Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Концепция развития промышленного парка по требованиям Министерства экономического развития (Минэкономразвития, МЭР) РФ и Министерства промышленности и торговли (Минпромторг, МПиТ) РФ

Еще по теме проектов комплексного развития территории:
Плюсы индустриальных парков
Плюсы территорий опережающего развития (ТОР)
Плюсы особых экономических зон (ОЭЗ)
Плюсы промышленных (отраслевых, территориальных) кластеров

Концепция развития индустриального (промышленного) парка представляет собой единый документ, утвержденный инициатором проекта, по возможности согласованный или утвержденный органами государственной власти субъекта РФ, и гарантирующий резидентам индустриального парка неизменность его основных параметров - фактически оферту органа государственной власти, управляющей компании (УК) или девелопера - собственника объектов недвижимости или земельного участка с коммуникациями.

Обязательные требования к концепции развития индустриального (промышленного) парка:

Текст Национального стандарта "Индустриальные парки. Требования"

Макет концепции индустриального парка от Ассоциации индустриальных парков

Методические рекомендации по созданию промышленного парка Ассоциации индустриальных парков

 

Структура концепции  создания и (или) развития  частного промышленного парка, промышленного парка, индустриального парка, агропромышленного парка, технопарка

Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края

Методические рекомендации
по созданию индустриальных парков
на территории Пермского края
г. Пермь
2018 г.
Содержание
 
 

Программы "инфраструктурного лифта":

  • Минэкономразвития России ППРФ 316 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат на создание и развитие промышленных (индустриальных) парков в 10 регионах ИПСЭР
  • Минэкономразвития России ППРФ 316 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат на создание и развитие промышленных (индустриальных) парков в 10 дополнительных регионах
  • Минпромторг России - Субсидии промышленным технопаркам в сфере РЭ/РЭП до 900 млн рублей за 3 года (до 300 в год) на развитие радиоэлектроники.
  • Минпромторг России ППРФ 1325 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) в виде возврата из федерального бюджета на счет УК частного промпарка налогов, уплаченных резидентами в бюджет РФ в качестве компенсации затрат на инфраструктуру
  • Минпромторг России ППРФ 1119 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) в виде возврата из федерального бюджета региональному бюджету затрат на строительство инфраструктуры промпарка налогов, уплаченных резидентами в бюджет РФ
  • Минстрой России ППРФ 1189 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат на инфраструктуру для промышленных (индустриальных) парков
  • Минэкономразвития России ППРФ 1704, 1705 - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) в виде списания части долга регионального бюджета федеральному бюджету в размере затрат региона на строительство инфраструктуры промпарка и в размере налогов, уплаченных резидентами в бюджет РФ
  • Минпромторг России (ППРФ 41) - Субсидия (целевое бюджетное софинансирование) на софинансирование затрат совместных проектов участников промышленных кластеров на финансирование расходов на строительство производственных зданий, строений, сооружений общего пользования, а также на приобретение оборудования общего пользования.
  • Минпромторг России (ППРФ 779) - на включение промышленного кластера в федеральный реестр кластеров - условие для получения УК (СО) кластера субсидий на финансирование расходов на строительство производственных зданий, строений, сооружений общего пользования, а также на приобретение оборудования общего пользования.
  • Минпромторг России (ППРФ 794, 1863) - на включение объекта (индустриальный парк, промышленный технопарк) в федеральный реестр парков, технопарков - условие для предоставления вышеперечисленных субсидий, а также налоговых льгот УК или резидентов - по земельному налогу, налогообложению применяющих УСНО, транспортному налогу, налогу на недвижимое имущество, региональных целевых льготных займов на финансирование расходов на строительство (реконструкцию) инженерной инфраструктуры, производственных зданий, строений, сооружений общего пользования на территории промышленного (индустриального) парка, а также на приобретение оборудования общего пользования.

Подробные консультации (платные) по этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

Чем мы можем быть полезны?

  • Аккредитация индустриал. парка ППРФ 794
  • Аккредитация пром. технопарка ППРФ 1863
  • Концепция развития парка
  • Концепция развития ОРЦ, ЛАЦ, РЦ, ОРТПЦ
  • Консультации по бизнес-модели
  • Бизнес план УК, девелопера парка, резидентов парка
  • Услуги УК, тарификация
  • Юридические документы, регламенты
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 507 на льготы, субсидии, преференции, льготные займы
  • Заявка УК или резидента парка по ПКМ РТ 505 на компенсацию части тарифа по потребленной и оплаченной электроэнергии

Также мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Также мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по федеральным и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

 

 

 

 

 

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР, ОЭЗ, СЭЗ), других объектов инфраструктуры - разработка: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, пакета документации,
  • консультируем по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • содействуем в получении целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • разная консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

 

Еще по теме:

Про земельные участки и налоговые льготы:

Еще по теме:

 

 

 

 

 

Чем мы можем быть полезны?

Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:

  • Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
  • Разъясняем понятия и термины, доносим суть
  • Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
  • Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
  • Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
  • Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
  • Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
  • Избавляем от необходимости:
    • прочтения 100х страниц разной документации,
    • прочтения 100х страниц законов, НПА,
    • просмотра 100х часов семинаров, презентаций
    • траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
    • траты 100х часов назначения и проведения встреч,
    • траты 100х часов на вопросы/ответы,
    • траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
    • покупки специализированного ПО,
    • другие расходы на свой штат
  • Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
  • Отвечаем на вопросы:
    • Какие есть программы, льготные финансы?
    • На что дают деньги?
    • Кому дают, а кому - нет?
    • Как в них участвовать?
    • Какие требования?
    • Какие есть "подводные камни"?
    • Что влияет на повышение вероятности "победы"?
    • Как повысить шансы заявки победить?
    • Какие суммы реально получить?
    • Какая документация нужна?
    • Как ее сделать?
    • Чем мы можем посодействовать?
    • Как лучше "упаковать" проект?
  • Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг

Оказываем услуги консультационного сопровождения и разработки документации:

  • - для резидентов и управляющих компаний (УК) промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков,
  • - резидентов и УК территорий опережающего развития (ТОР, ТОСЭР),
  • - резидентов и УК особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ), других объектов инфраструктуры,
  • - консультируют по финансово-экономическим, юридическим вопросам, маркетингу (исследование рынка, продвижение),
  • - получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России,
  • - консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • - разработка для девелопера (управляющей компании) или резидента: юридической документации, концепции, бизнес-плана развития проекта, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • - привлечение партнеров в проект, бизнес.

При необходимости - обращайтесь к нам!

 

 

 

 

 

1.1. Общие положения
При разработке Методических рекомендаций учтены основные приоритеты социально-экономического развития региона, определенные Стратегией социально-экономического развития Пермского края до 2026 г.
Методические рекомендации разрабатываются с целью создания
и развития на территории Пермского края индустриальных (промышленных) парков.
Методические рекомендации опираются на анализ опыта успешных регионов Российской Федерации в части создания благоприятных организационно-экономических, административных, нормативных законодательных и фискальных условий для развития индустриальных парков.
 
Индустриальный (промышленный) парк – управляемый специализированной управляющей компанией комплекс объектов недвижимого имущества, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями, строениями и сооружениями, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимой для создания нового промышленного производства, а также обладающий необходимым правовым режимом для осуществления производственной деятельности.
 
Управляющая компания индустриального (промышленного) парка – юридическое лицо, правомочное и осуществляющее деятельность по управлению созданием, развитием и функционированием индустриального парка, выручка которого от указанной деятельности составляет не менее 80% от общего объема реализованных товаров и услуг за прошедший период.
 
