Тэги: бондовые склады, трансгран, Ассоциация трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки, Ozon, AliExpress, Почта России
Бондовые склады в России не заработали из-за экономических проблем.
Такое мнение высказала президент Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки Галина Донцова, выступая на конференции в Торгово-промышленной палате.
https://logirus.ru/news/custom_and_ved/bondovye_sklady_v_rossii_-spotknulis-_o_nalogi.html
– Почему бондовые склады не пошли?
Потому что налоги поставили не адекватные.
Во-первых, при выпуске с бондового склада к товарам применяются таможенные пошлины по ставкам единого таможенного тарифа ЕАЭС и взимается НДС.
Во-вторых, к таким товарам не применим порог беспошлинной торговли. Никакой: ни €200, ни €1000. В этом и заключается экономическая проблема бондовых складов, – уверена Галина Донцова.
Эксперимент по ускоренной транспортировке товаров из-за рубежа стартовал в России 1 апреля 2023 года. Тогда же «Почта России» и ее партнер маркетплейс KazanExpress открыли в Татарстане первый бондовый склад. Однако за все время проведения эксперимента на нем было оформлено всего две посылки, рассказала Галина Донцова со ссылкой на письмо Минпромторга.
Ни Ozon, ни AliExpress не планируют участвовать в продажах с бондовых складов, заявил на конференции в Торгово-промышленной палате заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев.
Напомним, в Забайкалье планируется создать международную территорию опережающего развития, на которой будет расположена бондовая зона Wildberries. LR
История вопроса
Бондовые слезы и Калининградский транзит
Специальные таможенные режимы должны «вылечить» трансгран
Бондовые слезы и Калининградский транзит О бондах сегодня и возможностях упрощенного оформления посылок через Калининград Александр Иванов Александр Иванов эксперт, президент НАДТ Вряд ли стоит рассказывать друг другу о том, что, мол, «в сложное время живем», но вот то, что эти сложности, в частности, трансформировались в проблему с импортом, который, во времена бурного роста e-commerce, занимал не менее 80% виртуального «прилавка» — это факт. Собственно, о том, что текущие таможенные режимы архаичны и достались нам в наследство от средневековых мытарей (при всем совершенстве технологий российской ФТС), было известно давно, поэтому правительство искало варианты разнообразить и осовременить ситуацию с перевозкой товаров через границу. И нужно это было для того, чтобы российская экономика, в частности, торговля, как ее ведущая часть, и интернет-торговля, как локомотив роста, находилась бы в более конкурентной среде. Без которой, по мнению экономистов, путей для роста нет. Так, в частности, появился кросс-бордер — перемещение товаров в посылках. Кросс-бордер очень удобен продавцу и покупателю, вот только государство прибыли (не косвенной, в виде развития экономики, а прямой, в виде поступлений в казну) не имеет, поэтому страна искала другие варианты. Слезы по бондам Несколько лет тому назад споров о том, что такое бондовые склады и насколько они нужны, было много. Одни довольно горячо говорили, что бондовые — это очень крутая новация (во всем мире уже давно существующая), которая позволила бы российской торговле и особенно российскому e-commerce выйти на новый качественный (и, чего уж там — количественный, если говорить о количестве товаров и денег) уровень, другие же, наоборот, в страхе перед возможной конкуренцией, кричали о «легальной контрабанде» и обивали пороги властных кабинетов в надежде, что какой-то облеченный властью дядя за них заступится. В итоге никто не победил: правительство бодро заявило, что бондовые склады стране нужны и стало их создавать, при этом созданное (во всяком случае, то, что нам предложено считать бондовыми складами) никакого отношения не имеет к тому, что такое бондовые, то есть это вовсе не то, для чего все создавалось. Позволим себе «злоупотребить» вниманием читателя и в двух словах сказать, что