Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

МТК «Север — Юг»: ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) обсуждают создание логистического оператора международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» с Ираном, Индией и Азербайджаном.

МТК «Север — Юг» (альтернатива Суэцкому каналу) - связка:

  • европейская часть России - юг России
  • юг России - южная часть Ирана
  • южная часть Ирана - выход в Персидский залив.

Участниками проекта стали:

  • страны каспийского региона,
  • Казахстан,
  • Туркменистан,
  • Азербайджан,
  • Россия и Иран, 

Пользу от новой МТК получат:

  • страны Персидского залива,
  • Индия,
  • Китай,
  • страны Юго-Восточной Азии,
  • Пакистан
  • и многие другие.

 

Коридор «Север — Юг» проходит по трем маршрутам:

  • транскаспийскому — с использованием портов России и Ирана,
  • западному — через Азербайджан
  • восточному — через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан.

В 2022 году произошло важное событие коридора «Север — Юг»:

заработал восточный маршрут из России, через Казахстан и Туркмению в Иран.

Железная дорога Решт — Астара станет последним участком западного маршрута. О том, как сегодня развивается МТК «Север — Юг», и о перспективах развития новых логистических коридоров между Российской Федерацией и странами — участницами Организации исламского содружества говорили участники круглого стола «Развитие международного транспортного коридора „Север — Юг“». Президент Российской академии транспорта Александр Мишарин подчеркнул важность подписанного накануне соглашения: «Вчера состоялось по-настоящему знаковое событие: президент Российской Федерации и президент Исламской Республики Иран приняли участие в церемонии подписания соглашения между правительством России и правительством Ирана о сотрудничестве по финансированию и проектированию строительства железнодорожной дороги на территории Ирана, важного участка коридора „Север — Юг“». 2022 год изменил многие транспортно-логистические маршруты для стран Восточной и Центральной Европы, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Идея коридора «Север — Юг» — это глобальный проект, объединяющий торговый, гуманитарный и экономический потенциал целого ряда крупнейших государств мира. Идея проекта заключается в формировании гарантированного транспортного коридора с территории стран Европы, России и Средней Азии в порты Персидского залива и далее в Индию, Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток. Ускоренные доставки грузов за счет модернизации транспортно-логистической инфраструктуры и создания бесшовной технологии транспортировки в перспективе позволят достигнуть пропускной способности коридора более 100 млн тонн грузов в год. Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин отметил большую важность проекта: «Развитие транспортных коридоров для нашей страны является одной из приоритетных задач, которые нам поставил президент страны Владимир Путин. Маршруты в направлении каспийского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива всегда были приоритетными для Российской Федерации». За последние годы кардинально изменилась геополитическая ситуация, многие страны вынуждены перестраивать логистические цепочки и потоки. К 2025 году грузооборот в направлении «Север — Юг» должен вырасти в два раза — до 30 млн тонн, а к 2023 году до 35 млн тонн. Россия постоянно работает над повышением товарооборота между дружественными странами и, безусловно, заинтересована в дальнейшем развитии данного коридора. Правительство ведет работу по реализации дорожной карты «Развитие транспортной инфраструктуры коридора «Север — Юг». Общий объем инвестиций с 2022 по 2030 год составляет порядка 280 млрд руб. Выделяется три основных маршрута. Западный — через республику Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом в Азербайджан и Иран. Транскаспийский — через Каспийское море морским и речным транспортом из портов Астрахань, Алия и Махачкала по Волге в иранские и туркменские порты. И восточный — через республику Казахстан и Туркмению автомобильным и железнодорожным транспортом. В рамках проекта на территории России запланировано строительство автомобильных обходов городов Астрахани, Дербента и Хасавюрта, приведение дорожной сети в порядок и увеличение пропускной способности. На это выделены деньги и составлена пятилетняя программа. Последние три года планы по дорожному строительству перевыполняются. Для повышения пропускной способности государственной границы строится железнодорожный пункт пропуска «Дербент» и реконструируются действующие пункты. Развиваются порты каспийского бассейна в Астраханской области и Республике Дагестан, проводится реконструкция и дноуглубительные работы в районе акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала. Реализуется строительство автомобильной дороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, планируется развитие этой дороги до Екатеринбурга, до Челябинска, до Тюмени и дальше: вдоль всей границы Казахстана, Монголии и Китая до Владивостока. Ведется работа по синхронизации дорожной сети с Казахстаном, Туркменистаном и Таджикистаном, Азербайджаном, Узбекистаном, Ираком, Индией, Исламской Республикой Иран, чтобы не возникало узких мест на маршруте и экономика инфраструктурных проектов работала ритмично. Важно пересмотреть формальности и требования к документации по перевозке импортных, экспортных и транзитных грузов, чтобы обеспечить бесшовную логистику, в том числе в части обмена разрешениями на грузоперевозки. Раис Республики Татарстан, председатель группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» Рустам Минниханов выразил уверенность в том, что «транспортный коридор „Север — Юг“ при должном развитии станет одним из ключевых элементов транспортной логистики в Евразии… Татарстан готов оказывать необходимое содействие реализации проекта. Проведение мероприятий по обсуждению вопросов развития коридора „Север — Юг“ в рамках казанского форума стало доброй традицией, и сегодня мы видим уже реальные результаты». Постройка МТК «Север — Юг» имеет особое значение для Евразийского экономического союза как важный альтернативный коридор экономического развития и как ответ на экономическое и политическое влияние Евросоюза. Запуск коридора способствует созданию макрорегиональной