Юрий Трутнев рассказал о ходе реализации стратегии развития Арктической зоны
11 октября, 2021
© RIA Novosti. Сергей Пятаков
Суммарный грузооборот портов, расположенных на Северном морском пути (СМП) к 2024 году составит 85 млн тонн, сообщил вице-премьер Юрий Трутнев.
Он пояснил, что на трассе СМП расположено 18 портов. «Три из них модернизируется – это порты Певек, Мурманск, Архангельск. До 2024 года будет модернизировано ещё четыре. Ведётся строительство терминала “Енисей”, порта Бухта Север и терминала “Утренний” в порту Сабетта. После их ввода в эксплуатацию к 2024 году суммарный грузооборот портов СМП составит 85 млн тон», – отметил вице-премьер, выступая в Совете Федерации с докладом о реализации стратегии развития арктической зоны.
Трутнев добавил, что на сегодняшний день проводку кораблей в водах Северного Ледовитого океана осуществляют пять атомных ледоколов. К 2026 году будут введены в эксплуатацию ещё четыре атомных ледокола проекта «22220», к 2027 году – первый ледокол проекта «Лидер». Также к середине 2022 года планируется разработка технического задания на проектирование и строительство четырёх СПГ-ледоколов.
Он подчеркнул, что грузовой флот ледового класса к 2030 году будет увеличен более чем в три раза: «Необходимо построить более 30 танкеров, 40 балкеров и 22 контейнеровоза».
По словам вице-премьера, в рамках космической программы России до 2025 года будет запущено три радиолокационных спутника для осуществления контроля над ледовой обстановкой, один спутник для метеорологического мониторинга, четыре космических аппарата для обеспечения пользователей в арктической зоне спутниковой связью и сетью Интернет. Один спутник для метеорологического мониторинга уже вышел на орбиту.
«Большое значение для обеспечения надёжности и безопасности судоходства по Северному морскому пути имеет развитие систем спасения и оказания помощи судам на всей протяжённости транспортного коридора. Для этого будут созданы спасательные станции в г. Певек, п. Сабетта, пгт. Диксон и Тикси, закуплена необходимая авиационная техника. На эти цели правительством выделено 37 млрд рублей до 2026 года. Основная задача – обеспечить необходимую помощь в любой точке трассы», – сказал Трутнев.
Для обеспечения безопасности судоходства также необходимы данные о рельефе дна. До 2025 года планируется осуществить съёмки рельефа дна общей протяжённостью 430 тыс. приведённых километров, добавил вице-премьер.
Для эффективного использования СМП должна быть обеспечена наземная транспортировка грузов.
Развитие Мурманского транспортного узла, реализация проектов «Северный Широтный ход 1» и «Северный широтный ход 2» позволят соединить порты Северного морского пути с системой железных дорог России.
Новым этапом в развитии Северного морского пути станет запуск в 2022 году регулярных контейнерных перевозок, которые обеспечат доставку рыбной продукции с территории Дальнего Востока в европейскую часть страны. А в 2023–2024 годах начнётся круглогодичная навигация в высоких широтах.
Трутнев подчеркнул, что развитие Северного морского пути является системным условием реализации большинства проектов в арктической зоне: «Северный морской путь позволяет завозить необходимые для строящихся предприятий материалы и конструкции, транспортировать сырьё и готовую продукцию – по сути, сшивает Российский Север. Стратегической задачей является создание на базе Северного морского пути нового глобального транспортного коридора», – сказал он.
«Если говорить о конкуренции с Суэцким каналом, то необходимо отметить, что Северный морской путь короче на 40%. В то же время объём перевозок по СМП составляет 33 млн тонн в год, а по Суэцкому каналу превышает 1 млрд тонн в год. Однако объём перевозок по Северному морскому пути неуклонно растёт. Для достижения реальной конкуренции с Суэцким каналом необходимо сделать многое: построить ледоколы, улучшить транспортную инфраструктуру, обеспечить спутниковую связь, интернет, метеорологию и радиолокацию льда, создать систему спасения, построить адаптированный к арктическим условиям флот. Важной задачей является улучшение качества жизни людей в населённых пунктах вдоль трассы СМП», – подчеркнул Трутнев.
Юрий Трутнев в своём докладе также добавил, что председательство России в Арктическом совете позволит закрепить статус России как лидирующей арктической державы.
