Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Защита секретов производства (ноу-хау) НХ в режиме коммерческая тайна (КТ). секрет производства (ноу-хау) - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные) о РИД результатах интеллектуальной деятельности

Информация Как защитить свои авторские права:

Как защитить права авторства и интеллектуальную собственность

Наша команда может быть полезна Вам в решении следующих задач:

  • внедрение систем управления, бизнес-процессов, ИТ систем (автоматизации, цифровизации) ERP/MRP на базе 1С: Предприятие и 1С:ERP, OEBS (Oracle E-Business Suite), Microsoft Navision, для компаний от микро- до крупного масштаба (от 3 до 700 сотрудников),
  • внедрение ИТ решений с значительным количеством функциональных ролей и пользователей (до 250 personal ID) системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), системы инвестиционного планирования (СИП), графика документооборота (ЭДО) и системы электронного документооборота (СЭД);
  • консультационное сопровождение и разработка разной документации для УК, резидентов, девелоперских и управляющих компаний (УК), муниципалитетов, Агентств и корпораций развития (АИР, КР) регионов, промышленных площадок, индустриальных парков, технопарков, территорий опережающего развития (ТОР), особых экономических зон (ОЭЗ), свободных экономических зон (СЭЗ),  бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту, юридической, иной документации любого бизнес-проекта;
  • консультации по финансово-экономическим, налоговым, бухгалтерским, маркетинговым вопросам;
  • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти России;
  • консультационная и информационная поддержка, сопровождение проекта заявителя в конкурсах ФОИВ и РОИВ любых регионов России, включая Республику Татарстан;

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ по установлению секрета производства (ноу-хау) внедрением режима коммерческой тайны

Термины и определения.

Для целей настоящего технического задания используются следующие термины и определения:

коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

информация, составляющая коммерческую тайну - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

секрет производства (ноу-хау) - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

обладатель информации, составляющей коммерческую тайну - лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

доступ к информации, составляющей коммерческую тайну - ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

передача информации, составляющей коммерческую тайну - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

контрагент - сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

предоставление информации, составляющей коммерческую тайну - передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

разглашение информации, составляющей коммерческую тайну - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

консультация – услуга, оказываемая на месте хозяйственной деятельность предприятия, на месте нахождения исполнителя или с использованием программ для электронных вычислительных машин, доступ и использование которых обеспечивается посредством подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», направленных на обеспечение между сторонами видео-конференц связи.

СВТ - средства вычислительной техники.

информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, содержащиеся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), а также машинные носители информации (жесткие магнитные диски, гибкие магнитные диски, оптические диски и т.п.);

 

Предмет технического задания:

В целях установления секрета производства (ноу-хау) на предприятии вводится режим коммерческой тайны для информации, обладающей соответствующими признаками.

Информация, составляющая коммерческую тайну, признаётся секретом производства (ноу-хау).

Далее по тексту информация, составляющая коммерческую тайну, подразумевает и включает понятие секрета производства (ноу-хау).

Для введения режима коммерческой тайны требуется: обследование общества, введение режима, контроль за соблюдением режима.

Организация обследования предприятия:

  1. Выезд на адрес местонахождения предприятия с целью определению ключевых этапов хозяйственной деятельности;
  2. Ознакомление с процессом хозяйственной деятельности – на ключевой этап деятельность закладывается 2 часа для ознакомления;
  3. Ознакомление с документацией хозяйственного общества по месту нахождения общества;
  4. Анализ внутренних нормативных документов по месту нахождения общества;
  5. Анализ внутренних документов и внешних документов, направленных на проектную деятельность по получению нематериальных активов, технологий, процессов для использования обществом с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности;
  6. Анализ внутреннего порядка по передаче, использованию и хранению информации;
  7. Анализ используемых программ для СВТ, используемых для передачи, обработки информации о хозяйственной и иной деятельности предприятия;
  8. Анализ внешних документов на предмет передачи информации и процессу взаимодействия в рамках исполнения принятых обязательств;
  9. Анализ средств и методов, направленных на техническую защиту программ для СВТ;
  10. Анализ материальной базы, физических носителей информации, используемых для хранения информации и передачи информации;
  11. Определение уязвимостей и потенциальных угроз, анализов рисков, расчёт отрицательных эффектов от наступления потенциальных угроз.
  12. Подготовка плана мероприятий по внедрению режима коммерческой тайны.
  13. Подготовка отчёта с выделением информации по направлениям деятельности для ознакомления и согласования в целях использования в разработке положения об информации, являющейся коммерческой тайной и секретом производства.

