Часто приходится слышать с 2021 года:
"Мы просто выведем ИТ подразделение из компании:
- создадим отдельное юр.лицо (ООО) или ИП,
- переведем туда ИТ-шников (программистов),
- аккредитуем при Минцифры,
- будем оказывать услугу (сопровождать или продавать доступ к ПО и т.п.) основной компании,
- экономить на льготах по старховым взносам с ФОТ ИТ-ников (всех:)
- все просто!"
Если по-дилетантски и не изучая вопрос, историю появления статей НК РФ 54.1 и применения льгот и последствия (РИП, ОЭЗ, ТОСЭР) - то все именно так ....
Не прорабатываются вопросы:
- услуги на сторону
- откуда возьмутся наработки
- как передадутся наработки
- откуда возьмутся права на софт, лицензии
- правообладание (за кем зарегистрированы права ФИПС-РОспатент на ПО для ЭВМ, БД,
- от имени кого включено ПО в реестр
- и место учета НИОКР (РИД, ОИС)
- и так далее
Еще по теме:
- "Индульгенция" от ФНС от претензий по искусственому дроблению бизнеса
- ФНС О практике применения статьи 54.1 НК РФ
- "Индульгенция" от ФНС от претензий по искусственому дроблению бизнеса
- Вывести ИТ-отдел компании в отдельное юрлицо?
- Что может быть проще?
- 2022 год ИТ-компании получили новые налоговые льготы
- Выделение ИТ подразделения в отдельное юр.лицо
- Методика трансфертных цен услуг между взаимозависимыми Ко внутри ГК
- О применение льгот в IT-отрасли при реорганизации
Риски операций между взаимозависимыми компаниями внутри ГК:
- Как сохранить льготы?
- Как не надо делать?
- Как надо делать?
- Разбор типовых ошибок в операциях ВЗК
Вы можете записаться на вебинары или приобрести видеозапись ранее проведенных вебинаров
Первый вебинар 31 января:
- Риски взаимозависимых компаний в ПРЕФ*
- Как сохранить льготы резидента ПРЕФ* ?
- Тактика правильных действий: как не попасть на статью 54.1?
Второй вебинар 1 февраля:
- Риски взаимозависимых компаний в ПРЕФ*
- Как сохранить льготы резидента ПРЕФ* ?
- Как не надо делать: разбор типовых ошибок в операциях взаимозависимых компаний
- Тактика правильных действий: как не попасть на статью 54.1?
Записаться на вебинары (или приобрести видео ранее проведенных)
Мы можем помочь Вам в разработке:
- фрагментов учетной политики компании, применяющей налоговые льготы резидента ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ, РИП или получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек;
- рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
- фрагментов должностных инструкций;
- прописать включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами соглашения ТОСЭР;
- с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.
По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.
Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.
По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.
Чем еще мы можем быть Вам полезны?
Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:
- разработка юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
- консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
- содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
- разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
- привлечение партнеров в проект, бизнес.
При необходимости - обращайтесь к нам!
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 1 ноября 2021 г. N 03-15-06/88336
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение ООО по вопросам о включении в общую сумму доходов, а также в долю доходов от основного вида экономической деятельности организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация), доходов в виде грантов, полученных в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на реализацию мероприятий по созданию и внедрению комплексов цифровых сервисов и решений, созданных на базе цифровых платформ, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.15 статьи 284, подпунктом 3 пункта 1 и подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных, установлены налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3 процентов, и налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в размере 0 процентов, а также пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.
При этом в соответствии с пунктом 1.15 статьи 284 и пунктом 5 статьи 427 Кодекса одним из условий применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и пониженных страховых взносов указанными плательщиками является условие о доле доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ей программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числи путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в настоящем абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации.
Таким образом, содержащийся в пункте 1.15 Статьи 284 и пункте 5 статьи 427 кодекса вышеуказанный перечень видов доходов, которые включаются в долю доходов ИТ-организации от осуществления деятельности в области информационных технологий с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и пониженных тарифов страховых взносов, является исчерпывающим.
Поэтому доходы ИТ-организации в виде грантов, полученных в форме субсидий из федерального бюджета ИТ-организацией на реализацию мероприятий по созданию и внедрению комплексов цифровых сервисов и решений, в долю доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль; организаций и пониженных тарифом страховых взносов не включаются.
Вместе с тем в целях применения пункта 1.15 статьи 284 и пункта 5 статьи 427 Кодекса сумма доходов ИТ-организации определяется по данным налогового учета организации в соответствий со статьей 248 Кодекса, при этом в нее не включаются доходы, указанные в пунктах 2 и 11 части второй статьи 250 и пункте 4.1 статьи 271 Кодекса, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий.
