Наши предложения по развитию туризма как отрасли на всех уровнях - местном, региональном, федеральном
Туризм является одним из перспективных направлений развития сельских территорий и региональной инфраструктуры, диверсификации источников доходов местного населения, сохранения и развития культурно-исторического наследия и традиций.
В настоящее время использование туристско-рекреационного ресурса сектора гостеприимства и туристских услуг не соответствует их потенциалу. Подобная ситуация наблюдается практически во всех регионах Приволжского федерального округа.
Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:
- подготовка документации для туризма, кооперативов, фермеров;
- консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
- сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
- консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
- разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), презентации, паспорта проекта, пакета документации любого бизнес-проекта;
Еще по теме:
- Выбрать темы обучения
- Фандрайзинг в сельском поселении или как получать гранты?
- Гостевой дом. Туризм. Сельский. Агро. Понятия. Законы. НПА.
- Гранты до 3 миллионов рублей на проект развития сельского туризма
- Центры культурного развития, традиционных промыслов и ремесел
- Развитие автотуризма (автокемпинг)
- Что такое туристический кластер
- Дорожная карта (план действий) создания кластера и ОЭЗ ТРТ
- Рекомендуемая процедура создания ОЭЗ или кластера ТРТ
- Создание ОЭЗ и кластеров туристско-рекреационного типа
- Субсидии на создание центров развития культуры, традиционных промыслов и ремесел
- Интерактивная карта объектов и маршрутов сельского туризма
- Проекты, инициативы, опыт развития сельского (внутреннего) туризма
- Ремесло. Мастерство. Сельское предпринимательство
- Local-ID территориальной идентичности и локального наследия
- Проектирование и продвижение сельских туристских маршрутов
- Концепция развития кластера велотуризма
- Концепция кластера «Сюкеевский взвоз - Болгар»
- Предложения Минкульт РФ по ОКВЭД туризма
- Предложения по развитию сельского внутренего туризма
- Семинар по развитию сельского туризма
- Наименование места происхождения товара для бренда
- Методы продвижения своей продукции
- Как получить муниципальный земельный участок?
- «Коробочный» продукт для сельхозкооперативов и фермеров
- ЛПХ и КФХ. Отличия. Льготы. Регистрация
ПФО - это многонациональные, толерантные, мультикультурные регионы, территория которой является уникальным хранилищем народного наследия. При квалифицированном и системном подходе к развитию данной сферы можно прогнозировать значительное увеличение въездного и внутреннего туристских потоков, что поможет сохранить историко-культурное наследие коренных населений, и в целом, решить ряд экономических и социальных проблем, связанных с эффективным использованием туристских ресурсов.
Обсудив состояние и тенденции развития сельского туризма, члены РАСТ подчеркивают необходимость дальнейшего решения ряда социальных и экономических задач:
- создание дополнительных рабочих мест и источников дохода для снижения миграционной убыли сельского населения;
- повышение уровня образования и занятости населения;
- увеличение налоговых поступлений от субъектов туристской деятельности в сельской местности;
- развития предпринимательства на селе, в том числе, создание, диверсификация и продвижение продукции местных брендов;
- сохранение народных ремесел, традиций, событийный мероприятий.
Особенно важным остается дальнейшее укрепление взаимодействия федеральных, региональных органов власти и бизнеса - с Министерством культуры Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму по реализации мероприятий и проектов, направленных на активизацию туризма на сельских территориях.
Предлагается разработать и осуществить комплекс первоочередных мер по правовому, организационно-методическому, кадровому, финансовому и информационно-консультационному обеспечению развития сельского туризма в России.
По итогам совместной работы, участники Ассоциации (РАСТ) выделяют следующие направления дальнейшей работы для решения наиболее актуальных вопросов развития туризма на сельских территориях:
1) в части совершенствования законодательства Российской Федерации целесообразно:
Предложить депутатскому корпусу в Государственной Думе РФ Федерального Собрания:
- утвердить понятийный аппарат следующих терминов: сельский туризм, субъект сельского туризма, объект сельского туризма;
- внести изменения в Налоговый кодекс для освобождения от уплаты налогов субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных в развитии агро-объектов сельского туризма сроком на 3 года с момента регистрации объекта (субъекта) сельского туризма;
- внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части создания механизма по выделению и использованию земель сельскохозяйственного назначения в целях развития сельского туризма (для строительства объектов размещения туристов и ведения личных подсобных хозяйств) без конкурсных процедур.
