Благодаря эксплуатации машин с электродвигателями в Москве в 2021 году удалось снизить количество парниковых газов более чем на 30 000 тонн, а на улицах мегаполиса стало на 36 % тише.
Тише, чище, быстрее: как электробусы за 5 лет «захватили» Москву
фото: автора / 13.02.2022
Тише, чище, быстрее: как электробусы за 5 лет «захватили» Москву
По прогнозам специалистов ГУП «Мосгортранс», к концу текущего года перевозка автобусами с электродвигателями увеличится до 650 000 пассажиров в день. Четвертый год ведущие отечественные автомобилестроители поставляют в столицу экологически чистую технику с обслуживанием по контрактам жизненного цикла.
Александр Трохачев
В этом году проекту московского электробуса исполняется пять лет. Согласитесь, это хороший повод для обзора короткой истории длинного пути.
Первый опытный ЛиАЗ-6274 проходил эксплуатацию в филиале «Центральный» ГУП «Мосгортранс» в январе — июле 2017 года. В конце октября 2017‑го в Москве прошли публичные слушания, где впервые были представлены планы по ежегодной закупке электробусов для российской столицы. По постановлению мэра Москвы Сергея Собянина было решено с 2021 года полностью отказаться от закупки автобусов с ДВС в пользу электробусов. Градоначальник поставил задачу заместить треть столичного пассажирского парка с дизельными моторами к 2024 году, а к 2030‑му полностью перевести парк ГУП «Мосгортранс» на современный экологически чистый транспорт.
В мае 2018 года правительство Москвы провело два открытых аукциона на поставку новейших электробусов российского производства. По результатам торгов ведущие отечественные машиностроители ПАО «КАМАЗ» и «Группа ГАЗ» поставили заказчику по 100 электробусов с обслуживанием по контракту жизненного цикла, подразумевающему использование электробусов в течение 15 лет.
Ультрабыстрая зарядка производится в течение 10 минут силой тока до 500 А через пантограф.
Торжественный запуск первых электробусов на маршруте «т73» датирован 1 сентября 2018 года. В сентябре 2018‑го стартовало серийное производство полностью низкопольных 12‑метровых электробусов ЛиАЗ-6274 общей вместимостью 85 человек. До конца 2018 года новый транспорт вышел на маршруты «т80», «т76» и «649». Синий цвет кузовов электробусов ЛиАЗ-6274 и КАМАЗ-6282 с логотипом ГУП «Мосгортранс» превратился в символ технического прогресса и реализованных инноваций.
В 2021 году в Москве открылось сборочное производство электробусов КАМАЗ на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ). Это позволяет сократить сроки сборки, поставки, обслуживания транспорта и сэкономить на логистике. Созданные производственные мощности рассчитаны на изготовление до 500 электробусов в год. В Москве будут выполнять около 20 сборочных операций, от установки дверей и отделки салона до оснащения программным обеспечением для управления узлами и агрегатами подвижного состава.
Рабочее место водителя стандартно для современного городского автобуса.
Конструктивно ЛиАЗ-6274 и КАМАЗ-6282 идентичны, поскольку построены в рамках одного техзадания, но отличия все-таки есть. Например, у ЛиАЗа зависимая передняя подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости, а у КАМАЗа спереди — «многорычажка». Это позволяет машине из Ликино-Дулево входить в повороты фактически без крена. Комплект тягового оборудования включает электропортальный мост ZF AVE130 с двумя электродвигателями номинальной мощностью 2х60 кВт (2х125 кВт на максимуме). В базовой комплектации с завода идут литий-титанатные батареи (LTO), а на заказ опционально доступны литий-марганцевые (NMC). При энергоемкости батарей 77 кВт.ч срок их службы составляет 15 000 циклов. Сервисные специалисты пристально следят за ресурсом компонентов и не допускают их износа в ущерб безопасности. Скажем, всесезонные шины КАМА NU301 TL размерностью 295/80R22.5 меняют после пробега 150 тыс. км, если только предельный износ протектора не наступит раньше.
Режим работы энергоустановки и запас хода наглядно отображаются на приборной панели.
По словам Александра Сенина, технического директора сервисной компании «Группы ГАЗ», зарядку батарей можно проводить одним из трех способов. Наиболее востребованный представляет собой ультрабыструю зарядку в течение 10 минут силой тока до 500 А через пантограф от внешней зарядной сети (300 кВт). Быстрая зарядка (1–2 часа) характеризуется силой тока 200 А от внешней сети пистолетного типа (150 кВт). Реже всего применяется ночная зарядка (4–6 часов) через бортовую зарядную станцию мощностью 11 кВт силой тока 20 А от промышленной сети 380 В.
Водители осуществляют зарядку в парках и на конечных остановках. Одной зарядки бортовых накопителей хватает на пробег около 60 км, а это один-два круга на маршруте. Электробус способен проехать и больше, однако по инструкции нельзя допускать падение заряда более чем наполовину. В итоге на подзарядку направляется техника со степенью зарядки 60–70 %. Ультрабыстрая зарядка позволяет восстановить потенциал батарей с 50 до 100 % всего за шесть-семь минут. Максимальный суточный пробег с подзарядками составляет до 300 км, автономный ход — до 60 км. По современным меркам это неплохие показатели.
Одной зарядки бортовых накопителей хватает на пробег около 60 км, а это один-два круга на маршруте.
На данный момент электробусы базируются в четырех филиалах ГУП «Мосгортранс» на шести эксплуатационных площадках. Например, ЛиАЗ-6274 «гнездятся» на территории 6‑го троллейбусного парка, филиала «Северо-Восточный» ГУП «Мосгортранс». По отзывам технических специалистов, электробусы обоих брендов полностью оправдывают ожидания. Они без сбоев работают и летом, в жаркую погоду, и зимой, в сильные морозы. Единственное, что на них негативно сказывается, — это обилие жидких химреагентов: ими щедро поливают проезжую часть. В то же время все затраты, связанные с поддержанием электробусов в исправном состоянии, несут производители в рамках контракта жизненного цикла.