Резидент индустриального (промышленного)  парка – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией индустриального (промышленного) парка договор аренды и (или) договор купли-продажи объектов промышленной инфраструктуры индустриального (промышленного) парка или их частей и (или) земельного участка, находящихся в границах территории индустриального (промышленного) парка, в целях ведения промышленного производства промышленной продукции (далее - договор).
 
Инфраструктура индустриального парка – комплекс инженерных, транспортных, социальных, коммуникационных и других объектов, обеспечивающих функционирование индустриального парка.
 
 
Концепция индустриального парка – единый документ, утвержденный инициатором проекта, по возможности согласованный или утвержденный органами государственной власти субъекта РФ, и гарантирующий резидентам индустриального парка неизменность его основных параметров.
 
Цели создания индустриального (промышленного) парка:
·          Создание условий для устойчивого долговременного социально-экономического развития территорий Пермского края на основе формирования современных производственных площадок в формате индустриального (промышленного) парка, привлекательных для инвесторов и резидентов, желающих создавать и развивать конкурентоспособное промышленное производство.
·          Обеспечение высокопроизводительной занятости населения региона, создание в рамках индустриального (промышленного) парка конкурентоспособных промышленных производств традиционной специализации и новых сегментов региональной экономики.
Проект концепции индустриального (промышленного) парка должен включать следующие базовые разделы:
         1) описание проекта с указанием сроков его реализации, площади земельного участка, технических параметров объектов капитального строительства, мощности энергетических ресурсов;
2) маркетинговую стратегию;
3) описание структуры управления, в том числе организационно-правовой и функциональной структур управляющей компании, описание услуг индустриального (промышленного)  парка, его ценовой политики для резидентов;
4) обоснование специализации индустриального (промышленного)  парка и функционального зонирования территории;
5) резидентную политику и отраслевую специализацию;
6) концепцию развития инженерной инфраструктуры;
7) план перспективного развития;
8) инвестиционную стратегию;
9) расчет экономического и бюджетного эффекта;
10) расчет рисков;
11) бизнес-план (отдельный документ, который может быть интегрирован в общую концепцию).
 
Разработка концепции реализации проекта по созданию индустриального (промышленного) парка на территории Пермского края предполагает выполнение следующих блоков работ.
 
Блок работ 1. Обоснование спроса на земельные участки индустриального (промышленного) парка со стороны потенциальных резидентов. Необходимо:
а) оценить масштаб спроса со стороны потенциальных резидентов на размещение производства на конкретной инвестиционной площадке, определить требования и возможные условия размещения предприятий в индустриальном (промышленном) парке;
б) сформировать «портреты» потенциальных резидентов, отраслевые и технологические приоритеты для поиска и формирования состава  резидентов индустриального (промышленного) парка.
 
Блок работ 2. Комплексная оценка существующей инвестиционной площадки для размещения индустриального (промышленного) парка; разработка мастер-плана проекта включает следующие этапы:
1.Оценка и комплексный анализ существующей инвестиционной площадки.
В рамках данного этапа провести:
а) анализ имеющихся вариантов инвестиционных площадок для размещения индустриального (промышленного) парка на региона.
б) комплексную оценку выбранного варианта инвестиционной площадки для размещения индустриального (промышленного) парка;
в) разработку концепции индустриального (промышленного) парка (предварительного мастер-плана проекта).
2. Разработка вариантов инфраструктурного обеспечения территории индустриального (промышленного) парка и оценка объемов капитальных затрат на создание объектов инфраструктуры.
Состав выполняемых работ:
а) определение потребности в инженерной, транспортной, деловой, социальной и иной внутренней инфраструктуре для привлечения резидентов и развития индустриального (промышленного) парка;
б) анализ существующей и планируемой к созданию внешней инфраструктуры индустриального (промышленного) парка с учетом планов развития инфраструктуры, расположенной на прилегающих территориях. Разработка вариантов внешнего инженерного обеспечения;
в) определение прогнозных показателей потребления энергетических и других видов ресурсов;
г) разработка схемы функционального зонирования и транспортной схемы индустриального (промышленного) парка;
д) оценка объемов затрат на создание объектов инженерной, транспортной, деловой, социальной и иной инфраструктуры для индустриального (промышленного) парка;
е) разработка предложений по источникам финансирования затрат на создание объектов инфраструктуры индустриального (промышленного) парка;
ж) разработка и согласование с заказчиком мастер-плана проекта с учётом развития инженерной инфраструктуры.
 
Блок работ 3. Разработка стратегии развития индустриального (промышленного) парка включает этапы:
1.Определение целевых показателей функционирования индустриального (промышленного) парка:
а) удельный вес отгружаемой продукции и услуг компаний резидентов индустриального (промышленного) парка в общем объеме отгружаемой продукции в муниципальном образовании;
б) соотношение уровня средней заработной платы в компаниях – резидентах индустриального (промышленного) парка и соответствующего показателя по промышленным предприятиям региона;
в) соотношение темпов роста налогооблагаемой базы компаний – резидентов индустриального парка с соответствующим региональным показателем;
г) удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции компаний – резидентов индустриального (промышленного) парка.
д) затраты компаний – резидентов индустриального (промышленного) парка на технологические, организационные, маркетинговые инновации к общему объему отгруженной продукции.
Перечень показателей может быть расширен по инициативе заказчика.
2.Маркетинговая стратегия развития индустриального (промышленного) парка:
а) предложение вариантов позиционирования индустриального (промышленного) парка на региональном и российском рынке (маркетинговая стратегия);
б) варианты изменения концептуальных характеристик индустриального (промышленного) парка в средне- и долгосрочной перспективе;
в) предложение механизмов привлечения резидентов в индустриальный (промышленный) парк;
г) представление предложений по составу и отраслевой структуре потенциальных резидентов индустриального (промышленного) парка;
д) разработка сценариев развития индустриального (промышленного) парка в средне- и долгосрочной перспективе (варианты маркетинговой стратегии).
3.Механизмы реализации маркетинговой стратегии и достижения стратегических целей:
а) разработка налоговой политики в отношении резидентов индустриального (промышленного) парка, мер налогового стимулирования;
б) подготовка предложений по тарифной политике в отношении резидентов индустриального (промышленного) парка (арендная плата и стоимость выкупа земли, плата за подключение к инженерным сетям, стоимость ресурсов);
в) выбор организационно-правовой формы управляющей компании;
г) рекомендации по модели корпоративного управления;
д) организационная структура и зоны функциональной ответственности;
е) разработка портфеля услуг управляющей компании.
4. Выработка рекомендаций в сфере государственного регулирования процессов создания и развития индустриального (промышленного) парка:
а) определение ключевых направлений государственного регулирования процессов создания и развития индустриального (промышленного) парка;
б) комплексная оценка последствий реализации мер государственного регулирования процессов создания и развития индустриального (промышленного) парка.
5. Оценка эффективности функционирования индустриального (промышленного) парка:
а) разработка финансово-экономической модели развития индустриального (промышленного) парка;
б) оценка совокупного объема привлекаемых государственных и частных инвестиций в развитие инфраструктуры индустриального (промышленного) парка;
в) оценка перспективной финансово-экономической, бюджетной и социальной эффективности проекта;
г) оценка мультипликативного (социально-экономического) эффекта от создания индустриального (промышленного) парка.
6. Риски проекта создания индустриального (промышленного) парка, оценивается возможность и последствия:
а) ухудшения инфраструктурной ситуации, связанной с увеличением потребляемых мощностей на данной территории;
б) снижения покупательной способности населения в результате ухудшения общеэкономической ситуации в РФ и, как следствие, снижение активности бизнеса;
в) усиления конкуренции со стороны новых проектов с аналогичной концепцией.
7. Разработка программы продвижения индустриального (промышленного) парка:
а) состав, содержание, сроки и график реализации мероприятий по продвижению индустриального (промышленного) парка в соответствии с выработанными целевыми показателями проекта;
б) определение ресурсов, необходимых для реализации мероприятий по продвижению индустриального (промышленного) парка (финансовые, организационные, технические и методические).
в) Определение каналов и инструментов продвижения парка.
8. Разработка стратегии и календарного плана работ по созданию и развитию индустриального (промышленного) парка на:
-краткосрочную перспективу;
-среднесрочную перспективу.
9. Содействие в организации и экспертное сопровождение переговоров с финансовым институтом, рассматриваемым в качестве потенциального соинвестора в развитие приоритетного индустриального (промышленного) парка, а также разработки содержательной части заявки (бизнес-плана, ТЭО или аналогичного документа) на получение проектного финансирования.
         Результат работ: Концепция реализации проекта по созданию и развитию индустриального (промышленного) парка на территории Пермского края.
 