- выступить с предложениями о введении для объектов сельского туризма упрощенных процедур (для легализации их деятельности):
- выделения (продления договоров аренды, субаренды, автоматического переоформления ранее заключенных договоров при разделении или объединении з\у) земель из муниципального, государственного фонда для использования земель с\х назначения, ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) - без конкурсных процедур - согласно ЗК РФ;
- регистрации указателей, внешних рекламных (информационно- указательных) знаков, плакатов, путеводителей;
- создания пунктов питания гостей (только самые минимально необходимые нормы санитарии и гигиены);
- упрощения контрольных процедур;
- сертификации.
- выступить с предложениями ввести новый вид экономической деятельности (ВЭД) в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), принятый приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст) определить как "Деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма" для легализации деятельности субъектов сельского туризма (также см. предложения Министерства культуры РФ от 2015 года)
- ввести новый вид патента (налогообложение в виде патента) на этот новый вид экономической деятельности - для индивидуальных предпринимателей (ИП) как субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) "Деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма". Желательно заменяющий все другие налоги, в том числе с ФОТ (зарплаты). Стоимость патента в год не более 10 - 20 тысяч рублей (для разных категорий)
Для справки: Сейчас ИП при применении патентной системы продолжают уплачивать:
- страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное страхование (тарифы страховых взносов для них понижены – 20% ПФР, 0% ФФОМС, 0% ФСС);
- другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на землю, транспортный налог и др.).
- Предусмотреть вычет ИП стоимости патента из сумм уплачиваемого взноса в ПФР за самого себя (ИП), как это происходит при упрощенной системе налогообложения (УСНО) доходы (6%) для устранения двойного налогообложения;
- Также предусмотреть для этого нового вида экономической деятельности - для индивидуальных предпринимателей (ИП) как работодателей - уменьшенный, как в Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) - 7,5%, размер взносов в фонды обязательного страхования - в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
- Предусмотреть 10 - летние каникулы (освобождение) от налогообложения имущества граждан физических лиц (ФЛ) и вновь зарегистрированных ИП по виду деятельности: "деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма, используемого для целей развития внутреннего туризма •
- Рекомендовать МСХ РФ и МСХиП регионов внести изменения в программу "Поддержка начинающих фермеров" на федеральном уровне - включить в качестве участников программы (помимо Глав КФХ) вновь зарегистрированных ИП, использующих вид деятельности: "Деятельность в сфере внутреннего (въездного, сельского) туризма", для целей развития внутреннего туризма
Справочно: это даст возможность фермерам, имеющим усадьбы (гостевые дома), или собирающимися их строить - получать Грант Начинающий фермер (до 1,5 млн на создание фермы и 250 т.р. на бытовое обустройство (дом из сруба, мебель, немного имущества). Пока они, будучи ИП на патенте, не смогут принять участие в программе
2) в части развития инфраструктуры поддержки сельского туризма на территории России необходимо:
- Рекомендовать органам муниципальной власти использовать невостребованные здания (предварительно реконструировав) в сельских поселениях по программе «Устойчивое развитие сельских территорий» для размещения туристов.
- Внедрить на основании республиканского нормативного акта возможность не облагать налогами (или принять налоговые льготы) данные здания, что должно положительно сказаться на себестоимости размещения. Данные меры позволят с пользой использовать невостребованные в сельском поселении здания, а также позволят решить проблему размещения туристов и гостей сельского поселения. Льготы для здания можно оформить через специальную программу Министерства труда, занятости и социальной защиты.
- Специальным нормативным актом урегулировать отношение фермера и органов Роспотребнадзора (для упрощения процедуры размещения в доме фермера гостей в соответствии с санитарными нормами). Требования должны быть проще, чем к гостиницам, но при этом должны соблюдаться элементарные санитарные нормы.
- разработать комплекс мер государственной поддержки развития туризма на сельских территориях в субъектах Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598, предусматривающую адресную финансовую поддержку начинающих предпринимателей, крестьянско-фермерских хозяйств, личных подсобных хозяйств, потребительских кооперативов и некоммерческих организаций, осуществляющих развитие сельского туризма и агротуризма;
- продолжить реализацию федеральной программы «Поддержка начинающих фермеров на 2012-2014 годы», предусматривающую поддержку всех владельцев гостевых домов (гостевых усадеб, хуторов) любой организационно-правовой формы, а не только глав крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ);
- создать единый центр развития сельского туризма в Российской Федерации с использованием возможностей Ассоциации содействия развитию агротуризма «АгроТуризм Ассоциация» с целью разработки концепции развития сельского туризма в Российской Федерации, законодательных инициатив по сельскому туризму в Российской Федерации, единой системы сертификации объектов сельского туризма с учетом дифференциацией требований к видам объектов размещения в сельской местности, единых правил обращений граждан, желающих создать объект сельского туризма, всероссийского календаря событий сельского туризма. Предусмотреть финансовые средства в федеральном и региональном бюджете для реализации указанных целей.
