Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Пиво остаётся доминирующим напитком среди российских подростков и молодёжи в возрасте от 14 до 22 лет, свидетельствуют результаты исследования, проведённого на данных Российского мониторинга положения и здоровья (РМЭЗ) НИУ ВШЭ за 2006–2019 годы

Сообщество Маркировки Команда сообщества Представитель Честный ЗНАК

23 ноября 2022

На основании исследования ВШЭ Высшей Школы Экономики, самой популярной упаковкой для пива является ПЭТ - 38%.

ПЭТ - 38% Алюминиевая банка – 25,1% Стеклянная бутылка – 25,1% КЕГИ – 11,8%

4 авг 2023

https://iq.hse.ru/news/843261828.html

Пенная эпоха

Пять научных фактов о пиве и его потреблении в СССР и России

Вновь пятница, а значит многие наши читатели вечером пойдут в бар. Однако именно сегодня для этого есть особый повод — 4 августа 2023 года отмечается Международный день пива. В России в начале XXI века значительно выросла популярность этого напитка, что подтверждают многочисленные исследования, в том числе учёных из НИУ ВШЭ. Благодаря переориентации граждан с крепкого на слабый алкоголь, специалисты говорят об отходе России от «северного» стиля потребления спиртных напитков. О том, как и сколько пьют пива россияне, и что этому предшествовало — в подборке IQ.HSE.

В СССР намеренно внедряли пивную культуру в качестве альтернативы потреблению водки

В СССР пиво пытались использовать в целях средства отвлечения граждан от водки. Сокращение её производства преподносилось как достижение «в борьбе с проклятым наследием капитализма». А пиво было признано питательным, освежающим, снижающим стресс и повышающим работоспособность напитком.

В 1950–1970-х годах считалось, что советские граждане должны не просто потреблять пенный напиток, но делать это с максимальной пользой. В кулинарных книгах, выпускаемых миллионными тиражами, призывали пить пиво в «сопровождении» вторых мясных и рыбных блюд.

Власти пытались сформировать особую пивную культуру, доказывает исследование Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ. В больших городах открывались клубы для встреч и общения за пивными кружками. Благодаря инвестициям в пивную отрасль, лозунг «пиво — в массы» работал, но не везде, в основном — в крупных городах. Причина тому — большие расстояния, плохие дороги, неразвитость производства и инфраструктуры. А вместо клубов символом времени стали пивные ларьки и знаменитые бочки. К ним неизменно выстраивались длинные очереди за пенным напитком — феномен массовой культуры, ярко отраженный в литературе и кинематографе советского времени.

Пиво не относится к числу самых популярных напитков среди россиян с высокой квалификацией

Люди с высокой квалификацией пьют пиво и водку заметно реже, а вино и крепкие напитки (за исключением водки) — чаще, чем неквалифицированные рабочие. Это выяснили исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ, проанализировав данные опросов за 2013-2019 годы 50 000 работающих женщин и мужчин в возрасте от 16 до 55 и 60 лет соответственно.

В ходе этого же исследования выяснилось, что чем выше социальный статус, тем вероятнее, что человек выпивает хотя бы иногда. Однако общий объём потребления алкоголя всё-таки больше среди низкоквалифицированных работников, предпочитающих именно пиво и водку. Иногда даже вместе.

Молодёжь пьёт всё меньше, но пиво удерживает лидирующие позиции

Пиво остаётся доминирующим напитком среди российских подростков и молодёжи в возрасте от 14 до 22 лет, свидетельствуют результаты исследования, проведённого на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ за 2006–2019 годы. Впрочем, сохраняя за собой лидирующие позиции, пенный напиток со временем всё-таки теряет популярность среди молодых россиян (доля любителей пива с 2006 года сократилась более чем втрое — с 35% до 10%). Учёные объясняют это снижением потребления алкоголя среди молодёжи в целом за последние годы.