4. Организационно-экономическая модель создания индустриального (промышленного) парка
4.1. Ключевые этапы создания и функционирования индустриального (промышленного) парка.
         Комплексная оценка инвестиционных площадок региона с точки зрения потенциала и возможностей привлечения внешних инвестиций позволяет выбрать территорию со специфическим набором потенциальных направлений специализации и направить объективно ограниченные финансовые и материальные ресурсы регионального и местного бюджетов совместно с заинтересованным частным капиталом на создание индустриального (промышленного) парка.
Заинтересованными организациями в формировании индустриального (промышленного) парка, могут выступать якорные инвесторы, институты развития, профессиональные консалтинговые компании, выступающие в роли управляющих компаний, органы местного самоуправления и организации - проектоустроители - потенциальные резиденты. Создание конкретного индустриального (промышленного) парка непосредственно связано с учетом интересов, прежде всего, перечисленных выше организаций.
Процесс создания индустриального (промышленного) парка на территории муниципального образования инициируется органом местного самоуправления путем подбора и предложения инвестиционной площадки, отвечающей базовым условиям для формирования парковой структуры.
Для успешной реализации проекта создания индустриального (промышленного) парка должна быть сформирована команда разработчиков проекта – ядро будущего управляющего органа. Разработка бизнес-плана создания индустриального (промышленного) парка включает в себя обязательные этапы и разделы инвестиционного проекта: от привлечения ресурсов на проектную проработку создания индустриального (промышленного) парка до поиска инвесторов, резидентов и инфраструктурного обустройства инвестиционной площадки.
Источником средств для разработки проектной документации индустриального (промышленного) парка могут выступать средства регионального бюджета и бюджета муниципальных образований при условии муниципальной или государственной собственности на рассматриваемый для нужд индустриального (промышленного) парка земельный участок. При долгосрочной аренде земельного участка под индустриальный (промышленный) парк частным капиталом, проектная документация может быть выполнена за счет средств инвестора.
С учетом вышеизложенного основными этапами по созданию и обустройству территории индустриального (промышленного) парка являются:
1. Предварительный отбор земельных участков, перспективных с точки зрения создания индустриального (промышленного) парка на территории региона.
2. Приобретение и оформление права на земельный участок:
-       постановка на кадастровый учёт и регистрация в ЕГРП;
-       перевод земельного участка из одной категории в другую и изменение разрешённого использования (если необходимо).
3. Организационное планирование:
-       определение отраслевой специфики индустриального парка;
-       определение целевой группы инвесторов;
-       описание функций, состава и объёма возможных услуг управляющей компании.
4. Разработка генерального плана индустриального (промышленного) парка.
5. Инженерное обустройство индустриального (промышленного) парка и обеспечение:
-       электроснабжения;
-       водоснабжения;
-       водоотведения;
-       теплоснабжения;
-       газоснабжения;
-       телефонной и пр.
6. Межевание земельного участка и передача прав на него инвесторам на основании: договоров купли-продажи, аренды/уступки прав/субаренды.
7. Подведение инженерной и транспортной инфраструктур до границ земельного участка, предоставляемого инвестору на основании договоров о присоединении к коммуникациям.
В составе источников финансирования проекта развития инфраструктуры индустриального (промышленного) парка предусматривается:
- выручка от реализации прав на земельный участок инвесторам на территории индустриального (промышленного) парка. В общем случае цены на земельные участки должны покрывать затраты управляющей компании на развитие инфраструктуры индустриального парка;
- субсидии из федерального или регионального бюджета, предоставляемые в соответствии с порядком установленным установленным федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Пермского края;
- заемные средства;
-        средства частных инвесторов за счет долевого участия в проекте развития индустриального (промышленного)  парка. Для целей привлечения частных инвесторов в проекте развития инфраструктуры индустриального (промышленного) парка управляющая компания может учреждать совместные дочерние общества, продавать доли участия в существующих дочерних обществах;
-        средства федеральных институтов развития, например, Инвестиционного фонда РФ и ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
 
4.2. Организационно-экономическая модель создания индустриального (промышленного) парка
Определяющими элементами организационной структуры создания индустриальных (промышленных)  парков на территории Пермского края являются: уполномоченный орган по созданию индустриальных (промышленных)    парков, органы местного самоуправления, резиденты индустриальных (промышленных) парков. В состав организационной структуры может быть включена управляющая компания индустриального (промышленного) парка.
При организации управления через управляющую компанию индустриального (промышленного) парка ею осуществляются следующие основные функции:
- непосредственное управление созданием и обеспечение функционирования индустриального (промышленного) парка;
- осуществление прав и обязанностей заказчика и инвестора по созданию объектов инфраструктуры индустриального (промышленного) парка;
- привлечение инвестиций в развитие индустриальных (промышленных) парков;
- привлечение финансирования для выполнения работ, связанных с созданием и функционированием индустриального парка;
- разработка и осуществление мероприятий по привлечению на территорию индустриального (промышленного) парка резидентов и заинтересованных хозяйствующих субъектов;
- заключение с резидентами индустриального (промышленного) парка соглашений о ведении промышленно-производственной деятельности;
- организация контроля за исполнением резидентами индустриального (промышленного) парка соглашений о ведении промышленно-производственной деятельности;
- выполнение обязанностей по эксплуатации и содержанию инфраструктурных объектов, расположенных на территории индустриального (промышленного) парка;
- представление интересов инвесторов (резидентов) индустриального (промышленного) парка при взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти и институтами развития;
- оказание резидентам комплексных сервисных услуги по коммунальному обеспечению, доступу к объектам социальной инфраструктуры и др.
Создание индустриального парка может осуществляться по инициативе:
- органов государственной и муниципальной власти - правообладателей земельных участков, на которых возможно размещение индустриального (промышленного) парка;
- потенциальных управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и/или группы лиц, претендующих на роль резидентов индустриального (промышленного) парка;
- частных собственников земельных участков, на которых уже созданы или планируются объекты промышленного производства.
 
5. Организационно-правовые формы индустриального (промышленного) парка
 
Управление индустриальными (промышленными) парками может осуществляться в следующих формах:
1)      если земельный участок, предназначенный для создания индустриального (промышленного) парка, находится в государственной, муниципальной собственности, управление индустриальным (промышленным) парком осуществляется управляющей компанией, а в ее отсутствие обеспечивается соответствующим органом государственной власти, муниципального образования;
2)      если земельный участок, предназначенный для создания индустриального (промышленного) парка, находится в частной собственности, то управление индустриальным (промышленным) парком осуществляется управляющей компанией, а в ее отсутствие обеспечивается собственником земельного участка.
Управляющая компания индустриального (промышленного) парка может создаваться в следующих организационно-правовых формах: общество с ограниченной ответственностью, открытое (закрытое) акционерное общество (предпочтительная форма), государственное унитарное предприятие (в государственных и муниципальных парках).
Отбор управляющей компании осуществляется по следующим основаниям:
1)      если земельный участок, предназначенный для создания индустриального (промышленного) парка, находится в государственной, муниципальной собственности, отбор управляющей компании осуществляется на конкурсной основе в порядке, определяемом уполномоченным органом, муниципальным образованием;
2)      если земельный участок, предназначенный для создания индустриального (промышленного) парка, находится в частной собственности, то управляющая компания определяется собственником земельного участка.
Управление индустриальным (промышленным) парком осуществляется на основании соглашений, заключаемых между управляющей компанией и резидентами индустриального парка и предусматривающих в том числе осуществление инвестиций в создание и (или) развитие инфраструктуры индустриального (промышленного) парка.
 
