Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Налоговая амнистия при дроблении бизнеса: понятия "дробление бизнеса" и "добровольный отказ от дробления бизнеса" порядок проведения налоговой амнистии в отношении участников дробления бизнеса

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Чем еще мы можем быть Вам полезны?

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

 

Кто под "прицелом" (увеличительным стеклом, лупой, "колпаком") у ФНС?

Субъекты применяющие специальные налоговые режимы УСН ПСН ЕСХН меры поддержки в виде налоговых льгот, грантов, субсидий, преференций:

  • резиденты территорий опережающего социально-экономического развития ТОСЭР, ТОР на Дальнем Востоке и в моногородах, в ЗАТО
  • резиденты Арктической зоны - АЗ РФ, ТОР “Столица Арктики”,
  • резиденты специальных административных районов - САР на территориях острова Русский (Приморский край) и острова Октябрьский (Калининградская область)
  • резиденты особых административных районов - ОАР в Республике Крым и городе Севастополе
  • резиденты особых экономических зон ОЭЗ всех типов - промышленно- производственного ППТ, технико-внедренческого ТВТ, портового ПТ, туристско-рекреационного ТРТ,
  • резиденты СЭЗ в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, Калининградской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
  • участники инновационного центра ИЦ Сколково,
  • резиденты и стартапы Иннополиса (Верхнеуслонской и Лаишевской площадок)
  • участники региональных инвестиционных проектов РИП,
  • участники специальных инвестиционных контрактов СПИК,
  • участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений СЗПК,
  • ИТ-компании, разработчики ПО, ПАК, включая аккредитованные Минцифры РФ (в реестре разработчиков ПО, ПАК),
  • технологические предприниматели, технологические компании, выполняющие НИОКР, привносящие новшества, осуществляющие инновации, разрабатывающие технические и технологические решения, продукты, сервисы, применяемые в промышленности, сфере услуг, торговле, в быту, жизнедеятельности
  • разработчики электроники - продукции радиоэлектроники РЭП, аппаратуры РЭА, электронной-компонентной базы ЭКБ, включая аккредитованные Минпромом РФ компании(в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
  • дизайн центры электроники, аккредитованные Минпромом РФ (в реестре разработчиков электроники АПК/ПАК),
  • резиденты технопарков, включая промышленных
  • индустриальных парков
  • резиденты агро-парков
  • резиденты эко-парков
  • резиденты техно-парков
  • резиденты био-техно-парков
  • резиденты промышленных зон
  • разработчики аудиовизуальной продукции, анимационной, фильмов
  • пользователи иных преференциальных режимов - использующих налоговые льготы или спецрежимы - УСН, ПСН, ЕСХН, АУСН Онлайн
  • предприниматели и предприятия агро-сферы (АПК)
  • разные получатели грантов, субсидий (отраслевых, на производство конкретной продукции).

 

ВАЖНО: Получить субсидию, грант, целевое бюджетное финансирование - это только часть формулы успеха (обычно после этого происходит расслабление и руководства и сотрудников) и это только 1 этап работы (не самый трудоемкий и не самый высоко-рисковый)

Самое трудное:

  • чтобы команда проекта, структура бизнеса  - были готовы к такой поддержке:
  • смогли соблюсти все условия предоставления налоговых льгот
  • смогли выполнить все требования Налогового кодекса НК РФ
  • смогли выполнить все требования Бюджтеного кодекса БК РФ
  • сохранить право (не возвращать в бюджет с пенями, санкциями) на эти гранты и льготы!

Мы можем помочь Вам в разработке:
- фрагментов учетной политики и методики раздельного учета операций, доходов/расходов компании:

А) применяющей налоговые льготы резидента ТОР, ОЭЗ, ТОСЭР, САР, ОАР, АЗРФ, РИП, СПИК, СЗПК*

Б) получившей целевое бюджетное финансирование в виде субсидий, грантов, налоговых кредитов, отсрочек;

- рекомендаций для руководства по принятию решений с учетом налоговых последствий принимаемых решений и заключаемых сделок;
- фрагментов должностных инструкций, штатных расписаний, положений об оплате труда, табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей и других документов первичного учета операций, материальных ценностей, затрат труда;
- прописать включение в обязанности - оценку налоговых последствий сделок, сверки планов с обязательствами соглашения;
- с целью сохранения полученных налоговых льгот, преференций.

