Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Импортозамещение в светотехнике. Решение - последовательная своевременная замена импортных товаров и комплектующих на продукцию отечественного производства, которая по цене, качеству, функционалу технич.характеристикам не уступает зарубежным аналогам

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

 

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, управленческим, маркетинговым вопросам;
  • получение льготных (низко % и безпроцентных) займов, безвозвратного целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки;
  • сопровождение проекта в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;
  • консультационное сопровождение УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

 

Еще по теме:

 

Отраслевые планы импортозамещения Минпромторга России:

 

 

 

Еще по теме:

Импортозамещение в светотехнике. Проблемы и решения

16.06.2021 пользователь Игнатов Сергей

http://www.marketelectro.ru/node/importozameshchenie-v-svetotekhnike-problemy-i-resheniya

Долгое время Россия была импортером светотехнической продукции.

Более 60% ламп приходилось на поставки из-за рубежа.

Однако в последнее время наметился рост внутреннего производства.

Одна из главных причин таких перемен – курс страны на импортозамещение.

На протяжении нескольких последних лет основной темой обсуждения в светотехнической индустрии выступает импортозамещение. Процесс подразумевает последовательную и своевременную замену на внутреннем рынке страны импортных товаров и комплектующих на продукцию отечественного производства, которая по цене, качеству, функционалу и техническим характеристикам не уступает зарубежным аналогам.

Курс России на независимость экономики от импортных товаров был объявлен в 2014 году. Ключевой причиной роста внутреннего производства является политика государства, нацеленная на продвижение энергосберегающих технологий и энергоэффективности.

Еще одним фактором, способствующим развитию рынка светотехники, эксперты называют появление целевых программ модернизации наружного освещения в крупных городах и регионах России.

Министерство энергетики РФ оценивает рынок государственных контрактов, в рамках которых будет проводиться замена традиционных источников света на светодиодные, в 442 млрд руб. Ожидается, что все контракты будут поэтапно реализованы в период 2017-2027 гг.

Кроме этих факторов есть и другие. Например, постепенное подорожание импортной продукции. В связи с продолжающейся политикой санкционного давления со стороны западных стран товары зарубежного производства стали менее доступными. Поэтому в последние годы, кроме экономического содержания, процесс импортозамещения дополнился политической составляющей.

В свете этих событий как сама идея, так и процесс замещения импортной продукции – безусловно верное решение. По сути, импортозамещение – это условие не только экономического, но и независимого политического развития России.

Светодиодное пришествие

Еще несколько десятилетий назад осветительное оборудование на базе LED-технологий считалось интересной новинкой. Сегодня светодиодные лампы и светильники стремительно завоевывают лидирующие позиции на рынке светотехники.

Первое сообщение об излучении света твердотельным диодом сделал в 1907 году экспериментатор из Британии Генри Раунд. Однако для изобретения долговечного светодиода, излучающего в синем диапазоне видимого спектра, который положил начало производству современных RGB-экранов и энергоэффективных ламп, понадобилось более 80 лет.

Первые серийно выпущенные светодиоды излучали тусклое, слабое свечение. Дальнейшее развитие светодиодной промышленности было направлено на увеличение мощности, яркости, световой отдачи, уменьшение размера диода и повышение его срока службы.

Сейчас созданы светоизлучающие диоды практически всех цветов радуги – от красного до фиолетового, а также полупроводниковые источники света, излучающие в инфракрасной области. Производством светодиодов занимаются мировые лидеры в области светотехники и десятки мелких фирм во всех развитых странах.

Очередной экономический кризис высветил основные преимущества светодиодных светильников. Прежде всего, это экономичность, высокий индекс светопередачи и долговечность.

У LED-ламп есть и другие сильные стороны. Они компактные, мгновенно зажигаются, стойкие к перепадам напряжения в электрической сети, работают в широком диапазоне температур окружающей среды, не боятся частых включений, вибрации и механического воздействия.

Светодиодные осветительные приборы практически не излучают тепла, дают ровное свечение без пульсаций света, благодаря чему глаза человека меньше устают. Светодиоды не только улучшают качество освещения, но и позволяют создавать принципиально иные системы освещения, реализовывать уникальные дизайнерские световые решения. Кроме того, светодиодные лампы бесшумно работают и не нуждаются в специальной утилизации.

В условиях жесткой экономии потребители поставили в приоритет энергоэффективность, из-за чего в России резко увеличился спрос на LED-оборудование.

Найти и заместить

Наиболее импортозависимым в светодиодной отрасли России остается сегмент производства комплектующих – диодов, чипов и драйверов. Большинство отечественных компаний собирают светильники на базе компонентов известных мировых производителей.

В РФ производство полупроводниковых диодов только набирает обороты. Высокий порог вхождения и сложность технологии делают бизнес доступным далеко не каждому предприятию. Поэтому в стране функционирует не так уж много компаний с полным циклом производства.

Применительно к LED-светильникам понятие «полный цикл производства» трактуется по-разному. Некоторые специалисты полагают, что это определение подразумевает процесс, когда на базе одной компании организовано производство светодиодных модулей, драйвера и корпуса, а также ведется сборка готового изделия. В то время как выпуском оптики и светодиодов занимаются сторонние предприятия.

Однако часть экспертов утверждает, что полный цикл производства светодиодной продукции начинается с этапа выращивания кристаллов. Именно эта задача считается наиболее сложной и дорогостоящей в реализации. Каждой компании, решившей пройти этот нелегкий путь, необходимо:

  • Приобрести оборудование, стоимость которого исчисляется миллионами долларов;
  • Нанять штат высококвалифицированных узкопрофильных специалистов и выплачивать им высокую заработную плату;
  • Создать все необходимые условия для роста кристаллов. Например, поддерживать абсолютную чистоту.

Длительность роста кристаллов до момента, когда они достигают необходимых размеров, составляет несколько лет. Помимо этого, технология выращивания имеет множество тонкостей, которые каждый производитель предпочитает не разглашать. Поэтому производство светоизлучающих диодов можно описать только в общих чертах.

В России эта отрасль находится в стадии становления. Уровень ее развития сильно отстает от стран Европы и Юго-Восточной Азии. Отечественные компании, занимающиеся выращиванием эпитаксиальных структур, можно буквально пересчитать по пальцам:

  • ООО «ЛЕД-Энергосервис» (торговая марка «Оптоган»), г. Санкт-Петербург;
  • АО «НИИПП», г. Томск;
  • АО «Планета-СИД», г. В. Новгород.

Запуск еще одного производства полупроводниковых диодов запланирован на 2023 год в Нижнем Новгороде. Стоимость проекта оценивается в 2,4 млрд руб. После ввода производственных мощностей в эксплуатацию ООО «БИИС-Инвест» будет выпускать около 1 млн LED-ламп в месяц.

