Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Тренды в онлайн-образовании в 2021 году

https://www.tadviser.ru

2020/12/17

Онлайн-образование (рынок России)

Онлайн-образование, несмотря на свою относительную молодость, представляет из себя сложную структуру, которая включает в себя разнообразные направления.

Каталог решений, разработчиков, интеграторов и проектов систем дистанционного обучения (Learning Management System) доступен здесь.

Содержание

Сегменты B2C и B2B

Основная статья: Образование в России

Сегменты B2C и B2B

B2C-сегмент:

  • сегмент MOOCs, массовых открытых онлайн-курсов с интерактивным участием, предназначенных для неограниченного количества слушателей;
  • видеоролики, в т.ч. в YouTube, соцсетях и т.д.;
  • skype-обучение;
  • мобильные приложения

B2B-сегмент:

  • корпоративные MOOCs предназначены для обучения или повышения квалификации сотрудников;
  • индивидуальные образовательные решения.

2020

Путин объяснил, почему вузам сложно снижать цену за обучение на удаленке

В ходе пресс-конференции 17 декабря 2020 года президент Владимир Путин дал свою оценку ситуации с онлайн-образованием в школах и вузах, сложившейся в связи с пандемией. Он отметил, что надо разделить онлайн-образование в школах и вузах. По стране насчитывается 39,9 тыс. школ, и только 2% из них работают онлайн, небольшая часть – в смешанной системе, а большинство работают в обычном режиме, привел данные Путин. А в вузах большинству рекомендовали перейти на онлайн-обучение.

Президент признал проблему с технической оснащенностью школ.

« Конечно, проблема есть. Это касается и «железа»: далеко не у всех есть компьютерное оборудование. Есть и сложности с подключением к интернету. Есть такие сложности, особенно в небольших населенных пунктах, - отметил Владимир Путин. – Что мы собираемся делать: в 2021 году все школы РФ должны получить доступ к скоростному интернету. Часть уже сейчас оборудована, а в 2021 году должны быть все. »

В ходе ежегодной пресс-конференции Владимир Путин ответил, в том числе, на вопросы о дистанционном образовании

Что касается вузов, в июле и осенью 2020-го государство их поддерживало вузы, выдавали им финансовые ресурсы для поддержания их работы в системе онлайн, напомнил Путин. И они, расширяя свои возможности работы онлайн, должны это будут делать сами как хозяйствующие субъекты.

По поводу качество образования президент не впервые отметил, что онлайн-обучение никогда не заменит прямого личного контакта между учащимся и преподавателем. Этого еще очень долго не произойдет, сказал он.

Но, тем не менее, система, при которой и школы и вузы будут использовать онлайн-образование, будет развиваться, заявил Владимир Путин. Он пояснил, о чем идет речь на будущее. Не всегда специалист узкого профиля, высокого класса может присутствовать сразу во многих учебных заведениях, а иногда он и вовсе занят другими делами. Но в системе онлайн он может присутствовать, и это надо использовать. Это уже делается в образовательной структуре «Сириус» в Сочи, и в других учебных заведениях все чаще это применяется.

Наверное, в чем-то качество образования страдает, но это плюс – возможность послушать «мировых светил». По мнению президента, лучше, когда это смешанная система.

Не обошел вниманием Путин и еще один аспект, «довольно чувствительный»: когда студенты возмущаются, что платили за очное обучение и требуют снизить стоимость обучения в связи с переходом на дистанционное образование, при котором, по их мнению, падает качество.

« Я понимаю, что они имеют в виду и в известной степени разделяю их отношение к этому вопросу. Но есть и другая сторона медали: если преподаватель читает лекции, то, что он онлайн их читает, что офлайн – он все равно их читает. За что ему меньше платить? – задал вопрос президент. – В структуре расходов вуза до 70% приходится на расходы на заработную плату. Поэтому у вузов «жирка», чтобы снижать оплату за обучение онлайн, почти нет. »

Путин подчеркнул, что он к этому вопросу подходит аккуратно, тут нельзя забегать вперед. Но, добавил президент, если есть у вузов возможность «поиграть финансами», то, наверное, можно пойти на снижение оплаты там, где обучение преимущественно онлайн.

NexTouch разработала международную образовательную онлайн-платформу

8 июля 2020 года в Департаменте инвестиционной и промышленной политики города Москвы (ДИПП) сообщили, что резидент особой экономической зоны «Технополис «Москва» компания NexTouch занимается разработкой международной образовательной онлайн-платформы. Продукт дает возможность получить образование из любой точки мира на любом языке, а также адаптирован для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подробнее здесь.

Путин: «Все слухи о том, что дистанционное образование вытеснит очное, рассматриваю как провокацию»

Президент России Владимир Путин в режиме видеоконференцсвязи рассказал о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на соответствующем совещании 21 мая 2020 года. Глава государства заявил, что считает откровенной провокацией все слухи и вбросы о полной замене и вытеснении дистанционным образованием очного и закрытии традиционных школ и университетов.

« «Цифра», телекоммуникации открывают колоссальные возможности, вы это все хорошо знаете. Но, конечно же, они не заменят живого общения учителя и ученика, творческой, командной, товарищеской среды школ, вуза, колледжа, - пояснил Владимир Путин. »

Помимо того, президент убежден, что система образования не только учит, но и воспитывает, во многом формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано наше общество.