транспортной логистической системы евразийской транспортной структуры и закладывает условия для развития торговых и инвестиционных отношений внутри Евразии, что отвечает долгосрочным экономическим интересам многих стран. Помимо расширения торговли, развитие транспортного коридора «Север — Юг» стимулирует строительство сухих портов, индустриальных портов, особых экономических зон и транзитных маршрутов. Оно облегчит сотрудничество производственных товаров и услуг, а также ускорит создание новых производственных и логистических цепочек между членами евразийского экономического союза и крупными развивающимися странами Персидского залива, включая Иран, Индию и Пакистан. Заместитель председателя Кабинета министров Туркмении по транспорту и связи Мамметхан Чакыев от лица президента подчеркнул готовность и далее развивать взаимовыгодное партнерство по всем направлениям, в том числе в транспортном секторе. «Туркмения играет важную роль в развитии глобальных цепочек поставок. Международный транспортный коридор „Север — Юг“ является ключевым компонентом этой системы». Активно ведется работа по присоединению Туркменистана к международному соглашению по коридору «Север — Юг», в развитие транспортной инфраструктуры страны вложены крупные инвестиции. Расширение подвижного состава национальных железнодорожных позволит в полной мере использовать потенциал этого коридора и его восточного маршрута. Особым спросом пользуются приграничные зоны Туркменистана. Для развития мультимодальных перевозок в этом сегменте задействованы ресурсы частных грузовых терминалов в приграничных зонах, чтобы создать условия, которые позволяют реализовать транзитный потенциал региона, обеспечить удобство и безопасность грузовых перевозок, а также улучшить таможенные логистические услуги. Наращиваются перевозки через Каспийское море, подписан меморандум о создании логистического центра в Туркменистане, готовится строительство новой автомагистрали до границы Казахстана. Прорабатывается внедрение инновационных интеллектуальных решений. Не менее важно разрабатывать и внедрять цифровые технологии в сфере транспорта и логистики, чтобы обеспечить прозрачность, надежность и безопасность грузоперевозок, снизить бюрократические барьеры и ускорить обработку грузов. Государственный министр внешней торговли ОАЭ Тани бин Ахмед Аль-Зеюди подчеркнул важность и актуальность проекта в текущих условиях: «Пандемия оказала сильное влияние. Сейчас мы пытаемся восстановиться и найти новые решения, чтобы вернуться к тем экономическим показателям, которые были до нее. Коридор „Север — Юг“ — один из самых перспективных проектов. Для нас это ключевой проект, который позволит развивать наш рынок и сотрудничать с другими странами в рамках протеста глобализации, которую мы наблюдаем сейчас. Мы видим потенциал внедрения этого проекта, который позволит объединить все существующие маршруты компании Объединенных Арабских Эмиратов и готовы присоединиться к этому проекту». МТК «Север — Юг» дает новые возможности развития крупнейших портов в Персидском заливе, возможности создания крупнейших игроков на мировом логистическом рынке. Это то, чего мы не могли сделать по разным причинам последние три сотни лет. Алиреза Пейман-Пак, первый заместитель министра сельского хозяйства Ирана, поблагодарил участников и предложил не останавливаться на достигнутом и развивать достигнутый успех. «Благодаря большой поддержке президента Ирана и президента России мы создаем железную дорогу. Но хотел бы отметить важность морской дороги по Каспийскому морю. Мы можем краткосрочно использовать этот вариант, чтобы реализовать все 30 млн тонн грузов по морской дороге, пока строится железная. Иран планирует приобрести 20 кораблей для строительства этого участка железной дороги. А в ближайшей перспективе стране потребуется 800 кораблей, чтобы поддерживать огромный поток грузов, а также развить инфраструктуру в портах Ирана». Саид Бен Хамуд Аль-Маавали, министр транспорта, коммуникации и информационных технологий Султаната Оман, подчеркнул: «Транспортные коридоры и маршруты обеспечивают хорошее будущее и помогают процветанию. Поэтому мы всегда прилагаем усилия для развития таких проектов. Мы еще в начале этого процесса поддерживали заключение важных соглашений и увеличение объемов внешней торговли, у нас всегда были хорошие торговые отношения со многими странами. Благодаря нашему выгодному географическому положению у нас хорошо развита инфраструктура портов и есть возможность обслуживать большой объем грузов — это уникальная особенность нашего крупного порта, который является единственным в своем роде на Ближнем Востоке». У Султаната Оман хорошая дорожная инфраструктура, логистический бизнес постоянно развивается и растет. В стране готовы к увеличению объемов перевозок до 130 млн тонн, и участие в проекте дает возможность поддерживать такие объемы в новых условиях. Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин рассказал о том, как происходит реализация проекта: «Астраханская область является одним из ключевых транспортных узлов транспортного коридора. На базе Астрахани создается мощный транзитный узел, который усилит уже существующую инфраструктуру позволяющую пропускать 16 млн тонн. Идет стабильный рост объемов перевалки. Для поддержки этого кластера будет создаваться вся необходимая инфраструктура. В 2024 году планируется запуск новых терминалов, которые повысят перевалочные мощности». В настоящее время ведется работа по строительству обходов Астрахани, которые существенно увеличат эффективность транспортного коридора и освободят улицы Астрахани. Астраханские верфи приступили к строительству четырех новых контейнеровозов, которые будут запущены к 2025 году. Всего планируется выпустить 25 таких судов. Комплексная реконструкция судоходного канала завершится до 2027 года. Волжский путь в коридоре «Север — Юг» имеет колоссальный потенциал. Интеграция регионов страны в транспортный коридор станет дополнительным драйвером социально-экономического развития. МТК «Север — Юг», планомерная работа над которым ведется не первый год, становится все более заметным международным транспортным проектом. Всего через несколько лет дорожная сеть МТК будет объединена и начнется полноценный запуск проекта, который обязательно окажет благотворное действие на экономику стран-участников.

