Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

2023 Что предпринять для ускорения заполнения пром.парков? Какие меры можно предпринять для ускорения развития? тезисы интервью Бизнес-онлайн июнь 2023 Диана Авакян

тезисы интервью Бизнес-онлайн июнь 2023 Диана Авакян

Примечание:

Короткие диалоги (без погружения) - не дадут общей картины и не раскроют вопросов

Ответы, полученные от сотрудников УК отдельно опрашиваемых парков, ОМСУ, РОИВ - только усилят разброс (разнообразие) информации - не позволят обобщить - либо придется опросить хотя бы 20-30 УК и регионов разных форматов с разными результатами (получилось/нет) и произвести анализ успешных практик и работу над ошибками.

Но эта работа уже давно делается отраслевыми экспертами и ассоциациями.

За готовыми рецептами имеет смысл обратиться к обобщенному опыту и методикам:

 

Создание и развитие промышленного, индустриального парка советы практиков и экспертов:

 

Дорожные карты, обобщенный опыт и методики:

 

     

    Подробные консультации (платные) по этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

    При необходимости - обращайтесь к нам!

    Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

    Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

     

    Чем мы можем быть полезны?

    • Аккредитация индустриал. парка ППРФ 794
    • Аккредитация пром. технопарка ППРФ 1863
    • Концепция развития парка
    • Концепция развития ОРЦ, ЛАЦ, РЦ, ОРТПЦ
    • Консультации по бизнес-модели
    • Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
    • Услуги УК, тарификация
    • Юридические документы, регламенты
    • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
    • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии

     

    Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

    Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

    • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
    • подготовка компании для применения налоговых льгот
    • иногда - реструктуризация компании
    • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

     

    Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

    Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

    • субсидии
    • гранты
    • целевые бюджетные средства
    • льготные займы фондов
    • льготные кредиты банков
    • земельные участки без торгов
    • льготные ставки аренды земли и имущества

     

    Оценка влияния парка, объекта на показатели развития муниципалитета, территории:

     

    Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

    • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
    • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
    • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
    • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
    • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
    • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
    • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
    • Избавляем от необходимости:
      • прочтения 100х страниц разной документации,
      • прочтения 100х страниц законов, НПА,
      • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
      • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
      • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
      • траты 100х часов на вопросы/ответы,
      • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
      • покупки специализированного ПО,
      • другие расходы на свой штат
    • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
    • Отвечаем на вопросы:
      • Какие есть программы, льготные финансы?
      • На что дают деньги?
      • Кому дают, а кому - нет?
      • Как в них участвовать?
      • Какие требования?
      • Какие есть "подводные камни"?
      • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
      • Как повысить шансы заявки победить?
      • Какие суммы реально получить?
      • Какая документация нужна?
      • Как ее сделать?
      • Чем мы можем посодействовать?
      • Как лучше "упаковать" проект?
    • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

     

    Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

    • для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
    • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
    • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
    • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
    • привлечение партнеров в проект, бизнес.

    При необходимости - обращайтесь к нам!

     

      Руководитель консалтинговой компании «Решение-Верное.РФ» Сергей Маслехин:

      Деление на чисто частные и чисто муниципальные промышленные парки сейчас уже достаточно условное: или используется модель ГЧП или МЧП (аренда муниципальной земли, пользование сетями, построенными за бюджетный счет) или произошла «приватизация». Например, Химград и КИП Мастер раньше были гос. проектами (АО с гос.участием), это было основанием вливать в них государственный капитал. Потом госудаство вышло из капитала, сейчас это частные структуры. По моему мнению, условно-частными парками — можно считать те, у кого частная форма собственности на сети, коммуникации и здания. На самом деле частных промпарков много, но они себя такими не называют. За государственной верификацией идут, чтобы получить меры поддержки (землю в аренду без торгов, субсидии, гранты, льготы по налогам, преференции) и ради статусности, «государство тебя проверило и ты законная структура». Для иностранцев это бывает важно. Чтобы просто создать территорию, куда ты пускаешь арендаторов - не нужна аккредитация (исключением).

      Самому муниципалитету не свойственно управлять промышленными площадками (выполнять роль УК). Это же хозяйственная деятельность, не госуправление. И еще надо привлекать инвесторов (выполнять функции риэлтора, продвигать объект, заполнять). На постоянной основе с этой функцией исполком справиться не сможет. У них нет людей, там такие урезанные донельзя штаты! Людей, которые занимаются развитием территории, сейчас очень мало (например, по сравнению с 2009 годом). Что самое печальное, у них нет не только людей, но и бюджета на развитие (только бюджет на первоочередные операционные расходы (например, не всегда хватает на ГСМ полноценно ездить по району, правда иногда каждый район машину за главой или РИК посылает отдельную, в то время как вместе могут вернуться по пути – подсадной пассажир, раньше бывало бизнес-классом ездили главы МР). Если будет бюджет развития - можно нанять профессионального управляющего со штатом людей, которые будут «бегать» и искать инвесторов. Сами главы предлагали механизм, по которому у них остается часть НДФЛ, собранных в районе. Может получиться эффект «снежного кома». Ты НДФЛ собираешь, тебе он возвращается, ты привлекаешь инвестора, он нанимает персонал, платит НДФЛ, НДФЛ возвращается и получается мультипликативный эффект. Как вариант, часть этих средств могла бы уйти на развитие промпарков (вознаграждение УК).