Все остальные предприятия российской светодиодной отрасли выпускают продукцию на основе покупного сырья. Подавляющее большинство из них производят светильники с использованием готовых импортных LED-модулей. Это означает, что светоизлучающие диоды поступают на производство уже смонтированными на печатной плате.

Использование светодиодных модулей зарубежного производства имеет серьезный недостаток. Такой подход привязывает производителя светотехнической продукции к компании, специализирующейся на изготовлении модулей определенного типа. И когда ситуация на рынке меняется, например, появляются новые производители светодиодов, предлагающие лучшее качество по более выгодной цене, производитель светотехники продолжает использовать те комплектующие, которые выбирает его поставщик.

Алгоритм организации процесса импортозамещения состоит из нескольких этапов:

  1. Выявление на внутреннем рынке России востребованной светотехнической продукции импортного производства и сравнение с отечественными аналогами.
  2. Оценка технологических возможностей российских производственных предприятий для изготовления продукции, аналогичной импортным образцам.
  3. Оценка стоимости замещения светотехнических товаров зарубежного производства.
  4. Поиск источников финансирования проектов по созданию аналогов импортных изделий.
  5. Организация производства российских аналогов светотехнических изделий.
  6. Организация продвижения на рынке российской продукции, аналогичной зарубежным образцам.

Импортозамещение в рамках правового поля

В общей стоимости LED-оборудования на долю светоизлучающих диодов приходится около 7,5%. По состоянию на 2019 год объем российского рынка светодиодов в стоимостном выражении оценивался в 3,3 млрд руб. или 843 млн шт. – в натуральном.

Эксперты проанализировали рынок государственных закупок и пришли к выводу, что государственные контракты на замену светильников составляют около 33% от общего объема рынка (в стоимостном выражении).

С помощью закупок правительство рассчитывает стимулировать не только вывод экономики из кризиса, но и процесс импортозамещения. Однако в процессе практической реализации требований по замещению импортных товаров продукцией российского производства Белый дом остро прочувствовал отсутствие рычагов давления на государственные компании.

Речь идет об инструментах воздействия, которые стимулируют выполнение минимальной доли закупок у отечественных производителей. Кроме того, отсутствуют методы мониторинга выполнения таких квот. До момента, пока эти вопросы не будут урегулированы, основной груз реализации задач импортозамещения ложится на госзаказчиков. Для них готовят ужесточение национального режима закупок.

В Правительстве уже определен график работ, необходимых для достижения целей импортозамещения. Прежде всего это касается выполнения госзаказчиками требований Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и госкомпаниями положений Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» минимальной доли закупок у отечественных производителей.

Закон 44-ФЗ регулирует государственные закупки, 223-ФЗ – рамочный закон, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным. Но это разные законодательные акты. Их можно сравнивать только номинально, что позволит наглядно рассмотреть отличия в нормах.

44-ФЗ:

  1. Регламентирует правила и сроки.
  2. Устанавливает единые правила для всех заказчиков.
  3. Закрытый перечень способов закупок.
  4. На электронных торговых площадках может проводиться только аукцион.
  5. Ограничивает перечень случаев закупки у единственного поставщика.
  6. Обязывает заказчика заключить договор с победителем.

223-ФЗ:

  1. Позволяет заказчику в своем главном документе – Положении о закупках – самостоятельно устанавливать процедуры, сроки и др. Примечательно, что аналогичная процедура у разных заказчиков может быть изложена по-разному.
  2. Каждый заказчик имеет право устанавливать свои правила.
  3. Каждый заказчик может реализовывать любые методы закупок.
  4. На электронных торговых площадках разрешено проводить любые закупки.
  5. Список случаев закупки у единого поставщика заказчик имеет право определять на свое усмотрение.
  6. Не в каждом случае заказчик обязан заключать договор с победителем.

На первый взгляд может показаться, что все прописанные в законе принципы – это всего лишь общие фразы. В случае с 223-ФЗ ситуация совершенно иная. В этом законе заявленные принципы необычайно важны, они помогают участникам защищать свои интересы:

  • Информационная открытость закупки. Это означает, что информация о деталях закупки должна быть открытой, доступной для мониторинга. Необходимо обеспечить доступ для просмотра данных о том, кто что покупает и на каких условиях.
  • Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг. Принцип предотвращает возможность закупки ТРУ у единственного поставщика по завышенным ценам. Кроме того, в соответствии с предыдущим принципом, скрыть факт нарушения не получится.
  • Участником закупки может быть любой субъект – юридическое и физическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель. До принятия этого закона крайне сложно было стать поставщиком крупной корпорации.
  • Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Механизм квотирования закупок государства и государственных компаний у российских производителей был принят в июле 2020 г. и запущен в действие с 2021 г. Ожидалось, что он будет выполнять роль меры поддержки экономики в период коронакризиса.

Однако на практике механизм столкнулся с дефицитом эффективных инструментов, позволяющих отслеживать выполнение квот и мер принуждения государственных компаний к закупкам продукции российского производства.

В связи с этим, для стимулирования импортозамещения, в Белом доме принято решение усилить борьбу за исполнительскую дисциплину в госсекторе экономики. Министерство юстиции Российской Федерации подготовило проект поправок к КоАП, которые предусматривают введение штрафных санкций для чиновников, не выполняющих требований в сфере импортозамещения.

Так, несоблюдение квот на закупки продукции российского производства должностному лицу обойдется в 20-50 тыс. руб. Рассмотрение административных дел находится в юрисдикции Минпромторга России. Если заказчикам удастся обосновать невозможность выполнения квоты, то штрафные санкции применяться не будут. Госкомпании не обязаны вести такую отчетность, поэтому эта норма их не затрагивает.

Кроме того, Минпромторг подготовил ряд инициатив для выполнения квот госкомпаниями. В частности, разработаны проекты директив для государственных акционерных обществ, предусмотрена возможность совершать неконкурентные закупки ради реализации программы импортозамещения.

С будущего года санкции будут распространяться только на закупки государства. К этому сроку государственные заказчики подготовят отчетную документацию об объемах закупок продукции российского производства по итогам 2021 года.

Отсутствие ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ, скорее всего, связано с неурегулированным вопросом отчетности в сфере импортозамещения. Ожидается, что в скором времени этот пробел в законе будет устранен и вопрос будет решаться в рамках нормативного подхода. Отказ от директивного подхода в пользу нормативного является частью работы Министерства финансов РФ по повышению эффективности корпоративного управления.

Одновременно с разработкой комплексных поправок для импортозамещения государственных компаний Минпромторг работает над устранением проблемы с подтверждением происхождения товаров с использованием сертификатов. До внесения изменений в законодательство происхождение продукции подтверждается декларациями, заполненными поставщиками. Такой механизм оставляет возможность поставок импортных товаров под видом отечественных.