При этом пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса установлено, что для целей налога на прибыль организаций средства в виде субсидий, за исключением указанных в статье 251 Кодекса либо полученных в рамках возмездного договора, признаются в составе внереализационных доходов.
Учитывая изложенное, доходы в виде субсидий, которые не поименованы в статье 251 Кодекса, не учитываются в общей сумме доходов при расчете доли доходов, необходимой для применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, предусмотренной пунктом 1.15 статьи 284 Кодекса, и пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных пунктом 5 статьи 427 Кодекса.
Какие должны быть доходы для получения льгот
Возможно будут изменения, на в настоящий момент 90% доходов должны быть получены по следующим операциям:
1. От реализации экземпляров разработанных (собственных) организацией программ для ЭВМ (баз данных)
Организация считается разработчиком программы (базы данных), если ее работники и (или) физлица, с которыми она связана гражданско-правовыми отношениями, участвовали в некоторых (части некоторых) или во всех процессах ее разработки (Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970).
Компания может подтвердить такое участие любыми документами, в том числе обычно используемыми при создании объектов интеллектуальной собственности: приказами, служебными заданиями, техническими заданиями, договорами, актами и т.п. Перечень подтверждающих документов можно предусмотреть в локальном нормативном акте компании.
Часть процессов разработки могут осуществлять сторонние организации. Соотношение долей разработки, которые должны приходиться на работников организации и привлеченных по ГПД физлиц и организаций, не установлено (Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970).
Объем прав, приобретаемых организацией-разработчиком на реализуемую ею программу, базу данных (исключительное право или право использования в определенном объеме), значения не имеет.
2. Передачи исключительных прав на разработанные ею программы, базы данных, прав на их использование по лицензионному договору (в том числе путем предоставления удаленного доступа через Интернет или иную информационно-телекоммуникационную сеть к программам и базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности).
3. Оказания услуг (выполнения работ), в том числе с привлечением субподрядчиков, по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники). Это могут быть программы, базы данных собственной разработки или разработанные другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров). Основание — Письма Минфина России от 25.02.2021 N 03-03-06/1/13104, от 04.12.2020 N 03-03-06/1/106185. Кто является их правообладателем, значения не имеет. Программа (база данных) может принадлежать заказчику или любому другому лицу. См. Письмо ФНС России от 09.04.2021 N СД-19-3/174@;
4. Оказания услуг (выполнения работ), в том числе с привлечением субподрядчиков, по установке, тестированию и сопровождению программ и баз данных, которые организация разработала либо адаптировала или модифицировала. Основание — Письма Минфина России от 25.02.2021 N 03-03-06/1/13104, от 04.12.2020 N 03-03-06/1/106185, ФНС России от 09.04.2021 N СД-19-3/174@, Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@. Исходя из анализа указанных разъяснений Минфина России адаптированные, модифицированные программы, базы данных могут быть как собственной разработки, так и разработанными другими лицами (программы, базы данных организаций-партнеров).
Является ли программа (база данных) российской или иностранной, значения не имеет. Если компания адаптировала программу иностранного производства и оказывает услуги по ее установке, сопровождению, она может учесть полученные от этого доходы в 90%-ной доле (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@).
Договор может предусматривать, что компания сопровождает не только программу, но и оборудование, на которое она установлена. Доходы от сопровождения оборудования в 90%-ную долю не включаются (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@).
Некоторые компании осуществляют сопровождение программного обеспечения совместно с вендором. Компания вправе учесть доходы от такой деятельности в 90%-ной доле при условии, что она адаптировала или модифицировала программу вендора (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@).
Что не включается в 90% долю доходов:
- Суммы компенсаций, полученных от нарушителей авторских прав на программное обеспечение (Письмо Минфина России от 29.10.2021 N 03-03-06/1/87677);
- Вознаграждения за предоставление прав на использование топологий микросхем, секретов производства (ноу-хау) по лицензионным договорам (Письмо Минфина России от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101948);
-
Доходы от оказания консультационных услуг, услуг по проектированию информационных систем, по аутсорсингу (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@);
- Гранты в форме субсидий из федерального бюджета на мероприятия по созданию и внедрению комплексов цифровых сервисов и решений (Письмо Минфина России от 01.11.2021 N 03-15-06/88336);
- Доходы полученные по сублицензионным договорам
ВАЖНО: Получить субсидию, грант, целевое бюджетное финансирование - это только часть формулы успеха (обычно после этого происходит расслабление и руководства и сотрудников) и это только 1 этап работы (не самый трудоемкий и не самый высоко-рисковый)
Самое трудное:
- чтобы команда проекта, структура бизнеса - были готовы к такой поддержке:
- смогли соблюсти все условия предоставления налоговых льгот
- смогли выполнить все требования Налогового кодекса НК РФ
- смогли выполнить все требования Бюджетного кодекса БК РФ
- сохранить право (не возвращать в бюджет с пенями, санкциями) на эти гранты и льготы!
