Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90

Рынку такси в Татарстане нарисовали нерадужные перспективы

Рынку такси в Татарстане нарисовали нерадужные перспективы

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

https://www.evening-kazan.ru/obshhestvo/articles/rynku-taksi-v-tatarstane-narisovali-neraduzhnye-perspektivy-

28 января 2025

Автор материала: Павел Наумов

Рынку такси в Татарстане нарисовали нерадужные перспективы

Нормативное регулирование проредило сферу, а монополия «Яндекса», царящая в ней, не идет на пользу ни таксистам, ни пассажирам. Одни возмущены низкой стоимостью проезда, а другие недовольны качеством услуг.

Новая инициатива

Еще в декабре прошлого года в рамках заседания Кабмина раисом Татарстана Рустамом Миннихановым была озвучена инициатива о необходимости создания специального управления для регулирования деятельности местного такси. Затем уже в этом году схожее предложение прозвучало из уст республиканского министра транспорта и дорожного хозяйства Фарита Ханифова в рамках выступления на заседании коллегии Минтранса.

Суть инициативы заключается в организации структуры, регулирующей деятельность такси по части контроля соблюдения законов и качества обслуживания клиентов. Причинами подобной необходимости стал как рост числа заявлений на регистрацию для работы в этой сфере, так и бум теневых аккаунтов, помогающих обходить законодательные требования.

- В среднем в министерство поступает 150 заявлений в сутки, в пиковые дни бывает по 500. Нужны технические и организационные решения в связи с таким наплывом заявок. Мы обсудили это с агрегатором, обсудим с муниципальными образованиями, - отметил Ханифов.

 

Такая популярность заявок основывается в том числе на принятом еще в сентябре 2023 года федеральном законе об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России. Он буквально своими требованиями вынудил многих легализоваться, но в процессе отпугнул большинство водителей, которые предпочли зарабатывать, уйдя на СВО или заводы.

Татарстан в числе первых в России принял региональный закон о такси. Он вступил в силу 1 сентября 2023-го. В начале осени прошлого года в России начал действовать федеральный закон о перевозках такси. Среди его нововведений, например, обязанность региональных властей создавать и вести 3 реестра: служб заказа такси, перевозчиков и легковых такси.

Со слов Ханифова, республиканский закон разработали, чтобы привести региональное законодательство в соответствие с федеральным.

Но обязательные медосмотры, оформление путевых листов, а также контроль технического состояния автомобиля перед рейсом или сменой отпугнул многих опытных таксистов. Как итог, законопроект лишь сузил и без того непопулярный в нынешние времена способ заработка.

Благодаря закону таксисты стали должны оформляться в качестве ИП, самозанятого или идти работать в штат по трудовому договору. У работников этой сферы появилась и обязанность покупать ОСАГО по тарифу для перевозчиков. В рамках того закона была введена и ответственность перед пассажирами как перевозчиков, так и служб заказа легкового такси. Отдельно закон регулирует меры по борьбе с нелегальными таксистами, которых ввиду имеющихся и грядущих ограничений все-таки стало меньше.

Но несмотря на непопулярные меры и снижение количества таксистов, из серой зоны вылезло куда больше водителей, нежели раньше.

По словам министра, в Татарстане работают 19 официально зарегистрированных служб заказа такси, 1012 перевозчиков и более 15 тысяч официально зарегистрированных автомашин. Количество машин, имеющих разрешение на работу в качестве такси, в прошлом году выросло на 89 процентов по сравнению с 2023 годом.

Считает необходимой реализацию инициативы об отдельном органе контроля в сфере такси и юрист Расул Багаутдинов. Ведь, по его словам, растет спрос на грамотное регулирование, поскольку в Татарстане количество автомобилей, имеющих разрешение на осуществление деятельности такси, стало больше.

- Однако законодательное регулирование деятельности пассажирского такси требует более детального анализа особенностей работы самих агрегаторов, поведения водителей и пассажиров при разных обстоятельствах, - считает Багаутдинов.

При этом 95 процентов перевозок фактически осуществляет «Яндекс.Такси», 3 процента рынка держат такси «Татарстан», «Максим» и «Казанский извозчик», а оставшиеся 2 процента делят между собой все остальные.