«Цифра», телекоммуникации, по словам Владимира Путина, открывают колоссальные возможности, однако они не заменят живого общения учителя и ученика, творческой, командной, товарищеской среды школ, вуза, колледжа. (фото - s0.rbk.ru)

« Говорил об этом в послании текущего года, в том числе, приняли тогда решение о специальных федеральных доплатах в 5 тысяч рублей в месяц для классных руководителей, на которых лежит особая ответственность за воспитание, за работу с детьми. Такая мера начнет действовать с начала нового учебного года. Хотел бы также сказать, что направил в Государственную Думу поправки в закон «Об образовании». Их смысл – укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы, - обратил внимание Владимир Путин. »

Обозначенные и «многие другие системные вопросы» президент предложил предметно обсудить на предстоящем осенью заседании Государственного Совета, посвящённом вопросам образования. Помимо того, Владимир Путин рассказал о том, как в условиях неотложных мер по борьбе с эпидемией коронавируса школы, колледжи, вузы функционировали в дистанционном режиме.

« Это было трудное решение, но убеждён, абсолютно верное. Мы исходили, как уже говорил не один раз, из главного – необходимо защитить жизнь, здоровье, в данном случае – детей, молодёжи, учителей и преподавателей. Хорошо понимаю, что учить и учиться в таких экстраординарных условиях было непросто, - отметил Владимир Путин. »

По его словам, серьёзно выросла нагрузка на педагогов, необходимо было быстро осваивать новые технологии, наладить саму технику, иначе готовиться и к урокам.

Глава государства также обратил внимание на имевшиеся при организации дистанционного обучения в масштабе всей страны сложности.

« Это естественно, ведь такой практики не было ни у нас, да и вообще в мире. Нужно объективно оценить результаты, в начале следующего учебного года обязательно организовать контроль полученных за этот период знаний. При необходимости выделить дополнительное время на то, чтобы повторить пройденный материал, закрыть пробелы, закрепить материал. Если какие-то сложности возникли, их нужно будет исправить, - заявил Владимир Путин. »

По его словам, приобретенный всеми уникальный опыт должен работать на повышение качества, доступности образования, на развитие передовых, дистанционных образовательных технологий.

« Чтобы дети, где бы они ни жили, могли слушать лекции, уроки ведущих преподавателей. Чтобы учитель мог индивидуально работать с учениками, которым необходима дополнительная поддержка. В этой связи необходимо ускорить нашу работу по развитию современной информационной инфраструктуры в образовании, в том числе подключение школ к скоростному интернету, - отметил Владимир Путин. »

Минкомсвязи решило выделить 300 млн рублей образовательным онлайн-сервисам

18 мая 2020 года стало известно о предложении Минкомсвязи выделить до 300 млн рублей на развитие образовательных онлайн-сервисов в России. Необходимость поддержки таких проектов в ведомстве объяснили неготовностью их инфраструктуры к двукратному росту посещаемости, происшедшему с января по апрель, а также отсутствием у них финансовых ресурсов для масштабирования.

Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на повестку заседания правительственной комиссии по цифровому развитию Минкомсвязи (состоялось на 15 мая 2020 года), субсидии для сервисов дистанционного оборудования предлагается выделять из средств федерального проекта «Цифровые технологии». Малым предприятиям хотят предоставлять до 20 млн рублей, компаниям-лидерам — до 300 млн рублей, при этом не менее 20% должно будет составлять частное софинансирование.

Стало известно о предложении Минкомсвязи выделить до 300 млн рублей на развитие образовательных онлайн-сервисов в России

Согласно предложению ведомства, выбирать компании для субсидирования будут «Российский фонд развития информационных технологий», фонд «Сколково», «Российская венчурная компания» и «Фонд содействия инновациям - Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

Эффективность схемы субсидирования будет зависеть от того, какие условия возврата средств или вхождения в капитал предложат частным инвесторам, которые должны будут софинансировать не менее 20% проектов, считает глава акселератора Ed2 Наталья Царевская-Дякина.

Основатель ресурса «01Математика» Алексей Зайцев сообщил, что многим проектам в области онлайн-образования действительно не хватает средств на развитие.

Инициатива Минкомсвязи не получила одобрения Министерства финансов России. Минфин, по данным «Коммерсанта», подготовил отрицательное заключение по предложению Минкомсвязи, выразив опасение, что часть средств, выделенных на поддержку российских сервисов онлайн-образования, могут смогут получить игровые и развлекательные веб-ресурсы.[1]

«БАРС Груп» и Skyeng представят решение для проверки знаний школьников онлайн

29 апреля 2020 года компании «БАРС Груп», сообщила, что совместно с Skyeng и группой компаний «Просвещение» заявили об объединении усилий в сегменте цифровизации оценки знаний и умений школьников. Структуры запустили работы по интеграции модуля «Электронный дневник» (решения «Электронная школа» от «БАРС Груп») с сервисом для школьных преподавателей «Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart». Подробнее здесь.