Стремление ведомств в максимально сжатые сроки настроить процесс импортозамещения отчасти связано с восстановлением активности инвесторов после пандемии коронавируса.

По данным Федеральной таможенной службы, в начале 2021 года зафиксирован рост ввоза инвестиционных товаров. В феврале прирост составил 20% по сравнению с данными, зафиксированными за аналогичный период 2020 года. Следует отметить, что в феврале минувшего года пандемия COVID-19 еще не оказывала влияния на интенсивность внешней торговли.

Неурегулированность вопроса о государственных компаниях приводит к тому, что все протекционистские инициативы правительства в большей степени ориентированы на госзаказ. В Минэкономики предлагают отойти от практики отраслевого подхода и распространить систему преференций на всю промышленную продукцию.

«Разработка и внедрение универсального инструментария по введению запретов на закупку товаров импортного производства будет способствовать развитию здоровой конкуренции и создаст благоприятные условия для доступа российской (евразийской) продукции к государственным закупкам. В результате это обеспечит более стабильное регулирование, защищающее экономические интересы всех отечественных производственных компаний в различных секторах экономики», – говорят в Минэкономики.

Кредитные ставки: игра на понижение

С 2021 года Фонд развития промышленности (ФРП) снизил базовую ставку по своим программам кредитования. Кредитные средства стали более доступными за счет внесения корректив в действующие программы выдачи кредитов и снижения процентных ставок с 5% до 3%.

Промышленные предприятия могут получить деньги даже под 1% годовых. Ключевым условием получения такого кредита станет необходимость выполнения определенных обязательств в рамках программы импортозамещения.

Ранее предприятиям малого и среднего бизнеса были доступны 10 программ кредитования на срок до семи лет. Во всех случаях сумма кредита варьировалась в пределах 5 – 750 млн руб. Базовая ставка по кредитным программам составляла 5%.

В случае, если заемщик выполнял дополнительные условия, ставка могла быть снижена еще на 2%. В перечень возможных дополнительных условий входило:

- предоставление банковских гарантий;

- предоставление гарантий Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», которая финансирует проекты развития экономики;

- предоставление гарантий АО «Корпорация «МСП», которая специализируется на оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в России;

- выполнение обязательстве по экспорту или требований по импортозамещению.

В 2020 году Фонд развития промышленности выдал более 200 кредитов. Общая сумма предоставленных займов составила 60 млрд руб. По оценкам аналитиков, средневзвешенная ставка не превысила отметку в 1,45%.

Понижение базовой ставки до 3% выступало мощным мотиватором. Даже те предприятия, которые раньше не планировали привлекать заемные средства на развитие бизнес-процессов, задумались о получении инвестиционного кредита на самых выгодных на рынке условиях.

В 2021 году наблюдательный совет Фонда принял решение понизить базовую ставку. Условием получения «доступных» денежных средств в ряде случаев может стать выполнение обязательств по импортозамещению. Кроме того, расширен список отраслей, которые могут претендовать на получение займа на льготных условиях.

Однако по оценкам специалистов, ФРП финансирует около 30% проектов, претендующих на понижение процентной ставки по кредиту. Представители производственных компаний из сегмента малого и среднего предпринимательства говорят о необходимости расширения программ Фонда. Льготное кредитование и участие государства позволяют таким предприятиям расширить горизонты инвестиционного планирования.

Прежде всего, это касается программы «Приоритетные проекты», в рамках которой компании могут получить максимум 2 млрд руб. под 3% или 1% в зависимости от обеспечения. В программе могут принять участие предприятия обрабатывающей промышленности. Исключение составляют производители кокса, ядерного топлива, полиграфии, табачных изделий, нефтепродуктов и компании из сферы пищепрома. Обязательное условие – продукция, выпускаемая в рамках проекта, должна входить в отраслевые планы импортозамещения.

Эксперты отмечают, что реформа институтов развития и передача Фонда под управление Государственной корпорации «ВЭБ.РФ» могут повлечь за собой изменение механизма поддержки производственных компаний. Например, специалисты институтов развития уже работают над созданием эффективного инструментария, призванного оказать поддержку бизнесу, задействованному в сфере инноваций.

ФРП был создан в 2014 году. Инициатором его создания выступило Министерство промышленности и торговли РФ. Основной функцией Фонда является оказание финансовой помощи промышленным предприятиям в модернизации производственных мощностей, организации новых производств и обеспечение импортозамещения.

ФРП предлагает льготные условия софинансирования проектов, в рамках которых разрабатываются новые виды высокотехнологичной продукции, осуществляется техническое перевооружение промышленных предприятий, создаются конкурентоспособные производства, налаживается выпуск импортозамещающей продукции.

При рассмотрении поступивших заявок особое внимание уделяется перспективным проектам. Эксперты оценивают надежность предприятий и уровень профессионализма команд. В первую очередь Фонд развития промышленности оказывает помощь в реализации проектов импортозамещения и освоении перспективных доступных технологий.

«РуСИД» наращивает обороты

Отечественным производителям светотехники крайне важна независимость от действий монополистов. Кроме того, российский рынок светотехнического оборудования остро нуждается в доступе к конкурентным поставкам светоизлучающих диодов и комплектующих отечественного производства – этого требуют механизмы государственных и муниципальных закупок. При прочих закупках такая продукция получает ощутимые преференции.

Отечественные предприятия осваивают производство более глубоких уровней комплектующих. Однако на сегодняшний день ни одна российская компания не может предложить рынку необходимое количество полупроводниковых диодов. В связи с этим в октябре 2020 года МГК «Световые Технологии» и НПО «РоСАТ» объявили о создании нового предприятия 0150 ООО «РуСИД».

Компания зарегистрирована в Армавире, специализируется на производстве элементов электронной аппаратуры. В настоящее время она выпускает светодиоды в типоразмерах 2385 и 3030, что подтверждает аккредитация Минпромторга России. Однако объемы производства сравнительно невелики и едва закрывают потребности основного учредителя – международного холдинга по выпуску профессиональной светотехники.

До мая текущего года производственные мощности компании позволяли выпускать около 1 млн светоизлучающих диодов в месяц. На 2021 год запланирован запуск новой производственной линии, и уже с лета ООО «РуСИД» сможет поставлять крупные партии продукции на российский рынок.

Ожидается, что мощность завода составит 2-3 млн светодиодов в месяц. В дальнейшем компания будет действовать с учетом ситуации на рынке светотехники. По оценкам специалистов, существует возможность масштабирования производства до 200 млн шт. в год.

Несмотря на то, что первым и по хронологии, и по объему потребления продукции под брендом «РуСИД» является МГК «Световые Технологии», завод наращивает мощность, чтобы закрыть потребности в светодиодах других производителей светотехнического оборудования.

Предприятие уже ведет переговоры с крупными участниками рынка и формирует портфель заказов. Компания рассматривает возможность выполнения госзаказов, но при этом ориентирована на рынок с честной и здоровой конкуренцией, которому готова предложить максимально эффективные решения.

