- Конкуренция и партнерство в развитии территорий Татарстана
- Динамика заполнения промышленных площадок в районах и ТОСЭР в моногородах за 2013 - 2020 годы
- Как повлияло создание ТОСЭР на заполнение районных промышленных площадок
- Конкуренция ТОСЭР моногородов и промышленных площадок районов
- Конкуренция ОЭЗ ППТ и ТОСЭР моногородов
- Концентрация преференциальных льготных налоговых режимов
- Мнение Алексея Грушина: Конкуренция и партнерство ОЭЗ-ТОСЭР-ИП
- Мнение Светланы Кадыровой: Конкуренция и партнерство ОЭЗ-ТОСЭР-ИП
- Мнение Эльдара Тимергалиева: Конкуренция и партнерство ОЭЗ-ТОСЭР-ИП
- Почему не заполняются промышленные площадки?
Обсуждение следующих вопросов по темам в 3 независимых группах:
1. Налоговые льготы управляющим компаниям и резидентам промышленных парков и площадок, наделенных статусом Особой промышленной зоны (действующим или на новые проекты). Компенсация выпадающих доходов из бюджета РТ.
2. Применение иных финансовых мер поддержки стимулирующего характера. Гарантии стабильности и длительности мер поддержки во времени.
3. Тарифные меры поддержки, присоединение к сетям электро-, газо-, водоснабжения.
4. Взаимодействие Дирекции, Управляющей компании, Уполномоченного органа. Обязанности, разграничение полномочий, передача прав на распоряжение земельными участками и инфраструктурой.
5. Источники финансирования затрат на инфраструктуру, привлечение резидентов, содержание УК, содержание Дирекции.
6. Критерии отбора промышленных парков (площадок), наделяемых статусом Особой промышленной зоны.
7. Критерии отбора резидентов и Управляющих компаний, включаемых в участники Особой промышленной зоны.
Круглый стол "Обсуждение концепции развития промышленных парков"
Модератор мероприятия:
Маслехин Сергей Владимирович - Директор по проектам развития территорий консалтинговой компании "Верное решение"
Подведение итогов группы Р.Р. Сибгатуллин
Мнение группы по первому вопросу:
в случае получения промышленного парка статуса, то УК автоматически получает преференции по льготам.
Резиденты (новые, старые) после подписания соглашения не берутся, и не получают.
Налог на имущество 0.1 %, вместо 2.2 %, земельный 0%, УСН 1 %.
Сроки по предоставлением льгот.
Для срока статуса принимать срок статуса ОЭЗ (49 лет), срок льготы 10 лет (с момента закл. соглашения/начала строительства).
Касаемо электроэнергии возникло предложение, что сам резидент вкладывает средства в инженерную инфраструктуру, подключается и по принципу энергосервисного контракта возмещает сервисные расходы.
Следующее взаимодействие с дирекцией. Дирекция по ПКМ РТ №1034 или по обычному способу получает землю и становится равной УК (деятельность по привлечению клиентов и т.д.).
Критерий отбора подачи заявки.
Первое предложение - это бюджетное финансирование.
Второе: прошедшие аккредитацию.
Третье: территории с инженерной инфраструктурой (которая осталось от СССР).
Критерии к муниципальному образованию.
Важна удаленность от крупных городов, низкие показатели муниципального образования и т.д.
Доп. преференции.
Вспомнили, что была программа субсидирования оборудования 50/50, предложили субсидировать строительство.
Синхронизировать меры поддержки Минсельхозов к резидентам (есть фактор категории земли), это осуществить через изменение НПА по сельхозу.
Подведение итогов группы С.В. Маслехин
С точки зрения принципа справедливости нельзя обходить не резидентов размещающихся на территории промышленных площадок. Сформулировали таким образом, льготы имеющим новые инвестпроекты, действующим резидентам модернизация, расширение). Давать льготы легче новому инвестпроекту, тяжелее действующим (нужен субсидирующий, компенсационный механизм). Предположили, что если разные проекты, резиденты (не ограничивались малым/средним бизнесом), НДФЛ перекрывает налог на недвижимое имущество. Если сумма приближается, становится равным, то НДФЛ может стать источником компенсации затрат владельцев объектов недвижимости на налог недвижимое имущество. Сейчас происходит так, что налог на недвижимое имущество платится в бюджет УК (просто распределяет резидентам) и она закладывает в смету УК, а резиденты оплачивают. Если резидент выполняет свои обязанности по оплате НДФЛ, то отсюда можно компенсировать.
