Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань: +7(843) 278-19-00, +7(8552) 25-01-99

Изменения по НДС для ИТ-компаний с 2021 года: Освобождение от НДС распространено на операции по предоставлению удаленного доступа к ПО через Интернет. Таким образом, налоговые риски реализации лицензии на SaaS c 2021 года исчезнут.

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

ВАЖНО: Получить субсидию, грант, целевое бюджетное финансирование - это только часть формулы успеха (обычно после этого происходит расслабление и руководства и сотрудников) и это только 1 этап работы (не самый трудоемкий и не самый высоко-рисковый)

Самое трудное:

  • чтобы команда проекта, структура бизнеса  - были готовы к такой поддержке:
  • смогли соблюсти все условия предоставления налоговых льгот
  • смогли выполнить все требования НК РФ
  • сохранить право (не возвращать в бюджет с пенями) на эти гранты и льготы!

Мы можем помочь Вам в разработке:
- фрагментов учетной политики и методики раздельного учета операций, доходов/расходов компании:

А) применяющей налоговые льготы резидента ТОСЭР, ОЭЗ, РИП

Б) получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек;

- рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
- фрагментов должностных инструкций, штатных расписаний, положений об оплате труда, табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей и других документов первичного учета операций, материальных ценностей, затрат труда;
- прописать включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами соглашения;
- с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.

 

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • разработка юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

Какие изменения НДС на программное обеспечение ожидают ИТ-компании с 2021 года

Источник: it-lex.ru

Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ внесены поправки в Налоговый кодекс (НК РФ) в части оснований освобождения от НДС реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных.

<*> Освобождение не распространяется на случаи, когда эти права состоят в возможности распространять рекламу в сети Интернет, получать доступ к ней, размещать предложения в сети Интернет о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах), заключать сделки (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Поправки в НК РФ по «налоговому маневру в ИТ-отрасли» вступают в силу с 01 января 2021 года.

С нового года без НДС будет проводиться реализация прав только на программное обеспечение российских правообладателей, которое включено в так называемый Реестр отечественного ПО.

В результате изменений налогового законодательства импорт зарубежного программного обеспечения независимо от вида договора будет облагаться российским НДС.

Кто платит НДС при реализации прав на ПО

Во всех случаях отчуждения исключительного права, а также предоставления права использования зарубежного программного обеспечения неавтоматизированным способом (импорт на материальных носителях, передача сетевым способом с участием человека), ст.174.2 НК РФ об услугах в электронной форме не применяется.

С 2021 года импорт прав на зарубежное ПО на основании договора отчуждения или лицензионного договора не является основанием для освобождения от НДС согласно новой редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ. Следовательно, в отношениях b2b обязанность по уплате НДС возлагается на российского покупателя, как налогового агента (ст.161 НК РФ).

Если в описанном случае покупатель – физическое лицо (отношения b2c), НДС не уплачивается, т.к. гражданин без статуса ИП не признается налоговым агентом. При покупке лицензии на ПО у иностранного гражданина (независимо от статуса) НДС также не возникает.

В случае предоставления иностранной организацией прав на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), автоматизированно с использованием информационных технологий через сеть "Интернет", в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, такая иностранная организация обязана уплачивать НДС самостоятельно (п.3 ст.174.2 НК РФ). Для уплаты НДС иностранная организация должна встать в России на налоговый учет дистанционным способом (п.4.6. ст.83 НК РФ).

В каких случаях права на ПО реализуются без НДС

Продажа прав на программное обеспечение физическими лицами, либо организациями и ИП, не применяющими НДС (УСН, резидент Сколково и т.д.) освобождается от НДС.

Реализация прав на ПО без НДС организациями и ИП на ОСНО выполняется при условии включения такого ПО в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр отечественного ПО).

Однако регистрация ПО в данном Реестре имеет ряд сложностей и ограничений. Например, частным правообладателем регистрируемого ПО может быть только гражданин РФ или российская организация, с долей участия российских граждан, коммерческих организаций и НКО без преобладающего иностранного участия, более 50%, а также российское НКО без преобладающего иностранного участия.

Таким образом, при импорте иностранного программного обеспечения и сервисов на базе такого ПО «льгота» по НДС на основании пп.26 п.2 ст.149 НК РФ предоставляться не будет независимо от вида договора.