Наличие мест для маломобильных пассажиров — обязательное условие для выхода электробуса на линию в Москве.
По условиям договора, заключенного ПАО «КАМАЗ» с ГУП «Мосгортранс» в начале 2021 года на поставку 350 единиц КАМАЗ-6282 вместимостью 85 человек, контракт жизненного цикла продлится до 30 ноября 2036 года. В 2021 году «Мосгортрансу» впервые поставлены электробусы габаритной длиной 12,35 м, изготовленные на производственной площадке КАМАЗа в Москве, на СВАРЗе. Первые электробусы московской сборки вышли на регулярные маршруты в июне 2021 года, спустя два месяца после ввода сокольнической площадки в строй. И они зарекомендовали себя неплохо, поскольку ничем не отличаются от изготовленных в Татарстане.
Просторный салон электробуса ЛиАЗ вмещает до 85 пассажиров, включая 30 на сидячих местах.
Не открою Америки, если скажу, что переход на экологически чистый транспорт — не чья-то прихоть или амбиции, а общемировая тенденция. Все больше городов на разных континентах выбирают электробусы в качестве основного вектора развития наземного городского пассажирского транспорта. Если говорить о России, то можно вспомнить Санкт-Петербург, где активно закупаются электробусы с ночной подзарядкой в парке. Во Владивостоке, впервые во всем дальневосточном регионе, электробусы с ультрабыстрой зарядкой вышли на маршрут № 90. В Тюмени российские электробусы успешно работают на экспресс-маршруте из города в аэропорт и обратно.
Сегодня речь идет не только об одиночных электробусах, но и о сочлененных. В частности, на данный момент в Москве проходит тестовую эксплуатацию первый российский электробус-«гармошка» КАМАЗ-6292 габаритной длиной 18,7 м, вмещающий 162 пассажира. Новинка обслуживает московский маршрут «т34» с высоким пассажиропотоком и 42 остановками между метро «Парк Победы» и метро «Юго-Западная». Он проходит как по широким проспектам, так и по узким улицам. Одна из конечных точек находится возле парковой площадки, где осуществляется зарядка. С начала тестирования (30 декабря 2021 года) сочлененный КАМАЗ-6292 перевез свыше 8500 пассажиров и проехал более 2300 км.
Все затраты, связанные с поддержанием электробусов в исправном состоянии, несут производители в рамках контракта жизненного цикла.
Через девять месяцев опытный образец будет возвращен изготовителю для анализа уязвимых мест и возможности устранить так называемые детские болезни. Все выявленные недоработки и недостатки будут фиксировать, анализировать и исправлять. С этой целью в ежедневном режиме инженеры КАМАЗа собирают информацию о работе электробуса и передают их на производство. Такой алгоритм вызван необходимостью усовершенствования конструкции и доведения электробуса до стандартов, установленных правительством Москвы. Готовится своя 18‑метровая электробусная «гармошка» и у «Группы ГАЗ». Ее название — e-CityMax 18.
Подход специалистов ГУП «Мосгортранс» к выбору современного подвижного состава очень взвешенный. Прежде чем говорить о закупке того или иного вида электробусов, они должны быть уверены в том, что машины отвечают всем предъявляемым требованиям. Они должны иметь высокий КТГ и комфортабельный салон с местами для маломобильных групп пассажиров. Помимо этого, подготовка зарядной инфраструктуры должна осуществляться без дополнительных затрат.
Первые машины уже прошли ТО на пробеге 60 000 км, а сейчас их километраж приближается к отметке 200 000.
Реализуя перспективный проект, «Мосгортранс» не варится только в собственном соку. Он принимает активное участие в международных форумах, конференциях, круглых столах, профильных выставках. Российский перевозчик пристально следит за мировыми трендами, всегда готов к диалогу и обмену опытом с зарубежными коллегами. Как бы ни масштабировалась дальнейшая судьба проекта «Московский электробус», обратной дороги нет: современный экологически чистый транспорт на десятилетия украсит улицы Белокаменной. Он уже стал своеобразной визиткой Москвы и символом реализованного технического прогресса.
Артем Бурлаков,
начальник службы энергетических и инновационных проектов ГУП «Мосгортранс»
В настоящее время в Москве работает 1000 электробусов на 68 муниципальных маршрутах. Три четверти из них (750 ед.) приходится на КАМАЗы, одна четверть (250 ед.) — на ЛиАЗы. С начала ввода в эксплуатацию новая техника проехала более 60 млн км и перевезла свыше 150 млн пассажиров.
Учитывая, что электробусы 2018 года еще не отработали и треть установленного срока, говорить об их списании преждевременно, даже заявленный срок службы кузова составляет 12 лет. Те или иные решения о судьбе транспортных средств будут приняты исходя из реальной ситуации только после окончания контракта жизненного цикла, никак не раньше. В течение 15 лет со дня покупки оба производителя должны обеспечивать бесперебойный выход на линию каждого электробуса. Комплексное решение продиктовано практикой рационального использования пассажирской техники, минимизации простоев и повышения КТГ парка.
В планах на 2022 год закупка еще 450–500 электробусов. Объемы закупки рассчитываются не только исходя из потребностей транспортного оператора. Решение принимается по итогам рассмотрения комплекса вопросов, связанных с подготовкой зарядной инфраструктуры, адаптации эксплуатационных площадок под инновационный транспорт и производственных возможностей поставщиков. К концу 2023 года в парке «Мосгортранса» будет более 2000 электробусов.