По оценкам экспертов, во время карантинных ограничений количество светодиодов китайского производства на российском рынке существенно увеличилось. Конкурировать с компаниями-производителями из Китая непросто, особенно в вопросах цены. Однако качество российских диодов существенно выше качества импортных аналогов.

Кроме того, в России стремительными темпами расширяется рынок светодиодных светильников. Регулятор ставит четкие требования к происхождению продукции, которые распространяются как на состав, так и на комплектацию товаров.

Например, осветительный прибор должен на 70% состоять из комплектующих российского производства. Аналогичные требования предъявляются также и к составу светодиод – отечественный люминофор. В этом сегменте конкуренция с китайскими товарами отсутствует.

Запуск крупносерийного производства позволит отечественным производителям светотехники выйти на рынок со своей продукцией. «Цель компании состоит не в том, чтобы победить поставки продукции из Китая, а создать конкурентоспособное производство, способствующее технологическому развитию российской светотехнической индустрии», – говорит генеральный директор ООО «РуСИД» Дмитрий Аникин.

На повестке дня локализация отечественных светодиодов

В мае 2020 года участники рынка светотехники в лице Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) направили обращение председателю правительства России Михаилу Мишустину с инициативой по локализации производства полупроводниковых светоизлучающих диодов на территории Российской Федерации.

Это обращение от аналогичных предложений отличает уровень проработанности. Авторы письма детально расписали суть инициатив, подкрепив их указанием конкретных пунктов законодательных актов.

В состав АПСС входят предприятия и организации, являющиеся звеньями технологической цепи производства светотехнического оборудования на базе LED-технологий. Участники Ассоциации выступили с предложением о создании Консорциума производителей светотехники на основе Минпромторга России.

По замыслу авторов инициативы новая структура будет способствовать развитию отечественного рынка светотехники и защите интересов компаний, специализирующихся на производстве светодиодного оборудования.

Участники подчеркнули, что готовы инвестировать собственные средства в наращивание мощностей по корпусированию светодиодов. Они не просят у государства финансовой помощи, но при этом рассчитывают на поддержку в виде внесения изменений в действующее законодательство.

Предприятия – участники Ассоциации объясняют свое обращение тем, что АПСС является единственным национальным объединением производителей светодиодной светотехнической продукции. В его состав входит более 26 компаний. В сумме они представляют более 50% объемов внутреннего производства в РФ.

В письме участников говорится, что демпинговое снижение цен за счет агрессивной ценовой политики конкурентов из стран Юго-Восточной Азии приводит к тому, что светодиодная продукция отечественного производства утрачивает свои позиции на рынке.

Ситуация развивается негативно, несмотря на то, что технические характеристики российской светотехники выше потребительских свойств импортных аналогов. В условиях коронакризиса без мер поддержки со стороны государства светотехнической индустрии, впрочем, как и другим отраслям отечественной промышленности, выживать стало сложнее. В то же время дотационные методы поддержки промышленности оказались малоэффективными.

Ассоциация обратилась к правительству с просьбой о разработке ряда программ в сфере энергосбережения, которые могут быть реализованы с использованием отечественной продукции. Каждая из этих программ призвана оказать позитивное воздействие на формирование рынка сбыта светодиодного осветительного оборудования российского производства. Однако для этого необходимо внести коррективы в нормативно-правовые акты, указанные в документе.

Авторы обращения предлагают на базе Ассоциации, при поддержке Минпромторга, организовать контроль исполнения требований норм и законов методом создания общероссийской базы госзакупок светотехники. Инициируется проведение анализа предоставленных преференций и использования отечественной светотехники. Также в письме акцентируется внимание на необходимости оперативного реагирования на нарушения законодательства для взаимодействия с государственными структурами и контролирующими органами.

По оценкам аналитиков, реализация предложенных мер поможет отрасли преодолеть кризис и заложит прочную основу для дальнейшего развития на период до 2030 года. Кроме того, это позволит:

- увеличить глубину локализации производства светоизлучающих диодов и светотехники, изготовленной на их основе.

- расширить рынки сбыта;

- увеличить ассортиментный ряд светодиодной продукции российского производства;

- выполнить программы энергосбережения;

- создать новые рабочие места в разных регионах России.

Эксперты проанализировали перспективы локализации производства светодиодов на территории Российской Федерации и пришли к выводу, что несмотря на высокие затраты, которые потребуются для реализации поставленной задачи, объединение усилий участников рынка делают её вполне выполнимой.

Инвестиционно-промышленный холдинг GS Group, ключевой компетенцией которого является разработка и производство электроники, параллельно с основным видом деятельности в течение нескольких лет на базе частного российского технопарка «Технополис GS» развивает производство LED-светильников. Кроме того, компания принимает активное участие в реализации энергосервисных проектов на всей территории страны.

В 2020 году руководство холдинга приняло решение выделить выпуск светотехники в отдельное направление и приоритизировать его. GS Group готов инвестировать в локализацию производства светодиодов в России и предлагает свою помощь в реализации масштабного проекта.

Что касается наличия производственных мощностей и необходимых компетенций в разработке и изготовлении микроэлектронной продукции, то всё это у GS Group уже есть. В составе холдинга функционирует компания GS Nanotech, которая специализируется на разработке, корпусировании и тестировании микроэлектроники.

Предприятие обладает уникальными для России наработанными компетенциями массовой серийной установки микросхем в пластиковые корпуса. Поэтому было принято решение на базе компании GS Nanotech запустить линию по корпусированию светодиодов.

В 2020 году компания получила заключение Минпромторга, подтверждающее производство модельного ряда светодиодов на территории РФ. Изделия внесены в Реестр российской промышленной продукции.

Подтверждение производства светоизлучающих диодов GS Nanotech в России позволяет участникам рынка использовать эти компоненты для изготовления отечественных осветительных приборов, которые будут соответствовать всем требованиям, предъявляемым к продукции, выпущенной в РФ.

В реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, включены девять моделей полупроводниковых диодов в корпусах трех типов – 2835, 3030 и 5050. В общей сложности доля этих светодиодов составляет более 95% отечественного рынка светотехники.

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2019 года № 878 (в редакции от 25.07.2020 г.) «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» устанавливает приоритет для изделий, включенных в единый реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, при закупках государством и государственными компаниями.

Согласно положениям документа, в ходе торгов для госнужд работает правило «третий лишний». Это означает, что в случае подачи по крайней мере двух заявок с товаром, включенным в реестр, все заявки с импортной продукцией должны быть отклонены.

В тендерах публичных юридических лиц электронные товары российского производства имеют 30%-ную преференцию: если цена отечественного товара выше, чем импортного не более чем на 30%, то предпочтение отдается российской радиоэлектронике.

