Прогнозирование пассажиропотока
Для прогнозирования пассажиропотока аэропорта нами применяется нижеописанная авторская (решение-верное.рф) методика.
Для составления прогноза пассажиропотока аэропорта «Аэропорт» пассажиры были разделены на 3 группы по целям поездок:
- Отдых за пределами (вылет к месту отдыха – пребывание в месте отдыха – прилет);
- Туристы внешние (прилет – тур. маршрут – вылет);
- Вахта (прилет – вахтовая работа – вылет);
Доли целевых групп в пассажиропотоке в зависимости от сегментов направлений полетов были оценены экспертно и обобщены в матрице для определения численных значений пассажиров.
При этом для получения численных значений пассажиропотока аэропорта «Аэропорт» учитывались заданные прогнозы численности постоянного населения города, туристический поток в регионе и городе
К первой целевой группе пассажиров относится постоянное население г. Аэропорт.
Вторая целевая группа пассажиров включают лиц, заселяющихся в коллективные средства размещения (гостиницы) с целями: экскурсионной, деловой (командировки, в т.ч. участие в форумах, конференциях, др.), отдыха и досуга.
Наконец, к третьей целевой группе пассажиров были отнесены так называемые вахтовики.
Согласно выделенным 3-м группам по целям поездок была составлена матрица их удельных весов с учетом 4-х сегментов (описание сегментов ниже) направлений пассажиропотока аэропорта «Аэропорт».
Первый сегмент характеризуется высокой долей туристического пассажиропотока, включая познавательный, культурно-досуговый и деловой туризм.
Во втором сегменте крупнейшим и растущим направлением аэропорта «Аэропорт» в 2021 г. и 2022 г. является Сочи. За оба периода отмечается рост в 2 раза год к году. Целевая группа пассажиров данного сегмента относится преимущественно к постоянному населению г. Аэропорт, выезжающего на южный отдых.
К третьему сегменту пассажиропотока аэропорта «Аэропорт» были отнесены потоки внутрирегиональных аэропортов Аэропорт 2, 3, 4.
Это смешанный поток, включающий, как туристов (включая поездки по «семейным делам», «бытовым нуждам»), так и вахтовиков. К подсегменту внутрирегионального пассажиропотока относится пассажиропоток аэропорта «Аэропорт» в направлениях небольших населенных пунктов, который характеризует в основном целевую группу вахтовиков.
Четвертый сегмент пассажиропотока аэропорта «Аэропорт» из регионов РФ определялся вычитанием из общего пассажиропотока суммы пассажиропотока по другим 3-м группам по направлениям полетов. Его структура неоднородна по целям поездок и меняется из года в год. Но преимущественно сюда были отнесены вахтовики и туристы (включая поездки по «семейным делам», «бытовым нуждам»).
Целевой сегмент отдыха занимает наименьшую долю в пассажиропотоке российских регионов.
Таблица ХХ. Матрица коэффициентов для пассажиропотока для категории принятые, %
Наименование сегментов По направлениям полетов По целям поездок |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
1 |
Крупные направления (Направление 1, 2, 3) |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
отдых |
||||||
туризм |
||||||
вахта |
Расчет потока вахтовиков был сделан экспертно согласно ретроспективным данным по внутрирегиональному пассажиропотоку региона, а также других направлений.
В приложении 1 к отчету также приведен альтернативный Прогноз численности работающих вахтовым методом в региона на период до 2032 года, выполненный методом корреляционно-регрессионного анализа.
Данные этого прогноза не использовались при расчете пассажиропотока по причине выбора другого (вышеуказанного) метода экспертного расчета.
Учитывая, что пассажиропоток аэропортов региона в прогнозном периоде 2022 – 2025 гг. составит ХХХХХХ 000 чел., доля аэропорта «Аэропорт» в прогнозный период до 2025 г. вырастет до ХХ% как показано в нижеследующей таблице.