Российские правообладатели ПО также испытывают трудности с включением своих программных продуктов в Реестр, поскольку имеется ряд ограничений по использованию в отечественном ПО иностранных программных компонентов. Помимо этого есть ряд проблем с соблюдением требований Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 по составу технической документации, предоставляемой в пакете на регистрацию ПО в Реестре.

Подробную информацию о порядке регистрации в Реестре отечественного ПО можно найти здесь.

Что еще изменилось в НДС на программное обеспечение

Из положительных поправок по НДС нужно отметить решение в пользу налогоплательщика ряда спорных моментов по реализации программного обеспечения.

  1. Для применения «льготы» по НДС теперь не обязательно заключать строго договор отчуждения или лицензионный договор. Теперь договор может быть любой, главное, чтобы по нему у покупателя возникало исключительное право или право использования ПО.
  2. Исключены риски реализации обновлений и дополнительных функциональных возможностей вместе с продажей прав на ПО, поэтому можно свободно продавать техподдержку ПО без НДС.
  3. Освобождение от НДС распространено на операции по предоставлению удаленного доступа к ПО через Интернет. Таким образом, налоговые риски реализации лицензии на SaaS c 2021 года исчезнут.

Однако данные положения не затрагивают рекламные сервисы и приложения, доски объявлений, а также агрегаторов (маркетплейсы) и поисковые системы. Здесь российскому правообладателю ПО на ОСНО придется платить НДС независимо от включения его в Реестр и вида договора на реализацию.

Виталий Селиванов, 2020

Переходный период по НДС на программное обеспечение

Какой порядок освобождения от НДС применяется по заключенным договорам

Сейчас ИТ-компании волнует вопрос, как начислять НДС по договорам на программное обеспечение, заключенным до 2021 года? Можно ли отразить реализацию в 2020 году на весь срок лицензии или нужно восстанавливать НДС за период, начиная с 2021 года? Как начислять НДС, если оплата за лицензию на программы будет произведена полностью или частично в 2021 году? Имеет ли значение, составляются ли акты по факту предоставления лицензии или факту оплаты?

Напомним, что в 2020 году завершается период освобождения от НДС реализации прав на любое программное обеспечение по договорам отчуждения и лицензионным договорам. С 2021 года для применения «льготы» по НДС требуется включение такого ПО в Единый реестр российских программ и баз данных.

Как мы писали ранее, иностранное ПО в данный реестр не попадает, отечественное также далеко не всегда в нем зарегистрировано. Поэтому начиная с 2021 года лицензии ПО будут преимущественно продаваться с НДС.

Подробнее об изменениях смотрите выше.

Согласно п.1 ст.167 НК РФ момент определения налоговой базы совпадает с одной из наиболее ранних дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, по общим правилам реализация прав на программы подлежит отражению на момент внесения аванса (в том числе частичного) либо предоставления лицензии.

 

Передача (отчуждение) или предоставление права использования (лицензия) относятся к правомочию по распоряжению, входящему в состав исключительного права на программное обеспечение (ст.1233, 1270 ГК РФ). Правообладатель может распорядиться своим правом посредством выдачи любому лицу разрешения на использование принадлежащего ему программного обеспечения, в том числе путем заключения договора отчуждения или лицензионного договора.

На основании п.4 ст.1234 ГК РФ, исключительное право на программы для ЭВМ как результат интеллектуальной деятельности переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора об отчуждении исключительного права, если соглашением сторон не предусмотрено иное. Аналогичным образом в лицензионном договоре стороны вправе договориться о предоставлении права использования ПО с даты заключения договора, даты оплаты, даты передачи экземпляра ПО или иного момента.

В договоре отчуждения права передаются на весь срок защиты. В лицензионном договоре срок может быть сокращен (если срок лицензии не согласован, лицензия считается предоставленной на 5 лет).

Таким образом, права передаются (предоставляются) на весь срок, указанный в договоре или законе, с указанной выше даты.

Поскольку вознаграждение за передачу (предоставление) права использования программ может устанавливаться в виде периодических платежей в течение срока действия права, возникают трудности с определением момента возникновения налоговой базы для целей НДС.