6.      Типовая форма бизнес-плана индустриального (промышленного) парка
1. Бизнес-план создания и (или) развития индустриального (промышленного) парка (далее – бизнес-план) должен включать следующие разделы:
- резюме проекта создания и (или) развития индустриального (промышленного) парка (далее – проект);
- описание проекта;
- информация об основных участниках проекта;
- описание услуг управляющей компании индустриального (промышленного) парка;
- анализ рынка;
- организационный план-график создания и (или) развития индустриального (промышленного) парка;
- маркетинговый план;
- финансовый план;
- анализ проектных рисков;
- прогноз денежных потоков проекта;
- расчет показателей экономической и бюджетной эффективности проекта.
2. Формат и структура бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от характера проекта, но разделы, указанные в пункте 1, должны быть включены в бизнес-план в обязательном порядке.
3. Информация, включенная в бизнес-план, должна быть объективной, основываться на обоснованных данных и не противоречащих им разумных предположениях. Все числовые данные и ключевые предположения должны сопровождаться ссылками на источники информации с указанием даты, по состоянию на которую приведена информация.
4. Рекомендуется включить в бизнес-план справочный материал, в том числе:
-       информацию о составителях бизнес-плана;
-       содержание с указанием страниц;
-       словарь ключевых технических и иных узкоспециализированных терминов, используемых в бизнес-плане;
-       список определений и расчетных формул для финансовых показателей (коэффициентов), которые упоминаются в бизнес-плане и рассчитываются в финансовой модели;
-       краткую информацию о технико-экономических, маркетинговых и иных исследованиях, использованных при составлении бизнес-плана.
5. Резюме проекта
В данном разделе рекомендуется раскрыть в сжатой форме:
-       суть проекта и целесообразность его реализации;
-       ключевую информацию о получателе средств и Основных участниках проекта;
-       результаты анализа потенциала рынка;
-       стратегию реализации проекта (общий график реализации);
-       ключевые прогнозные финансовые показатели (коэффициенты);
-       общую стоимость проекта, общую потребность в финансировании и предполагаемые источники финансирования;
-       ключевые факторы успеха и основные риски проекта (рекомендуется представить в виде SWOT- анализа);
-       иную ключевую информацию по проекту.
6. Описание проекта
В данном разделе необходимо:
-       изложить суть проекта, в том числе указать тип инвестиционного проекта (создание нового производства/объекта с «нуля»; реконструкция действующего производства/объекта; модернизация действующего производства/объекта; выпуск новой продукции на действующем производстве; расширение действующего производства; иное изменение с целью ведения коммерческой деятельности);
-       указать стадию реализации проекта и фазу (конкретный этап внутри стадии), на которой находится проект в настоящее время;
-       указать регион и отрасль, в которых будет реализован проект;
-       обосновать целесообразность реализации проекта для получателя средств (например, возможность увеличить объём продаж и долю на рынке; снизить затраты; занять свободную нишу на рынке или создать новый рынок; учесть экологические требования и т.п.);
-       описать положительный эффект для экономики и общества РФ, а также дать обоснование общегосударственной (региональной) значимости проекта.
7. Информация об основных участниках проекта должна включать следующие сведения:
-     об управляющей компании индустриального (промышленного) парка, ее опыте реализации проектов и управления аналогичными объектами;
-      об инвесторах проекта, в том числе, о величинах их инвестиций в проект, подтверждение их готовности осуществить инвестиции в проект;
-      о резидентах (в том числе предполагаемых) индустриального (промышленного) парка, подтвердивших свою готовность разместить производства на территории индустриального парка, в том числе информация о размерах их инвестирования в проект.
В составе суммы инвестиций резидентов индустриального (промышленного) парка указываются отдельно: инвестиции в выкуп/строительство зданий (строений) на территории парка, приобретение оборудования, прочие статьи.
8. Раздел «Анализ рынка» должен включать:
-      анализ рынка производственно-складской недвижимости в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), в том числе, определение диапазона ставок арендной платы и цен продажи за помещения производственно-складского назначения и за земельные участки промышленного назначения;
-      сравнительный анализ деятельности конкурентных индустриальных (промышленных) парков и ценовой анализ их предложений резидентам.
В разделе должен быть представлен анализ текущего состояния рынка, включая:
-       текущий и потенциальный (прогнозный) объем рынка;
-       степень насыщенности;
-       динамику развития (в том числе, появление новых игроков, динамику объёма продаж, ключевые изменения и тенденции, текущую стадию жизненного цикла рынка);
-       описание структуры (основных сегментов) рынка;
-       показатели рыночной концентрации;
-       основных прямых конкурентов и конкурентов, производящих продукты-заменители;
-       барьеры входа в отрасль (включая законодательные ограничения, ограничения доступа к ключевым ресурсам, ограничения по масштабу производства);
-       данные о сезонности спроса или предложения;
-       основные каналы продаж и методы стимулирования сбыта;
-       принципы ценообразования, историческую динамику цены на продукт и прогнозы её изменения;
-       скорость инноваций и технологических изменений в отрасли;
-       степень государственного регулирования рынка (отрасли);
-       иную существенную информацию.
Для выделения рыночных сегментов рекомендуется использовать географический, ценовой, социальный (отраслевой) признак и иные признаки, которые позволяют четко выделить целевую группу покупателей, на которую ориентирован продукт.
В случае значительной степени государственного регулирования рынка (отрасли), а также участия государственных органов и организаций в проекте, рекомендуется вынести обзор нормативно-правовой базы в отдельный раздел, в котором указать информацию о регулировании ценообразования (тарифов), антимонопольном регулировании, необходимых разрешениях для работы и иную существенную информацию.
В разделе также рекомендуется включить:
-       прогноз объема продаж или иного показателя спроса по рынку в целом и по сегментам, в которых будет позиционироваться продукция (работы, услуги), предназначенные к реализации по проекту (период прогноза, как правило, должен составлять не менее пяти лет);
-       анализ уровня конкуренции в отрасли (рекомендуется использовать схему «пяти сил конкуренции» М. Портера – рассмотреть «рыночную силу» поставщиков, потребителей, существующих и потенциальных прямых конкурентов, конкурентов, производящих продукты-заменители);
-       данные по основным конкурентам: позиция на рынке (местоположение, доля рынка), текущие и прогнозные производственные мощности, основная стратегия конкурентной борьбы, конкурентные преимущества и недостатки (обязательно в случае олигополистической структуры рынка – наличии нескольких крупных игроков на рынке);
-       данные об отрасли в целом (общая динамика предприятий отрасли; уровень рентабельности, структура активов, оборачиваемость активов, типовая структура затрат, степень износа основных фондов, уровень загрузки производственных мощностей/технологического оборудования; другие важные факторы, характеризующие отрасль).
Если целью инвестиционного проекта является строительство заранее определенного количества объектов (производственных мощностей) для реализации заранее определенному заказчику, с которым достигнуто предварительное соглашение (заключен договор) о приобретении объектов (производственных мощностей), или реализация продукции/работ/услуг, предназначенных для единственного покупателя, анализ рынка рекомендуется заменить анализом потребностей ключевого заказчика (покупателя).
9. Организационный план
В данном разделе необходимо дать описание общей стратегии реализации проекта, привести временной график реализации проекта с указанием предполагаемого начала реализации проекта и продолжительности основных стадий (предынвестиционная, инвестиционная/стадия ввода мощностей, операционная, ликвидационная), а также промежуточных этапов (фаз).
·       В разделе должна содержаться информация о плане ввода производственных мощностей или иных объектов инвестирования в эксплуатацию (в виде графика или блок-схемы), если применимо, с указанием критических (контрольных) точек;
·       Также в разделе может содержаться план проектно-изыскательских, геологоразведочных, строительных, монтажных, пуско-наладочных и иных работ по проекту с указанием их продолжительности и /или календарный план выполнения работ по проекту (в виде графика или блок-схемы), иные организационные планы и схемы.
·       Организационные графики и схемы и планы работ по проекту могут быть вынесены в приложения к бизнес-плану.
10. Раздел «Маркетинговый план» должен включать:
-        определение целевых отраслей, на компании которых ориентирован индустриальный парк, обоснование выбора таких отраслей; определение сегмента компаний в рамках списка определенных отраслей (в том числе, по виду выпускаемой продукции, величине выручки, количеству работников, территориальному аспекту размещения до момента запуска проекта индустриального парка);
-        определение конкретных компаний - потенциальных резидентов;
-        обоснование ценовых условий на услуги управляющей компании индустриального парка с учетом проведенного анализа рынка, в том числе, цены продажи объектов недвижимости/земельных участков и ставки арендной платы за объекты недвижимости/земельные участки в индустриальном парке;
-        план мероприятий по привлечению резидентов в индустриальный парк с указанием планируемого бюджета на такие мероприятия.
11. Анализ ресурсов
В данном разделе необходимо провести анализ материальных, организационных, человеческих и иных ресурсов, которые требуются для реализации проекта.
Необходимо отметить, какие ресурсы уже имеются у основных участников проекта и какие ресурсы будет необходимо привлечь дополнительно при реализации проекта (производственная/строительная площадка; инфраструктура (энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, транспорт и т.д.); машины и оборудование; сырьё, материалы, энергия, комплектующие; услуги и работы подрядчиков; трудовые ресурсы/персонал; управленческий ресурс и т.д.).
Необходимо привести в бизнес-плане:
-       анализ производственной/строительной площадки (в случае её необходимости для реализации проекта), который должен включать: расположение, в том числе близость к рынку сбыта и сырья; достаточность площади; наличие и качество прилегающей инфраструктуры и коммуникаций, в том числе складских помещений; степень изношенности здания и коммуникаций; требуемые изменения и улучшения; иные важные характеристики, которые обусловили её выбор;
-       если проект относится к категории создания нового предприятия/производства/объекта с «нуля», информацию о том, как предполагается обеспечить устойчивое материально-техническое снабжение (указать предполагаемых поставщиков и их местоположение);
-       анализ управленческих ресурсов проекта (резюме команды основных руководителей и разработчиков должны быть приложены к бизнес-плану), а также обосновать заинтересованность управленцев и разработчиков в успешной реализации проекта (к примеру, через передачу части акций/долей получателя средств в собственность, использование опционных схем и иных схем компенсации (оплаты труда) и т.д.).