По срокам льгот: не менее 5 лет (лучше 10 лет). Самое главное – неизменность правил игры.
Иные финансовые и тарифные меры. Самое острое это электроэнергия: 1 вариант нельзя ли упростить администрирование процесса, 2 вариант заключается в предоставлении резиденту комфортный тариф (единый для всех).
Как выбирать площадки/отбирать резидентов. Все находящиеся в обрабатывающей отрасли + производственные услуги.
Кем наделять статусом? Мы пришли к критериям аккредитации УК (по 616). Далее говорили о том, что органы местного самоуправления (и УК) находятся в ситуациях зажатых бюджетов (отсутствует бюджет на эксплуатацию, на развитие. В связи с эти нами были предложены механизмы. Что хорошим заработком может быть наличие объекта недвижимости (аренда). Откуда УК взять деньги? То говорим о бюджетных кредитах, заем и т.д. (самое главное низкие %, упрощенные в получении).
Функции УК. Много было предложено, индивидуальный подход: где-то дирекция поглощает УК, УК без дирекции и т.д. Пришли к тому, что УК/муниципалитет (зависимости от того, кто управляет) и чувствующий потребность в услугах на привлечение компетенции и т.д. – тот и обращается. Возникает вопрос, где источник финансирования этой деятельности УК/муниципалитета? Если УК чувствует что недовыполняет функцию, но ей нужно развивать площадку, то она из заказывает из своих средств.
Далее мы говорили о том, кто должен это возмещать? Понятно, что все это делается в интересах собственника з/у или имущественного комплексного (если УК, то он и платит). Откуда взять на это деньги? Пришли к отсутствию у муниципалитетов бюджета на развитие. Вот такое соотношение налоги-доходы-физлица идет сейчас в межбюджетное, в большинстве происходит так: 85% идет Республике, остальное – остается в местном бюджете. Либо мы делаем перераспределение (чтобы у муниципалитета бюджет), либо деньги на привлечение УК, дирекции и т.д. Соответственно стабильность этого бюджета развития и эксплуатации муниципалитеты тоже не менее 5-10 лет.
Далее. НДФЛ можно сравнить с налогом на недвижимое имущество. Тут могут быть различные соотношения (нужно считать соотношение бюджета развития и достигаемый эффект). Мы считаем, что резидент (с объектом недвижимости) платит НДФЛ, часть компенсируется на налог недвижимого имущества. Если УК имеет здания и предоставляет резидентам, то от размещающихся и платят. Вопрос тут остается открытым, если УК занималась привлечением инвесторов не только в свое здание и имеет моральное право на получение компенсации. Вопрос платы/% обсуждаем, мы не ставили задачу найти цифры. Самое главное, что водится принцип платы за рабочее место и за сделанную работу. Пора вознаграждать УК/муниципалитет за привлечение людей на территорию, их можно связать с фондом заработной платы (с НДФЛ как источником).
Хотели бы вернуться к идеи о возможности ТОСЭР равные ОПЗ (не зачеркивая ОПЗ, а создавая в такой форме), ведь нам 473 закон разрешил создавать ТОСЭР на любых муниципальных образованиях. Технически возможно совместить эти режимы, тогда появятся управляемые налоги в бюджет РТ.
Подведение итогов группы А.М. Гиззатуллин
Мы прошли по всем 7 вопросам. Касаемо налоговых льгот, то по налогу на имущество освобождается только то имущество которые находится в ОПЗ. Минимальный срок по льготам 10 лет, на период строительства резидентов освободить от уплаты всех налогов (0 % ставки на период строительства). Было предложение рассмотреть возможность по республиканской части налога на прибыль вместе с предложениями СВ. Далее приоритет территории по категориям, т.к. не все территории находятся в одинаковых исходных условиях, а создание промышленных зон является методом регулирования интенсивности развития территорий, и если установим одинаковые льготы - выровнять дисбаланс будет тяжело. Многократно поднимался вопрос, что в городах с высокой инвестиционной активностью созданы успешные индустриальные парки, но это заслуга не только УК. Если мы хотим перераспределить потоки, то нужно создать особенные условия в муниципальных образованиях, чтобы инвесторы развернули свой интерес.
По налогу на имущество было предложено вообще его обнулить. Одна из проблем это конкуренция с ТОСЭР, инвестор принимает решение учитывая и рассматривая предложение цельно (с точки зрения налоговых льгот, муниц.образования проигрывают). Было обращено внимание, что уступают даже новые предложенные льготы.