Результатом обследования:

  • определение информации, обладающей действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности третьим лицам;
  • выявление уязвимости в информационных системах, возможных каналов утечки информации;
  • отчет о проведенном обследовании.

Внедрение режима коммерческой тайны, включает:

  • Подготовка проекта перечня информации, претендующей на получение статуса, информация, являющейся коммерческой тайной предприятия;
  • Организация мероприятий для проведения оценки уровня технологической готовности нематериальных активов (продукта, технологии, иного объекта НМА);
  • Проведение оценки информации, на предмет коммерческой ценности с целью учёта на балансе предприятия;
  • Организации учёта информации в учётной политики предприятия;
  • Установление перечня информации, являющей коммерческой тайной;
  • Ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну;
  • Установление порядка обращения с этой информацией, составляющей коммерческую тайну;
  • Организация контроля порядка обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну;
  • Организация учёта лиц, имеющих право, на предоставление информацией или передачу информации и получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;
  • Организация по регулированию отношений коллектива предприятия по использованию информации, составляющей коммерческую тайну;
  • Внесение изменений на предмет соблюдение порядка обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну во внутренние документы, трудовые договоры, положения и внешние договоры с контрагентами и иными лицам;
  • Нанесение на материальны носители содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, и (или) включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
  • Определение информационных ресурсов, учёт средств автоматизации и информатизации, внесение изменений в порядок работы программного обеспечения СВТ с целью ограничения и определения порядка доступа к информации, составляющей коммерческую тайну;
  • Организовать использование средств и методов технической защиты информации, являющей коммерческой тайной.

В целях исполнения подпунктов пункта 3.2. необходимости провести следующее:

  1. Для подпункта а) и д.

Проанализировать подготовленный по результатам обследования перечень информации, определить и установить перечень информации, являющейся коммерческой тайной.

Организовать консультационную группу из неограниченного круга лиц, число лиц определяется из утвержденной штатной численности хозяйственного общества с целью информирования и ознакомления штатного коллектива о информации, относимой к коммерческой тайне, порядке обращения, порядке хранения и передачи, введенной ответственности за разглашение информации, являющейся коммерческой тайной.

Документация: перечень объектов защиты; перечень информации, составляющей коммерческую тайну; табель ознакомления с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну; приказ о мероприятиях по установлению режима коммерческой тайны, положение о режиме коммерческой тайны; положение о комиссии по коммерческой тайне предприятия;

  1. Для подпункта б.

Организовать проектную группу с целью проведения самооценки уровня технологической готовности продуктов, технологий на основании разделов ранее выполненного отчёта об обследовании хозяйственного общества, осуществить консультации по вышеуказанной теме с целью разъяснения методических рекомендаций, установленных ГОСТ Р 58048-2017 и осуществить экспертизу имеющихся документов.

Документация: заключение об самооценке по ГОСТ Р 58048-2017.

  1. Для подпункта в.

Организовать оценочную группу с целью определения коммерческой ценности информации, выявленной и определенной в разделах отчёта об обследовании хозяйственного общества.

Документация: отчёт об оценке/заключение об стоимости.

  1. Для подпункта г.

Подготовить текст изменений для внесения в текст учётной политики. Организовать консультационную группу с целью ознакомления и внедрения процесса учёта согласно новой редакции учётной политики хозяйственного общества.

Документация: обновленная редакция учётной политики.

  1. Для подпункта е), з), ж) и м.