Минпросвещения запустило онлайн-платформу для дистанционного обучения школьников

В начале апреля 2020 года Министерство просвещения РФ запустило платформу для дистанционного обучения школьников. Она получила название «Онлайн-образование». В ней собраны учебные материалы, соответствующие федеральному перечню учебников. Подробнее здесь.

"Яндекс" представил платформу для полноценного дистанционного обучения

17 марта 2020 года компания Яндекс сообщила о построении платформы для полноценного дистанционного обучения. Она объединит инструменты для проведения интерактивных видеотрансляций занятий и общения класса с учителем, а также видеоуроки от ведущих преподавателей по всем предметам. Сервис интегрируют во все образовательные продукты Яндекса. На первом этапе Яндекс инвестирует в создание платформы более 200 миллионов рублей. Первая версия решения будет запущена в Москве совместно с правительством города и Центром педагогического мастерства. Подробнее здесь.

Открыт бесплатный доступ к сотням онлайн-курсов крупнейших вузов России

  1. Министерство науки и высшего образования России (Минобрнауки) опубликовало в марте 2020 года перечень бесплатных онлайн-курсов от основных российских вузов (PDF на файл-сервере По сообщению ведомства, это сделано с целью «эффективной организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»[2].

Сформированный министерством список не окончателен. В настоящее время ведомство ведет прием предложения по включению дополнительных онлайн-курсов в этот перечень.

Следует отметить, что решение об использовании онлайн-курсов тем или иным вузом принимает руководство самого учебного заведения, исходя из возможности организовать качество его изучения студентами.

Предложенный Минобрнауки перечень на момент публикации материала включал в себя свыше 630 бесплатных веб-курсов. Список вузов, предоставляющих их, в несколько раз меньше, и значительная их часть расположена в Санкт-Петербурге и Москве.

Бесплатные онлайн-курсы предоставили: МГУ им. М.В. Ломоносова, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), МИСиС и МФТИ. В списке также есть курсы от Самарского университета, Уральского федерального университета УрФУ), Тольяттинского госуниверситета (ТГУ), Тюменского госуниверситета (ТюмГУ), МИИТ и др.

Публикации списка онлайн-курсов предшествовал приказ Минобрнауки №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории России» от 14 марта 2020 г. В нем говорится об обеспечении реализации образовательных программ в полном объеме с возможностью предоставления индивидуальных каникул для обучающихся, в том числе за счет перевода их на обучение по индивидуальному учебному плану. Также в приказе сказано о необходимости организации контактной работы обучающихся и педагогических работников исключительно в электронной информационно-образовательной среде и использовании различных образовательных технологий, позволяющих обеспечивать взаимодействие обучающихся и педагогических работников опосредовано (на расстоянии).

Дополнительно 14 марта 2020 г. Минобрнауки выпустило приказ №398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования России, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории России». В нем оно порекомендовало отечественным вузам при возникновении необходимости перевести работников на удаленный режим работы в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории России.

Вместе с этим данный приказ подразумевает необходимость ограничения проведения очных совещаний. В качестве альтернативы предложено использование видеоконференцсвязи.

2019

B2C-сегмент российского рынка онлайн-образования достиг 36,5 млрд рублей

24 марта 2020 года стало известно о том, что рынок онлайн-образования продолжает расти – об этом говорят данные исследования, проведенного IT-холдингом TalentTech, онлайн-университетомНетология и EdMarket в 2019 году. По данным аналитиков, российский рынок онлайн-образования продолжает активно развиваться в соответствии с основными мировыми трендами, что приведет к росту на уровне 12-15%.

Как сообщалось, в 2016 году российский рынок онлайн-образования составлял 20,7 млрд руб. По итогам 2019 года b2c-сегмент достиг 36,5 млрд руб., и эксперты прогнозируют дальнейший рост до 40 млрд.

Отдельные крупные игроки на рынке показывают гораздо большие темпы роста – 40-300% ежегодно. При этом до 30% выручки в отрасли приходится на крупнейшие компании, входящие в топ-35 лидеров отрасли.

Онлайн-образование входит в топ-5 приоритетных направлений, как для инвесторов, так и для стартаперов. Пятая часть российских стартапов на март 2020 года – проекты в сфере образования.

За 2 года в отрасль инвестировали не менее 80 млн долларов. Речь идет о 45 публичных сделках в российском онлайн-образовании, которые произошли в период с августа 2017 года по октябрь 2019 года. Достоверно известен размер лишь 33 из них.

При этом общее число сделок на российском рынке онлайн-образования как минимум в полтора раза превышает число открыто анонсированных.

Наиболее значимые сделки этого периода:

  • 2017 год: "Севергрупп" приобрела 40% акций "Нетологии-групп"
  • 2018 год: Baring Vostok инвестировал около 15 млн долл. в онлайн-школу английского языка Skyeng
  • 2018 год: Mail.ru приобрела 11,7% компании "Алгоритмика"
  • 2019 год: фонд Skolkovo Digital и другие инвесторы вложили 390 млн руб. в онлайн-платформу Maximum Education
  • 2019 год: Mail.ru приобрела в общей сложности 60,3% образовательной платформы Skillbox.

