Артур Николаев: «Комитеты для палаты – это в первую очередь экспертное мнение»
16 Февраля 2023
– Артур Сергеевич, профильные комитеты в палате были с самого первого дня создания ТПП, однако их количество менялось. С чем это связано? Как развивалась деятельность комитетов в стенах палаты?
– Я пришел в палату в 2000 году, тогда здесь насчитывалось порядка 18 комитетов. Каждый комитет, как и любой бизнес, любой человек имеет время жизни. Ряд комитетов просто закрылись, некоторые перестали работать в связи с ненадобностью. Я хотел бы подчеркнуть, что Торгово-промышленная палата никогда не создает комитеты сама по себе. Как правило, появляются среди членов палаты активные предприниматели, которые готовы работать, нести эту определенного рода социальную нагрузку. Ведь в комитетах ты работаешь не столько даже на себя, а сколько на свою сферу, которая возможно даже и помогает развиваться твоим конкурентам.
– Какова роль палаты в работе комитетов?
Бывают ситуации, когда комитеты начинают немного уходить в лоббирование своих интересов, вот тут как раз задача Торгово-промышленной палаты выравнивать эту ситуацию, чтобы была определенная гармония с точки зрения работы комитета. Торгово-промышленная палата работает со всеми предпринимателями, но есть узкие сферы, которые необходимо раскачать и развить. Часто у предпринимателей возникают вопросы, где необходимо экспертное мнение, тогда они могут обратиться в комитеты.
– Может ли каждый желающий предприниматель создать комитет? Что для этого нужно?
– Комитеты не создаются из одной компании, для организации комитета должны быть определенные заинтересованные лица в этой области. Также комитеты никогда не создаются коллегиально, есть определенные постановочные мероприятия. Например, делается рассылка по членам палаты с информацией о появлении инициативной группы, которой интересно развивать определенное направление. Потом эта инициативная группа может увеличиться и уже обсудить с курирующим заместителем дальнейшую работу. Важно понимать сколько времени предприниматель готов тратить время на общественные нужды. Конечно, нужно время, чтобы присмотреться. Лично я прошу провести несколько мероприятий и уже потом мы видим, что есть определенное понимание процессов, есть взаимодействие с другими предприятиями и компаниями этой же сферы и самое главное - есть понимание, как использовать возможности Торгово-промышленной палаты при взаимодействии с государственными органами власти.
Тогда появляется синергия и комитеты действительно начинают работать, взаимодействовать и генерить свои предложения.
– Есть ли какая-то связь между комитетами в системе палат? Комитетами ТПП РТ и комитетами ТПП РФ? Они пересекаются, сотрудничают между собой?
– Безусловно есть, кометов в ТПП РФ – 33, это больше чем у нас. Некоторые вопросы нам удается через местные комитеты решить на федеральном уровне, благодаря взаимодействию и слаженной работе комитетов в том числе. Есть много положительных примеров взаимодействия. Например, летом 2022 года в Госдуме был принят в первом чтении Законопроект о создании единого оператора о рекламе. Могли возникнуть сложности для предпринимателей этой сферы. Наш Комитет по рекламе тогда очень хорошо сработал. Ребята вышли с предложениями на федеральный уровень. Благодаря взаимодействию с комитетами других палат удалось этот закон отклонить. Такая же ситуация была с системой «Платон». Объединившись, комитеты различных палат смогли инициировать снижение стоимости услуги.
– Для чего палате комитеты? Что они дают?
– Комитеты дают палате в первую очередь экспертное мнение и обратную связь. Дают живую информацию. Им можно позвонить, уточнить специфические моменты в различных сферах. Невозможно знать все, и мы знаем, что всегда можем задать вопросы членам и руководителям комитетов. Они глубоко погружены в свою тему. И это очень важно для нас.