Крик души

Инициатива о создании нового органа вызвала неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе, особенно учитывая корпоративный расклад по сферам влияния на рынке услуг по перевозкам.

- Давайте говорить как есть, «Яндекс» является монополистом и единственным агрегатором, с которым, скорее всего, какой-либо государственный или региональный контролирующий орган будет взаимодействовать в республике. А это означает, что если структуру, о которой говорят в местном Минтрансе, и создадут, то она, скорее всего, будет необъективна ввиду взаимодействия с заинтересованной компанией, которая будет защищать свои интересы и не даст никому развернуться. Поэтому вот эту службу по регуляции деятельности такси нужно делать обособленной, работающей чисто на государственных началах, — считает таксист Илья Андреев.

Со слов таксиста, в условиях монополии выбирать не приходится, и «Яндекс» понимает свое положение и активно им пользуется. Поэтому влияние этой компании сильно, особенно на регулирующие органы — не только республики, но и страны. И на пользу этому бизнесу такое положение дел не идет.

 

 

Одной из основных проблем у казанских таксистов являются выставляемые агрегаторами низкие цены. За последние три месяца, со слов Андреева, ценники на услуги перевозок просели ниже некуда. По словам таксиста, все эти разговоры в соцсетях о высоких зарплатах берутся с потолка и часто не отражают действительность. Это ситуация как с курьерами, очень высокие зарплаты являются результатом переработок.

- Я тут недавно вез семью из 4 человек, двое детей, двое взрослых, и отец меня спрашивал: «А сколько будет на автобусе доехать от кремля до казанской Чаши?». Я говорю, ну, рублей 200. Поскольку у нас проезд подорожал, там 43 рубля. Он прямо при мне открывает приложение «Яндекс.Go», вбивает кремль и Чашу, и у него выходит с двумя детскими креслами по тарифу детский 165 рублей против 200 рублей автобусных. Мы возим дешевле, чем автобус. А еще с этих 160 рублей ты вычти за содержание машины, за заправку машины, - отмечает Андреев.

Регуляция в сфере такси нужна, но только если она действительно независима от агрегатора-монополиста. На неоднократные запросы «Вечерней Казани» компания «Яндекс», как и такси «Татарстан», комментарий не прислала.

Теневая сфера

Несмотря на то, что таксоперевозки стали чище, полностью они не очистились. По словам Андреева, ограничения, введенные законом 2023 года, имели неоднозначный эффект. С одной стороны, стало больше легальных водителей, но с другой, выросло число и тех, кого не отпугнули ограничения и кто не хотел приспосабливаться по тем или иным причинам к новым правилам рынка.

- Для меня, как для таксиста, легализованного таксиста, у которого есть абсолютно все разрешения, которые возможно получить на данный момент, очень грустно и обидно наблюдать то, как «Яндекс» раздает заказы водителям, у которых подобных разрешений нет. Вот за этим со стороны, пусть даже местного самоуправления, то есть республиканского управления, должен вообще в принципе осуществляться надзор за соблюдением федерального закона, - считает опытный таксист.

По мнению Андреева, сейчас из-за принятых в 2023 году ограничений вырос спрос на так называемые дублируемые аккаунты.

- Вот, допустим, я не хочу палить свою личность как самозанятый и не хочу делать ряд документов. В таком случае я иду к определенным людям и прошу их сделать мне аккаунт со всеми вытекающими, т. е. со страховкой, лицензией и со всеми прочими важными бумажками, и мне такой аккаунт делают. И вот таких аккаунтов на самом деле, наверное, процентов семьдесят от общего числа аккаунтов. И на фоне этого, скорее всего, я так подразумеваю, очень много жалоб как от пользователей, так и от таксистов на таких ребят, - говорит Андреев.

«Яндекс» активно борется с ними, но сил на всех явно не хватает. Поэтому государственная или республиканская поддержка в этом деле, конечно, не помешает. По словам таксиста, наказание как таковое в экосистеме агрегаторов есть, но оно придерживается давления только в рамках внутренней экосферы.

- То есть как к личности ко мне агрегатор не может ничего применить. Они могут в своей экосистеме заблокировать меня там на определенное количество времени. Либо же списать баллы приоритета, сказать: «Ай-яй-яй, Илюша, ты плохой мальчик, мы тебя вот так-то сделаем». Но не более того, - уточняет Андреев.