Транспортный коридор Север-Юг и его роль в развитии  торгово-экономического сотрудничества России и Ирана

http://casp-geo.ru/rossiya-azerbajdzhan-i-iran-sozdayut-usl/

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) обсуждают создание логистического оператора международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» с Ираном, Индией и Азербайджаном, сообщил журналистам первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин в кулуарах международной выставки TransRussia, передает Day.Az со ссылкой на Trend.

«Мы сейчас обсуждаем варианты создания такого оператора [коридора «Север-Юг»]. Это было презентовано во время проведения межправительственной комиссии Россия-Иран. Эти переговоры мы сегодня ведем как с нашими иранскими, так и азербайджанскими коллегами», — сказал Мишарин. По его словам, также ведутся переговоры с Индией.

Отметим, что создание единого оператора международного транспортного коридора «Север-Юг», по мнению экспертов, является одной из главных задач, которую необходимо решить участникам коридора. Это позволит оперативно и эффективно решать вопросы, сопутствующие запуску транснационального транспортного проекта, от согласования тарифов до устранения логистических издержек.

Также читателям нашего портала может быть интересно ознакомиться с докладом редактора портала «Casp-Geo» на тему «Транспортный коридор Север-Юг и его роль в развитии  торгово-экономического сотрудничества России и Ирана», с которым он выступал на одном из заседаний Каспийского экспертного клуба. В докладе рассматривается исторические аспекты развития торгово-экономических связей России и Ирана в регионе, а также факторы, препятствующие запуску морского маршрута МТК:

Каспийское море издавна привлекало внимание людей торговли, через него прокладывались важные торговые пути:

  • на Балтику – через Волгу;
  • на Черное море – через Кавказский перешеек;
  • в Хиву и Бухару – через закаспийские пустыни.

Большой интерес Каспий представлял и для российских торговцев. Еще в XV веке (1468) купец Афанасий Никитин совершил свое знаменитое путешествие из Твери в Индию через Каспий и Персию, наглядно показав возможности транзита через российскую и иранскую территорию грузов из Индии и южно-азиатских стран на этом маршруте. [1]

После взятия Астрахани Иваном Грозным в 1556 году торгово-экономические связи России с восточными странами, в том числе с Ираном,  начали развиваться особенно быстро. Уже в 1599 году персидское посольство, совершив переход из Казвина по Каспийскому морю, впервые посетило Астрахань.[2] В течение XVII века русско-иранские торговые связи приобрели заметное место в экономике и экономической политике обеих стран, именно поэтому важным видом торговых связей стала казенная торговля, возглавлявшаяся, с одной стороны, русским царем, а с другой – персидским шахом. При этом, уже в те времена руководство нашей страны придавало особое значение организации транзита иранских товаров, в первую очередь, иранского шелка, через российскую территорию в Европейские страны. Именно поэтому привлечение всей транзитной торговли шелком-сырцом Ирана через Россию на Запад было одной из  главных целей первого русско-иранского торгового договора, заключенного царским посольством во главе с Артемием Волынским в 1717 году. Правивший те времена Российским государством Петр I придавал большое значение торговле с Ираном при решении стоящих перед Россией задач в сфере экономики, внешней политики и геостратегии на Востоке.[3]

Таким образом, исторически бассейн Каспийского моря является важным транзитным центром товарообмена между Европой и южно-азиатскими странами через территорию России. Каспий кратчайшим путем соединяет европейскую часть России со странами бассейна Индийского океана, Ближнего Востока, Западной и Центральной Азии, что сулит нашей стране довольно высокие доходы от транзита товаров из данных регионов.