 

Дробление бизнеса в целях применения специальных режимов УСН, ПСН, ЕНВД

Налоговая амнистия при дроблении бизнеса

Смотрите в этом материале:

- определение понятия "дробление бизнеса" и "добровольный отказ от дробления бизнеса";

- порядок проведения налоговой амнистии в отношении участников дробления бизнеса;

- приостановление вступления в силу решений по итогам налоговых проверок за 2022-2024 гг. в связи с дроблением бизнеса;

- особенности документального оформления результатов налоговой проверки при выявлении дробления бизнеса;

- порядок прекращения обязанности, установленной по результатам налоговых проверок за 2022 - 2024 гг. в связи с дроблением бизнеса;

- особенности направления материалов налоговых проверок за 2022-2024 гг. по приостановленным решениям

Согласно поручению Президента РФ по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 29.02.2024 для тех предпринимателей, которые применяли специальные налоговые режимы и при фактическом росте бизнеса использовали его дробление для сохранения права на применение спецрежима, запланировано проведение налоговой амнистии. А именно - исключить возможность доначисления налогов, начисления пеней и штрафов, а также привлечения налогоплательщиков к уголовной ответственности.

12 июля 2024 г. подписан Федеральный закон N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ), который вступил в силу 12 июля 2024 г.

Законом N 176-ФЗ предусмотрено, в частности, изменение порядка применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) в целях создания условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих такую систему, а также для борьбы со схемами дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса, что нарушает принцип равенства налогообложения.

Одновременно предусматривается проведение налоговой амнистии для налогоплательщиков, применяющих дробление бизнеса с целью применения УСН.

Для большинства статей закона о налоговой реформе срок вступления в силу - 1 января 2025 года. Однако положения об амнистии для налогоплательщиков, готовых отказаться от схем дробления бизнеса, а также переходные положения по УСН действуют уже с момента опубликования Закона N 176-ФЗ.

Определение понятия "дробление бизнеса" и "добровольный отказ от дробления бизнеса"

Законом введены понятия "дробление бизнеса" и "добровольный отказ от дробления бизнеса" (ч. 1 ст. 6 Закона N 176-ФЗ).

Дробление бизнеса - это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями) (далее - группа лиц), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных ст. 54.1 НК РФ пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов;

Добровольный отказ от дробления бизнеса - исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения.

Порядок проведения налоговой амнистии в отношении участников дробления бизнеса

Амнистия предусмотрена для налогоплательщиков, в отношении которых по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов вынесены решения о привлечении (отказе от привлечения) к ответственности за налоговые правонарушения, связанные с фактом дробления бизнеса.

Амнистия подразумевает прекращение обязанности по уплате налогов, возникшей за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, соответствующих пеней и штрафов, предусмотренных статьями 119, 120 и 122 НК РФ, в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса (далее - задолженность в связи с дроблением бизнеса).

Условием прекращения такой обязанности является добровольный полный или частичный отказ от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов лицами, участвующими в дроблении.

Внимание

Амнистия не распространяется на налогоплательщиков:

- если дробление бизнеса использовалось без применения спецрежимов;

- если решения по итогам проверок за 2022-2024 гг. вступили в силу до дня вступления в силу Закона N 176-ФЗ, то есть до 12.07.2024 (ч. 3 ст. 6 Закона N 176-ФЗ).

Предполагается следующий механизм проведения прекращения обязанности (амнистии) по уплате налогов за 2022-2024 гг., пеней, штрафов, не уплаченных в результате дробления бизнеса налогоплательщиков:

1) Приостановление вступления в силу решений, вынесенных по итогам налоговых проверок за 2022-2024 гг. в части, связанной с дроблением бизнеса.

2) Последующее прекращение обязанности по уплате задолженности в связи с дроблением бизнеса при соблюдении условия об отказе от дробления бизнеса, либо вступление в силу приостановленных решений за 2022-2024 гг.

С целью разграничения обязанности, связанной с дроблением бизнеса и иными нарушениями, установлены особенности оформления актов и решений при выявлении дробления бизнеса.

Также установлены особенности направления материалов налоговой проверки в следственные органы для возбуждения уголовного дела

Приостановление вступления в силу решений по итогам налоговых проверок за 2022-2024 гг. в связи с дроблением бизнеса

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона N 176-ФЗ со дня его вступления в силу (то есть с 12.07.2024) приостанавливается вступление в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налоговых правонарушений, вынесенных по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, но только в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса.