«Статус в Арктическом совете позволит закрепить позиции России как лидирующей арктической державы. В этом направлении сегодня очень большая конкуренция. <…> Необходимо проявлять активность, закреплять позиции, чтобы Российская Арктика всегда оставалась российской», – сказал он.
Арктическая политика России: международные аспекты
В докладе, подготовленном экспертами НИУ ВШЭ к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, рассматриваются вопросы развития Арктики как региона-флагмана с инновационной ресурсной и природосберегающей экономикой, а также международные приоритеты России в Арктике в свете председательства России в Арктическом совете — ключевом межправительственном форуме арктических стран по сотрудничеству в регионе.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Изменение климата открывает новые транспортные маршруты через Арктику и новые экологические угрозы.
Главные преимущества региона — природные ресурсы и географическое положение: через Арктику пролегает самый короткий морской маршрут из Азии в Европу. Однако из-за сурового климата регион долго оставался на периферии развития мировой экономики. Сегодня, с ускорением изменения климата, Арктика освобождается ото льда, и ее природные богатства и транспортные маршруты становятся доступнее. Вместе с тем экологические риски в Арктике также возрастают. В результате изменения климата протаивает вечная мерзлота — уменьшаются ее толщина и площадь, что снижает отражательную способность земной поверхности и содействует дальнейшему «перегреву» Арктики. Этот процесс создает угрозы для местной инфраструктуры, повышает риск техногенных катастроф, усиливает береговую эрозию, увеличивает уязвимость арктических экосистем.
Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-arktika-okean-vozmozhnostey/search/#00:03:37.856
В Арктике сталкиваются стратегические интересы ведущих держав мира, что сокращает возможности для сотрудничества.
В сложившейся системе международных отношений регион находится «в ведении» арктических стран, в число которых входит Россия. Однако открытие Арктики ото льда вовлекает прочие заинтересованные страны в связанные с ней экономические и транспортные проекты, что побуждает эти государства претендовать на участие в управлении регионом. Так, Европейский Союз и отдельные европейские страны, в том числе Франция и Великобритания, выпустили в последние годы ряд документов, направленных на продвижение их интересов в Арктике. В 2013 году Китай, Япония, Республика Корея, Индия и Сингапур вошли в состав наблюдателей Арктического совета. Китай стремится расширить свое глобальное влияние через наращивание присутствия в Арктике и укрепление сотрудничества с северными странами. Если развитие Арктики как экономической территории выгодно для широкого круга стран, то арктические государства, в первую очередь Россия, несут существенные экологические риски от дальнейшего освоения Арктики.
Кроме того, открытие региона устраняет естественный буфер между мировыми державами. В 2019, 2020 и 2021 годах США опубликовали три военные арктические стратегии — Министерств обороны, военно-воздушных сил и сухопутных войск, в которых провозгласили Арктику одним из приоритетных регионов для усиления своего военного присутствия. По мнению Вашингтона, открытие Арктики ото льдов превращает ее в «коридор соперничества великих держав», который предоставляет странам-противникам (то есть России и Китаю) быстрый доступ к американской территории.
Традиционно круг обсуждаемых вопросов и гибкий формат взаимодействия внутри Арктического совета (АС) были залогом продуктивного сотрудничества, в которое не вмешивалась «большая политика». Однако растущая конкуренция ведущих арктических держав и стремление неарктических стран играть в регионе более весомую роль сокращают потенциал взаимодействия в традиционных для Совета сферах.
Россия должна стать лидером природосбережения Арктики и интенсивно развивать арктическую науку.
«Усреднение» акватории Арктики создает угрозу международно-правовому режиму судоходства в регионе, который предусмотрен статьей 234 («Покрытые льдом районы») Конвенции ООН по морскому праву, сохранение которого является одним из приоритетов России в Арктике. Важно сделать акцент на вопросах экологии и утвердить приоритет хрупкости арктических экосистем над критерием ледового покрытия.
В силу быстрого изменения климата в Арктике необходимо расширить международную ответственность арктических государств (в том числе по охране морской среды). Для научно обоснованной аргументации своей позиции на международной арене России необходимо форсировать полномасштабные научные исследования об экологических изменениях в Арктике — в первую очередь, по гляциологии (наука о природных льдах), океанологии и климатологии.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс: Арктика и Регионы России, посвященных региональному развитию, а также Культура, Окружающая среда и Инфраструктурное развитие, в которых рассматриваются как экологические, так и культурные и инфраструктурные вопросы.