Определить материально базу для ограничения доступа к информации. Определить условия хранения и установить места хранения и (или) размещения носителей, материально-технической базы, нанести соответствующий гриф. Определить порядок обращения и установить контроль порядка обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну.

Документация: реестр материальных носителей, материально-технической базы, положение о грифовании и маркировании материальных носителей с информацией, содержащей коммерческую тайну; список мест хранения материальных носителей сведений, составляющей коммерческую тайну; приказ об ограничении доступа к информации; положение об ограничении доступа к информации, составляющей коммерческую тайну; регламент хранения материальных носителей информации, содержащей коммерческую тайну, положение о порядке и контроле допуска к информации, составляющей коммерческую тайну; инструкция по обработке и контроле информации, составляющей коммерческую тайну на СВТ; положение о проведение служебных расследований по нарушению режима коммерческой тайны; журнал учета материальных носителей содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну; журнал учета бумажных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну; журнал учета изданных документов составляющих коммерческую тайну; журнал учета поступивших документов составляющих коммерческую тайну; журнал учета размноженных документов составляющих коммерческую тайну; форма акта уничтожения бумажных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну; форма акта уничтожения электронных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну.

  1. Для подпункта и.

Разработка, согласование и утверждение документации, установление и введение реестра лиц, имеющих право, на предоставление информации или передачу информации, а также получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну (далее - реестр лиц).

Документация: инструкция о порядке включения и исключения лиц, допущенных к сведениям, о коммерческой тайне; перечень должностей, предполагающих допуск сотрудников к коммерческой тайне; перечень (реестр) лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну; регламент предоставления информации, составляющей коммерческую тайну органам государственной власти и местного самоуправления, по их мотивированным требованиям.

  1. Для подпункта к) и л.

Организация делопроизводства по информации, составляющей коммерческую тайну, создать инструкции, регламентирующие порядок создания, учета, хранения и уничтожения документированной информации, определить и установить принцип хранения бумажных документов, принцип хранения файлов, каталогов, папок, принцип получения доступа, а также порядок предотвращения несанкционированного доступа и способах защиты информации, обрабатываемой на электронных вычислительных машинах, разработать дополнительные положения, определяющие порядок взаимодействия с информацией, составляющей коммерческую тайну, а также перечень санкций за нарушение порядка взаимодействия.

Документация: частные инструкции; пояснения; записки для штатного коллектива по внутреннему обмену и использовании информации, составляющей коммерческую тайну; инструкции по конфиденциальному делопроизводству на предприятии; правила реагирования на случаи обнаружения попыток несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну; дополнительные разделы к внешним договорам и дополнительные разделы к трудовым договорам; раздел должностной инструкции об обязательствах работника по неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну; договор с контрагентом о конфиденциальности и неразглашении информации; расписка работника контрагента, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей; журнал учета размноженных документов составляющих коммерческую тайну; форма акта уничтожения бумажных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну; форма акта уничтожения электронных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну.

  1. Для подпункта н.

Провести инвентаризацию и регистрацию информационных ресурсов, содержащих и использующихся для передачи коммерческой тайны; выявить и организовать учет систем, средств информатизации и автоматизации, предназначенных (использующихся) для передачи, хранения, обработки и распространения информации; установить систему доступа (идентификация и аутентификация) сотрудников к информационным ресурсам и сведениям, составляющим коммерческую тайну; определить порядок разграничения доступа к работе на СВТ и регистрации пользователей; установить ограничения на изменение программной среды и определить порядок изменения состава и конфигурации технических и программных средств; установить обязанности пользователей по подготовке и изданию конфиденциальных документов при работе на СВТ; определить обязанности должностных лиц по поддержанию работоспособности СВТ и средств защиты информации; установить порядок взаимодействия с информационными сетями общего пользования (Интернет) и пользования электронной почтой; определить порядок работы с базами данных, содержащими конфиденциальную информацию; установить порядок антивирусного обеспечения, установить порядок регистрация событий безопасности в информационной системе.