В июне прошлого года в силу вступили изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ № 719 от 17 июля 2015 г. «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». В соответствии с принятыми поправками осветительный прибор относится к категории продукции отечественного производства в случае, если он изготовлен с использованием российских диодов.

В 2021 году компания GS Nanotech планирует не только установить оборудование, выполнить пуско-наладочные работы, отработать процессы, связанные с запуском крупносерийного производства, но и выйти на мощность до 145 млн шт. в год. В запуск и наращивание производственных мощностей холдинг планирует инвестировать свыше 300 млн руб.

По данным вице-президента ООО «МГК «Световые Технологии» Виталия Богданова, в 2019 году отечественный рынок профессионального светотехнического оборудования вырос менее чем на 10% и почти достиг отметки в 70 млрд руб. В денежном выражении доля продукции российских заводов-производителей оценивалась в 34 млрд руб., что составляло около 50% рынка.

По оценкам аналитиков, на протяжении нескольких лет прирост рынка происходит за счет импортеров, которые демпинговали и параллельно снижали технический уровень товаров. В то время как отечественные предприятия выпускают конкурентоспособный продукт с характеристиками, соответствующими требованиям нормативной документации.

Поддержка государства и внедрение защитных мер хотя бы для некоторых сегментов рынка, мер, направленных на снижение потока низкокачественной китайской продукции, могли бы стать важным стимулом для финансирования локализации производства светотехнического оборудования на территории России.

Специалисты называют рынок светодиодов высококонкурентным. Список игроков насчитывает более 800 предприятий, и эта цифра ежегодно меняется: одни компании, не выдержав конкуренции, покидают рынок, другие начинают поставлять на него свою продукцию.

В «МГК «Световые Технологии» насчитали около 500 отечественных предприятий. Из них не более 30 относятся к категории профессиональных системных игроков. Оценка компаний проводилась не на основании объема выручки, а с учетом налаженных процессов разработки, производства и готовности отвечать за качество своей продукции.

На долю этих 30 игроков приходится более 50% отечественного производства. Остальные участники рынка – маленькие и мелкие производители, нередко гаражного уровня, которые создаются под одного заказчика и не нуждаются в освоении новых технологий. Такие гаражи крайне редко вырастают в профессиональные компании.

Основной эффект высокой конкуренции состоит в снижении технических характеристик до критического уровня и обвале цен. Есть сегменты рынка, страдающие от гаражных производств и бесконтрольного импорта низкокачественной продукции.

В этих сегментах никто не получает прибыль и все участники балансируют на тонкой грани, размышляя о том, насколько еще можно понизить качество ради снижения стоимости продукта. Разумеется, о соответствии таких товаров заявленным характеристиками техрегламентам говорить не приходится.

Такое положение дел не мотивирует отечественные заводы-производители думать об инвестировании, о внедрении инновационных технологий, о локализации производства. Если сегодня на это закрывать глаза, то уже в ближайшем будущем рынок рискует остаться с дедовскими методами производства и отверточной сборкой.

Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе выступают на защиту российской светодиодной отрасли от недобросовестной конкуренции и китайского ширпотреба. При этом компании-участницы не просят у государства финансовой поддержки. Они готовы инвестировать собственные средства в локализацию производства в обмен на защиту рынка.

Важные вехи долгого пути

Реализация мер по импортозамещению в светодиодной отрасли в первую очередь затрагивает сегмент бытового освещения. Именно здесь остро ощущается перенасыщенность рынка некачественными импортными товарами. В секторе промышленного, уличного, наружного и офисного освещения влияние продукции зарубежных компаний ощущается менее остро.

Для развития российской светодиодной отрасли и сокращения зависимости от импортных комплектующих начиная с 2015 года были запланированы и уже реализуются несколько проектов:

  • В июле 2015 года МГК «Световые Технологии» было налажено серийное производство драйверов. Сначала ассортимент ограничивался одной моделью мощностью 40 Вт. Это так называемый изолированный драйвер, что было большой редкостью для продуктовой линейки производителей из Китая.

Благодаря собственному производству драйвер обходился дешевле импортной продукции более низкого класса. Производственная линия полностью автоматизирована, что обеспечило высокое качество сборки.

  • В 2015 году завод LEDEL запустил вторую производственную линию. В расширение мощностей было инвестировано 135 млн руб. Оборудование второй очереди завода предназначено для изготовления пластиковых изделий, которые используются при изготовлении энергосберегающих светильников на основе светодиодных технологий.

Проект реализован с целью замещения импортных компонентов в составе отечественной продукции. Запуск второй линии позволил увеличить долю российских элементов в осветительных приборах до 65%.

3 июля 2019 года IEK GROUP российский производитель и поставщик электротехнического и светотехнического оборудования под брендом IEK® приобрел контрольный пакет долей в уставном капитале компании LEDEL (64 %). Это позволило двум компаниям объединить усилия для максимально эффективной работы на рынке светотехники.

Для IEK GROUP слияние двух гигантов светотехнической индустрии позволило расширить свою продуктовую линейку. Результатом делового партнерства стало появление в ассортименте компании сложного технического света отечественного производства. При этом LEDEL сохранил статус самостоятельной бизнес-единицы и собственную торговую марку.

  • 21 сентября 2016 года компания из Нижнего Новгорода ООО «БИИС-Инвест» анонсировала проект по запуску производства полупроводниковых диодов и энергосберегающих систем на базе светодиодных технологий.

Его стоимость оценивается в 2,4 млрд руб. Около 30% этой суммы составляют собственные средства компании, оставшиеся 70% – заемные средства и средства партнеров. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2023 год.

Производственный комплекс будет расположен в Автозаводском районе Нижнего Новгорода на территории площадью 13,8 га.

Предприятие будет ориентировано на выпуск светодиодов, фотодиодной матрицы, бытовой и промышленной светотехники для Нижегородской области и России. Ожидается, что завод будет выпускать 1 млн LED-ламп в месяц.

В дальнейшем компания планирует наладить производство домашних солнечных электростанций, которые смогут снабжать частные домовладения энергией солнца.

  • В 2016 году АО «Ангстрем» по заказу одного из крупнейших производителей источников света в РФ государственного унитарного предприятия «Лисма» разработало LED-драйвер, который предназначен для серийного выпуска светодиодных филаментных ламп.

Изделие изготовлено на базе микросхемы, разработанной и произведенной специалистами зеленоградского завода.

Филаментные лампы впервые были созданы в Японии в 2008 году. Технически это светодиодный источник света, который внешне напоминает обычную лампу накаливания. Однако при его разработке были реализованы лучшие LED-технологии.

В конструкцию филаментной лампы входит прозрачная стеклянная колба с газом, поэтому прибор несложно спутать с лампой накаливания. Но на этом их сходство заканчивается.