В этой связи на протяжении ряда последних лет обсуждается вопрос реализации через территорию Астраханского региона международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», являющегося ответвлением международного трансъевропейского коридора № 9 (Хельсинки-Одесса) в направлении Москва – Волгоград – Астрахань с выходом на Каспийское море.

12 сентября 2000 года во время работы 2-й Международной Евроазиатской конференции по транспорту в г. Санкт-Петербурге состоялось подписание Соглашения о международном транспортном коридоре «Север-Юг», участниками которого выступили Россия, Иран и Индия.

Этому предшествовала пробная транспортировка партии 20-футовых контейнеров в декабре 1999 года по маршруту Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – Россия в рамках соглашения о транспортировке экспортно-импортных контейнеров между тремя российскими и тремя иранскими транспортными компаниями от 22 июня 1999 года.

По испытанной в тот момент схеме, грузы в рамках коридора в крупнотоннажных контейнерах из индийских портов должны были отправляться в иранский порт Бендер-Аббас в Персидском заливе, далее на автомашинах по территории Ирана в иранский каспийский порт Энзели, а затем морским, либо железнодорожным транспортом до потребителей в России, СНГ и европейских странах.

Опыт показал, что в наиболее благоприятных условиях время транспортировки от Бомбея до Астрахани составляет 15-17 суток, а до Москвы 21 сутки по сравнению с 40 сутками через Суэцкий канал, таким образом, время доставки груза сокращается на 20-30%, а транспортные расходы в тех условиях – на 20-25%.[4]

В настоящее время к соглашению о МТК «Север-Юг» присоединились более десятка государств, многие из которых претендуют на транзитную роль и зачатую реализуют свои транспортные проекты под маркой участия в коридоре.

Вместе с тем, в настоящее время коридор «Север-Юг» так и не начал полноценно функционировать. На его формирование оказывает влияние нерешенные вопросы о правовом статусе Каспийского моря, контроля над добычей и транспортировкой углеводородного сырья из региона, что в совокупности отодвигает проблемы привлечения транзитных грузопотоков и интеграционные процессы по коридору на второй план.

По мнению ряда российских экспертов [5], для того чтобы МТК «Север-Юг» приобрел реальные очертания необходимо осуществить целый ряд организационно-технологических мероприятий. Наряду с традиционными задачами — согласование и упрощение таможенного и пограничного контроля, гибкой тарифной политики, использование сквозных тарифных ставок, важным является создание единого оператора перевозок. Учредителями такой транспортной компании могли бы стать перевозчики, экспедиторы, а возможно и порты основных государств-участников (России, Ирана и Индии).

В настоящее время МТК «Север-Юг» существует как сугубо Каспийский проект. Грузоформирующий регион западной Индии, порт Мумбаи и порт Джавахарлал Неру, порты Северо-Запада Европы не работают в коридоре. В связи с этим большое значение приобретает заключение новых договоров и соглашений по транспортировке грузов по МТК с Индией и Китаем.

Следует констатировать и имеющиеся проблемы в развитии необходимой инфраструктуры для железнодорожных и морских  грузоперевозок на данном маршруте.

В настоящее время довольно успешно осуществляется строительство железнодорожной составляющей коридора. Успешная реализация Казахстаном, Туркменией и Ираном проекта железнодорожной магистрали Узень – Берекет – Горган в 2014 году, а также планируемое завершение работ по строительству азербайджано-российско-иранской железнодорожной магистрали Казвин-Решт-Астара на западном побережье Каспия, позволили главам прикаспийских государств в ходе IV Каспийского саммита в г.Астрахани заявить о проекте создания железнодорожного кольца вокруг Каспия, задачей которого будет являться соединение основных каспийских портов, что существенно сократит время и стоимость перевозки грузов и тем самым повысит конкурентоспособность экономик прикаспийских стран[6].

Вместе с тем, железнодорожное кольцо вокруг Каспия – это все еще перспективный проект, тогда как транспортировка грузов через иранские и российские морские порты на Каспии относительно успешно осуществляется на протяжении последних пятнадцати лет и имеет крайне важное значение как для развития торгово-экономического сотрудничества России и Ирана, так и для экономического развития Астраханской области.