На основании п.8 ст.149 НК РФ, при изменении редакции пунктов 1 - 3 указанной статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Согласно письмам Министерства финансов РФ от 04.02.2019 N 03-07-11/6183, от 01.02.2019 N 03-07-11/5795, от 05.02.2018 N 03-03-06/1/6340, от 23.01.2017 N 03-07-11/2832 датой отгрузки является дата подписания исполнителем услуг акта оказанных услуг.

Следовательно, при передаче исключительных прав на ПО согласно договору отчуждения или предоставлению права использования программ по лицензионному договору подлежит применению редакция пп.26 п.2 ст.149 НК РФ, действующая на дату передачи (предоставления).

Примеры начисления НДС на программы в переходный период

Лицензионный договор на программное обеспечение заключен 01 октября 2020 года сроком на 1 год. Право использования программ предоставляется с даты заключения договора. Платеж фиксированный. Срок оплаты до 31.12.2020 года.

Сумма реализации освобождается от НДС по пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в редакции 20 года, поскольку лицензия предоставлена в 20 году.

Изменим условия задачи. Вознаграждение уплачивается 2 частями: первая часть до 31.12.2020 года, вторая – до 31.03.2021 года. Вся сумма вознаграждения отражена в учете как реализация 20 года.

Поскольку право использования ПО предоставлено на весь срок в 20 году, реализация освобождена от НДС по редакции пп.26 п.2 ст.149 НК РФ, действовавшей на дату реализации.

Лицензионный договор на ПО заключен 01 октября 2020 года. Лицензия предоставлена сроком на 1 год. Вознаграждение выплачивается ежеквартально и реализация отражается актами по факту оплаты.

Фактически права предоставлены с даты заключения договора, но учет ведется по факту получения оплаты. В связи с этим возникает проблема отражения НДС по правилам 21 года в отношении 3х платежей.

Лицензионный договор заключен в 20 году. Предусматривает предоставление лицензий на программы по факту оплаты. Счета выставляются ежемесячно.

Здесь будут действовать правила об освобождении от НДС на момент оплаты каждого счета в отдельности.

Разъяснения Минфина по порядку освобождения от НДС прав на ПО с 2021 года

Все хорошо, если не считать письма Минфина от 20 ноября 2020 г. N 03-07-08/101332. В нем даны разъяснения по порядку начисления НДС на реализацию ПО, которые вызывают недоумение у многих специалистов.

Предыстория письма следующая. Налогоплательщик обратился в Минфин с запросом, в котором указал, что передал права по акту в 20 году на полную стоимость лицензии, но срок лицензии истекает после 01.01.2021 года. На что Минфин ответил, что консультаций по конкретным кейсам не дает, однако дал общие пояснения по изменениям. Приводим выдержку из письма.

Начиная с 1 января 2021 года передача прав на использование российского и иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, будет облагаться налогом на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

При этом исключений по услугам по передаче прав на использование программного обеспечения, реализуемым по договорам, заключенным до вступления в силу Федерального закона N 265-ФЗ, и имеющим длящийся характер с переходом на 2021 и последующие годы, указанным Федеральным законом не предусмотрено.

Следовательно, в отношении услуг по передаче прав на использование программ для электронных вычислительным машин, оказанных начиная с 1 января 2021 года, применяется налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 20 процентов, независимо от даты и условий заключения договоров на оказание указанных услуг.

Несмотря на оговорку, предваряющую письмо, разъяснения были восприняты как ответ на вопрос, постеленный в рамках конкретной ситуации, когда лицензия «отгружена» в 20 году. Однако мы склонны считать, что разъяснения следует понимать буквально с оговоркой, что они не относятся к конкретному кейсу.

С учетом этого в письме от 20 ноября 2020 г. рассмотрена общая ситуация с заключением договора до вступления в силу поправок и передачей прав в 21 году, когда правила освобождения изменились. В такой трактовке, действительно, следует применять нормы с вступившими изменениями, которые требуют включения ПО в соответствующий реестр до освобождения реализации прав на него от НДС.

Иными словами, Минфин повторил положения закона, что применяются правила освобождения от НДС, действовавшие на момент предоставления прав, независимо от даты заключения договора. Смотрите когда передали права и применяйте соответствующие правила.

Виталий Селиванов, 2020

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9,5 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ - более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 930 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 9000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.