Таблица ХХ. Доля аэропорта «Аэропорт» в совокупном пассажиропотоке аэропортов региона
Наименование аэропорта |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Совокупный пассажиропоток аэропортов региона |
||||||||
Пассажиропоток аэропорта «Аэропорт» |
||||||||
Доля пассажиропотока аэропорта «Аэропорт» в совокупном пассажиропотоке аэропортов региона |
19% |
20% |
21% |
22% |
23% |
25% |
26% |
27% |
Источник: Постановление Правительства региона Об утверждении государственной программы региона «Развитие транспортной инфраструктуры» https://ххх.gov.ru, анализ ООО «Верное Решение»
Прогноз численности работающих вахтовым методом в региона на период до 2032 года.
В качестве информационной базы для построения прогноза с использованием метода корреляционно-регрессионного анализа использована информация РОИВ, Управления Федеральной службы государственной статистики, и иные документы, в том числе:
- Постановление Правительства «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития на период до 2035 года»;
- Постановление Правительства «Об утверждении прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период до 2036 года»).
При разработке прогноза проводилась оценка различных факторов, влияющих на динамику численности работающих вахтовым методом по региону:
- валовый региональный продукт;
- численность занятых в экономике;
- инвестиции,
- заявленная работодателями потребность в работниках;
- пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций;
- миграция.
Информационная база для прогнозирования представлена ниже прогноза.
Как показали расчеты наиболее значимым фактором, влияющим на численность работающих вахтовым методом по региона, выступил показатель «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций».
Прогноз представлен в разрезе 3 сценариев:
- в основе оптимистического сценария заложены показатели прогнозов социально-экономического развития региона, утвержденных в 2021 году и ранее;
- в базовом сценарии сделаны поправки на текущую экономическую ситуацию в стране и в регионе;
- пессимистический сценарий предполагает возможные отклонения в выполнении утвержденных показателей социально-экономического развития региона.
Ниже в таблице представлены результаты расчетов.
Таблица - Численность работающих вахтовым методом по региона, чел.
Годы |
Оптимистический сценарий |
Базовый сценарий |
Пессимистический сценарий |
2010 |
75487 |
75487 |
75487 |
2011 |
82691 |
82691 |
82691 |
2012 |
90129 |
90129 |
90129 |
2013 |
90108 |
90108 |
90108 |
2014 |
89125 |
89125 |
89125 |
2015 |
82599 |
82599 |
82599 |
2016 |
89683 |
89683 |
89683 |
2017 |
86019 |
86019 |
86019 |
2018 |
100338 |
100338 |
100338 |
2019 |
100733 |
100733 |
100733 |
2020 |
109140* |
109140* |
109140* |
2021 |
102843 |
102843 |
102843 |
2022 |
120485 |
119193 |
110572 |
2023 |
126383 |
124033 |
112715 |
2024 |
138063 |
135215 |
115421 |
2025 |
144029 |
140656 |
118165 |
2026 |
150000 |
146131 |
120943 |
2027 |
161756 |
157415 |
123751 |
2028 |
163762 |
159173 |
126858 |
2029 |
165201 |
160354 |
129965 |
2030 |
166073 |
160957 |
133072 |
2031 |
166957 |
161585 |
136205 |
2032 |
167933 |
162215 |
139338 |
Таким образом, к концу 2032 года по региона прогнозируется следующая численность работающих вахтовым методом:
- по оптимистическом сценарию -167933 чел.,
- по базовому сценарию - 162215 чел.,
- по пессимистическому сценарию – 139338 чел.