Активное развитие торгово-экономических отношений России и Ирана через Астраханский регион, во многом является следствием активной работы руководства области.

Первые контакты между Астраханской областью и Ираном на межрегиональном уровне были установлены в начале 90-х годов. За прошедшие годы между Астраханской областью и иранской стороной подписано более 20 соглашений и протоколов, затрагивающих различные аспекты двустороннего торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Наиболее интенсивно развивались отношения с северными провинциями Ирана – Гилян, Мазандаран и Голестан, расположенными на побережье Каспийского моря.[7]

Торгово-экономическое сотрудничество, являющееся основой любых межрегиональных связей, всегда находилось в сфере особого внимания российской и иранской стороны. Именно благодаря активной совместной работе объемы двусторонней торговли в последние годы оставались стабильно высокими.

Основным каналом торгово-экономического сотрудничества Астрахани и Ирана являются экспортно-импортные операции с использованием морского транспорта через акваторию Каспийского моря, т.е. по транскаспийскому морскому маршруту, являющемуся одним из основных звеньев коридора «Север-Юг».

С 2004 по 2011 год ежегодный грузооборот на данном маршруте через порты Астрахань и Оля в среднем составлял 5-6 млн. тонн различных грузов, в числе которых значились продовольственные и сельскохозяйственные товары, металлы, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, злаки, минеральные продукты, топливно-энергетические товары и т.д.[8]

Пик развития торгово-экономических связей России и Ирана пришелся на начало 2010-х годов. В частности, в этот период значительно увеличилось количество астраханских предприятий с участием иранского капитала. Сейчас их действует около 160.

В 2010 году иранская компания «Хазар Си Шиппинг Лайнз» приобрела контрольный пакет ОАО «Астраханский порт» и приступила к работам по модернизации и обустройству данного инфраструктурного объекта.  В порту уже сооружен ряд элеваторов и крытых складов для грузопереработки и хранения зерновых культур, предназначенных для экспорта из России в Иран, имеются планы дальнейшего развития порта.

С целью решения проблем во взаиморасчетах между иранскими и российскими компаниями, в марте 2011 года в г. Астрахани был зарегистрирован филиал ЗАО «Мир Бизнес Банк (ранее ЗАО «Банк Мелли Иран»), что послужило катализатором дальнейшей деловой активности иранского бизнеса на территории Астраханской области.

Однако, в дальнейшем, с 2012 года стали отмечаться негативные тенденции снижения объемов торгово-экономического российско-иранского сотрудничества через Астраханский регион. Основной причиной этого, на тот момент, являлось введение западных экономических санкций в отношении Ирана.[9]

После введения мер ограничительного характера грузооборот портов Астрахань и Оля стал неуклонно снижаться. В настоящее время он не превышает 3 млн. тонн, то есть составляет половину от значений десятилетней давности.

Причины негативных тенденций развития торгово-экономических связей кроются не только в санкционной политике Запада по отношению к Ирану, но и ряде других факторов.

С 2013 года стала отмечаться тенденция переориентации части иранских грузов из астраханских портов в Казахстан, в частности, в порт Актау, который в настоящее время находится на стадии активной модернизации, по результатам которой к 2020 году пропускная способность порта должна увеличиться до 18 миллионов тонн.

Причинами переориентации части грузов на порт Актау также служат такие факторы, как различие подходов к оценке стоимости ввозимых товаров таможенными органами России и Казахстана, наличие проблем, связанных с обмелением Волго-каспийского судоходного канала, периодически возникающие проблемы фумигирования в порту Астрахань экспортируемой в Иран древесины.

Таким образом, следует заключить, что отвечающий российским интересам транспортный коридор «Север-Юг» в настоящее время  работает только на каспийском маршруте, при этом отмечается ряд объективных сложностей для его дальнейшего развития через портовую инфраструктуру Астраханской области, следствием чего является снижение торгового оборота России и Ирана.

Складывающаяся ситуация может в перспективе привести к упадку транспортной отрасли астраханской экономики, что в свою очередь негативно скажется на уровне геополитического влияния Российской Федерации в Каспийском регионе. В случае непринятия российскими заинтересованными органами дальнейших мер по стабилизации ситуации, в среднесрочной перспективе следует ожидать снижения интереса прикаспийских стран и стран дальнего зарубежья к реализуемому Россией проекту транспортного коридора «Север-Юг».

Учитывая отмеченные выше негативные тенденции, положительно на ситуации могло бы сказаться заключение российской стороной дополнительных договоренностей о привлечении на МТК «Север-Юг» грузов и товаров из третьих стран, таких как Индия, Пакистан и другие государства Юго-Восточной Азии, а также создание выгодных для российских транспортных перевозчиков условий для ведения коммерческой деятельности на МТК «Север-Юг».