Только 9 из 45 публичных сделок произошли с участием иностранного капитала. При этом топовыми направлениями для инвестиций оказались:

  • среднее и дополнительное школьное образование (12 сделок)
  • языковое обучение (9 сделок)
  • дополнительное профессиональное образование (9 сделок)
  • корпоративное образование (5 сделок).

Как тенденцию можно отметить и то, что чаще всего инвесторы вкладываются в компании, нацеленные на международную экспансию.

« Во многих сегментах образовательного рынка резко выросла конкуренция между образовательными проектами. Как следствие, очевиден спрос на квалифицированных специалистов EdTech-рынка и дефицит таких специалистов. Уменьшить этот дефицит - одна из миссий проекта "Нетологии-групп" EdMarket.
рассказал Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга "Нетология-групп"
»

Топ-5 трендов российского рынка онлайн-образования:

  • российские компании все активнее выходят на международный рынок онлайн-образования. В последние годы к давно присутствующим на международном рынке компаниям вроде "Нетологии-групп", присоединились "Алгоритмика", PuzzleEnglish, StudyFree и другие игроки.
  • дефицит высококвалифицированных специалистов рынка онлайн-обучения. Поскольку на рынке запускается все больше онлайн-школ, растет спрос на профессиональных методистов, продюсеров онлайн-курсов, руководителей онлайн-школ. Частично игроки рынка онлайн-образования пытаются закрыть этот дефицит самостоятельно, открывая собственные центры обучения кадров. Среди них EdMarket и School of Education.
  • на рынке появляются новые типы сервисных структур. Например, продюсерские курсы, которые предлагают запуск онлайн-курсов "под ключ"
  • крупные компании Рунета воспринимают онлайн-образование как перспективное направление развития. В EdTech-проекты вкладываются "Яндекс", Mail.ru, Сбербанк.
  • активно – на 19% – растет сегмент "хобби-обучения". Среди популярных направлений - личная финансовая эффективность, живопись, прикладные навыки дизайна, мотивационные курсы.
« В том числе из-за этих тенденций российский рынок онлайн-образования будет расти и помогать специалистам получать навыки в краткие сроки. Россия – уже на март 2020 года драйвер восточноевропейского рынка онлайн-образования со среднегодовым приростом в 17–25%.
рассказал Андрей Митюков, управляющий партнер IT-холдинга TalentTech
»

При этом наиболее выражен интерес к обучению детей программированию и обучению взрослых современным digital-специальностям и навыкам, в первую очередь IT. Компании, работающие в этих направлениях, воспринимаются как наиболее интересные для инвестиций.

« Образование в онлайне дает возможность получить конкретный навык в краткие сроки и в то время, когда человеку удобно посмотреть вебинар, например. Также доступность и многообразие курсов позволяет бизнесу закрывать потребности в компетенциях без привлечения внешних специалистов в компанию. Особенно это касается диджитал-компетенций: владение ML и AI, знание принципов кибербезопасности и e-commerce – вот базовый набор навыков для успешного управленца или менеджера в любой профессии в ближайшие годы.
рассказал Андрей Митюков, управляющий партнер IT-холдинга TalentTech
»

Одна из возможностей роста для рынка российского онлайн-образования – обучение "синих воротничков" (рабочие специальности). На конец 2019 года в России насчитывалось около 30 млн квалифицированных рабочих, и лишь малая часть из них охвачена современными образовательными решениями: рынок обучения на производстве оценивается в 24,5 млрд руб. при среднем чеке за обучение 25 тыс. руб. При этом онлайн-образование в этом сегменте составляет только 900 млн руб.

Эксперты определили самые массовые направления в дополнительном онлайн-обучении взрослых. Топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году:

  • Обучение иностранным языкам взрослых - 5,3 млрд руб. в год
  • Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама - 2,7 млрд руб. в год
  • IT - 2,2 млрд руб. в год
  • Дизайн (интерьерный, веб и т.д.) - 2 млрд руб. в год
  • Менеджмент и управление - 1,2 млрд руб. в год.

Объем рынка 45-50 млрд руб

Российский рынок онлайн-образования по итогам 2019 года достиг 45–50 млрд руб., а в 2020 году составит 55–60 млрд руб., рост составляет 20–25% в год. При этом объем мирового рынка онлайн-образования составляет $74 млрд (около 4,8 трлн руб.) по итогам 2019 года, Россия, таким образом, занимает в его структуре лишь около 1%, указывается в исследовании.

Половину всего EdTech-рынка России (22–25 млрд руб.) занимает дополнительное образование для взрослых, включая изучение иностранных языков.

Яндекс.Касса и Нетология: рынок онлайн-образования ежегодно растет на 60%

3 октября 2019 года компания Яндекс.Деньги сообщила, что средний чек россиян за курсы, тренинги и мастер-классы в интернете год к году увеличивался более чем на 20%, а оборот рынка онлайн-образования — более чем на 60%. К таким выводам пришли аналитики Яндекс.Кассы и Нетологии, изучив данные о платежах россиян на образовательных онлайн-площадках и опросив жителей разных регионов страны.

рейтинг средних чеков за онлайн-образование

Доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования составляет почти 69%. Около 10% оборота приходится на школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т.д., 8% — на профессиональное обучение, 6% — на тренинги по психологии и эзотерике. Еще 3% оборота приходится на площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе, 2% — на интернет-курсы, посвященные спорту, красоте, 2% — на сайты по рукоделию и разным хобби.