Внутри филаментной лампы расположена не вольфрамовая нить, а полупроводниковые диоды особой конструкции, по внешнему виду напоминающие нити. Отсюда и произошло название ламп этого типа – filament, которое с английского языка переводится как «нить».

При производстве филаментной нити используется технология Chip-on-Glass (COG) – первый высокотехнологичный метод монтажа на базе интегральных схем с перевернутым кристаллом, который применяется при изготовлении компактных дисплеев для мобильных устройств.

Нить представляет собой подложку из сапфирового стекла. На ней в виде цепочки установлены светодиодные кристаллы. Благодаря прозрачности подложки свет от диодов беспрепятственно распространяется в разные стороны.

К концам подложки прикреплены контакты, обеспечивающие подачу электрического тока и фиксацию нити в лампе. Снаружи нить покрывается люминофором – специальным веществом, способным преобразовать поглощаемую энергию в световое излучение требуемого цвета.

Цветовую температуру филаментной лампы можно определить по оттенку цвета нитей. Лимонный обеспечит свечение белого (дневного) цвета. Нить насыщенного желтого или оранжевого оттенка будет создавать более теплый свет.

От формы, длины и количества нитей зависит качество освещения. Чем больше цепочек и чем они длиннее, тем больше кристаллов можно на них установить и тем ярче будет свет лампы. Расположение нитей оказывает влияние на равномерность светового потока.

Для ламп, предназначенных для декоративного освещения, производители используют нити различной формы. Например, это может быть дуга или спираль.

Драйвер LED-лампы – ключевой элемент светодиодных источников света. По сути, это специальная микросхема, собранная на печатной плате.

Основная функция этого компонента заключается в обеспечении правильного режима работы светодиодов в случае изменения внешних факторов. Речь идет о напряжении питания и температуре окружающей среды. Поддерживание постоянного уровня тока обеспечивает стабильную работу лампы.

Современные светодиодные драйверы способны работать в широком диапазоне напряжения сети, оснащены различными видами защит, отличаются высоким КПД, обеспечивают высокое качество света (без мерцаний и пульсации).

Оснастка микросхемы внешним токовым датчиком позволяет регулировать яркость свечения источника света.

  • В 2017 году завод по производству энергосберегающего оборудования в Маглобеке запустил производство диэлектрических материалов (паст) для толстопленочной технологии. Производственная мощность предприятия позволяет обеспечивать выпуск 18 тонн паст в год. По оценкам специалистов, этого количества достаточно для замещения 40% импортной продукции.

Материалом для изготовления толстопленочных элементов служат резистивные, диэлектричсекие и проводящие пасты. Они представляют собой суспензию порошков наполнителя и стекла в органической связующей жидкости или растворе, состоящем из нескольких компонентов.

Основой пасты является наполнитель. Он него зависят резистивные, проводящие или диэлектрические свойства.

К пастам предъявляется ряд требований:

  • Возможность нанесения с помощью трафарета;
  • Возможность термообработки (вжигания);
  • Воспроизводимость свойств;
  • Хорошее сцепление с подложкой;
  • Совместимость с другими элементами;
  • Соответствующие электрические свойства;
  • Наличие текучести определенной величины;
  • Способность к пайке и термокомпрессии.

Роль наполнителя проводниковых паст выполняют порошки металлов и сплавов с размером частиц не более 5 мкм. Их размер оказывает сильное влияние на физические и электрические свойства пленок.

Наполнители должны обладать низкой химической активностью при высоких температурах термообработки в оксидирующей среде и при касании к химически активному стеклу. Кроме того, они должны быть устойчивы к действию припоя, который используется в случае монтажа методом пайки.

Это объясняет использование в качестве наполнителей благородных металлов – золота, серебра, сплавов золота с палладием, золота с платиной, серебра с палладием и др.

Наряду с этими элементами и сплавами в качестве наполнителя для проводниковых паст также могут применяться неблагородные металлы. Например, медь, алюминий, никель, вольфрам и молибден.

Они способны обеспечить не только более доступную стоимость готовой продукции, но в некоторых случаях лучшие параметры и стабильность под воздействием высоких температур.

В частности, медь – единственный металл с высокой электропроводностью, к которому можно подсоединять внешние выводы с помощью сварки или пайки. Кроме того, этот элемент обладает высокими адгезивными свойствами и обеспечивает хорошее сцепление с алюминиевыми подложками. Он стоек к выщелачиванию и радиации.

  • В 2018 году компания «Пандора ЛЕД» представила светотехническую новинку собственного производства. Речь идет о новом мощном магистральном светильнике Pandora LED 245. Модель разрабатывалась с целью минимизации количества опор в системах освещения автомобильных дорог класса «А» от 2 до 6 полос движения в каждую сторону и участков со специальными требованиями (мостов, перекрестков, эстакад, дорожных развязок и т.д.).

Осветительный прибор выпускается в оригинальном корпусе и характеризуется рядом весомых преимуществ:

  • Усовершенствованная оптическая система из боросиликатного стекла;
  • Длинный вынос оси светового тела;
  • Широкое ассиметричное распределение света;
  • Пониженная ослепляемость.

Светильник предназначен для полноценной замены устаревших дорожных и магистральных осветительных приборов на базе ДНаТ-250. Он формирует мощный равномерный световой поток, обеспечивает необходимый уровень яркости и освещенности дорожного полотна, его светораспределение повторяет самые распространенные проектные решения.

Конструкция крепления дает возможность дополнительной регулировки угла наклона светотехнического устройства к горизонту в пределах 15° относительно жесткого подвеса. Модель оснащена встроенным уровнем, что существенно упрощает процесс монтажа и обеспечивает точность установки светильника на мачте.

Световая эффективность осветительного прибора составляет 135 лм/Вт. Это не самый высокий показатель для марки Pandora LED. Этот недостаток разработчик компенсировал оригинальным решением с глубокой оптической камерой, что снижает риск ослепления водителей транспортных средств.

Светильник Pandora LED представлен на рынке в нескольких исполнениях. Модели отличаются по мощности, что обеспечивает достижение оптимальной экономической эффективности любого проекта освещения дороги.

Мощность топовой модели Pandora LED 245 составляет 240 Вт, световой поток –30 000 Лм. Светильник оснащен встроенным интерфейсом PLC для долампового контроля и регулирования с поддеркой АСУНО, он надежно защищен от помех и перепадов напряжения

В конструкцию осветительного прибора входит резонансный источник питания PSL-240D2.

На базе производственного подразделения ГК Pandora – калужский «Завод опытного приборостроения» выпускается несколько моделей матричных полупроводниковых диодов мощностью от 10 до 100 Вт с энергоэффективностью до 195 лм/Вт. Они отличаются широким спектром излучения для решения различных задач, что обеспечивает необходимые параметры цветопередачи.