Источники:

[1] Каспийское море. Энциклопедия / И.С.Зонн, А.Г. Костяной, А.Н. Косарев, С.С.Жильцов – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Восточная книга, 2013 – с.488

[2]  Там же, с.488.

[3] Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, «Русско-иранские торгово-экономические и дипломатические отношения в XVII — первой половине XVIII века», Андронова Е.В., Москва, 2002, URL адрес: http://www.dissercat.com/content/russko-iranskie-torgovo-ekonomicheskie-i-diplomaticheskie-otnosheniya-v-xuii-pervoi-polovine, дата обращения 17.05.16г.

[4] Каспийское море. Энциклопедия / И.С.Зонн, А.Г. Костяной, А.Н. Косарев, С.С.Жильцов – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Восточная книга, 2013 – с.400, 401

[5] Перспективы развития МТК «Север-Юг» на примере Астраханского транспортного узла, сайт НКП «Институт Каспийского Сотрудничества» — 07.06.2012 г,  URL адрес: http://www.casfactor.com/ru/editor/34.html, дата обращения 17.05.16г.

[6]   Заявления глав государств – участников IV Каспийского саммита для прессы, официальный сайт Президента России – 29.09.2014 г., URL адрес: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/46689

[7] Справка о сотрудничестве с Исламской Республикой Иран, официальный сайт Министерства международных и внешнеэкономических связей Астраханской области – 05.10.2015 г.,  URL адрес: https://mid.astrobl.ru/site-page/spravka-o-sotrudnichestve-s-islamskoy-respublikoy-iran – дата обращения 17.05.16г.

[8]  Перспективы развития МТК «Север-Юг» на примере Астраханского транспортного узла, сайт НКП «Институт Каспийского Сотрудничества» — 07.06.2012 г,  URL адрес: http://www.casfactor.com/ru/editor/34.html, дата обращения 17.05.16г.

[9] Там же.

На KazanForum 2023 обсудили развитие международного транспортного коридора «Север — Юг»

17 мая 2023

на полях XIV Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum» между Российской Федерацией и Ираном было подписано соглашение о строительстве к 2025 году 162 км участка железной дороги Решт — Астара, который должен стать частью транспортного коридора «Север — Юг» — глобального инфраструктурного проекта.

 

На KazanForum 2023 обсудили развитие международного транспортного коридора «Север — Юг»

17 мая на полях XIV Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum» между Российской Федерацией и Ираном было подписано соглашение о строительстве к 2025 году 162 км участка железной дороги Решт — Астара, который должен стать частью транспортного коридора «Север — Юг» — глобального инфраструктурного проекта.
МТК «Север — Юг» открывает новые возможности для сотрудничества между Россией и странами исламского мира и способен стать полноценной альтернативой Суэцкому каналу, связав европейскую часть и юг России с южной частью Ирана и открыв выход в Персидский залив. Участниками проекта стали страны каспийского региона, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Россия и Иран, а пользу от новой МТК получат страны Персидского залива, Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии, Пакистан и многие другие.
Андрей Белоусов, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации, в ходе пленарного заседания Форума отметил важность этого проекта.

«Коридор „Север — Юг“ — это одно из наиболее часто упоминаемых понятий за последние два дня форума. Это действительно крупнейший геополитический и геоэкономический инфраструктурный проект текущего десятилетия XXI века, который абсолютно неверно увязывать с санкциями. Проект — это составная часть процесса становления многополярного мира и фундаментальных тенденций переноса мировых центров силы».

Коридор «Север — Юг» проходит по трем маршрутам: транскаспийскому — с использованием портов России и Ирана, западному — через Азербайджан и восточному — через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. В прошлом году произошло важное событие, связанное с коридором «Север — Юг»: заработал восточный маршрут из России, через Казахстан и Туркмению в Иран. Железная дорога Решт — Астара станет последним участком западного маршрута.
О том, как сегодня развивается МТК «Север — Юг», и о перспективах развития новых логистических коридоров между Российской Федерацией и странами — участницами Организации исламского содружества говорили участники круглого стола «Развитие международного транспортного коридора „Север — Юг“».

Президент Российской академии транспорта Александр Мишарин подчеркнул важность подписанного накануне соглашения: «Вчера состоялось по-настоящему знаковое событие: президент Российской Федерации и президент Исламской Республики Иран приняли участие в церемонии подписания соглашения между правительством России и правительством Ирана о сотрудничестве по финансированию и проектированию строительства железнодорожной дороги на территории Ирана, важного участка коридора „Север — Юг“».