В сегменте онлайн-образования больше всего люди тратят на изучение иностранных языков — в среднем по 9874 рубля. Такая сумма объясняется тем, что обычно пользователи сразу оплачивают целый курс, а не отдельные занятия. Второе место по среднему чеку заняли курсы по психологии и эзотерике — 4976 рублей. На третьей строчке оказались тренинги по личностному росту — на такое обучение люди расходуют в среднем по 3667 рублей. А самый маленький средний чек — за услуги репетиторов (619 рублей).

За год один пользователь тратит на онлайн-обучение иностранным языкам в среднем 36 441 рубль. На втором месте — тренинги по психологии и эзотерике (8760 рублей), на третьем — курсы по спортивной подготовке, а также по красоте и уходу за собой (7773 рубля).

По данным Нетологии, 44% пользователей получали дополнительное образование после окончания вузов, но только 8% имеют опыт обучения через интернет. При этом около 40% не исключают возможности пойти учиться онлайн в будущем.

44% опрошенных россиян испытывают нехватку профессиональных навыков, 13% — знаний. Сильнее всего в обучении заинтересованы люди с доходом от 40 000 до 75 000 рублей в месяц. Среди них нуждаются в новых знаниях и навыках около 60%. А вот из тех, кто получает от 100 000 рублей в месяц, таких людей меньше — в этой группе только 40% пользователей считают, что им не хватает профессиональных знаний или навыков. 14% опрошенных хотели бы освоить новую профессию и сменить специальность.

При подсчете оборота и средних чеков учитывались данные о платежах пользователей за 2017 и 2018 годы через Яндекс.Кассу, с которой работают больше 106 000 сайтов. Для оценки аудитории образовательных онлайн-площадок использовались результаты опроса, который провела Нетология среди 1500 жителей 37 городов России с населением от 500 000 человек.

2018: АТОЛ

Более трети затрат на онлайн-образование в 2018 году пришлось на бизнес-курсы, показывает исследование компании АТОЛ. В ходе исследования специалисты проанализировали данные более 427 тысяч чеков на сумму свыше 1,4 млрд руб., сформированные российскими онлайн-платформами для обучения с помощью сервиса аренды онлайн-касс АТОЛ Онлайн. По собственной оценке, это более 70% рынка e-commerce, соответствующего -ФЗУчитывались покупки, совершенные в российских интернет-магазинах и оплаченные электронным средством платежа[3].

Общий объем рынка онлайн-образования по данным независимых участников рынка составляет 21 млрд руб. Приведенные данные отражают данные 31 онлайн-школы России: 4 из них — онлайн-платформы крупнейших российских вузов и 27 — независимые образовательные онлайн-платформы.

  • 1 389 127 733 рублей — общая стоимость онлайн-курсов, оплаченных россиянами через интернет в 2018 году.
  • 38% — доля рынка бизнес-курсов в общей структуре затрат на онлайн-обучение в России.
  • 14% — доля рынка курсов по программированию в общей структуре затрат на онлайн-обучение.
  • 5850 рублей — средняя стоимость одного профессионального курса
  • Самые дорогие курсы — по маркетингу, средняя стоимость одного курса — 32,7 тыс. рублей.
  • Среди россиян популярны курсы в сфере финансов и медицины, также россиянам нравятся живопись, бьюти-курсы и курсы личностного роста.
  • Самое необычное увлечение россиян — курсы по ландшафтному дизайну, средняя стоимость которых составляет 21,7 тысяч рублей.

Алексей Макаров, основатель компании АТОЛ, ведущего российского производителя онлайн-касс «Наиболее популярное направление обучения среди россиян — это бизнес. Более 38% платежей за обучение, обработанных АТОЛ Онлайн, пришлось на различные курсы профессиональных образовательных центров. Они занимаются подготовкой и переквалификацией в области ведения бизнеса и работы с финансами. Мы также обнаружили интересную тенденцию: доля любительских курсов выросла с 19% в начале года до 27% в IV квартале 2018 года. Россияне увлекаются не только бизнесом и финансами, но и находят время на занятия медициной, живописью и проходят бьюти-курсы. Наиболее удивительным является тот факт, что курсы по маркетингу в среднем стоят значительно дороже курсов по программированию — 32,7 тыс. рублей и 9,9 тысяч рублей соответственно, хотя обучение последним открывает доступ к вакансиям с существенно более высокими зарплатами».

Доля онлайн-курсов «для себя» за год выросла в 1,5 раза

В ходе исследования аналитики разделили рынок онлайн-образования на две группы: профессиональные онлайн-курсы, которые пользователи проходят, чтобы повысить профессиональную квалификацию, и любительские — то есть курсы, связанные с хобби участников.

Россияне хотят стать бизнесменами и программистами

Как показали результаты исследования, самое популярное направление онлайн-обучения — бизнес-курсы. На них пришлось 38% затрат в 2018 году. К ним относятся курсы про то, как открыть своё дело, как им управлять или как повысить его эффективность.