  • В период 2019-2020 гг. ПАО «Европейская Электротехника», которое специализируется на разработке и внедрении комплексных решений в сфере инженерных и технологических систем в промышленности, строительстве и инфраструктуре, заместило в ряде проектов светотехническую продукцию зарубежных производителей осветительным оборудованием собственного производства. Товары компании представлены на рынке под торговой маркой ITS.

Продукция выпускается на производственной площадке в г. Видное (Московская область). В августе прошлого года компания запустила в производство более современную версию осветительных приборов на площадке для локализации производств в особой экономической зоне Технополиса «Москва».

Светодиодные технологии для уличного освещения

Помимо федеральных программ развития светотехнической индустрии, на региональном уровне реализуется программа «Светлый город», которая предусматривает развитие систем наружного и уличного освещения с использованием энергоэффективного осветительного оборудования.

В рамках программы «Светлый город» в разных регионах страны будут установлены сотни тысяч светодиодных ламп, заменены опоры, реконструированы и построены новые линии освещения улиц и дорог. Это позволит ликвидировать недоосвещенные места, повысить энергоэффективность уличного освещения, создать комфортные условия в местах проведения досуга жителей и туристов.

Только в Московской области в 2020 году для реализации программы было выделено около 1,7 млрд руб. Денежные средства направлены на обустройство систем наружного освещения более чем 600 объектов, расположенных на территории 44 муниципалитетов Подмосковья.

В прошлом году стал светлее также и Санкт-Петербург. В системах наружного освещения Северной столицы установлено 15 160 новых светильников. По состоянию на начало 2021 года городское пространство освещают свыше 364 тыс. осветительных приборов, что делает культурный центр России более комфортным, безопасным и уютным.

С точки зрения потенциала, использование LED-технологий для освещения российских улиц, площадей, зон отдыха и памятников архитектуры является достаточно перспективным. Об этом свидетельствует текущая ситуация с освещенностью регионов Российской Федерации.

Например, для европейской части России доля электрифицированных и освещенных улиц варьируется в пределах 70-90% (в отдельных субъектах Федерации достигает 95-99%). В то же время во многих населенных пунктах, расположенных н территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, этот показатель не превышает 60%.

По уровню освещенности лидирующие позиции по стране традиционно занимает Москва. В столице освещено более 99% улиц. Однако уличные фонари не только освещают территорию, но и придают пространству эстетичность, позволяют рационально использовать электрическую энергию и делают жизнь комфортнее.

Городское освещение в столице обеспечивают не только уличные светильники. Например, в Парке Света в Бибиреве, разбитом на территории старого сквера, архитектурной подсветкой и иллюминацией освещены малые архитектурные формы: скамейки, зоны для воркаута, детские площадки и территория для выгула домашних животных. Здесь же установлены круглые световые качели, обустроена живописная зона «Волшебный лес», где между деревьями расставлены светильники в форме шаров, полумесяцев и звезд.

Качели с подсветкой украшают и Парк Горького. Светящаяся конструкция овальной формы, где могут кататься как дети, так и взрослые, функционирует на детской площадке «Салют». Комплекс «Мегакачели» состоит из 29 качелей со всеми возможными видами качания и вращения, оснащенных динамичной цветной подсветкой, которая запрограммирована на желто-оранжевую и сине-лазурную цветовые гаммы.

Светодизайнеры всё чаще стремятся к компактному оформлению освещения зоны отдыха. Так, на набережной парка «Музеон» функционируют светильники, встроенные в газоны и покрытие аллей, по которым прогуливаются жители и гости города. Это экономит место и не перегружает пространство дополнительными элементами, свойственными традиционным системам освещения.

В ландшафтном парке ВДНХ, на территории зоны «Парка развлечений», вместо фонарных столбов осветительные приборы установлены на многоуровневых помостах и небольших пирсах набережной каскадных прудов. Кроме того, светильники встроены в перила и ступени мостиков.

Неординарную подсветку с оригинальным подходом к освещению городского пространства можно увидеть и в спальных районах столицы. Например, на набережной Братеевского пруда. Здесь установлены фонарные столбы с горшками, наполненными яркими цветами и травами. В темное время суток растения красиво подсвечиваются, что превращает осветительные приборы в дизайнерский элемент парка.

В разных районах Москвы появляются фонари, оснащенные солнечными батареями и ветрогенераторами для самостоятельной генерации энергии. Одними из первых такие устройства были установлены в природном заказнике «Долина реки Сетуни».

Светильники с фотоэлектрическими панелями освещают территорию народного парка возле ледникового озера Святого в муниципальном районе Косино-Ухтомский Восточного административного округа.

В число самых малоосвещенных субъектов Федерации входит Республика Ингушетия, где фонарями оборудовано только около 13% улиц. Тройку «антилидеров» замыкают Чеченская Республика и Забайкальский край. Улицы и автомобильные дороги этих регионов освещены не более чем на 30%.

По мнению экспертов отрасли, в краткосрочной перспективе для отечественно рынка светодиодных автодорожных систем будет характерна положительная динамика развития. Роль драйверов роста будут выполнять сразу несколько факторов:

  • Увеличение протяженности линий систем освещения вдоль дорог местного, регионального (межмуниципального) и федерального значения;
  • Ожидаемый рост общей протяженности автомобильных дорог в разных регионах России;
  • Тенденция по замене традиционных ламп на LED-светильники с возможностью интеграции в систему «Умный город»;
  • Государственная поддержка, направленная на развитие отрасли.

Ожидается, что прирост показателей будет обеспечен за счет активного развития отечественного производства автодорожных систем освещения на базе светодиодных технологий, где важная роль отводится компонентам, выпущенным российскими предприятиями.

Эталонное управление освещением: решение есть!

Российские производители освещения и светотехники активно включились в процессы импортозамещения. Специалисты ООО «Светосервис-Телемеханика» не остались в стороне и разработали высокотехнологичный программно-аппаратный комплекс «Бриз», который позволяет осуществлять дистанционное управление освещением как отдельных объектов, так и целых городов.

Автоматизированная система управления освещением «Бриз» обладает набором опций, которые необходимы для создания интеллектуальной и надежной системы управления светом, полностью соответствующей требованиям импортозамещения и стандарту «Умный город».

Программируемые контроллеры промышленного исполнения разработаны российскими специалистами и изготовлены с использованием современной элементной базы. Управляющие устройства производятся на территории Российской Федерации, оборудование сертифицировано.

Контроллеры, установленные в АСУО «Бриз»:

  • Поддерживают функцию передачи данных приборов учета электрической энергии;
  • Имеют свидетельство о метрологической проверке;
  • Совместимы со всеми типами светильников разных заводов-производителей.

Программное обеспечение комплекса внесено в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ по классу «Системы мониторинга и управления».