Оформление такого приостановления отдельным решением налогового органа не предусмотрено. Очевидно, что такое решение приостанавливается в соответствующей части в силу закона, то есть, автоматически.

На решения, вступившие в силу до 12.07.2024, норма не распространяется.

Примечание

Напомним, что решение, вынесенное по итогам налоговой проверки, вступает в силу (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ):

- в общем случае - по истечении 1 месяца после его вручения налогоплательщику;

- в случае обжалования в апелляционном порядке - со дня вступления в силу решения вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе, а в случае оставления без рассмотрения апелляционной жалобы - со дня принятия решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока для её подачи.

Доначисленные по решению суммы должны отражаться в совокупной обязанности на ЕНС со дня вступления в силу решения, а в случае изменения статуса и характера деятельности налогоплательщика - со дня вступления в силу судебного акта. Одновременно отражаются и пени (пп. 9-10 п. 5, п. 6 ст. 11.3 НК РФ).

Соответственно, на период приостановления решения задолженность в связи с дроблением бизнеса не будет отражаться на ЕНС, и отсутствуют основания для взыскания задолженности в этой части (в случае невозможности её уплаты).

Указанное приостановление не отменяет права налогоплательщика на обжалование такого решения в вышестоящий налоговый орган и в суд в установленные НК РФ порядке и сроки, и не прерывает течение сроков на обжалование такого решения налогового органа (ч. 4 ст. 6 Закона N 176-ФЗ).

Особенности оформления акта и решения по налоговой проверке в случае выявления дробления бизнеса

С 12.07.2024 в акте налоговой проверки и в решении, принятом по результатам налоговой проверки за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, описание выявленных нарушений и расчет суммы подлежащих уплате налогов, пеней и штрафов, доначисленных в связи с фактом дробления бизнеса и доначисленных по иным основаниям, должны производится отдельно в описательной и резолютивной частях акта и решения.

Это положение не применяется в отношении актов и решений, врученных налогоплательщикам до вступления в силу Закона N 176-ФЗ (ч. 10 ст. 6 Закона N 176-ФЗ).

Вместе с тем, ранее в письме ФНС России от 14.10.2022 N БВ-4-7/13774@ налоговым органам указывалось, что для надлежащего информирования проверяемого налогоплательщика относительно определения его действительных налоговых обязательств в решении, принимаемом по результатам налоговой проверки, подлежат отражению как размер доначисляемых налогоплательщику-организатору налогов в связи с применением им схемы "дробления бизнеса" в полном объеме, так и размер доначислений, который определен с учетом уплаченных элементами схемы сумм налогов в связи с применением спецрежимов.

Таким образом, сумма задолженности за 2022-2024 годы, связанная с дроблением бизнеса, должна быть зафиксирована в акте и решении, оформляемым по итогам проверок за 2022-2024 годы.

Порядок прекращения обязанности, установленной по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов в связи с дроблением бизнеса

Порядок прекращения обязанности, установленной по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов в связи с дроблением бизнеса, зависит от того, проводилась или нет выездная налоговая проверка (далее - ВНП) за налоговые периоды 2025 - 2026 годов, а также от выявленных результатов по итогам налоговых проверок за 2025 и 2026 гг.

Законом N 176-ФЗ определены следующие возможные ситуации при проведении амнистии:

1) Если ВНП за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведена, дробление бизнеса не выявлено - обязанность по приостановленному решению за 2022 - 2024 г.г. прекращается с момента вступления в силу решений, вынесенных по итогам проверок за 2025 и 2026 г.г.. Если за периоды 2025 и 2026 гг. проведено несколько ВНП - с наиболее поздней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких ВНП (ч. 5 Закона N 176-ФЗ).

2) Если ВНП за налоговые периоды 2025 и 2026 годов не назначена - приостановленное решение вступает в силу 1 января 2030 года, одновременно прекращается обязанность по нему (ч. 6 ст. 6 Закона N 176-ФЗ).

3) Если ВНП за налоговые периоды 2025 и 2026 годов проведена, установлен факт дробления бизнеса - приостановленное решение по ВНП за 2022 - 2024 годы вступает в силу одновременно с вступлением в силу решения по итогам этой проверки. Если за периоды 2025 и 2026 годов проведено несколько ВНП, в результате которых выявлено дробление бизнеса, - приостановленное решение вступает в силу с наиболее ранней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких ВНП (ч. 7 ст. 6 Закона N 176-ФЗ).