такое бондовые склады (а заодно, по сути, описать процесс, который мы все хотим видеть в идеале и к которому мы перейдем по ходу статьи). Итак, важное: бондовые склады — это не помещения, а таможенный режим. Особенности у него следующие: товар на бондовый склад поступает оптом, а выпускается оттуда в розницу. То есть приходит паллета с блузками и в нерастаможенном виде попадает на склад. Владелец товара сообщает неопределенной группе потенциальных покупателей (сейчас это делают маркетплейсы или сохранившиеся еще интернет-магазины), что у него есть блузки и принимает заявки на покупку, доставку. Пришла заявка — вашу блузку вынимают из паллеты («расконсолидируют»), упаковывают и отправляют покупателю. В момент отправки с этого рюкзака берут пошлину и налог. Это — отличие от кросс-бордера №1. Так как подсчет денег — занятие довольно сложное, то на бондовых складах устанавливают обычно единый таможенный платеж за выпуск единицы товара. В разных странах платеж разный, но обычно составляет 7-11%. Китай постоянно снижает размер оплаты — это выгодно, чтобы больше товаров проходило через бондовые склады, в ЕС много лет платеж один и тот же — словом, по ситуации. Есть страны, которые берут НДС (например, так делают в ЕС, в отличии от Китая, где его не берут вообще), но НДС, согласно самой логике этого налога, берется не с компании-продавца, а с конечного покупателя, частного лица. В этом — отличие №2. И, наконец, отличие №3: ввезенный и нераспроданный товар легко вернуть поставщику — он ведь не был растаможен, так что возврат не требует крайне утомительной и сложной процедуры обратного оформления. Что из всего этого удалось реализовать в том проекте, которое в правительстве неофициально называют «бондовые склады»? Примерно ничего. Неизвестно даже, отчего этому проекту, убитому стараниями Минфина (от лица правительства) и «Почтой России» (от лица монопольного владетеля проекта), дано было имя «бондового склада». С момента его «открытия» прошло около года, и за истекший год название «бондовый склад» стыдливо предпочитают не упоминать, забыть и сделать вид, что убившие идею организации и персоналии здесь вообще ни при чем — то есть, де-факто, проект пошел «под списание». «Учитывая, что все слезы по несостоявшимся бондовым уже пролиты и все слова в адрес чиновников Минфина и Почты уже сказаны, давайте забудем о них и посмотрим, какие варианты для импорта в стране еще остались» Хорошо это или плохо? Автор относится к тем, кто считает, что для торговли это вот прямо очень плохо, потому что отсутствие вариативности по таможенным режимам развиваться торговле не дает, конкуренции на прилавках, качественной и ценовой, не создает, а значит, и не стимулирует конечного покупателя тратить чаще и больше. И не стимулирует покупателя зарабатывать, чтобы было что тратить — тратить-то не на что. О том, как в других странах развивают конкуренцию между операторами бондовых складов, чем привлекают, чтобы финансовые потоки неизбежно «заворачивались» в казну и дождется ли Россия выгодных бондовых складов, читайте в статье «Бонды есть, но не в нашу честь». Калининград: скромные радости для недорогих и легких Учитывая, что все слезы по несостоявшимся бондовым уже пролиты и все слова в адрес чиновников Минфина и Почты уже сказаны, давайте забудем об их умении портить даже прекрасные в своей сути вещи и посмотрим, какие варианты для импорта в стране еще остались. Не станем увлекаться перечислением традиционных, со времен царя-батюшки, нам доставшихся, а посмотрим на то, что и как работает сейчас. Много слов сказано о так называемом калининградском эксперименте. Эта территория как зона с особым экономическим режимом заявлена уже очень давно (что логично, учитывая её географические особенности), но вот, наконец, подоспело постановление правительства №1223 от 29 июля 2023 года, которое описывает упрощенные таможенные процедуры для товаров в адрес физического лица, стоимостью ниже 1000 евро и весом