2022 год изменил многие транспортно-логистические маршруты для стран Восточной и Центральной Европы, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Идея коридора «Север — Юг» — это глобальный проект, объединяющий торговый, гуманитарный и экономический потенциал целого ряда крупнейших государств мира. Идея проекта заключается в формировании гарантированного транспортного коридора с территории стран Европы, России и Средней Азии в порты Персидского залива и далее в Индию, Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток. Ускоренные доставки грузов за счет модернизации транспортно-логистической инфраструктуры и создания бесшовной технологии транспортировки в перспективе позволят достигнуть пропускной способности коридора более 100 млн тонн грузов в год.

Заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин отметил большую важность проекта: «Развитие транспортных коридоров для нашей страны является одной из приоритетных задач, которые нам поставил президент страны Владимир Путин. Маршруты в направлении каспийского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива всегда были приоритетными для Российской Федерации».

 
За последние годы кардинально изменилась геополитическая ситуация, многие страны вынуждены перестраивать логистические цепочки и потоки. К 2025 году грузооборот в направлении «Север — Юг» должен вырасти в два раза — до 30 млн тонн, а к 2023 году до 35 млн тонн. Россия постоянно работает над повышением товарооборота между дружественными странами и, безусловно, заинтересована в дальнейшем развитии данного коридора.

Правительство ведет работу по реализации дорожной карты «Развитие транспортной инфраструктуры коридора «Север — Юг». Общий объем инвестиций с 2022 по 2030 год составляет порядка 280 млрд руб. Выделяется три основных маршрута. Западный — через республику Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом в Азербайджан и Иран. Транскаспийский — через Каспийское море морским и речным транспортом из портов Астрахань, Алия и Махачкала по Волге в иранские и туркменские порты. И восточный — через республику Казахстан и Туркмению автомобильным и железнодорожным транспортом.

В рамках проекта на территории России запланировано строительство автомобильных обходов городов Астрахани, Дербента и Хасавюрта, приведение дорожной сети в порядок и увеличение пропускной способности. На это выделены деньги и составлена пятилетняя программа. Последние три года планы по дорожному строительству перевыполняются.

Для повышения пропускной способности государственной границы строится железнодорожный пункт пропуска «Дербент» и реконструируются действующие пункты. Развиваются порты каспийского бассейна в Астраханской области и Республике Дагестан, проводится реконструкция и дноуглубительные работы в районе акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала.

Реализуется строительство автомобильной дороги М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, планируется развитие этой дороги до Екатеринбурга, до Челябинска, до Тюмени и дальше: вдоль всей границы Казахстана, Монголии и Китая до Владивостока. Ведется работа по синхронизации дорожной сети с Казахстаном, Туркменистаном и Таджикистаном, Азербайджаном, Узбекистаном, Ираком, Индией, Исламской Республикой Иран, чтобы не возникало узких мест на маршруте и экономика инфраструктурных проектов работала ритмично.

Важно пересмотреть формальности и требования к документации по перевозке импортных, экспортных и транзитных грузов, чтобы обеспечить бесшовную логистику, в том числе в части обмена разрешениями на грузоперевозки.

Раис Республики Татарстан, председатель группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» Рустам Минниханов выразил уверенность в том, что «транспортный коридор „Север — Юг“ при должном развитии станет одним из ключевых элементов транспортной логистики в Евразии… Татарстан готов оказывать необходимое содействие реализации проекта. Проведение мероприятий по обсуждению вопросов развития коридора „Север — Юг“ в рамках казанского форума стало доброй традицией, и сегодня мы видим уже реальные результаты».

 
Постройка МТК «Север — Юг» имеет особое значение для Евразийского экономического союза как важный альтернативный коридор экономического развития и как ответ на экономическое и политическое влияние Евросоюза. Запуск коридора способствует созданию макрорегиональной транспортной логистической системы евразийской транспортной структуры и закладывает условия для развития торговых и инвестиционных отношений внутри Евразии, что отвечает долгосрочным экономическим интересам многих стран.

Помимо расширения торговли, развитие транспортного коридора «Север — Юг» стимулирует строительство сухих портов, индустриальных портов, особых экономических зон и транзитных маршрутов. Оно облегчит сотрудничество производственных товаров и услуг, а также ускорит создание новых производственных и логистических цепочек между членами евразийского экономического союза и крупными развивающимися странами Персидского залива, включая Иран, Индию и Пакистан.

Заместитель председателя Кабинета министров Туркмении по транспорту и связи Мамметхан Чакыев от лица президента подчеркнул готовность и далее развивать взаимовыгодное партнерство по всем направлениям, в том числе в транспортном секторе.

«Туркмения играет важную роль в развитии глобальных цепочек поставок. Международный транспортный коридор „Север — Юг“ является ключевым компонентом этой системы».

Активно ведется работа по присоединению Туркменистана к международному соглашению по коридору «Север — Юг», в развитие транспортной инфраструктуры страны вложены крупные инвестиции. Расширение подвижного состава национальных железнодорожных позволит в полной мере использовать потенциал этого коридора и его восточного маршрута.