- организовать систему социально-экономической оценки вклада объектов и услуг сельского туризма, объектов размещения на сельских территориях в развитие экономики субъектов Российской Федерации;
- учредить ежегодный конкурс по выявлению и поддержке наиболее успешных практик развития туризма в сельских поселениях Российской Федерации;
- содействовать внедрению инновационных туристских технологий (туристических кластеров, сельских («зеленых») туристских маршрутов) с целью формирования комплексных туристских продуктов с высоким уровнем качества сервиса;
- сформировать перечень перспективных инвестиционных и креативных проектов (предложений) развития сельского туризма;
- рассмотреть в установленном порядке вопрос об учреждении ежегодных всероссийских дней открытых дверей на объектах сельского туризма.
3) в целях развития сельского туризма в Приволжском федеральном округе важно:
- содействовать реализации кластерного подхода в развитии сферы сельского туризма по пространственно-географическому признаку и концентрации туристских ресурсов
- создать районные отделения Региональной ассоциации сельского туризма, нацеленной на представление интересов субъектов сельского туризма и продвижение турпродукта на региональном, российском и международном уровне;
- усилить взаимодействие между туроператорами и субъектами сферы туризма в целях разработки и продвижения туристских продуктов сельского туризма в рамках экспедиций и рекламных туров;
- совершенствовать систему мониторинга развития сельского туризма в регионе при содействии субъектов сферы гостеприимства, осуществляющих прием и обслуживание туристов на сельских территориях (в рамках ежеквартального мониторинга);
- продолжить работу по подготовке специалистов для сферы сельского туризма в рамках семинаров и других обучающих мероприятий.
- обеспечить сотрудничество ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» с РАСТ в следующих направлениях:
- Обеспечение доступа к информационным ресурсам Центра
- Индивидуальное и групповое консультирование сотрудников Администрации, сельского населения, фермерских и личных подсобных хозяйств и сельских предпринимателей
- организация и проведение учебных мероприятий (стажировок, в т.ч. зарубежных) для сотрудников Администрации, фермеров (в т.ч. начинающих), глав ЛПХ и сельских предпринимателей по развитию сельского туризма, социальному развитию сельских территорий
- Оказание помощи при проведении мероприятий направленных на улучшение социального развития сельских территорий, развитие сельского туризма и работы с молодежью.
- Участие в мероприятиях организовываемых Администрацией (организация мероприятий по собственной инициативе и просьбе Администрации) по предмету деятельности Центра (выставки, ярмарки, «Дни поля», профессиональные конкурсы, совещания и др., в том числе демонстрационные площадки).
4) в целях развития сельского туризма в Республике Татарстан важно:
решить вопросы государственной поддержки развития сельского туризма (агротуризма, экотуризма) в следующих формах - финансирование в форме грантов (субсидий) - безвозмездного, безвозвратного финансирования предстоящих расходов Региональной ассоциации сельского туризма (РАСТ) или Региональной общественную организацию «Аграрное молодежное объединение Республики Татарстан» (АМО РТ) с целью реализации следующих проектов (проведения следующих мероприятий):
- создание интерактивной карты сельского туризма для размещения информации об:
А) объектах сельского внутреннего туризма: - усадьбы, домохозяйства, хутора, деревни - фермерские хозяйства, имеющие гостевые дома объектов сельского внутреннего туризма, прошедших аттестацию (проверку на соответствие заявленному уровню сервиса) экспертами отрасли
Б) предлагаемых туристических маршрутах, прошедших аттестацию (проверку на соответствие заявленному уровню сервиса) экспертами отрасли Требуется финансирование по смете расходов. Предусматривается софинансирование участниками (с частичной оплатой за счет орг.взносов участников).
- Проведение республиканского конкурса «Лучшая усадьба года» (объект агро-, эко- туризма). Требуется ежегодный (1 раз в год) бюджет мероприятия. Предусматривается софинансирование участниками (с частичной оплатой за счет орг.взносов участников).
- Организовать проведение ежегодных целевых семинаров для специалистов органов местного самоуправления, отвечающих за развитие туризма, владельцев сельских гостевых домов, а также желающих заняться предпринимательской деятельностью в сфере сельского и экологического туризма. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу. Это регулярная системная работа по проведению мероприятий следующего характера (силами районных отделений РАСТ, субъектов сельского туризма):
- Возрождение традиций, национальных обрядов, быта и национальной кухни
- Создание (развитие) «зеленых» усадеб, пропагандирующих здоровый образ жизни
- Расширение видов и повышение качества предоставляемых услуг. Требуется смета ежегодных расходов. Предусматривается софинансирование участниками (с частичной оплатой за счет орг.взносов участников).
