Актуальность Концепции
Развитие экосистем в мире
На развитие современной мировой экономики все большее влияние оказывают технологии, вследствие чего происходит формирование принципиально нового типа экономики — цифровой экономики, фундаментальным элементом которой являются цифровые платформы и экосистемы.
В мире существует две страны, где национальные экосистемы уже достигли существенного развития — это США и Китай. Например, Amazon и Alibaba совместно занимают 30% мирового рынка электронной коммерции. Россия может стать третьей страной с масштабными национальными экосистемами. Экосистемы в США и Китае имеют финансовые, технологические ресурсы, данные и клиентскую базу для экспансии на международные рынки.
Развитие экосистем в России
Российские технологические компании также двигаются в экосистемном направлении, расширяя линейку своих продуктов и услуг. Цифровые рынки в России находятся на ранней стадии развития и еще не достигли достаточной зрелости, например, проникновение электронной коммерции в общем обороте розничной торговли пока составляет 6% (в то время как в Китае – 28%, в США – 15%, по данным 2019 года).
Особенностью России в формировании экосистем/платформ является то, что в основе лежат не только технологические продукты и услуги (поиск, социальные сети, электронная коммерция), но и классические, такие как финансы и телекоммуникации. Формируется конкуренция между экосистемами/платформами, которая будет усиливаться.
Международный опыт регулирования
Активная экспансия иностранных цифровых платформ и экосистем стимулирует регуляторов прорабатывать регуляторные инициативы. Во всех странах целью регулирования является защита интересов локальных поставщиков и потребителей. При этом для США и Китая, помимо указанной цели, главным направлением регулирования является ограждение национального рынка от выхода на него иностранных экосистем/платформ. Власти этих стран считают данную тему вопросом национальной безопасности.
Преимущества цифровых экосистем и платформ Департаменты / Департамент развития цифровой... / Концепция государственного...
Для гражданина
- Бесшовный клиентский путь
- Широта выбора
- Привлекательные условия
- Снижение территориальных барьеров
Для бизнеса
- Доступ к новой клиентской базе по всей территории РФ
- Удобные бизнес-сервисы (логистика, маркетинг, др.)
Для экономики
- Рост эффективности и прозрачности – исключение неэффективных посредников, рост конкуренции на всех уровнях, снижение уровня асимметрии информации, «обеление» экономики
- Развитие малого и среднего предпринимательства – прибыльность, срок жизни за счет расширения спроса и снижения издержек
- Создание новых и высококвалифицированных рабочих мест
- Привлечение инвестиций в российскую экономику
- Развитие национального венчурного рынка
Для государства
- Обеспечение национальной безопасности – независимость от иностранных экосистем/платформ, предотвращение накопления иностранными экосистемами/платформами важной экономической и иной информации
- Технологическая независимость – инвестиции в наукоемкие отрасли, кросс-отраслевой трансфер технологий
Цель регулирования цифровых экосистем и платформ - поддержание качественной конкуренции на российском рынке для всех игроков, развитие национальных экосистем/платформ в Российской Федерации в условиях конкуренции с иностранными экосистемами/платформами, защита интересов поставщиков и потребителей, что будет способствовать экономическому росту, цифровизации и технологическому развитию Российской Федерации.
С учетом заявленной цели выделяются следующие задачи регулирования:
- Создание правовых основ для защиты от иностранных экосистем и платформ – обеспечение преференциального положения национальных экосистем и платформ на российском рынке с учетом принятых Российской Федерацией международных обязательств.
- Создание правовых основ для поддержания качественной конкуренции на российском рынке как между лидирующими экосистемными бизнес-моделями, так и с менее крупными платформами, а также нишевыми поставщиками товаров и услуг.
- Создание правовых основ для дальнейшего развития национальных экосистем и платформ.
- Соблюдение интересов потребителей и поставщиков экосистем/платформ.