не более 31 килограмма. Итак, что мы имеем. Товар, ввезенный на эту территорию, растамаживается без НДС и пошлин. После чего поступает на склад, который вы выбираете по своим потребностям. Складские площади сейчас, в данный момент, в регионе несколько избыточны, так что хранение товара недорогое. Далее — товар заказывают покупатели из любого региона РФ. Фулфилмент-оператор внутри склада пакует и адресует заказ (превращая товар в посылку), после чего он (напомним, без НДС и избыточных накруток) едет в любой регион страны. Да, из Калининграда вывезти товар сегодня дороже, чем из любого другого региона страны, но отсутствие НДС и накруток с пошлинами делает эту операцию суммарно вполне рентабельной. Чем не бондовый склад, со сравнения с которым мы начали рассказ? Ну, по сравнению с бондовым, есть несколько «слабых мест» — растамаживается оптовый груз, а не розница в момент продажи, и как следствие, отсутствует возможность упрощенной отправки поставщику непроданной части товара. «Есть несколько “слабых мест” — растамаживается оптовый груз, а не розница в момент продажи, и как следствие, отсутствует возможность упрощенной отправки поставщику непроданной части товара». Однако, что называется — если нет гербовой, пишем на простой — сам механизм все равно удобнее, проще и дешевле, чем все существующие на данный момент. Правда, пока для участия в эксперименте нужно стать таможенным брокером (Родина, как водится, склонна все на свете усложнять), плюс ко всему в нем работает всего несколько компаний, из которых, кажется, только одна в состоянии сделать фулфилмент (это часть их профессии) — СДЭК. Однако условия эксперимента настолько любопытны, что стоит ждать притока конкурентов (что для покупателя, само собой, хорошо). В отличие от планов правительства по бондовым, которые предусматривали, как мы помним, полную монополию Почты. Пути обработки посылок: оптом нельзя в розницу Идеальная схема обработки импортных посылок могла бы выглядеть примерно (в общем и целом) так, как выглядит в бондовых складах. Сначала продавец (вне зависимости от того, кто он — интернет-магазин, маркетплейс или селлер на маркетплейсе) заказывает товар оптом (контейнер или паллета — в зависимости от аппетита, типа товара и много чего еще) и доставляет в Калининград. Делает оповещение на своем ресурсе о том, что товар — есть, стоит столько-то и начинает собирать заказы. По заявке интернет-магазина фулфилмент-оператор в Калининграде формирует посылку, отправляет её на «большую землю», откуда она уже летит себе к своему покупателю белым лебедем по вполне традиционным каналам доставки. Выгодно? Пока все предварительные расчеты да и накопившаяся практика (а её немало) говорят, что — да. Быстро? Быстро, даже с учетом того, что примерно +1 день добавляется к обычным срокам доставки, радости покупателя это не снижает, радости продавца, минимализировавшего свои расходы — тоже. Логичный путь? Опять же — да, пусть Калининград и находится на «краю географии», суммарно плюсы перевешиваю минусы. Есть на сегодня в стране что-то удобнее, рентабельнее и перспективнее? Увы — нет. «Итак — есть основания думать, что количество людей и компаний, которые захотят воспользоваться описанными возможностями, станет скоро довольно много. По той простой причине, что дешевле — лучше, чем дороже. Проще — лучше, чем сложно» Стоит ли очередь к таможенным брокерам в Калининграде? Тоже (пока что) — нет, хотя самые внимательные и расчетливые пользуются этим каналом поставок уже довольно давно, чуть ли не со дня открытия режима (следим за движением с самого начала эксперимента) и успешно, так что, самое важное то, о чем говорим — это не теоретическая возможность, это практически реализованная схема, проторенная дорожка. Ну и насчет прогнозов, которые так любит редакция, любит сам автор да и любой читатель, ибо, согласитесь — что за статья без прогнозов? Итак — есть основания думать, что количество людей и компаний, которые захотят