Вопрос о льготах к УК у нас остался открытым, т.к. во многих промышленных парках нет УК, возник вопрос о субъекте этих льгот.
Касаемо иных финансовых мер поддержки резидентов в ОПЗ. Самое первое, субсидирование процентов, т.к. практически все идут за финансированием (в т.ч. заемным), наша задача сделать это финансирование дешевым. В некоторых случаях сделать бесплатным, но предусматривать возврат средств, только так можно создать условия.
Приводился пример относительно использования средств ГЖФ (проблема: ветхое жилье), вся республика направляет все ресурсы в размере 1% от выручки на решение проблемы, мы увидели результат. Все дело в приоритетах. В нашем случае приоритизация тоже могла бы решить многое наши вопросы.
Фонд развития регионов по МСП. Логика такая, глобальный экономический вызов, огромное кол-во золотовалютных резервов в РФ, которые на экономику страны работают очень слабо. В прошлом году золото выросло, но эффекта решения наших проблем это не дало. Если будет создан фонд развития МСП, то это позволило бы финансировать проекты и сдвинуть все с мертвой точки.
Далее расширение финансовых гарантий. Нужны готовые здания, если они будут в парках, то привлечение бизнеса будет упрощено. Готовые здания в ряде муниципальных образований являются историей окупаемой и ставки сопоставимы с крупными городами.
В тарифных мерах однозначно поддержку получила субсидирования разницы между фактическим тарифом и высоким напряжением. Важный возникающий вопрос – это оплата потерь, т.к. резиденты не платят, счетчики слоят по низкой стороне и в местах с инфраструктурой это приводит к большим потерям. Предложение следующее: включение сетей индустриальных парков в инвестпрограммы локальных монополий. Важный момент бесплатное техническое присоединение (реализовано во многих парках), но в отношении частных площадок мера не срабатывает. Для резидентов не должно быть дополнительных затрат. Есть еще один важный критерий поддержки, не все территории не должны находиться в единых условиях, депрессивные территории должны иметь более глубокий/широкий перечень для резидентов.
Еще предложение прозвучало по инженерной структуре и тарифному регулированию – это программа оснащения (расширение инженерных структур). Важно чтобы индустриальные парки и резиденты были приоритетными при реализации (но это не должно уменьшать лимитов для районов).
Взаимоотношение дирекции, УК, уполномоченного органа. Тут к единому варианту мы не пришли, но было предложение создать единую дирекцию по РТ и включить функцию распределения инвесторов. Также дирекция должна заниматься это проведение глубокого анализа имеющегося в районах. В период создания площадок такая работа была проведена и нужно ее проводить на регулярной основе.
Дирекция должна заниматься привлечением внешних по отношению к муниципальным районам и инвесторов, любых вне района.
На сегодняшний день нет единого понимания того, что нужно производить. Есть мнение, что у людей есть деньги, желание, но нет уверенности того что будет востребовано. Если бы мы перевели разговоры на практическую плоскость, то это могло бы стимулировать людей активно вкладываться.
Следующее предложение прозвучало по структурным изменениям, а именно по созданию постоянно действующий комиссии при МинЭке, которая занималась бы индустриальными парками. Своего рода оперативная команда, приехали, научили и поехали обратно. Также было предложение по выделению людей занимающихся только по индустриальным паркам с ответственностью и функционалом.
Источники финансирования. Ни у кого нет денег, кроме денег республиканских, но и инвесторы должны что-то сделать.
Критерий отбора ОПЗ. Видится механизм аккредитации, туда не нужно включать образования находящиеся в ОЭЗ/ТОСЭР и их вовсе исключить от мер поддержки. (но это не единогласное суждение).
По обязательствам ОПЗ нужно закреплять за главами муниципальных районов. Далее соответствовать приоритетам района, т.к. профиль резидентов должен быть различным и при определении/наделении статуса важно чтобы он соблюдался.
Последний вопрос, критерий отбора резидентов. Существующие резиденты должны заключить соглашение с фиксацией их обязательств по сохранение рабочих мест и роста. Старые инвестиции в отношении старых резидентов включать в соглашения, иначе некоторые могут пройти мимо мер поддержки. Важно, чтобы в критериях для резидентов была фиксация, отсутствие возможности его переезда после реализации льгот (к однозначному ответу не пришли).
Также критерии должны быть индивидуальными: по районам, по категориям и учитывать виды деятельности резидентов.