решений;
  • проверка наличия у организации научно-технического и производственного заделов, необходимых для реализации комплексного проекта;
  • проведение анализа зависимости комплексного проекта от импортных технологий и комплектующих;

Оценка спроса со стороны заказчиков

  • маркетинговый анализ комплексного проекта, содержащий анализ российского и мирового рынков продукции, создаваемой в рамках реализации комплексного проекта,
  • анализ конкурентной среды в части сравнения продукции, создаваемой в рамках комплексного проекта, с российскими и иностранными аналогами;
  • обоснование спроса на продукцию, разрабатываемую в рамках комплексного проекта, с приложением подтверждающих писем от потенциальных потребителей продукции;
  • Количественная и стоимостная оценка потребности заказчика в предлагаемом продукте

Оценка ресурсов и оснащенности

  • оценка оснащенности технологическим оборудованием, и (или) специализированными средствами проектирования, и (или) высокопроизводительными системами вычислений;
  • проверка наличия трудовых отношений с работником, занятым на данном рабочем месте и имеющим профильное образование и высокую квалификацию;
  • расчет стоимости создания нового рабочего места
  • расчет стоимости модернизации старого рабочего места
  • сравнение уровня заработной платы работника, занятого на рабочем месте, и величины средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации или среднеотраслевой согласно данным Федеральной службы государственной статистики за предыдущий финансовый год
Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 17 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 210 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 12 300 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.