      Муниципальные промпарки давно готовы отдать во внешнее управление (но пока без денег – ресурса вознаграждения - нет). Речь о профессиональных УК, которые будут курировать несколько районных парков. Ведь профессиональных управляющих компаний в районе нет. Откуда им там взяться? Это же девелопмент, управление недвижимостью – функция заводов, складов, коммерческой недвижимости, таких управляющих в РТ немного.

      Отраслевые эксперты считают, что нормальный цикл выхода парка на окупаемость и заполняемость — 5-7 лет. Если мы говорим о готовой земле с коммуникациями, то на сегодня это тяжелая модель заполнения. Нужно найти тех, у кого есть деньги не только на оборудование, но и на «коробку» здания еще. Судя по популярности программы пром.ипотеки, не у всех есть деньги на строительство помещений. Инвесторов, у которых есть полностью деньги и на коробку и оборудование, все меньше и меньше. Кризис, низкая инвестиционная активность, неопределенная экономическая ситуация — все это объективные причины. Ну и потом у нас шеринг экономика развивается (молодое поколение бизнесменов), она экономику владения понемногу теснит с позиций (старую школу предпринимателей производственников – по принципу «все свое»). Все губернаторы и главы ОМСУ конкурируют за инвестора, инвестор стал разборчив и «капризен» как «одна девка в деревне», портрет запросов инвестора сильно изменился за 10 последних лет.

      Сейчас самая большая проблема — кадры. Их во многих районах либо нет, либо они работать не хотят (приехали просто жить), не могут (нетрудоспособный возраст и т.п.). Но в тех населенных пунктах, где есть высокая маятниковая миграция - можно сломать или уменьшить этот маятник, дав людям точку приложения сил (промышленный парк) - чтобы не заниматься переселением людей в н.п. рядом с промышленным парком (значит строить жилье)

      К сожалению, развитие районных промпарков шло в один период с развитием ТОСЭР в моногородах. Мы анализировали - виден лавинообразный рост резидентов в ТОСЭР и вялая динамика - стагнация - роста количества резидентов в сельских промпарках. ОЭЗ, потом ТОСЭР «отпылесосили» работоспособное население (персонал) и приходящих инвесторов. Инвесторы шли туда, где льготы, где нулевые процентные займы на развитие моногородов. Сейчас, чтобы устранить конкурентов сельских промпарков, надо дождаться, когда кончатся преференции в ТОСЭРе и тогда площадки будут в равных условиях (если на селе останется кому работать и инвестировать). У кого-то в 2025-2027 году льготы закончатся, у кого-то в 2033. Это нивелирует проблематику. Пром.парки в селе по крайней мере получат надежду на привлечение инвестора, и кадры могут перестать уезжать.

      Какие меры можно предпринять для ускорения развития?

      Давно уже несколькими промпарками можно управлять одной УК Речь идет о профессиональных УК, которые будут курировать несколько районных парков (кустовым способом), раз у нас нет межрайонных парков и межмуниципальных пректов. Дело в том, что профессиональных управляющих компаний в районе нет. Откуда им там взяться? Это же девелопмент, управление недвижимостью.

      Нужен бюджет развития муниципалитетам (как вариант – часть из сумм НДФЛ, собираемого на территории).

      Нужны программы упрощения переезда местному инвестору. Есть «гаражники» с кустарным производством. Допустим, они хотят переезжать в «культурное» помещение. И выбирают: строить помещение самим или арендовать, а если строить – на своей земле (ее может не быть) или в промпарке. Важно тому, кто занимается развитием территорий (в частности - пром.парков) в районах, поймать момент, когда предприниматель думает о переезде в более цивилизованное помещение. Для этого нужно научиться на равных работать с местным предпринимательским сообществом много общаться с людьми на «земле», чтобы они рассказывали о своих планах.

      Кроме того, есть огромный спрос на готовые (арендопригодные) современные помещения. Но инвесторам важно переехать «без стресса» — установить им льготы на аренду, где он в первый год платит 25% от полной стоимости, дальше — 50%, 75% и 100% к 4 году (как в бизнес-инкубаторе).