Рекомендуется:
·выделить ключевые ресурсы и провести анализ соответствующих ресурсных рынков, в том числе проанализировать текущие и прогнозные объемы спроса и предложения ресурсов, рыночную структуру, динамику цен;
·если производство является трудоёмким или основным продуктом по проекту являются услуги или работы, можно выделить анализ трудовых ресурсов в отдельный раздел или приложение, в котором описать:
¾    необходимый для реализации проекта персонал, в том числе, количество персонала по категориям, необходимые навыки и квалификацию, предполагаемый уровень заработной платы;
¾    имеющийся персонал (в случае его наличия), в том числе, состав и квалификацию, потребность в обучении, текучесть кадров, уровень оплаты труда.
12. Воздействие проекта на окружающую среду
В данном разделе должна содержаться информация о воздействии проекта на окружающую среду и о соответствии проекта экологическому законодательству.
В разделе должны быть приведены основные результаты государственной экологической экспертизы, иных экологических экспертиз, экологического аудита (если они проводились).
Также необходимо привести описание планируемых мероприятий по охране окружающей среды (с указанием стоимости мероприятий и плана-графика их реализации).
13. Раздел «Финансовый план» должен включать, в том числе, план финансирования проекта.
13.1. В разделе «Финансовый план» представляется следующая информация:
-        основные исходные данные, допущения и предпосылки, использованные для построения финансовых прогнозов;
-        ключевые статьи доходов и затрат (в том числе, инвестиционных и эксплуатационных) по годам реализации проекта;
-        результаты оценки воздействия изменений ключевых факторов риска на финансовые прогнозы;
-        иная информация, в том числе графический материал, иллюстрирующий и детализирующий результаты финансовых прогнозов.
13.2. Кроме того план финансирования проекта должен содержать следующую информацию:
-        общая потребность в финансировании (в разбивке по основным категориям инвестиционных затрат);
-        предполагаемая структура источников финансирования;
-        размер и форма участия управляющей компании;
-        график предоставления, обслуживания и возврата заемных средств управляющей компанией;
-        размер, форма и условия предоставления финансирования иными участниками проекта.
14. Анализ проектных рисков
Раздел должен содержать типы и описание основных рисков по проекту, их оценку (качественную оценку величины риска и/или количественную оценку вероятности реализации риска и степени потенциального ущерба), способы управления рисками (их снижения, распределения между участниками) и предлагаемые гарантии инвесторам.
Для проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, необходимо привести матрицу рисков и предложения по распределению рисков между частным и государственным сектором с целью их минимизации.
15. Раздел «Прогноз денежных потоков проекта» должен быть выполнен с соблюдением следующих условий:
-        срок прогнозирования должен составлять 5 лет;
-        необходимо использовать индексы-дефляторы;
-        для индексации ставок арендной платы, цен продажи объектов недвижимости/земельных участков рекомендуется использовать прогнозируемые рыночные темпы роста цен на указанные объекты. При отсутствии такой информации необходимо привести расчет ретроспективных темпов роста указанных показателей за последние три года, предшествующие году подачи заявки, с указанием источников информации;
-        для индексации тарифов на услуги организаций коммунального комплекса следует использовать прогнозные индексы, на тарифы таких организаций, официально публикуемые Министерством экономического развития Российской Федерации в прогнозах социально-экономического развития. На период за пределами прогнозов Министерства экономического развития РФ следует использовать значение индекса последнего прогнозного года, по которому имеется прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации.
Указанные в данном разделе требования предъявляются к финансовой модели индустриального парка.
16. Раздел «Расчет показателей экономической и бюджетной эффективности проекта» должен содержать:
а) расчет эффективности проекта:
- без привлечения средств субсидии;
- с привлечением средств субсидии;
б) расчет WACC – средневзвешенной стоимости капитала;
в) расчет критериев экономической и финансовой эффективности проекта:
- чистая приведенная стоимость (NPV);
- внутренняя норма доходности (IRR);
- рентабельность инвестиций (RI) как соотношение NPV проекта и суммарной недисконтированной величины инвестиций субъекта, с точки зрения которого составлен прогноз денежных потоков (по умолчанию- управляющая компания);
- дисконтированный и недисконтированный сроки окупаемости проекта;
г) расчет бюджетной эффективности - прогноз денежных потоков, с разбивкой на статьи затрат и доходов бюджетов каждого из уровней бюджетной системы Российской Федерации;
д) выводы об экономической целесообразности реализации проекта и обоснование использования средств субсидии.
17. Приложения
В бизнес-план рекомендуется включать приложения, иллюстрирующие, детализирующие или подтверждающие информацию, изложенную в основной части бизнес-плана. Ниже приведены типовые приложения к бизнес-плану:
а) Команда основных руководителей и разработчиков по проекту:
· в данном приложении рекомендуется привести резюме руководителей и разработчиков, которые будут участвовать в реализации проекта (информация об их квалификации, опыте, успешно реализованных проектах и полученных наградах и т.п.).
б) Покупатели и заказчики:
· список предполагаемых покупателей и заказчиков, стратегических партнеров, в том числе основных покупателей (заказчиков), давших гарантии покупки существенного объема продукции (услуг), реализуемых в рамках проекта. Предполагаемые условия поставки и оплаты;
· если имеется, предварительно согласованные или гарантируемые объемы закупки (портфель заказов).
в) Информация о конкурентах.
г) Общая стоимость проекта/Бюджет инвестиционных затрат по проекту:
· затраты на инвестиционной стадии по периодам в разбивке по основным категориям (затраты на подготовку проекта и предпроектные работы, проектные работы, капитальные вложения, подбор и обучение персонала, покрытие потребности в оборотном капитале и т.д.) и статьям затрат с указанием того, являются ли они предстоящими или уже были понесены (предстоящие инвестиции указываются с учетом прогнозной инфляции, осуществленные - по фактической величине).
д) Оборудование по проекту:
· список оборудования, которое планируется приобрести по проекту (должны быть приложены спецификации по основному оборудованию), основные характеристики, предполагаемые поставщики и подрядчики.
е) Поставщики и подрядчики (приложение является обязательным в случае его применимости):
· предполагаемые поставщики сырья, материалов, услуг и подрядчики для осуществления работ на инвестиционной стадии, предполагаемые условия поставки и оплаты работы. Обоснование выбора генерального подрядчика и компании, которая будет осуществлять шефмонтаж оборудования (если не выполняется поставщиком оборудования);
· предполагаемые поставщики сырья, материалов, услуг, составляющих значительную долю в операционных затратах или себестоимости готовой продукции/работ/услуг, предполагаемые схемы и условия работы на операционной (эксплуатационной) стадии;
· описание конкурсных процедур, которые будут применяться при выборе основных поставщиков и подрядчиков.
ж) Операционные затраты:
· расчет потребности в основных видах ресурсов для производства единицы продукции (оказания услуг, выполнения работ) с указанием источников информации для расчета;
· расчет себестоимости единицы продукции;
· информация об основных переменных и условно постоянных операционных затратах (с указанием факторов, которые определяют величину переменных затрат).
з) Трудовые ресурсы/затраты на персонал:
·                    проект штатного расписания по проекту и/или бюджет затрат на персонал по проекту, включая, если применимо, затраты на оплату труда производственного, коммерческого и административного персонала, затраты на подбор и обучение персонала, обеспечение безопасности труда, затраты на мероприятия, связанные с мотивацией работников, в том числе команды основных разработчиков и менеджеров по проекту и т.п.
и) Организационные графики, схемы и планы проектных работ.
к) Бюджеты затрат:
·                    бюджет маркетинга, медиа-план, бюджет затрат на экологические мероприятия, НИОКР (опытно-конструкторские разработки и исследования), страхование, бюджет консультационных, аудиторских и юридических услуг и т.д.
л) Лицензии и патенты, иные ключевые документы по проекту.
м) Расчет ставки дисконтирования.
·   Финансовая модель должна обладать понятной и логичной структурой. Последовательно должны быть представлены исходные данные (допущения), финансовые прогнозы и промежуточные расчеты, результаты финансовых прогнозов; указанные элементы должны быть визуально отделены друг от друга, но связаны между собой расчетными формулами.
·   Все элементы, использующиеся при расчетах в составе формул, должны являться действующими ссылками на ячейки, в которых содержатся допущения (исходные данные), или ячейки, содержащие формулы. Недопустимы ссылки на внешние файлы (не предоставленные в составе Проектного предложения) и циклические ссылки. В исключительных случаях, факт и причина отступления от данных правил должны быть изложены в описании к финансовой модели.
·   Финансовая модель должна допускать внесение изменений в первоначально заложенные допущения и автоматически корректировать финансовые прогнозы в случае внесения таких изменений. Финансовая модель должна быть построена так, чтобы позволить проведение анализа чувствительности результатов финансовых прогнозов к изменению всех допущений (исходных данных) модели.
·   Если финансовые показатели, полученные в финансовой модели, основаны на одной или более базовых моделях, необходимо обеспечить динамические связи между этими базовыми моделями и финансовой моделью так, чтобы при внесении изменений в любую базовую модель, происходило обновление финансовой модели.
·   Финансовая модель должна обладать достаточной степенью детализации, то есть содержать разбивки по основным видам продукции, регионам, производственным единицам, периодам, статьям доходов и затрат и т.п. (если применимо). В то же время, финансовая модель должна предоставлять информацию в интегрированном виде, а именно, в её составе должны присутствовать взаимосвязанные друг с другом прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный баланс, прогнозный отчет о движении денежных средств.
·   Формы прогнозной финансовой отчетности и промежуточные отчеты не должны противоречить друг другу.
·   Финансовая модель должна отвечать принципу единообразия и последовательности в расчетах и форматировании. Формулы расчета финансовых показателей (коэффициентов), которые присутствуют в финансовой модели, должны быть неизменными для всех частей и периодов финансовой модели.
18.2.Требования к составу исходных данных (допущений) финансовой модели:
·                   Исходные данные (допущения), на которых построены финансовые прогнозы, должны быть представлены в описании к финансовой модели или в бизнес-плане.
·                   Список рекомендуемых источников для исходных данных (допущений) указан ниже.
·                   В числе исходных данных (допущений) финансовой модели должны быть указаны следующие (в случае их применимости к проекту):
а.                 основные методические предположения, использованные при построении финансовых прогнозов, в том числе:
-       срок жизни проекта;
-       длительность прогнозного периода (10 лет);