Документация: политика информационной безопасности, реестр информационных ресурсов, средств информатизации, автоматизации, обновленное руководство пользования и руководство администратора.

  1. Для подпункта о.

Определение перечня средств технической защитой конфиденциальной информации, утверждение и использование сертифицированных технических средств обработки, передачи и хранения информации, а также средств и программно-аппаратных комплексов защиты информации, включая криптографические средства.

Результатом внедрения режима коммерческой тайны:

  • Определение коммерческой ценности информации, составляющей коммерческую тайну и организация учёта данной информации для целей бухгалтерского и налогового учёта;
  • Исключение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
  • Обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны;
  • Организация контроля за установленным порядком взаимодействия в отношении, информации, составляющей коммерческую тайну.

Установление порядка по контролю за соблюдением режима коммерческой тайны:

  • Разработка и утверждение положения о контроле за соблюдением режима коммерческой тайны на предприятии.
  • План проведения внутренних проверок режима коммерческой тайны;
  • Организация проверочных мероприятий по соблюдению режима коммерческой тайны с целью проверки закрепления порядка установленного режима, а также с целью обучения ответственных лиц по плановым самостоятельным проверкам.
  • Фиксация результата проверки по соблюдению режима коммерческой тайны.

Особенности сервиса консультационных услуг:

От нескольких месяцев (по неизвестной им, теме с низким уровнем информированности о юридическом аспекте хранение коммерческой служебной научно технической и других видов тайн, что определяет понятие ноу хау).

  • - разработка политик безопасности (есть информационная безопасность, ИБ например, экономическая), политика коммерческой и технической технологической тайны, наверное, какие-то регламенты или политики с ознакомлением сотрудников.
  • - Какие-то режимы ДСП гриф - перечень документации - перечень людей допущенных. Бумажные и с помощью технических средств, информационных технологий.
  • - ИБ какие-то элементы информационной безопасности (у нас Марат учился на информационную безопасность разумно какой-то разговор с ним) - раздельные зашифрованные храниилища, разграничение прав доступа active directory. скрытые Hidden каталоги. Роли набор прав, привязанный к Роли.
  • - Принцип внутренней отчётности. Принцип регистрации действий в системе под ролью пользователя, наверное. Принцип работы с данными и чертежами. В определённом периметре компании (не забирать чертежи домой. Не перебрасывать документацию по электронной почте. На флешке там какой-то режим ответственности и санкции за соблюдение несоблюдение,

 

СОГЛАШЕНИЕ ОБ УРОВНЕ СЕРВИСА (перечень оказываемых услуг и выполняемых работ)***

Услуги (составляющие комплекса работ) Особенности сервиса (или условия его осуществления)
Консультирование Заказчика Исполнитель осуществляет консультирование по различным вопросам правового характера по внедрению режима коммерческой тайны, секрета производства
Организация обследования предприятия
Выезд на адрес местонахождения предприятия с целью определению ключевых этапов хозяйственной деятельности  
Ознакомление с процессом хозяйственной деятельности  
Ознакомление с документацией хозяйственного общества по месту нахождения общества  
Анализ внутренних нормативных документов по месту нахождения общества  
Анализ внутренних документов и внешних документов, направленных на проектную деятельность по получению нематериальных активов, технологий, процессов для использования обществом с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности  
Анализ внутреннего порядка по передаче, использованию и хранению информации  
Анализ используемых программ для СВТ, используемых для передачи, обработки информации о хозяйственной и иной деятельности предприятия  
Анализ внешних документов на предмет передачи информации и процессу взаимодействия в рамках исполнения принятых обязательств  
Анализ средств и методов, направленных на техническую защиту программ для СВТ  
Анализ материальной базы, физических носителей информации, используемых для хранения информации и передачи информации  
Определение уязвимостей и потенциальных угроз, анализов рисков, расчёт отрицательных эффектов от наступления потенциальных угроз  
Подготовка плана мероприятий по внедрению режима коммерческой тайны  
Подготовка отчёта с выделением информации по направлениям деятельности для ознакомления и согласования в целях использования в разработке положения об информации, являющейся коммерческой тайной и секретом производства  
Внедрение режима коммерческой тайны
Подготовка проекта перечня информации, претендующей на получение статуса, информация, являющейся коммерческой тайной предприятия

Проанализировать подготовленный по результатам обследования перечень информации, определить и установить перечень информации, являющейся коммерческой тайной.