При частичном добровольном отказе от дробления бизнеса в налоговых периодах 2025 и 2026 годов - обязанность по уплате задолженности за налоговые периоды 2022 - 2024 годов прекращается в соответствующей части (ч. 8 ст. 6 Закона N 176-ФЗ).

4) Если налогоплательщик отказался от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов только после назначения ВНП за 2025 и 2026 г.г.

Для этого случая в ч. 9 ст. 6 Закона N 176-ФЗ установлены особые условия: обязанность по уплате задолженности в связи с дроблением бизнеса может быть прекращена за 2022 - 2023 годы, но только при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также за 2024 год. Причем такой отказ должен быть произведен в срок до даты вступления в силу итогового решения по ВНП за налоговые периоды 2025 и 2026 годов. А в случае проведения за налоговые периоды 2025 и 2026 годов нескольких ВНП, которыми выявлено дробление бизнеса, - такой отказ должен быть произведен до наиболее ранней даты из дат вступления в силу решений, вынесенных по результатам таких ВНП.

То есть дополнительно необходимо будет погасить задолженность за 2024 год, связанную с дроблением бизнеса.

В этом случае в рамках камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций за 2024 год, налоговые органы вправе истребовать в соответствии со ст. 93 НК РФ информацию, документы, связанные с подтверждением добровольного отказа от дробления бизнеса (ч. 11 ст. 6 Закона N 176-ФЗ).

5) Если налогоплательщик-организация, в отношении которого приостановлено решение в связи с амнистией, ликвидируется, исключен из ЕГРЮЛ или обанкротился.

Для таких налогоплательщиков установлено ещё одно специальное правило - приостановленное решение по налоговой проверке за 2022-2024 гг. вступает в силу с даты внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что:

- организация находится в процессе ликвидации;

- в отношении организации принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;

- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Одновременно прекращается обязанность таких организаций по уплате задолженности за 2022-2024 гг., возникшей в связи с дроблением бизнеса.

Но если после прекращения такой обязанности по результатам ВНП будет установлено, что осуществление деятельности налогоплательщика с использованием дробления бизнеса продолжается в 2025 и (или) 2026 годах иной группой лиц, контроль за деятельностью которых осуществляется теми же лицами, которые ранее контролировали деятельность налогоплательщика, на лица, входящие в состав иной группы лиц, возлагается обязанность по уплате налогов, отраженных в решении, вынесенном по результатам проведения налоговой проверки налогоплательщика за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, пеней и штрафов в связи с дроблением бизнеса.

Порядок возложения обязанности за ликвидированную организацию на иную группу лиц и последующего взыскания с них такой задолженности Законом N 176-ФЗ не уточняется.

Особенности направления материалов налоговых проверок за 2022-2024 гг. по приостановленным решениям

В ч.ч. 14 и 15 ст. 6 Закона N 176-ФЗ установлены особенности направления налоговыми органами материалов налоговых проверок за налоговые периоды 2022-2024 годов, по результатам которых выявлено дробление бизнеса и вступление в силу решений по которым приостановлено в соответствии с ч. 4 этой статьи.

Начиная с 12 июля 2024 г. (со дня вступления в силу Закона N 176-ФЗ) материалы налоговых проверок за 2022-2024 гг., по которым приостанавливаются решения в связи с амнистией, направляются налоговыми органами в следственные органы в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 32 НК РФ, только после вступления в силу соответствующих решений по результатам налоговых проверок, за исключением случаев, если возникшая на их основании обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов прекращена.

В части указанных в таких решениях налоговых правонарушений, не связанных с фактом дробления бизнеса, течение сроков, предусмотренных п. 3 ст. 32 НК РФ для направления налоговыми органами материалов в следственные органы, не прерывается.

При этом, если сумма указанной в таком решении недоимки, не связанной с фактом дробления бизнеса, не позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, - материалы в следственные органы не направляются. Исключением являются случаи, если после вступления в силу такого решения в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 6 Закона N 176-ФЗ (то есть, после ВНП за 2025 и 2026 гг., выявлено дробление бизнеса) общий размер неисполненной обязанности по такому решению позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.