Особым спросом пользуются приграничные зоны Туркменистана. Для развития мультимодальных перевозок в этом сегменте задействованы ресурсы частных грузовых терминалов в приграничных зонах, чтобы создать условия, которые позволяют реализовать транзитный потенциал региона, обеспечить удобство и безопасность грузовых перевозок, а также улучшить таможенные логистические услуги.

Наращиваются перевозки через Каспийское море, подписан меморандум о создании логистического центра в Туркменистане, готовится строительство новой автомагистрали до границы Казахстана. Прорабатывается внедрение инновационных интеллектуальных решений. Не менее важно разрабатывать и внедрять цифровые технологии в сфере транспорта и логистики, чтобы обеспечить прозрачность, надежность и безопасность грузоперевозок, снизить бюрократические барьеры и ускорить обработку грузов.

Государственный министр внешней торговли ОАЭ Тани бин Ахмед Аль-Зеюди подчеркнул важность и актуальность проекта в текущих условиях: «Пандемия оказала сильное влияние. Сейчас мы пытаемся восстановиться и найти новые решения, чтобы вернуться к тем экономическим показателям, которые были до нее. Коридор „Север — Юг“ — один из самых перспективных проектов. Для нас это ключевой проект, который позволит развивать наш рынок и сотрудничать с другими странами в рамках протеста глобализации, которую мы наблюдаем сейчас. Мы видим потенциал внедрения этого проекта, который позволит объединить все существующие маршруты компании Объединенных Арабских Эмиратов и готовы присоединиться к этому проекту».

 
МТК «Север — Юг» дает новые возможности развития крупнейших портов в Персидском заливе, возможности создания крупнейших игроков на мировом логистическом рынке. Это то, чего мы не могли сделать по разным причинам последние три сотни лет.
Алиреза Пейман-Пак, первый заместитель министра сельского хозяйства Ирана, поблагодарил участников и предложил не останавливаться на достигнутом и развивать достигнутый успех.

«Благодаря большой поддержке президента Ирана и президента России мы создаем железную дорогу. Но хотел бы отметить важность морской дороги по Каспийскому морю. Мы можем краткосрочно использовать этот вариант, чтобы реализовать все 30 млн тонн грузов по морской дороге, пока строится железная. Иран планирует приобрести 20 кораблей для строительства этого участка железной дороги. А в ближайшей перспективе стране потребуется 800 кораблей, чтобы поддерживать огромный поток грузов, а также развить инфраструктуру в портах Ирана».

Саид Бен Хамуд Аль-Маавали, министр транспорта, коммуникации и информационных технологий Султаната Оман, подчеркнул: «Транспортные коридоры и маршруты обеспечивают хорошее будущее и помогают процветанию. Поэтому мы всегда прилагаем усилия для развития таких проектов. Мы еще в начале этого процесса поддерживали заключение важных соглашений и увеличение объемов внешней торговли, у нас всегда были хорошие торговые отношения со многими странами. Благодаря нашему выгодному географическому положению у нас хорошо развита инфраструктура портов и есть возможность обслуживать большой объем грузов — это уникальная особенность нашего крупного порта, который является единственным в своем роде на Ближнем Востоке».
У Султаната Оман хорошая дорожная инфраструктура, логистический бизнес постоянно развивается и растет. В стране готовы к увеличению объемов перевозок до 130 млн тонн, и участие в проекте дает возможность поддерживать такие объемы в новых условиях.

Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин рассказал о том, как происходит реализация проекта: «Астраханская область является одним из ключевых транспортных узлов транспортного коридора. На базе Астрахани создается мощный транзитный узел, который усилит уже существующую инфраструктуру позволяющую пропускать 16 млн тонн. Идет стабильный рост объемов перевалки. Для поддержки этого кластера будет создаваться вся необходимая инфраструктура. В 2024 году планируется запуск новых терминалов, которые повысят перевалочные мощности».

В настоящее время ведется работа по строительству обходов Астрахани, которые существенно увеличат эффективность транспортного коридора и освободят улицы Астрахани. Астраханские верфи приступили к строительству четырех новых контейнеровозов, которые будут запущены к 2025 году. Всего планируется выпустить 25 таких судов.

Комплексная реконструкция судоходного канала завершится до 2027 года. Волжский путь в коридоре «Север — Юг» имеет колоссальный потенциал. Интеграция регионов страны в транспортный коридор станет дополнительным драйвером социально-экономического развития.

МТК «Север — Юг», планомерная работа над которым ведется не первый год, становится все более заметным международным транспортным проектом. Всего через несколько лет дорожная сеть МТК будет объединена и начнется полноценный запуск проекта, который обязательно окажет благотворное действие на экономику стран-участников.

 
Новость
Пресс-релиз

 

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.