-       начальный момент прогнозного периода;
-       шаг прогноза (минимально: для инвестиционной стадии – один квартал, в случае наличия месячной сезонности – один месяц; для операционной стадии - один год);
-       тип денежных потоков (номинальные, реальные) и итоговая валюта денежных потоков;
-       вид ставки дисконтирования и метод её расчета;
-       методика расчета заключительной стоимости (с указанием ожидаемого темпа роста в постпрогнозный период);
-       иные ключевые методические предположения.
б.                макроэкономические данные (прогнозы инфляции, обменных курсов, роста реальной заработной платы и т.п.);
в.                 прогноз капитальных вложений;
г.                 прогноз объема продаж и объема производства (иных количественных факторов, определяющих выручку);
д.                прогноз цен/тарифов на готовую продукцию/услуги;
е.                 нормы расхода ресурсов на единицу выпуска;
ж.               прогноз цен на основное сырье и материалы и других затрат, составляющих значительную долю в себестоимости, прогноз иных переменных затрат;
з.                 прогноз затрат на персонал (штатное расписание или бюджет затрат на персонал с учётом планируемых индексаций оплаты труда и увеличения штата);
и.                прогноз условно постоянных затрат;
к.                 условия расчетов с контрагентами (отсрочки и предоплаты по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями, бюджетом, персоналом) и/или нормативы оборачиваемости;
л.                налоговые предпосылки: информация о налогах и иных обязательных платежах (пошлинах, взносах по обязательному страхованию и т.п.), которые подлежат уплате в соответствии с действующим законодательством (налог, база, ставка, порядок уплаты), с учётом ожидаемых изменений в налоговом законодательстве;
м.               предпосылки по учетной политике (политика по амортизации, капитализации затрат, созданию резервов, признанию выручки);
н.                прогнозная структура финансирования, условия по заёмному финансированию (процентные ставки, график получения и обслуживания долга);
о.                данные фондового рынка для расчета ставки дисконтирования;
п.                иные исходные данные и предпосылки, важные для данной отрасли и типа проекта.
Формы прогнозной финансовой отчетности.
¾              Прогнозная финансовая отчётность составляется для получателясредств и носит характер управленческой отчётности, в частности:
а.     некоторые статьи, величина которых является относительно незначительной в масштабах проекта, могут быть объединены;
б.    амортизация должна быть выделена отдельной строкой и не должна вычитаться из выручки при расчёте валовой прибыли.
¾              В обязательном порядке должны быть представлены следующие формы прогнозной финансовой отчётности: прогнозный отчет о движении денежных средств, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный баланс.
¾              Прогнозный отчет о прибылях и убытках должен быть составлен по методу начисления (accrual base) и содержать, в том числе, следующие финансовые показатели: выручка, валовая прибыль, валовая рентабельность, EBITDA (операционная прибыль до вычета амортизации, процентов и налогов), EBIT (операционная прибыль до вычета процентов и налогов), чистая прибыль, чистая рентабельность. Если в силу отраслевых или иных особенностей проекта данные показатели не представлены, следует указать факт и причины их отсутствия в описании к финансовой модели;
¾              Прогнозный отчет о движении денежных средств должен включать денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Денежные потоки, связанные с выплатой и получением процентов и дивидендов, должны быть раскрыты в отдельных строках;
¾              В случае предполагаемого долгового финансирования, справочно должны быть приведены свободные денежные потоки до обслуживания долга (CFADS).
¾              Также могут быть предоставлены иные отчеты.
¾              Методические указания по составлению финансовых прогнозов
¾              Общие требования:
¾              Прогнозируются только денежные потоки, которые будут поступать в распоряжение (расходоваться) получателя(ем) средств;
¾              Затраты, связанные с проектом, осуществлённые до начального момента прогнозного периода, не должны учитываться в прогнозных финансовых потоках, но могут быть учтены в виде активов на балансе получателя средств;
¾              График привлечения финансирования должен быть привязан к графику инвестиций, денежные потоки по финансовой деятельности должны прогнозироваться на основе денежных потоков от операционной и инвестиционной деятельности;
¾              По окончании каждого прогнозного шага сумма остатка денежных средств на расчётных и резервных счетах не может принимать отрицательного значения (при возникновении в каком-либо периоде недостатка денежных средств должно прогнозироваться привлечение дополнительных источников финансирования);
¾              При привлечении заёмного финансирования должны прогнозироваться платежи по обслуживанию долга (с учётом возможной отсрочки выплаты начисленных процентов);
¾              Рекомендуется прогнозировать денежные потоки в тех валютах, в которых они реализуются (производятся поступления и платежи), и вслед за этим приводить их к единой, итоговой валюте. В качестве итоговой валюты рекомендуется выбирать валюту, в которой поступает большая часть денежных потоков;
¾              Информацию о движении денежных средств, обусловленном получением и выплатой процентов и дивидендов, следует раскрывать отдельными строками;
¾              Если в конце срока жизни проекта предполагается ликвидация получателя средств или объекта инвестирования или передача прав на извлечение доходов и несение затрат от эксплуатации объекта инвестирования иному лицу, в денежных потоках получателя средств должны быть учтены затраты и доходы, связанные с указанной ликвидацией или передачей прав (в том числе, в соответствии с требованиями законодательства об экологии и недропользовании, а также трудового законодательства);
¾              Срок жизни проекта устанавливается по усмотрению Инициатора проекта. Рекомендуется определять срок жизни проекта как экономически целесообразный (максимизирующий NPVproject), технически осуществимый и юридически допустимый период, в течение которого предполагается создание, последующая эксплуатация и (если требуется в соответствии с законодательством или заключенными договорами между участниками проекта) ликвидация объекта инвестирования или передача прав на извлечение доходов и несение затрат от эксплуатации объекта инвестирования иному лицу. При определении срока жизни проекта рекомендуется принимать во внимание:
-       предполагаемый срок прекращения возможности доступа получателя средств к ключевым ресурсам (например, исчерпание сырьевых запасов, окончание срока аренды земельного участка и т.п.);
-       предполагаемый срок потери контроля получателя средств над объектом инвестирования (например, окончание срока лицензии или срока, закрепленного в договоре концессии и т.д.);
-       предполагаемый срок прекращения возможности или целесообразности дальнейшей эксплуатации объекта инвестирования ввиду его физического или морального износа (в том числе, ввиду изменения технических и экологических стандартов и норм к производимому продукту, технологии производства или условиям труда, появления более эффективных средств производства);
-       предполагаемый срок прекращения потребности рынка в продукте ввиду его морального устаревания или потери конкурентоспособности (продолжительность жизненного цикла продукта).
¾                Продолжительность прогнозного периода устанавливается равным длительности государственного долгосрочного прогнозирования (10 лет);
¾                Ставка дисконтирования и дисконтируемые денежные потоки должны относиться к одному и тому же типу (рассчитаны для проекта целиком или только для собственников) и виду (с учётом инфляции или без учёта). Ставка дисконтирования должна отражать требуемую доходность для инвестиций, выраженных в той же валюте, что и валюта денежных потоков;
¾                При расчёте NPVproject все денежные потоки, включая заключительную стоимость (заключительный денежный поток) должны приводиться к начальному моменту прогнозного периода путем дисконтирования.
18.4. Оценка устойчивости финансовых показателей (коэффициентов)
Для оценки устойчивости финансовых показателей (коэффициентов) применяется метод анализа чувствительности – оценки степени воздействия изменения ключевых факторов чувствительности на результаты финансовых прогнозов. Если анализ чувствительности не позволяет измерить/проиллюстрировать отдельные риски, применяются иные методы, в том числе, расчет точки безубыточности, метод Монте-Карло, сценарный анализ, факторный анализ и т.п.
К ключевым факторам чувствительности относятся допущения (исходные данные) финансовой модели, фактические значения которых в ходе реализации проекта (ввиду невозможности их точной оценки или присущей им волатильности) могут значительно отклониться от значений, заложенных в финансовую модель. В частности, к типичным факторам чувствительности можно отнести:
а.     цены на готовую продукцию и тарифы на услуги;
б.     объем продаж (интенсивность эксплуатации, число покупателей/пользователей);
в.     объем капитальных затрат;
г.      задержки ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию и выхода на проектную мощность;
д.     цены на основное сырьё и материалы, топливо, трудовые ресурсы;
е.      величину постоянных операционных затрат;
ж.   ставку дисконтирования;
з.      прогнозные темпы инфляции;
и.     обменные курсы валют, и т.п.
В обязательном порядке необходимо провести анализ чувствительности к изменению ставки дисконтирования, цены реализации продукта, цены ключевого ресурса и объёма продаж.
К типичным результатам финансовых прогнозов, волатильность которых может быть измерена в ходе анализа чувствительности, относятся показатели эффективности региональных инвестиционных проектов, рассчитанные в соответствии с указанной выше Методикой.
В описание должны быть включены:
а.     описание структуры финансовой модели;
б.     основные допущения (предположения) и исходные данные для финансовых прогнозов, с указанием источников информации, если они не приведены в бизнес-плане;
в.     формулы расчета финансовых показателей (коэффициентов), если они не приведены в бизнес-плане;
г.      контактные данные лиц, ответственных за предоставление разъяснений по финансовой модели;
д.     иная информация, необходимая для понимания структуры, принципов построения, механизма работы, и иных особенностей финансовой модели.
Рекомендуемые источники информации для подготовки бизнес-плана и исходных данных (допущений) для финансовой модели включают:
-        документы, выданные или подписанные третьими лицами, которые не являются аффилированными с получателем средств (разрешительно-согласовательная документация; договоры, сметы и калькуляции; спецификации, прайс-листы, иные документы);
-        исторические данные по финансово-хозяйственной деятельности получателя средств (на основе управленческой и финансовой отчетности);
-        действующие нормативно-правовые акты;
-        официальные данные отраслевой и макроэкономической статистики;
-        результаты аналитических исследований, произведенных независимыми экспертами, обладающими необходимой квалификацией и опытом, в том числе специально проведенных исследований по проекту;
-        данные специализированных отраслевых, маркетинговых, финансовых и иных аналитических изданий и Интернет-сайтов;
-        аналитическая и статистическая информация общепризнанных информационно-аналитических агентств, банков, фондовых и товарных бирж.
 