Информационная база для прогноза
Год |
Численность работающих вахтовым методом по региона, чел |
Среднегодовая численность занятых в экономике (по данным баланса трудовых ресурсов), тыс. человек |
Заявленная работодателями потребность в работниках на конец года, тыс. чел. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. |
2010 |
75 487 |
387,7 |
5,6 |
52618,8 |
2011 |
82 691 |
389,8 |
6,2 |
59095,3 |
2012 |
90 129 |
392,6 |
7,4 |
63696,3 |
2013 |
90 108 |
396,1 |
9,1 |
69191,7 |
2014 |
89 125 |
395,4 |
12,9 |
74488,8 |
2015 |
82 599 |
393,8 |
8,8 |
77271,7 |
2016 |
89 683 |
403 |
10,4 |
83237,7 |
2017 |
86 019 |
303,3 |
14,6 |
89938,3 |
2018 |
100 338 |
308,4 |
10,2 |
97204,3 |
2019 |
100 733 |
309,3 |
10,2 |
101012,2 |
2020 |
109 140 |
301,6 |
10,9 |
111215,9 |
2021 |
102 843 |
304,6 |
15,8 |
116400,0 |
Год |
Валовой региональный продукт млн. руб. |
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
Пассажирооборот автомобильного транспорта общего пользования, млн пасс.-км |
2010 |
782214,9 |
387695,6 |
646,5 |
2011 |
966110,4 |
477144,6 |
795,5 |
2012 |
1191271,9 |
581009,7 |
804,9 |
2013 |
1375878,8 |
603194,4 |
639 |
2014 |
1633382,1 |
754186,6 |
365 |
2015 |
1791825,6 |
779405,5 |
399,8 |
2016 |
2028234,6 |
1093081,8 |
333,1 |
2017 |
2456293,7 |
1069619,5 |
251,1 |
2018 |
3051613,1 |
1021502,3 |
206,5 |
2019 |
3158827,6 |
943833,0 |
215,5 |
2020 |
2768191,3 |
991794 |
292,9 |
2021 |
3045010,4 |
1139303 |
296 |
Год |
Миграция прибыло, чел. |
Миграция прибыло внутри региона, чел. |
Миграция прибыло из других регионов РФ, чел. |
Миграция прибыло из других стран, чел. |
2010 |
12921 |
2761 |
8637 |
1523 |
2011 |
35839 |
5580 |
20648 |
9611 |
2012 |
44217 |
7752 |
26692 |
9773 |
2013 |
44191 |
8231 |
24868 |
11092 |
2014 |
43252 |
7790 |
23196 |
12266 |
2015 |
35835 |
7389 |
21808 |
6638 |
2016 |
36283 |
7766 |
23653 |
4864 |
2017 |
35163 |
7323 |
22988 |
4852 |
2018 |
36 052 |
7479 |
23070 |
5503 |
2019 |
33016 |
6957 |
20235 |
5824 |
2020 |
27859 |
6234 |
17908 |
3717 |
2021 |
29248 |
6827 |
17799 |
4622 |
Год |
Миграция выбыло чел |
Миграция выбыло внутри региона, чел. |
Миграция выбыло в другие регионы РФ, чел. |
Миграция выбыло в другие страны, чел. |
2010 |
17874 |
4378 |
13028 |
468 |
2011 |
29590 |
8434 |
20415 |
741 |
2012 |
45344 |
10368 |
28593 |
6383 |
2013 |
52315 |
11337 |
32407 |
8571 |
2014 |
49320 |
10323 |
29877 |
9120 |
2015 |
47807 |
10369 |
26960 |
10478 |
2016 |
39774 |
10496 |
25603 |
3675 |
2017 |
34599 |
9975 |
24624 |
2982 |
2018 |
34 211 |
10005 |
24206 |
3576 |
2019 |
30456 |
8992 |
21464 |
3878 |
2020 |
25080 |
7863 |
17217 |
3850 |
2021 |
26031 |
8482 |
17549 |
1563 |
Источник: Постановление Правительства региона «Об утверждении государственной программы региона развитие транспортной инфраструктуры»
Проводится сегментация пассажиропотока (принятых, отправленных и транзитных пассажиров по существующим направлениям) по 4-м описанным ниже сегментам.
1 сегмент.
В первую очередь была проведена сортировка пассажиропотоков (принятых, отравленных, транзит) и определены наиболее популярные направления (рейсы) аэропорта. Наиболее крупными направлениями являются:
- направление 1
- направление 2
- направление 3
- направление 4
Таблица ХХ. Пассажиропоток по крупным направлениям (сегмент 1) аэропорта, чел.