Мы можем помочь Вам в разработке:
- фрагментов учетной политики и методики раздельного учета операций, доходов/расходов компании:
А) применяющей налоговые льготы резидента ТОР, ОЭЗ, ТОСЭР, САР, ОАР, АЗРФ, РИП, СПИК, СЗПК*
Б) получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек;
- рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
- фрагментов должностных инструкций, штатных расписаний, положений об оплате труда, табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей и других документов первичного учета операций, материальных ценностей, затрат труда;
- прописать включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами соглашения;
- с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.
* Субъекты налоговых льгот, грантов, субсидий, преференций:
- резиденты ТОСЭР на Дальнем Востоке и в моногородах,
- резиденты Арктической зоны - АЗ РФ, ТОР “Столица Арктики”,
- резиденты специальных административных районов - САР на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область)
- резиденты особых административных районов - ОАР в Республике Крым и городе Севастополе
- резиденты ОЭЗ ППТ, ТВТ, ПТ ,ТРТ,
- участники ИЦ Сколково,
- участники РИП,
- участники СПИК,
- участники СЗПК,
- ИТ-компании, аккредитованные Минцифры РФ (в реестре разработчиков ПО),
- разработчики электроники-компании, аккредитованные Минпромом РФ (в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
- разработчики аудиовизуальной продукции, анимационной, фильмов
- пользователи иных преференциальных режимов - использующих налоговые льготы.
Не только получить, но и сохранить преференции, льготы, гранты, субсидии!
Войти в реестр, выиграть грант, субсидию, получить право на льготу - это только часть формулы успеха - 1 этап работы (не самый трудоемкий и не самый высокорисковый), обычно после этого происходит расслабление и руководства и сотрудников
Самое трудное - чтобы команда проекта, структура бизнеса - были готовы к такой поддержке:
- смогли соблюсти все условия предоставления налоговых льгот
- смогли выполнить все требования грантодателя (ФСИ, РФРИТ, Сколково, РВК и т.п.)
- смогли в течение нескольких лет ("поседевшие" бухгалтера и "усталые" руководители проектов - точно понимают, о чем мы говорим) - сохранить право на эти гранты и льготы!
- Чтобы не возвращать в бюджет с пенями и штрафами эти льготы и гранты
- Чтобы не попасть в "стоп лист" неблагонадежных (которым больше не дадут ничего), подконтрольных, часто проверяемых организаций
Мы помогаем персоналу компаний - участвуем в разработке необходимых регламентных документов:
- учетная политика
- положение об оплате труда и т.п.
- методику раздельного учета доходов и расходов,
- необходимые ОРД, кадровые документы
- вносим корректировки в бухгалтерские формы
- для компаний получивших льготы или целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов и т.п.
Пример (фрагмент) требований фондов (Сколково, РФРИТ, РВК), а также контрольно-надзорных и налоговых органов (Минфин, ФНС) к документации:
"В компании должен быть принят внутренний нормативный акт организации по ведению раздельного учета расходов и доходов (в случае их наличия) по проекту, с разделением по источникам финансирования (средства гранта и средства софинансирования), и статьям сметы расходов на реализацию проекта
Раздельным учетом должны быть предусмотрены отдельные субсчета/субконто по каждому счету плана счетов бухгалтерского учета, используемых получателем гранта, в соответствии со статьей затрат проекта, отдельно за счет средств гранта и средств софинансирования.
Раздельный учет должен вестись с самого начала реализации проекта.
В случае, если сметой расходов предусмотрены затраты на оплату труда:
- положение по оплате труда;
- приказ о создании рабочей группы по проекту (утверждается перед началом запуска проекта), с изменениями (при наличии);
- график выплаты заработной платы (аванс, з/пл);
- трудовые договоры (доп.соглашения), с обязательным включением в обязанности работников функционала по проекту;
Исходные или итоговые документы и информация для разработки документов:
- Персональные данные сотрудников Заказчика (паспортные, регистрационные данные)
- Трудовые договоры с сотрудниками Заказчика
- Расчетные и платежные ведомости
- Оборотные ведомости по раздельному начислению и выплате заработной платы, налогов
- Иные выгрузки из учётных систем и расчётные таблицы – по расходам, и отдельно расходам по смете
- Штатное расписание
- Табели учета рабочего времени
- Внутренние ОРД (приказы)