      Программы поддержки УК строительства арендопригодных помещений. Экономика джевелопмента в районе для УК не складывается: ввозведение 1 кв.м стоит условно 20-40 тыс. рублей, ставка аренды — 200 - 400 рублей/метр в месяц. Значит окупаемость — 8 лет (это еще без расходов на содержание и кап.ремонт). А если УК возьмет кредит, экономика вообще «пойдет в трубу» — 8 -15 лет будут окупаться вложения.

      Программой промипотеки УК воспользоваться не могут, она рассчитана только на производственные компании. Надо дошлифовать программу: УК должна иметь возможность взять ипотеку, построить здание и сдавать в аренду. Было бы здорово, если бы помимо федеральной программы, была бы республиканская программа промипотеки или компенсации УК строительства зданий.

      Экс-замминистра экономики РТ Рустем Сибгатуллин начинал интересную инициативу — программу «муниципальное здание». По нему помещения строились бы из госбюджета. Но всегда возникает проблема того, как его сдавать в аренду, потому что каждый квадратный метр ты обязан торговать, госимущество нельзя просто так отдавать. Только через аукцион и торги. Получается, нужен какой-то посредник и оператор, который все здание возьмет в аренду с правом сдачи в субаренду. Если мы этот механизм придумаем, это будет шикарно. У государства никогда нет цели зарабатывать на имуществе, у него задача — развитие территории и привлечь инвестора. Главное — придумать механизм быстрого заключения договора аренды.

      Татарстан по мнению Минэкономразвития РФ не будет участвовать в 2025-2030 годах в мероприятии «Обеспечение льготного доступа субъектов МСП к арендопригодным помещениям с подведенными инженерными коммуникациями (индустриальный парк), оснащенным технологическим оборудованием (промышленный технопарк) коллективного пользования» по программе ППРФ 316 Нацпроект МСП – по соображениям нивелирования диспропорций в развитии промышленной недвижимости и это очень печально – значит остется участваолт в программах «инфраструктурного лифта» 1119, 1325, 1704/1740, 1189/1190, но там либо завышенные КПЭ (надо снижать), либо участвуют только парки в моногородах, либо только на сети, либо Республике придется взять еще один бюджетный кредит по этим вопросам тоже нужно работать с Минпромторгом РФ

       

       

       

       

      Программы "инфраструктурного лифта":

      • Минпромторг России ППРФ 831 субсидии управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в 2020 - 2022 годах на реализацию инвестиционных проектов создания, расширения или развития индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков"
      • Минэкономразвития России ППРФ 316 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат на создание и развитие промышленных (индустриальных) парков в 10 регионах ИПСЭР
      • Минэкономразвития России ППРФ 316 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат на создание и развитие промышленных (индустриальных) парков в 10 дополнительных регионах
      • Минпромторг России - Субсидии промышленным технопаркам в сфере РЭ/РЭП до 900 млн рублей за 3 года (до 300 в год) на развитие радиоэлектроники.
      • Минпромторг России ППРФ 1325 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) в виде возврата из федерального бюджета на счет УК частного промпарка налогов, уплаченных резидентами в бюджет РФ в качестве компенсации затрат на инфраструктуру
      • Минпромторг России ППРФ 1119 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) в виде возврата из федерального бюджета региональному бюджету затрат на строительство инфраструктуры промпарка налогов, уплаченных резидентами в бюджет РФ
      • Минстрой России ППРФ 1189 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат на инфраструктуру для промышленных (индустриальных) парков
      • Минэкономразвития России ППРФ 1704, 1705 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) в виде списания части долга регионального бюджета федеральному бюджету в размере затрат региона на строительство инфраструктуры промпарка и в размере налогов, уплаченных резидентами в бюджет РФ
      • Минпромторг России (ППРФ 41) - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат совместных проектов участников промышленных кластеров на финансирование расходов на строительство производственных зданий, строений, сооружений общего пользования, а также на приобретение оборудования общего пользования.
      • Минпромторг России (ППРФ 779) - на включение промышленного кластера в федеральный реестр кластеров - условие для получения УК (СО) кластера субсидий на финансирование расходов на строительство производственных зданий, строений, сооружений общего пользования, а также на приобретение оборудования общего пользования.
      • Минпромторг России (ППРФ 794, 1863) - на включение объекта (индустриальный парк, промышленный технопарк) в федеральный реестр парков, технопарков - условие для предоставления вышеперечисленных субсидий, а также налоговых льгот УК или резидентов - по земельному налогу, налогообложению применяющих УСНО, транспортному налогу, налогу на недвижимое имущество, региональных целевых льготных займов на финансирование расходов на строительство (реконструкцию) инженерной инфраструктуры, производственных зданий, строений, сооружений общего пользования на территории промышленного (индустриального) парка, а также на приобретение оборудования общего пользования.

       

       

       

       

      Еще по теме:

       

      Про земельные участки и налоговые льготы:

      Форма
      Действующее положение доступно по ссылке Положение

      Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

      Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

      • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
      • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
      • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
      • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

      Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.