Вторыми по популярности стали профессиональные курсы по программированию, на них пришлось 14% трат в 2018 году. Это неудивительно: зарплаты в этом сегменте одни из самых высоких. Так, по данным сервиса «Мой круг» IT-специалисты в среднем зарабатывают более 100 тысяч рублей, в то время как средняя зарплата в России составляет всего 42,6 тыс. руб.

Третье место делят курсы по повышению квалификации в сфере финансов и медицины: на них пришлось по 4% затрат на онлайн-обучение в 2018 году.

Репетиторы уходят в онлайн

Среди курсов, не связанных с профессиональной квалификацией, наиболее востребованными оказались уроки по школьной программе: на них пришлось 9% от общего числа трат. Репетиторы зачастую совмещают традиционные очные занятия с онлайн-уроками. Растёт запрос на дистанционное школьное образование, тем более что теперь удаленно можно не только учиться, но и сдавать экзамены.

За курсами по общеобразовательной программе следуют курсы живописи: на них пришлось 6% трат на онлайн-образование в 2018 году. Третье место заняли бьюти-курсы, которые обеспечили 3,5% платежей, четвёртое — курсы личностного роста (1,7%).

Самые дорогие курсы — по маркетингу и ландшафтному дизайну

Как показали результаты исследования, в среднем россияне тратят на профессиональное обучение в 4 раза больше денег, чем на курсы, связанные с их хобби. Средний чек составляет 5 850 и 1 360 руб. соответственно.

Дороже всего стоят профессиональные курсы по маркетингу: в среднем, это 32,7 тыс. руб. Аналитики АТОЛ связывают высокую стоимость обучения с востребованностью маркетологов на рынке: предприниматели часто используют интернет-маркетинг как недорогой и эффективный инструмент продвижения в бизнесе.

Вторая по стоимости сфера профессионального образования — медицина, где средний чек равен 30,2 тыс. руб. За ней следует курсы по управлению, которые стоят в среднем 22,6 тыс. руб. В то же время более популярные программы часто обходятся в несколько раз дешевле: один бизнес-курс стоит в среднем 8,8 тыс. руб., а курс по программированию — 9,9 тыс. руб.

Обучение «для себя» обходится пользователям тоже недёшево: так, курсы ландшафтного дизайна стоят в среднем 21,7 тыс. руб. Что касается более популярных категорий, то цена онлайн-занятия с репетитором составляет в среднем 1,7 тыс. руб., а урока по обучению живописи — всего 740 руб. Средний чек за бьюти-курс равен порядка 2,6 тыс. руб., а курсы личностного роста стоят дороже: в среднем 3,4 тыс. руб.

2017: Объем рынка 20 млрд руб

Российский рынок онлайн-образования составил в 2017 году более 20 млрд рублей, по оценке «Ведомостей». Из них 3 млрд пришлись на сегмент корпоративного обучения – и, по данным участников рынка образовательных услуг, в России в ближайшие годы эта цифра будет увеличиваться в 2 раза быстрее, чем за рубежом.

2016

EduMarket

По данным EduMarket, в 2016 году объем российского рынка онлайн-образования составил 20,7 млрд руб., или 1,1% от всего объема рынка.

Наиболее востребовано дистанционное образование в сфере языкового обучения и получения дополнительных профессиональных навыков – здесь его доля составляет около 7% от всех имеющихся на рынке программ. Достаточно популярно оно и среди школьников, но опять же как дополнительная возможность изучения тех или иных предметов (2,7% всех программ). В сфере высшего образования онлайн-курсы занимают всего 1,8%. По мнению экспертов, рост интереса государства к онлайн-обучению и принятие программы СЦОС будет способствовать повышению доверия образовательных организаций к инновационной форме получения знаний и может привести к более широкому распространению дистанционного образования в России.

J’son & Partners Consulting

  • Россия существенно отстает от развитых стран по доле расходов на образование в ВВП – как государственных, так и частных (2,4% ВВП).
  • Всего существует более 50 активных площадок по всем тематикам.
  • * Лидеры в сегменте платных прикладных курсов – Нетология Групп, ELC, Eduson, Teachbase. Из успешных новых площадок в 2015 запустился Courson, российский аналог Udemy.
  • * Лидеры в сегменте массовых бесплатных курсов – Универсариум и Лекториум. При этом Универсариум переходит на модель Coursera: продает дополнительные платные услуги в виде сертификации, доп. материалов и планирует монетизацию через развитие партнерств с корпорациями.
  • * Лидеры в школьном образованииИнтернет Урок и ЯКласс. Также Фоксфорд, входящий в Нетология Групп является одним из лидеров на данном рынке.
  • * Лидеры в изучении языков – LinguaLeo с 13 млн пользователей
  • * Лидер в детском обучении – BabyStep, привлекший $3 млн в 2015 г и быстро растущий на китайском рынке.
  • * Лидер в программировании – GeekBrains, >1 млн пользователей, куплен в 2016 Mail.ru Group.
  • На русском языке уже есть курсы на международных площадках – Coursera сотрудничает с ВУЗам, на Udemy размещаются российские инструкторы. Таким образом, российские площадки ожидает усиление конкуренции со стороны мировых лидеров.