воспользоваться описанными возможностями, станет скоро довольно много. По той простой причине, что хорошие условия — они лучше, чем плохие. Дешевле — лучше, чем дороже. Проще — лучше, чем сложно. Второе соображение — не стоит ждать, что правительство, в обозримом будущем, пойдет еще на какие-то эксперименты с льготными условиями и разумными шагами (хотя стоило бы, просто по той причине, что импорт для устойчивости экономики и создания конкурентности критически важен), а если и пойдет, то вовсе не факт, что все не закончится так же печально и даже разрушительно, как закончилась история с бондовыми складами. Если вдруг кто-то ждет не только прогнозов, но и рецепта, то (отчего бы и нет, в такой-то ситуации) — пользуйтесь открывшимся возможностями, использовать хорошее — полезно. Со всех точек зрения. Тэги: e-commerce, кросс-бордер, посылки бондовые склады, импорт, Калининград 20.12.2023
Подробнее: https://logirus.ru/articles/solution/bondovye_slezy_i_kaliningradskiy_tranzit.html
МОСКВА, 1 апреля. /ТАСС/. Эксперимент по применению таможенных ("бондовых") складов при оформлении ввозимых в РФ товаров электронной торговли стартовал 1 апреля 2023 года. Соответствующее постановление опубликовано на сайте правительства РФ.
Эксперимент продлится год (до 1 апреля 2024 года). Предполагается, что такая мера позволит упростить и ускорить доставку товаров.
"Бондовый" склад - особая экономическая зона, на которую интернет-магазины могут завозить товары из-за рубежа и хранить его под таможенным контролем, но без растаможивания, уплаты НДС, акцизов и таможенных пошлин, без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения до приобретения покупателями. Основные участники эксперимента - Минфин, Минэкономразвития, Федеральная таможенная служба, Росаккредитация и "Почта России".
В рамках эксперимента планируется подготовить изменения в акты Евразийского экономического союза и законодательство РФ о таможенном регулировании.
Бондовые склады в России «споткнулись» о налоги 27 марта 2024 За все время эксперимента было оформлено всего две посылки Бондовые склады в России «споткнулись» о налоги Бондовые склады в России не заработали из-за экономических проблем. Такое мнение высказала президент Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки Галина Донцова, выступая на конференции в Торгово-промышленной палате. – Почему бондовые склады не пошли? Потому что налоги поставили не адекватные. Во-первых, при выпуске с бондового склада к товарам применяются таможенные пошлины по ставкам единого таможенного тарифа ЕАЭС и взимается НДС. Во-вторых, к таким товарам не применим порог беспошлинной торговли. Никакой: ни €200, ни €1000. В этом и заключается экономическая проблема бондовых складов, – уверена Галина Донцова. История вопроса Бондовые слезы и Калининградский транзит Специальные таможенные режимы должны «вылечить» трансгран Эксперимент по ускоренной транспортировке товаров из-за рубежа стартовал в России 1 апреля 2023 года. Тогда же «Почта России» и ее партнер маркетплейс KazanExpress открыли в Татарстане первый бондовый склад. Однако за все время проведения эксперимента на нем было оформлено всего две посылки, рассказала Галина Донцова со ссылкой на письмо Минпромторга. Ни Ozon, ни AliExpress не планируют участвовать в продажах с бондовых складов, заявил на конференции в Торгово-промышленной палате заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев. Напомним, в Забайкалье планируется создать международную территорию опережающего развития, на которой будет расположена бондовая зона Wildberries. LR
Подробнее: https://logirus.ru/news/custom_and_ved/bondovye_sklady_v_rossii_-spotknulis-_o_nalogi.html
Бондовые склады: как проходит эксперимент
https://horizonevents.ru/
Эксперты рынка поделились своим мнением на тему эксперимента по бондовым складам. Они рассказали, в чем преимущества и недоработки этого нововведения и как сделать этот проект более масштабным и эффективным.