Исследователи выделили также четыре группы по предпочтениям спиртных напитков среди молодых людей, потреблявших алкоголь за последние 30 дней перед проведением опроса: «только пиво», «водка, пиво и др.», «коньяк, виски, ликер, пиво и другие напитки» и «вино и пиво». Группа «только пиво» оказалась наиболее распространённой. В неё вошло 37,6% всей пьющей молодёжи в возрасте от 14 до 22 лет. Больше других в ней юношей, жителей сёл и посёлков городского типа, молодёжи со средним образованием, а также подростков от 14 до 17 лет.

Переориентация на слабый алкоголь помогает снижению смертности в нашей стране

В нулевые годы крепкие алкогольные напитки в России стали вытесняться вином и пивом, что наиболее заметно до 2009 года. К этому времени, как говорится в исследовании НИУ ВШЭ, доля крепких напитков (в основном, водки) сократилась в структуре потребления алкоголя на 29 процентных пункта — с 81% до 52%. В 2014 году она уже составляла менее половины — 45%. Доля пива, наоборот, выросла с 14% в 1995 году до 41% в 2014 году.

Это изменение, как отмечают исследователи, не могло не повлечь за собой снижения смертности как от случайных отравлений алкоголем, так и от других причин смерти. В 2015 году стандартизованный коэффициент смертности (СКС) от случайных отравлений алкоголем составлял у мужчин 16,7, а у женщин 3,6 на 100 тысяч населения. Это ниже, чем в 2003 году — у мужчин на 67% (50,6 на 100 тысяч в 2003 году) и у женщин — на 73% (13,1 на 100 тысяч в том же году).

Останется ли пиво в фаворитах у россиян — вопрос дискуссионный!

К середине 2000-х годов потребление пива в России выросло до 4 литров на душу населения, а водки — упало ниже 5 литров. К концу 2010-х годов в пересчёте на чистый алкоголь на 2,5 литра водки и ликеро-водочных изделий приходилось 2,7 литров пива и 1 литр вина, говорится в статье профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.

В новом тысячелетии, по мнению учёного, наблюдается явный отход России от привычного с советского времени «северного» стиля потребления алкоголя, «когда снижение продаж водки и ликеро-водочных изделий уже не компенсируется ростом производимого самогона, а прочие (преимущественно импортные) крепкие напитки не занимают сколько-нибудь значимую долю — по крайней мере пока». Пиво кажется прочно и навсегда завоевало свои позиции. Однако окончательные выводы относительно будущей динамики потребления алкоголя в России, как считает Вадим Радаев, делать ещё слишком рано.

IQ

 

 

https://iq.hse.ru/news/author/179377239

От 4 до 10 литров

менялся уровень потребления легального алкоголя на душу населения в России 1980–2020 годов

«В результате нескольких экономико-политических шоков сформировавшаяся в 1960–1980-е годы советская структурная модель потребления алкоголя уступила место новой, связанной в том числе с постепенным уходом от традиционного для советской России северного стиля потребления алкоголя», — отмечается в статье профессора НИУ ВШЭ, заведующего Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) Вадима Радаева.

«Устойчиво сокращается доля водки и крепких напитков в целом. Пиво перегоняет водку сначала по доле потребителей, а затем и по объёму потребления в литрах чистого алкоголя. Относительно стабильным остается потребление вина», — пишет автор работы. Во второй половине 2000-х годов, по словам учёного, «очередная повышательная волна сменилась снижением потребления и по объёму алкоголя, и по доле потребителей (преимущественно за счёт роста доли абстинентов)». Далее — во второй половине 2010-х — снижение затормозилось. «Вопрос о характере последующей волны пока остаётся открытым».

Душевое потребление легальной алкогольной продукции в России в 1980–2000 годах (в литрах чистого алкоголя, данные Росстата)

Источник: В. Радаев. Алкогольные циклы: динамика потребления алкоголя в советской и постсоветской России, 1980–2010-е годы (Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, № 3, 2022)

Розничные продажи водки, пива и вина в России в 2000–2019 годы (в млн дкл чистого алкоголя, расчёты автора исследования по данным Росстата)

Источник: тот же

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 9 января, 2023 г. Все материалы автора

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.