АСУО отличается рядом весомых преимуществ:

  1. Программно-аппаратный комплекс легко интегрируется с другими системами. Это обеспечивает независимость пользователей от продукции конкретных поставщиков за счет применения соответствующего ГОСТу протокола взаимодействия с ПО верхнего уровня МЭК 60870-5-104.
  2. Возможность интегрирования с платформами «Умный город».
  3. Возможность подключения дополнительных функций. Например,

- «БРИЗ» Smart Light – точечное воздействие на источники света, обеспечивающее управление каждым светильником и поламповый контроль работы системы освещения. Кроме того, при подключении этого сервиса пользователям становится доступна опция диммирования;

- Инвентаризация и паспортизация объектов освещения;

- Обеспечение информационной безопасности, что подразумевает защиту данных и информационных систем от несанкционированного проникновения и утечки информации;

- Аппаратно-программные средства для осуществления видеонаблюдения;

- Отслеживание и сбор метеоданных.

  1. Минимизация затрат для обеспечения связи и целостности обмена информацией за счет использования защищенной сети передачи данных APN между контроллером и диспетчером оперативно-диспетчерской службы.
  2. Возможность использования «облачных» технологий или собственного сервера. Это означает, что по желанию заказчика программное обеспечение может быть подключено к мощностям покупателя либо развернуто на сервере производителя оборудования.
  3. Надежность программно-аппаратного комплекса.
  4. Продуманная система резервирования питания, телемеханики и связи, предназначенная для объектов:

- где предъявляются повышенные требования к безопасности;

- подключенных к источникам электроснабжения, отличающимся нестабильной работой;

- расположенных в местах с нестабильным сигналом GSM.

  1. Самообучаемость системы. Центральный контроллер оснащен встроенным веб-сервером, который позволяет автоматически вводить новые устройства в эксплуатацию.

11 октября 2016 года программно-аппаратный комплекс «Бриз» был введен в опытную эксплуатацию на базе ТП № 206 в г. Пскове. Тестирование продемонстрировало следующие результаты:

  • Использование автоматической системы управления освещением позволило энергетикам «Псковэнерго» оптимизировать график включения/выключения осветительных приборов на каждом объекте компании. Из этого следует, что АСУО является комплексным решением задач по повышению энергетической эффективности и энергосбережению.
  • Система быстро и просто интегрируется в уже налаженную схему организации управления наружным освещением. Управляющий контроллер расположен в герметичном шкафу. Функционал устройства обеспечивает работу в автономном режиме.
  • Система может работать автономно, не требует вмешательства со стороны оперативно-диспетчерского персонала. Функционирует по предварительно запрограммированному графику, независимо от наличия каналов связи с диспетчерской службой.
  • Функционал АСУО «Бриз» обеспечивает возможность дистанционного сбора разных параметров работы трехфазных электрических сетей (тока, напряжения, потребляемой мощности, частоты переменного тока, сдвига фаз и т. д.), которые поступают с цифрового прибора учета электроэнергии.
  • Система позволяет в дистанционном режиме проводить мониторинг светотехнического оборудования и устройств управления освещением конкретного объекта.
  • Функционал программно-аппаратного комплекса позволяет формировать многоуровневую распределенную сеть контроля и управления большим количеством объектов освещения.
  • Существует возможность подключения к системе датчиков пожарной и охранной сигнализации, что расширяет набор опций, доступных АСУО.

Использование комплекса «Бриз» повышает уровень комфорта и безопасности подконтрольных объектов, снижает влияние человеческого фактора на технологические процессы, обеспечивает полноту и оперативность получения информации о работе оборудования, информирует о нештатных событиях в системах автономного и группового управления линиями освещения.

Работа АСУО позволяет на 40% сократить затраты на электроэнергию и на 20-25% снизить уровень эксплуатационных расходов. Кроме того, внедрение программно-аппаратного комплекса дает возможность сократить время локализации аварийных ситуаций и повышает качество взаимодействия аварийных бригад.

Маркировка как инструмент политики импортозамещения

В светотехнической отрасли остро стоит проблема подтверждения подлинности представленной на рынке продукции. По оценкам аналитиков, около 60% товаров в этой категории не удовлетворяют требованиям технических регламентов.

В течение нескольких лет Ассоциация производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) активно борется с засильем некачественных товаров, в том числе поставляемых из Китая, разрабатывает механизмы и координирует процессы очищения рынка от контрафакта.

В 2019 году, с целью поддержки системы Национальной маркировки «Честный знак», под эгидой Ассоциации запущен проект федерального значения «Честный свет». Он призван усилить борьбу с несистемными участниками рынка и поддержать отечественных производителей LED-оборудования.

В мае 2019 года по инициативе ведущих отечественных компаний, специализирующихся на выпуске светотехнического оборудования, входящих в состав АПСС, при Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) была создана рабочая группа. Цель создания нового органа – подготовка принципов, механизмов и инструментов для добровольного присоединения к Национальной системе цифровой маркировки, испытание на практике различных технологий и оборудования для максимально эффективного решения поставленных задач.

Производители светотехники изучили проекты маркировки изделий, реализованные в других отраслях промышленности, и увидели в таком подходе только положительные стороны. Так, нанесение уникального идентификатора на каждую единицу товара помогает бороться с распространением фальсифицированной и контрафактной продукции, а также противостоять нечестным участникам рынка, игнорирующим принципы честной конкуренции.

По оценкам аналитиков Ассоциации, маркировка позволит перекрыть доступ нелегальной продукции на отечественный рынок, оперативно выявлять новые попытки ввезти контрафакт на территорию России, отслеживать качество продаваемых изделий и таким образом очистить рынок от некачественных контрафактных товаров.

Введение обязательной маркировки светотехнической продукции даст возможность системным отечественным производителям светотехники увеличить объемы реализации. Ожидается, что рост продаж составит около 10–20%. Кроме того, освобождение рынка от некачественных импортных товаров станет мощным стимулом для модернизации действующих производственных мощностей российских заводов, разработки и серийного выпуска новых видов светотехники.

Благодаря маркированию товаров в бюджеты разных уровней потекут миллионы рублей налоговых поступлений. Доступ Федеральной налоговой службы к данным системы маркировки позволит в полной мере оценивать риски выявленных нарушений.

При переоснащении и модернизации систем наружного освещения, в том числе по программам энергосбережения и энергоэффективности, необходимо учитывать такие аспекты как безопасность, комфорт, экономичность, психологический комфорт.

Грамотно организованная система освещения крайне важна для здоровья и безопасности потребителей. Поэтому на первый план выходит необходимость очищения отечественного рынка светотехники от некачественной продукции зарубежного производства, которая может причинить вред человеку.

Поддержка государства и внедрение защитных мер хотя бы для отдельных сегментов рынка, мер, которые помогут эффективно бороться с засильем низкокачественных импортных товаров, могли бы стать важным стимулом для локализации производства светотехнического оборудования на территории страны в рамках взятого курса России на импортозамещение.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.