Практика создания курсов

  • Востребован качественный контент, произведенный на базе студии со съемочной командой, режиссером и методистом. Любительские записи лекций и вебинаров не представляют интереса для пользователей.
  • Цена курса может быть от 500 до 5000 руб, программы – в среднем от 5000 до 30 000 руб.
  • Продолжительность курса – 1-3 часа, при этом материал должен быть разделен на короткие (5-10 мин) ролики, дополнен тестами и заданиями.
  • Возможна продажа отдельных курсов, целых программ, подписки, доп.услуг по сопровождению и менторингу, а также заработок на рекламе и рекомендации тематических товаров для специализированных курсов (детские или спортивные товары).
  • Интересны курсы, помогающие со стажировками и дающие шанс получить работу в конкретной компании. Кроме того, важны сертификаты, экзамены и набор портфолио.
  • Стоимость создания курса очень сильно зависит от его продолжительности и наполнения – от 50 т.р. до 1 млн руб. В западной практике цифры выше – MOOC-курсы могут стоить >$150 тыс.
  • Срок создания курса – от 1 до 6 мес.
  • Чтобы повысить эффективность и популярность курса, нужно делать его в партнерстве с экспертами компаний отраслевых лидеров, добавить социальное обучение (обсуждение, групповые задачи, вебинары), менторинг, ввести временные ограничения.
  • Получение дипломов и удостоверений гос.образца – полезная опция для российских слушателей, однако она не является популярной и востребованной. Платформы идут по пути повышения узнаваемости собственных брендов и котируемости их дипломов.

Дмитрий Медведев выступил за развитие онлайн-образования

В России существует дефицит качественного образовательного контента, необходимо создать специальный ресурсы онлайн-образования и встроить их в университетские программы, заявил премьер Дмитрий Медведев летом 2016 года на заседании президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, посвященном развитию образования.

«Нет никаких гарантий, что полученная в сети информация является достоверной и безопасной. Существует реальный дефицит качественного образовательного контента. Поэтому нужно создать специальные ресурсы, которые могут быть протестированы специалистами и встроены в университетские программы», – сказал Медведев. По его словам, такие ресурсы уже есть, но их немного. «Ими будут пользоваться студенты и преподаватели не только в нашей стране, но и за рубежом», – добавил премьер. По его словам, на решение этой задачи нацелено четвертое направление этого национального проекта – современная цифровая образовательная среда.

По мнению главы правительства, самое сложное – совместить онлайн-курсы с реальными образовательными программами, определить, что является результатом получения такого интернет-образования, как проверить адекватность полученных знаний.

2014

J'son & Partners Consulting

  • экспертная оценка J'son & Partners Consulting рынка в денежном выражении 2014г. ~ 400 млн руб.;
  • общее количество слушателей составляет несколько миллионов человек;
  • рост рынка в денежном выражении по сравнению с 2013г. – 70-100%;
  • число зарегистрированных пользователей на крупнейших MOOC -площадках составляет десятки тысяч, в некоторых случаях превышает 100 тыс.;
  • по информации от игроков показатель конверсии находится в диапазоне 1-4%, медианная оценка ~ 2%;
  • стоимость курсов варьируется от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч в зависимости от тематики, продолжительности курса и детализации;
  • на рынке присутствует более 50 площадок;
  • 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
  • 78% слушателей занимаются изучением английского;
  • популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
  • превалирует платная модель.

Для оценки потенциала рынка онлайн-образования в России аналитики J’son & Partners Consulting оценили объем смежных рынков: сегмент репетиторов и рынок корпоративного образования. Согласно имеющимся данным , совокупный рынок репетиторов РФ оценивается в 26-30 млрд руб., в то время как объем сегмента корпоративного образования превысил 70 млрд руб. Совокупная оценка обоих сегментов ~100 млрд руб. По мнению экспертов J’son & Partners Consulting к 2018 г. доля онлайн-образования в этих сегментах может достигнуть 5-7%, что составит не менее 6-8 млрд руб., из которых большая часть придется на корпоративный сегмент.

Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже.

IPOboard

По данным IPOboard , объем рынка e-learning в России оценен в 9,3 млрд по итогам 2014 года, среднегодовой темп роста составил 16,9%. По оценкам экспертов российский рынок электронного образования отстает от западных рынков на 5-7 лет. Однако участники рынка прогнозируют, что среднегодовой темп роста рынка e-learning в России достигнет 20-25%. Потребителями электронного образования в РФ являются компании, которым необходимо регулярно проводить семинары о продуктах и услугах компании для большого количества сотрудников, или компании, имеющие широкую сеть филиалов, а также учащиеся, получающие индивидуальное дистанционное обучение.

Крупными поставщиками e-learning в России для корпоративных клиентов являются WebSoft (ВебСофт Девелопмент), Competentum, REDLAB/REDCENTER, «Новый Диск», «Гиперметод», «Прометей (Prometey)», CCSE Train. Среди компаний, предоставляющих услуги для индивидуальных пользователей, выделяются: обучающий центр Cybermarketing, НОУ ИНТУИТ, «Мультимедиа Технологии», College.ru, «Нетология-групп», Uniweb, LinguaLeo.

2013: J’son & Partners Consulting

Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок – в 2013 году, следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J’son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo – более 6 млн слушателей из России[4].