Устойчивое социально-экономическое развитие территории в значительной степени зависит от обоснованности выбора ее функционального применения. Такой выбор позволяет на основании комплексной системы критериальных факторов оценить способность территории к определенному использованию с целью эффективного размещения объектов инвестирования. Решение задачи определения экономически и социально обоснованных направлений функционального использования территории состоит из последовательного выполнения комплексной оценки относительной стоимости территории и затем определение приоритетов ее функционального применения.
К основным факторам оценки относительной стоимости территорий, используемым при выборе инвестиционных площадок под создание индустриальных (промышленных) парков, относятся:
- уровень инженерного обустройства территории;
- транспортная доступность;
- наличие и качество трудовых ресурсов;
- форма собственности и категория земельного участка;
- близость административно-деловых центров и рынков сбыта;
- наличие крупных якорных инвесторов (резидентов);
- инженерно-геологические условия территории;
- наличие и уровень развития социальной инфраструктуры.
При обосновании территориально-пространственного размещения и специализации индустриальных (промышленных) парков важное значение имеет оценка наличия и состояния объектов социальной инфраструктуры (наличие и доступность жилья, объектов соцкультбыта, обеспеченность и качество трудовых ресурсов и др.).
При определении совокупных затрат на обустройство инвестиционных площадок для создания индустриальных (промышленных) парков следует учитывать затраты на формирование как минимум нормативного уровня социально-инфраструктурной обеспеченности.
Процесс проведения комплексной оценки территории состоит из следующей последовательности действий:
1)    разграничение исследуемой территории на оценочные участки согласно кадастровой оценке;
2)    определение оценочных факторов и системы подсчета числовой выраженности каждого фактора;
3)    проведение расчетов и вычисление коэффициентов дифференциации для каждого оценочного участка;
4)    формирование результатов комплексной оценки (корректировка границ оценочных зон, нормализация вычисленных коэффициентов выраженности факторов и.т.п.).
Комплексный анализ инвестиционных площадок с целью обоснования выбора расположения и возможной специализации индустриальных (промышленных) парков должен проводится на основании следующих факторов:
¾                наличие свободных мощностей электроэнергии на границе инвестиционной площадки (от 2 МВт);      
¾                стоимость подведения электроэнергии к инвестиционной площадке;
¾                наличие свободных мощностей газа на границе инвестиционной площадки (от 1 тыс. м. куб./час);
¾                стоимость подведения газа к инвестиционной площадке;
¾                наличие свободных мощностей воды на границе инвестиционной площадки (от 2 тыс. м. куб./сутки);
¾                стоимость подведения воды к инвестиционной площадке;
¾                удаленность от федеральной автомобильной дороги;
¾                удаленность от ближайшей грузовой железнодорожной станции;
¾                возможность присоединения и стоимость подъездных железнодорожных путей;
¾                удаленность от ближайшего речного порта;
¾                наличие автодороги с твёрдым покрытием на границе инвестиционной площадки;
¾                стоимость подведения автомобильной дороги инвестиционной площадке;
¾                удаленность от крупных городов, городских округов (точек роста);
¾                наличие достаточной площади менее (менее 10 Га, от 10-100 Га и более 100 Га);
¾                наличие и качество трудовых ресурсов;
¾                наличие мест для подготовки трудовых ресурсов;
¾                наличие якорных крупных резидентов на площадке;
¾                наличие управляющей компании;
¾                наличие градостроительной документации;
¾                инженерно-геологические условия;
¾                вид разрешенного использования земельного участка (земли сельскохозяйственного назначении/ в стадии перевода/ промышленные);
¾                возможность организации санитарной зоны инвестиционной площадки;
¾                наличие (близость) объектов социальной инфраструктуры;
¾                земля в частной собственности (цена выше рыночной);
¾                стоимость платежей за электроэнергию, газ и воду (тарифы);
¾                возможность выкупа земли инвестором в собственность без постройки производственного объекта;
¾                единая позиции резидентов по управлению общей инфраструктурой площадки;
¾                нежелание собственника продавать землю потенциальным инвесторам.