Чаще всего ложные аккаунты создают водители для сокрытия своей личности, а также для чувства безнаказанности и обхода документарных требований закона. В связи с чем подобные вещи очень популярны у трудовых мигрантов из Средней Азии и бывших зеков.

- Я лично знаю таксистов, которые, откровенно говоря, забивают на ограничения и штрафы агрегаторов. У них блокируют аккаунт, они такие: «Ха-ха, я пойду полторы тысячи рублей сейчас отдам за левый аккаунт и буду дальше кататься». То есть человек, которого заблокировали, идёт просто денежку дает, и ему создают аккаунт, и он идет дальше работать как ни в чем не бывало, - отмечает таксист.

В борьбе на этом направлении идет взаимодействие силовиков с перевозчиками, и вот здесь новая структура может помочь.

Особенности реализации инициативы

Со слов пресс-службы агрегатора такси «Максим», идея создания новой государственной структуры, которая обслуживала бы бюрократические процессы, порожденные законом о такси, без анализа этих процессов сомнительна.

«Предлагается набрать новых чиновников для работы с разрешениями, но никто не задается вопросом о том, насколько это вообще целесообразно. Само по себе разрешение на деятельность такси в таком виде, в каком оно существует сейчас, не гарантирует ни безопасности поездки, ни налоговую дисциплину перевозчика, оно носит лишь уведомительный характер и имеет ценность только для тех же государственных органов», - считает пресс-служба агрегатора.

- Продуктивнее было бы пересмотреть систему выдачи разрешений, а не плодить структурные подразделения в органах государственного управления. Со временем наплыв обращений снизится, а вновь созданная структура останется, и чем она будет заниматься в дальнейшем? - задается вопросом перевозчик.

Планируемая структура в том числе должна будет прорабатывать самые распространенные нарушения в сфере, на которую направлен укоризненный взор транспортного ведомства: подача машины не по месту назначения, завышение стоимости проезда в час пик (работа алгоритмов), а также грубость отдельных водителей.

В первой проблеме, считает таксист, виноваты глушилки, которые сбивают GPS-навигацию, и из-за чего у тех пассажиров, кто не отмечает точку подбора, а ставит поиск их месторасположения по навигации, не выходит найти точно водителей. Они просто видят их в другом месте. При этом стоимость проезда зависит от алгоритмов агрегаторов, которые ведут расчеты исходя из ситуации в городе. А грубость — дело индивидуальное, по словам таксиста, порой и пассажиры не отличаются вежливыми манерами.

Принятый в 2023 году закон был призван как раз-таки бороться с этими неприятными явлениями. Но его эффективность до сих пор критикуется участниками рынка изнутри, а ситуация не меняется. Со слов Багаутдинова, с юридической точки зрения реализация новой инициативы по созданию отдельного ведомства по контролю за таксоперевозками возможна и может быть осуществлена через несколько ключевых механизмов.

Во-первых, с его слов, необходимо будет разработать нормативные акты, регулирующие деятельность такси, которые могут включать требования к лицензированию водителей и компаний, стандарты обслуживания, а также правила разрешения конфликтов между пассажирами и водителями.

Во-вторых, потребуется создание органа, ответственного за контроль и надзор в сфере такси, что может потребовать изменений в региональном законодательстве.

- Это может включать в себя разработку новых положений о полномочиях, обязанностях и организационной структуре такого управления, - уточнил юрист.

В-третьих, понадобится взаимодействие с существующими службами такси. Ведь это может включать в себя сотрудничество с агрегаторами для внедрения новых стандартов и механизмов контроля. Здесь важна скоординированная работа всех агрегаторов такси.

В-четвертых, по словам Багаутдинова, нужно будет обеспечить наличие эффективного механизма для подачи и рассмотрения жалоб пассажиров, включающего в себя создание горячей линии или онлайн-платформы для сбора и анализа жалоб.

- Реализация такой инициативы потребует значительных усилий как со стороны властей, так и со стороны бизнеса, но при правильной организации и поддержке она может привести к значительному улучшению ситуации в сфере такси, - сообщил Багаутдинов.

По его мнению, Татарстан будет одним из первых, кто примет нормативно-правовой акт об учреждении управления такси.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 12 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 210 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 12 300 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.