Ключевые цифры и факты:

  • более 50 площадок;
  • 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
  • 78% слушателей занимаются изучением английского;
  • популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
  • превалирует платная модель.

Отличительной характерной чертой российского рынка является платная модель обучения. Если западный рынок онлайн-образования развивался из бесплатных проектов, то на российском рынке изначально доминировала платная модель. На рынке существует ряд бесплатных проектов, но их число невелико. К числу наиболее значимых проектов можно отнести:

  • Lektorium (www.lektorium.tv) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в 2009 году, сейчас предлагающий курсы по модели MOOC. Проект финансируется ФППИ и частными меценатами;
  • Universarium (www.universarium.org) – некоммерческий академический образовательный проект, запущенный в декабре 2013 года по модели MOOC при поддержке РИА Наука и АСИ;
  • UniverTV (www.univertv.ru) – агрегатор онлайн-курсов.

Российский рынок онлайн-образования привлекает венчурных инвесторов. За последние 2,5 года российские проекты привлекли около 15 млн долл. Основные примеры инвестирования приведены ниже.

Сложности онлайн-образования

2020: Половина родителей в России недовольны онлайн-обучением своих детей во время самоизоляции

7 августа 2020 года стало известно, что компания Avast, представитель в области цифровой безопасности и решений защиты, в июне-июле 2020 года провела опрос среди родителей на тему дистанционного и домашнего обучения. В России в опросе приняли участие 503 респондента. Кроме России, исследователи опросили родителей из США, Англии, Японии, Словакии, Бразилии, Австралии, Чехии, Германии, Франции, Мексики и Аргентины.

Родителей расспросили, насколько они удовлетворены качеством онлайн-образования ребенка во время самоизоляции, с какими преимуществами и недостатками они столкнулись во время обучения.

Более половины опрошенных родителей из России признались, что они недовольны качеством онлайн-обучения: 31% ответили, что они просто недовольны, а 20% - что крайне недовольны обучением во время самоизоляции. Это один из самых высоких показателей недовольства среди опрошенных стран.

Меньше всего недовольных оказалось в Австралии – только 19% родителей. Австралийским родителям также больше всех понравилось онлайн-обучение –почти 63% родителей высоко его оценили. На втором и третьем местах США (55%) и Словакия (54%) соответственно.

Среди достоинств такого формата обучения российские родители отмечали безопасность для ребенка, возможность проводить больше времени вместе, увидеть пробелы в образовании, научить ребенка самостоятельности.

Главные негативные моменты, на которые жаловались родители, –– неумение правильно объяснить материал, большая ответственность, возложенная на родителей, слишком длительное время, проводимое ребенком за компьютером, меньше внимания к детям со стороны учителей.

Родители также рассказали, как во время дистанционного обучения преподаватели обеспечивали кибербезопасность. Значительное количество респондентов (41%) отметили, что учителя не говорили о правилах конфиденциальности в отношении электронного обучения. В то же время, по словам родителей, 41% учителей в России уважали личную информацию своих учеников: например, без разрешения они не делились работами студентов с другими детьми или родителями на веб-платформах. Только 21% родителей отметили, что работы детей были видны остальным ученикам и родителям на общей веб-платформе.

« Онлайн-обучение – тяжелое испытание для многих родителей, – соглашается Алексей Федоров, глава представительства Avast в России и СНГ. – Не все родители могут тратить часы на помощь своему ребенку, и не все могут доступно объяснить материал. Тем не менее, такое время вместе –– хороший шанс научить ребенка базовым правилам кибербезопасности, узнать, какие инструменты (приложения, программы) используют дети, и более внимательно последить за их онлайн-активностями. Но важно помнить, что школы и учителя также несут ответственность за информирование детей и родителей по вопросам кибербезопасности и конфиденциальности в Интернете, особенно когда они обучают детей в дистанционном формате. »

Смотрите также

Примечания

  1. Онлайн-образование берут на бюджет
  2. Открыт бесплатный доступ к сотням онлайн-курсов крупнейших вузов России
  3. Методология исследования: В ходе исследования специалисты АТОЛ проанализировали данные за период с 1 января по 31 декабря 2018 года с более чем 13 000 касс, подключённых к интернет-магазинам России, которые, по нашей оценке, составляют более 70% рынка e-commerce, соответствующего 54-ФЗ. Перед анализом было составлено «ядро» ключевых слов, характеризующих сегмент товарных позиций для их анализа в чеках, которые в дальнейшем прошли машинную выборку и выгрузку чеков, содержащих товарные позиции с удовлетворяющими критериями. На основе выгрузки данных были отобраны чеки (427 000), удовлетворяющие условиям фильтрации, оплаты по которым были проведены электронным средством платежа в интернете. В дальнейшем для минимизации погрешности и ошибок машинной обработки данные прошли ручную проверку и верификацию специалистами АТОЛ. Количество товарных позиций, удовлетворяющих критериям, в 427 000 чеках составило общую сумму 1 389 127 733 рублей. На основе этих данных, с учётом наличия даты пробития чека, были применены фильтры сравнения по требуемым временным отрезкам.
  4. Рынок онлайн-образования в России и мире
Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.