Эксперимент по бондовым складам продлится год — с 1 апреля 2023 по 1 апреля 2024. Проводят его Минфин, Минэкономразвития, ФТС РФ, Росаккредитация и «Почта России». Заключается он в тестировании новой технологии доставки и реализации товаров широкого пользования, поступающих в Россию из-за рубежа.
«Однако до классического определения бондовых складов Россия с учетом нашего валютного законодательства, таможенного кодекса и других нормативных актов вряд ли дотянется в ближайшие 10 лет, — комментирует юрист, вице-президент Ассоциации импортеров и экспортеров Артур Леер. — Другими словами, бондовый склад — это склад, на котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем, но при этом не взимаются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения. Часто мы слышим, что это особая экономическая зона, но ближе все-таки термин склад, хранящиеся на котором товары отличаются их статусом».
В июне прошлого года был принят закон о проведении эксперимента создания бондовых складов с Почтой России в качестве оператора. Кроме воплощения идеи создания некого склада с упрощенными условиями для ВЭД необходимо связать все звенья и всех участников на правом поле — таких как таможня и органы сертификации, например. Ранее было удобно хранить товары из зарубежных онлайн-магазинов без внесения таможенных платежей до момента, пока их не купят в России. Но тут возникает ряд основных вопросов, в том числе о необходимости иметь российского оператора как минимум, а как максимум «настроить» все правовые инструменты, чтобы для всех участников процесса этот инструмент был рабочим. «И главное, чтобы российский потребитель не столкнулся с плохо контролируемым потоком товаров, не удовлетворяющим требованиям законодательства, — продолжает Артур Леер. — На сегодня в рамках эксперимента за сертификаты соответствия и маркировку также отвечает сам оператор, не являясь полноценным владельцем груза по сути. Необходимы корректировки ряда привычных действий и создание новых правил, так как затрагиваются полномочия по регулированию отдельных отношений в области таможенного дела».
«Максимальный срок нахождения продукции на таможенных складах составляет 3 года, — дополняет коллегу Екатерина Курбатова, руководитель Ростест Урал. — По истечении этого срока товары должны быть изъяты для потребления или переданы на другой таможенный склад. Важно отметить, что максимальное время хранения может варьироваться в зависимости от страны и правил. Если товары хранятся более 3 лет, на них могут быть наложены пени и штрафы. Однако при определенных обстоятельствах руководство таможни может разрешить более длительный период нахождения на складе. Скоропорт не подходит для хранения на данных складах, поскольку они имеют ограниченный срок годности и могут испортиться. Бондовые склады нацелены на длительное хранение ввозимых товаров, которые не будут реализованы сразу, а скоропортящиеся товары под это описание не подходят».
Преимущества бондовых складов
Вице-президент Ассоциации импортеров и экспортеров выделил три задачи, которые одновременно являются и преимуществами бондовых складов:
— работа с конечным покупателем за счет дробления основной партии;
— для электронной торговли физических лиц;
— международный транзит.
Главная задача таких складов — упростить получение товаров получателям, благодаря специальным режимам иметь возможность отгружать товар с бондового склада от одной большой партии импортера сразу конечным покупателям, осуществляя таможенное оформление по частям. Также одной из задач бондовых складов, которое успешно реализовано во многих странах мира, но не в РФ, является международный транзит.
К преимуществам возведения таких хранилищ относится возможность долгосрочного хранения товаров, что выгодно для предприятий, которым требуются решения для длительного хранения. Кроме того, такая схема может улучшить обслуживание клиентов, позволяя предприятиям доставлять товары ближе к их конечному пункту назначения и сохранять качество своей продукции.
У каждой из задач есть свои механизмы и особенности воплощения. Такие как, например, использование бондовых складов для транзита товаров из Китая в страны ЕС. Это принесло бы дополнительные доходы как для транспортной и складской отрасли, так и для страны в целом.
