Аудитория российских онлайн-магазинов 2021: портрет-покупателя
АУДИТОРИЯ РОССИЙСКИХ ОНЛАЙН-МАГАЗИНОВ 2021: ПОРТРЕТ ПОКУПАТЕЛЯ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление ............................................................................................................................... 2
Аудитория интернет-покупателей ........................................................................................... 3
Изменение частоты заказов в интернет-магазинах в 2021 году.............................................. 8
Отношение россиян к доставке товаров из интернет-магазинов ......................................... 12
Наиболее популярные способы доставки товаров из интернет-магазинов ......................................... 12
Требования к скорости доставки товаров из интернет-магазинов ....................................................... 15
Максимальные приемлемые сроки доставки .................................................................................... 15
Оптимальные сроки доставки .............................................................................................................. 23
Разница между максимальными и оптимальными сроками доставки ............................................ 29
Готовность покупателей платить за доставку товаров из интернет-магазинов ................................... 32
Отношение к перспективам развития беспилотной доставки ............................................................... 39
Условия отказа от услуг логистических компаний .................................................................................. 42
Источники информации о товарах в интернете .................................................................... 46
Значимость отзывов в контексте интернет-покупок ............................................................................... 46
Источники информации о товарах ........................................................................................................... 50
Наиболее популярные товары и услуги, приобретаемые в интернете ................................ 55
Методология исследования................................................................................................... 65
Список диаграмм ................................................................................................................... 66
Список таблиц ........................................................................................................................ 68
marketing.rbc.ru
АУДИТОРИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОКУПАТЕЛЕЙ
Пандемия COVID-19 стала одним из основных драйверов роста аудитории онлайн-покупателей в 2020 году.
По итогам года количество интернет-пользователей, выбирающих онлайн-магазины в качестве места покупки товаров, выросло на 19,3%.
Причиной ускорения конвертации онлайн-пользователей в онлайн-покупатели стала сложная эпидемиологическая ситуация.
Она поспособствовала притоку новых покупателей на рынок, стремившихся снизить социальные контакты и посещение мест массового скопления людей, а в свете этого, выбирающих более безопасный способ покупок в виде заказов товаров в интернете.
В 2021 году рост аудитории онлайн-покупателей продолжился: по оценкам «РБК Исследований рынков» количество интернет-покупателей выросло на 8,3%. Таким образом, наблюдаемая динамика подтвердила тот факт, что эффект пандемии в виде притока новых покупателей носил отнюдь не временный характер и не был обусловлен лишь закрытиями офлайн-магазинов в период локдауна.
Удобство онлайн-шоппинга, совмещающее в себе такие понятия, как «быстрота и доступность доставки», «широкий ассортимент», «возможность выбора товаров разных центовых категорий», «удобная организации возврата» и «экономия времени и средств на покупку», поспособствовало притоку на рынок новых онлайн-покупателей.
Рост ассортимента интернет-магазинов, а именно возможность покупки товаров повседневного спроса, в том числе и продуктов питания, также стал одним из драйверов рынка.
Несмотря на то, что у россиян была возможность посещать физические продуктовые магазины, среди населения сформировался серьезный запрос на доставку этой категории товаров.
Как отмечают сами ретейлеры, работающие в сегменте e-grocery, впервые попробовав доставку и ощутив на себе преимущества услуги, новые клиенты продолжают делать заказы в интернете.
Так у аудитории формируется привычка приобретать продукты онлайн, которая складывается в регулярную модель потребления.
Рис. 1. Доля россиян, совершавших онлайн-покупки в 2021 г., % от опрошенных россиян (трудоспособного возраста и старше)
Источник: оценка «РБК Исследований рынков», дата актуализации – сентябрь 2021 года. * – под «интернет-покупателями» понимаются россияне, совершившие онлайн-покупки в 2021 году
54,4%
54,4%
45,6%
45,6%
© РБК ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКОВ
© РБК ИССЛЕДОВАНИЯ