Наименование направлений |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
1. |
Принятые |
|||||
направление 1 | ||||||
направление 2 | ||||||
направление 3 | ||||||
2. |
Отправленные |
|||||
3 |
Транзит |
|||||
Итого по крупным направлениям пассажиропотока аэропорта |
2 сегмент
Далее в общем пассажиропотоке аэропорта «Аэропорт» были выделены южные направления внутреннего туризма по РФ.
Таблица 14. Пассажиропоток по Южным направлениям (сегмент 2) аэропорта «Аэропорт», чел.
Наименование направлений |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
1. |
Принятые |
|||||
СОЧИ (АДЛЕР) |
||||||
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ |
||||||
КРАСНОДАР |
||||||
АНАПА |
||||||
РОСТОВ-НА-ДОНУ |
||||||
СИМФЕРОПОЛЬ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ) |
||||||
2 |
Отправленные |
|||||
3 |
Транзит |
|||||
Итого |
Источник: аэропорт «Аэропорт», анализ ООО «Верное Решение»
В пассажиропотоке аэропорта «Аэропорт» можно объединить рейсы внутри региона
Таблица ХХ. Пассажиропоток по внутри региональным направлениям (сегмент 3, подсегмент А) аэропорта «Аэропорт» за период 2018 – 2022, чел.
Наименование направлений |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022, 9 мес. |
|
1 |
Принятые |
|||||
2 |
Отправленные |
|||||
Аэропорт 1 |
||||||
Аэропорт 2 |
||||||
Аэропорт 3 |
||||||
Аэропорт 4 |
||||||
3 |
Транзит |
|||||
Итого |
33 097 |
40 975 |
25 017 |
32 549 |
24 731 |
Источник: аэропорт «Аэропорт», анализ ООО «Верное Решение»
Сегмент 3
Существенной частью внутри регионального пассажиропотока аэропорта «Аэропорт» является перевозка вахтовиков.
Из внутри регионального пассажиропотока аэропорта «Аэропорт» по перевозке вахтовиков встречается много направлений, по которым нет пассажиропотока за рассматриваемый период 2018 – 2022 г. (9 мес.)
Сегмент 4
Оставшийся пассажиропоток аэропорта «Аэропорт» относится к другим регионам РФ и представлен далее в таблице.
Таким образом, пассажиропоток аэропорта «Аэропорт» по направлениям полетов можно разделить на 4 сегмента.
Таблица ХХ. Сегментация пассажиропотока аэропорта «Аэропорт» по направлениям полетов за период 2018 – 2022 (9 мес.), принятые, отправленные, транзит, чел.
Наименование направлений |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
1 |
Крупные направления (Направление 1,2,3) |
|||||
1.1 |
Принятые |
|||||
1.2. |
Отправленные |
|||||
1.3 |
Транзит |
|||||
2 |
Южные направления (Сочи, Минеральные Воды, Краснодар, Анапа, Ростов-на-Дону, Симферополь) |
|||||
2.1 |
Принятые |
|||||
2.2 |
Отправленные |
|||||
2.3 |
Транзит |
|||||
3 |
Внутри региональный |
|||||
3A |
Аэропорты региона (подсегмент А) разные цели |
|||||
3А.1. |
Принятые |
|||||
3А.2. |
Отправленные |
|||||
3А.3 |
Транзит |
|||||
3Б |
Аэропорты вахтовых полетов в пределах региона (подсегмент Б) |
|||||
3Б.1. |
Принятые |
|||||
3Б.2. |
Отправленные |
|||||
3Б.3 |
Транзит |
|||||
4 |
Полеты в другие регионы РФ |
|||||
4.1. |
Принятые |
|||||
4.2. |
Отправленные |
|||||
4.3 |
Транзит |
|||||
Итого по 4-м сегментам |
||||||
Принятые |
||||||
Отправленные |
||||||
Транзит |
Источник: аэропорт «Аэропорт», анализ ООО «Верное Решение»