- Ежеквартальное обучение субъектов сельского туризма дисциплинам:
- методики создания усадеб,
- сервис в гостеприимстве,
- проектирование маршрута, турпродукта,
- привлечение туристического потока,
- бизнес-планирование маршрута, турпродукта,
- мастер-классы по гастрономическим турам, спортивным, этно-культурным и т.п., этническая интерпретация, разумная эклектика и т.д.) Требуется смета ежегодных расходов. Предусматривается софинансирование участниками (с частичной оплатой за счет орг.взносов участников).
- Провести комплексное изучение состояния и потенциала сельского и экологического туризма в Республике Татарстан. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу
- Поставить на регулярную основу оказание рекламно-информационной поддержки (в том числе в СМИ) в продвижении туристских продуктов сельского и экологического туризма. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму.
- Продолжить работу по обучению специалистов муниципалитетов, профильных организаций и иных заинтересованных лиц (организовать сбор заявок) в сфере сельского туризма основам финансово-экономического проектирования (моделирования) бизнес проектов и социальных проектов в сфере туризма, провести обучение использованию программных продуктов финансового моделирования, иных, для чего:
- Приобрести лицензию на использование программного обеспечения инвестиционного проектирования (как вариант - ПО класса Альт-Инвест или аналогов на базе MS Office Excel) в расчете на минимум 45 клиентских лицензий (минимум по 1 рабочему месту в каждый район и сотрудникам Государственного комитета Республики Татарстан по туризму) в рамках обучения компаний, занимающихся продвижением туристских продуктов сельского и экологического туризма. Как вариант - провести конкурсный отбор поставщиков ПО и выбрать на конкурсной основе. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу
- Провести конкурс по выбору обучающей организации для проведения обучения основам разработки финансово-экономического проектирования (моделирования) бизнес проектов и социальных проектов в сфере туризма, программного обеспечения инвестиционного проектирования в рамках реализации обучения компаний, занимающихся продвижением туристских продуктов сельского и экологического туризма. Формирования навыков расчета рентабельности бизнеса. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу
- Организовать и провести работу по созданию "путеводителя" (информационной книги-справочника) и информационных баз данных (в том числе в сети «Интернет») о программах развития сельского и экологического туризма в Республике Татарстан. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу
- Организовать и провести работу по созданию реестра организаций сельского и экологического туризма, средств размещений, в дальнейшем - преобразовать в формат геоинформационной системы (ГИС) электронной информационной площадки с интерактивными сервисами презентования, позиционирования и поиска для реализации услуг сельского и экологического туризма Республики Татарстан. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу
- Оказать содействие формированию туристских ассоциаций и объединений. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу
- Организовать и провести работу по созданию туристического бизнес-инкубатора. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу
- Продолжить на регулярной системной основе работу по созданию кадрового потенциала (резерва) для организаций сельского и экологического туризма, организация целевого обучения специалистов. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу
- Продолжить на регулярной системной основе работу по совершенствованию профессионального уровня участников процесса развития сельского и экологического туризма в Республике Татарстан. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу
- Вести на регулярной системной основе работу по внедрению и развитию на автомобильных дорогах в сельской местности, в поисковых системах (Google, Yandex, других), в специализированных ГИС, иных путеводителях - системы туристской навигации в соответствии с методическими рекомендациями Минкультуры России по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации. Ответственный - Государственный комитет Республики Татарстан по туризму, Соисполнитель - Региональной ассоциация сельского туризма РТ или иные организации по конкурсу
Внести в НПА Ростуризма и ППРФ 1619 иные НПА и Законы РФ новое понятие - не только созданными рабочими местами нужно мерить резидента, но и количеством вовлеченных в проект людей (граждан, единомышленников - без оформления трудовых отношений и договоров ГПХ) и предпринимателей
Например,
- ресурсы аутсорсинга и аутстаффинга, на которые переходит весь прогрессивный мир - никак не связаны с количеством создаваемых рабочих мест
- ИП, ООО, участвующие в оказании туристических услуг - сами не создадут такое количество рабочи мест, а в совокупности - вполне
- Количество задействованных - не трудоустроенных, но занятых граждан - тоже важный фактор развития территории
4. В ТОСЭР Чистополь для развития туристско-рекреационного потенциала снизить требования по инвестициям резидента до 5 миллионов рублей (уже сделано в новой редакции ПП РФ 416)