«К сожалению, в России тема бондовых складов хоть и поднималась уже не одно десятилетие, но даже с учетом тестового проекта с «Почтой России», до сих пор находится в зачаточном состоянии, — поясняет Артур Леер. — На сегодня в качестве эксперимента используют лишь одну из трех задач — реализацию товаров физлицам, приобретающими продукцию на зарубежных интернет-площадках со склада «Почты России». Согласно ПП РФ №1962 от 02/11/2022 г. под эксперимент подпадают товары, доставляемые в международных почтовых отправлениях на склады, определенные «Почтой России».
Артур Леер уверен, что подобный эксперимент — это положительный сдвиг, и рано или поздно он даст возможность воспользоваться такой опцией как бондовые склады большему количеству предпринимателей и физических лиц, если проект получит расширение и по другим регионам. «Но работа с интернет-торговлей, где оператором в тестовом проекте является «Почта России» — это лишь малая часть возможностей такого инструмента».
Напомним, что в качестве первого резидента пилотного проекта выступила компания KazanExpress, которая выделила два склада на базе своих логистических объектов в Москве и Казани. Кроме того, по мере внедрения бондовых складов необходимо будет привести в соответствие законодательные акты, сформулировать и разработать инструкции и регламенты, а это большая и трудоемкая задача, требующая времени.
«В любом случае, расширение теста с Почтой России, которое нашло свое отражение в эксперименте в Татарстане, говорит о положительной динамике решения вопроса и вселяет надежду на внедрение понятия бондовых складов в цепочку ВЭД и упрощения ряда процедур и, главное, доступности товара для покупателя в максимально быстрые сроки, что даст возможность развивать российские маркетплейсы, — говорит вице-президент Ассоциации импортеров и экспортеров. – Однако, насколько будут соблюдены вопросы параллельного импорта пока не ясно».
Александр Морозов, руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности СДЭК:
«В теории, бондовые склады могут открыть для участников рынка большие перспективы: увеличение грузопотока, снижение зависимости и дефицита из-за ухода с российского рынка иностранных ритейлеров, создание новых рабочих мест, упрощение логистических цепочек по России в целом и реэкспорт непроданных товаров. Но на практике в текущий момент работа с бондовыми складами для логистических компаний, служб доставки и экспресс-перевозчиков сопряжена с большими трудностями и затратами, поэтому говорить о каком-то масштабном витке развития E-comm пока рано.
СДЭК как и любой другой логистический оператор России заинтересован в работе с бондовыми складами. У нас есть опыт работы с фулфилментом, опыт таможенного декларирования заказов из интернет-магазинов, ресурсы для организации такого склада. Но сегодняшние правила размещения товаров на бондовых складах – трудоемкие, затратные и в текущих реалиях – нецелесообразные.
Если к работе с бондовыми складами будут допущены все коммерческие компании, то они получат возможность заранее закупать самые популярные товары из-за рубежа и хранить их на территории нового склада. Таким образом, получится сэкономить на доставке за счет транспортировки сразу большой партии товаров, а не отдельных посылок. К тому же, процесс перевозки будет упрощен благодаря тому, что отдельные посылки будут формироваться, переупаковываться и проходить процедуру таможенного декларирования уже на территории бондового склада, а не за границей. В процессе отгрузки товара с бондового склада с получателя или оператора будут взиматься таможенные пошлины в соответствии с тарифами ЕАЭС и налоги согласно Налоговому кодексу РФ, в случаях когда это необходимо. При отправке товаров для личного пользования в адрес физических лиц, нормы беспошлинного ввоза сохраняются как и при обычных международных отправлениях.
Перемещение товарного запаса ближе к покупателям на территории России позволит существенно сократить сроки доставки товаров до конечного получателя. Если сегодня, доставку посылки из Китая, условно, можно ожидать 20-30 дней, то размещение товаров на бондовом складе сократит это время до 3-4 дней».