 

Алгоритм анализа и выбора инвестиционных площадок для создания индустриального (промышленного) парка
  • Блок-схема: альтернативный процесс: Определение функционального назначения территории
  • Блок-схема: альтернативный процесс: Определение влияющих факторов на специализацию и перспективы развития территории
  • Блок-схема: альтернативный процесс: Построение карт распределения экономических зон
  • Блок-схема: альтернативный процесс: Комплексная оценка экономической зоны
  • Потенциалы развития территории - Назначение специализации индустриального парка
  • Концепция индустриального (промышленного) парка
  • Создание паспорта индустриального (промышленного) парка

 

8.      Оформление земельного участка для индустриального (промышленного) парка
Получение правоустанавливающих документов на земельный участок и проведение сопутствующих работ.
Процесс юридического оформления земельного участка и получение необходимых разрешений, для ведения промышленного строительства, может иметь разную степень сложности и уровень временных затрат и во многом зависит от изначальных условий выбранного местоположения.
Для «Greenfield» проектов работы на текущем шаге несут наибольшие риски и требуют детального планирования и качественной оценки возможности прохождения всех административных барьеров, связанных с процессом оформления земельного участка.
Из наиболее сложных задач, связанных с юридическим оформлением земельного участка, стоит выделить процессы межевания и смены категории и вида разрешенного использования.
Для «Greenfield» проектов сложно найти земельный участок промышленной категории и проектоустроителю приходится иметь дело с землями сельскохозяйственного назначения. Одним из вариантов решения данной проблемы может быть поиск участка, относящегося к категории поселений, расположенного в переделах городских округов или вблизи от населенных пунктов.
 
Выбор, согласование, изъятие и предоставление (отвод) земельных участков (площадок, трасс) для создания индустриального (промышленного) парка производится в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, градостроительного кодекса РФ, земельного законодательства субъектов РФ, муниципальных органов и на основании решений о предоставлении земельных участков для строительства, принимаемых органами местного самоуправления.
Процедуру выбора, согласования, изъятия и предоставления (отвода) земельных участков для создания индустриального (промышленного) парка можно разбить на два этапа.
Первый этап - производится предварительное согласование места размещения объекта на основе решений, принятых в бизнес-плане и (или) концепции создания индустриального (промышленного) парка.
Второй этап - осуществляется изъятие и предоставление (отвод) предварительно согласованного земельного участка в соответствии с земельным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 8 «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
- земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации;
- земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения - органами местного самоуправления;
- земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

 

 

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.