Организовать консультационную группу из неограниченного круга лиц, число лиц определяется из утвержденной штатной численности хозяйственного общества с целью информирования и ознакомления штатного коллектива о информации, относимой к коммерческой тайне, порядке обращения, порядке хранения и передачи, введенной ответственности за разглашение информации, являющейся коммерческой тайной.

Документация:

  • перечень объектов защиты;
  • перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • табель ознакомления с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;
  • приказ о мероприятиях по установлению режима коммерческой тайны, положение о режиме коммерческой тайны;
  • положение о комиссии по коммерческой тайне предприятия;
Подготовка проекта перечня информации, претендующей на получение статуса, информация, являющейся коммерческой тайной предприятия Организовать проектную группу с целью проведения самооценки уровня технологической готовности продуктов, технологий на основании разделов ранее выполненного отчёта об обследовании хозяйственного общества, осуществить консультации по вышеуказанной теме с целью разъяснения методических рекомендаций, установленных ГОСТ Р 58048-2017 и осуществить экспертизу имеющихся документов.
Документация: заключение об самооценке по ГОСТ Р 58048-2017.
Проведение оценки информации, на предмет коммерческой ценности с целью учёта на балансе предприятия Организовать оценочную группу с целью определения коммерческой ценности информации, выявленной и определенной в разделах отчёта об обследовании хозяйственного общества.
Документация: отчёт об оценке/заключение об стоимости.
Организации учёта информации в учётной политики предприятия Подготовить текст изменений для внесения в текст учётной политики. Организовать консультационную группу с целью ознакомления и внедрения процесса учёта согласно новой редакции учётной политики хозяйственного общества.
Документация: обновленная редакция учётной политики.
Установление перечня информации, являющей коммерческой тайной

Проанализировать подготовленный по результатам обследования перечень информации, определить и установить перечень информации, являющейся коммерческой тайной.

Организовать консультационную группу из неограниченного круга лиц, число лиц определяется из утвержденной штатной численности хозяйственного общества с целью информирования и ознакомления штатного коллектива о информации, относимой к коммерческой тайне, порядке обращения, порядке хранения и передачи, введенной ответственности за разглашение информации, являющейся коммерческой тайной.

Документация:

  • перечень объектов защиты;
  • перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • табель ознакомления с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;
  • приказ о мероприятиях по установлению режима коммерческой тайны, положение о режиме коммерческой тайны;
  • положение о комиссии по коммерческой тайне предприятия;
Ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну Определить материально базу для ограничения доступа к информации. Определить условия хранения и установить места хранения и (или) размещения носителей, материально-технической базы, нанести соответствующий гриф. Определить порядок обращения и установить контроль порядка обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну.
Документация: реестр материальных носителей, материально-технической базы, положение о грифовании и маркировании материальных носителей с информацией, содержащей коммерческую тайну; список мест хранения материальных носителей сведений, составляющей коммерческую тайну; приказ об ограничении доступа к информации; положение об ограничении доступа к информации, составляющей коммерческую тайну; регламент хранения материальных носителей информации, содержащей коммерческую тайну, положение о порядке и контроле допуска к информации, составляющей коммерческую тайну; инструкция по обработке и контроле информации, составляющей коммерческую тайну на СВТ; положение о проведение служебных расследований по нарушению режима коммерческой тайны; журнал учета материальных носителей содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну; журнал учета бумажных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну; журнал учета изданных документов составляющих коммерческую тайну; журнал учета поступивших документов составляющих коммерческую тайну; журнал учета размноженных документов составляющих коммерческую тайну; форма акта уничтожения бумажных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну; форма акта уничтожения электронных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну.
Установление порядка обращения с этой информацией, составляющей коммерческую тайну
Организация контроля порядка обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну
Организация учёта лиц, имеющих право, на предоставление информацией или передачу информации и получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну Разработка, согласование и утверждение документации, установление и введение реестра лиц, имеющих право, на предоставление информации или передачу информации, а также получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну (далее - реестр лиц).
Документация: инструкция о порядке включения и исключения лиц, допущенных к сведениям, о коммерческой тайне; перечень должностей, предполагающих допуск сотрудников к коммерческой тайне; перечень (реестр) лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну; регламент предоставления информации, составляющей коммерческую тайну органам государственной власти и местного самоуправления, по их мотивированным требованиям.
Организация по регулированию отношений коллектива предприятия по использованию информации, составляющей коммерческую тайну Организация делопроизводства по информации, составляющей коммерческую тайну, создать инструкции, регламентирующие порядок создания, учета, хранения и уничтожения документированной информации, определить и установить принцип хранения бумажных документов, принцип хранения файлов, каталогов, папок, принцип получения доступа, а также порядок предотвращения несанкционированного доступа и способах защиты информации, обрабатываемой на электронных вычислительных машинах, разработать дополнительные положения, определяющие порядок взаимодействия с информацией, составляющей коммерческую тайну, а также перечень санкций за нарушение порядка взаимодействия.

Документация: частные инструкции; пояснения; записки для штатного коллектива по внутреннему обмену и использовании информации, составляющей коммерческую тайну; инструкции по конфиденциальному делопроизводству на предприятии; правила реагирования на случаи обнаружения попыток несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну; дополнительные разделы к внешним договорам и дополнительные разделы к трудовым договорам; раздел должностной инструкции об обязательствах работника по неразглашению информации, составляющей коммерческую тайну; договор с контрагентом о конфиденциальности и неразглашении информации; расписка работника контрагента, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей; журнал учета размноженных документов составляющих коммерческую тайну; форма акта уничтожения бумажных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну; форма акта уничтожения электронных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну.

Внесение изменений на предмет соблюдение порядка обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну во внутренние документы, трудовые договоры, положения и внешние договоры с контрагентами и иными лицам
Нанесение на материальны носители содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, и (или) включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Проанализировать подготовленный по результатам обследования перечень информации, определить и установить перечень информации, являющейся коммерческой тайной.

Организовать консультационную группу из неограниченного круга лиц, число лиц определяется из утвержденной штатной численности хозяйственного общества с целью информирования и ознакомления штатного коллектива о информации, относимой к коммерческой тайне, порядке обращения, порядке хранения и передачи, введенной ответственности за разглашение информации, являющейся коммерческой тайной.

Документация:

  • перечень объектов защиты;
  • перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
  • табель ознакомления с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну;
  • приказ о мероприятиях по установлению режима коммерческой тайны, положение о режиме коммерческой тайны;
  • положение о комиссии по коммерческой тайне предприятия;

 

Определить материально базу для ограничения доступа к информации. Определить условия хранения и установить места хранения и (или) размещения носителей, материально-технической базы, нанести соответствующий гриф. Определить порядок обращения и установить контроль порядка обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну.

Документация:

  • реестр материальных носителей, материально-технической базы, положение о грифовании и маркировании материальных носителей с информацией, содержащей коммерческую тайну;
  • список мест хранения материальных носителей сведений, составляющей коммерческую тайну;
  • приказ об ограничении доступа к информации;
  • положение об ограничении доступа к информации, составляющей коммерческую тайну;
  • регламент хранения материальных носителей информации, содержащей коммерческую тайну, положение о порядке и контроле допуска к информации, составляющей коммерческую тайну;
  • инструкция по обработке и контроле информации, составляющей коммерческую тайну на СВТ; положение о проведение служебных расследований по нарушению режима коммерческой тайны;
  • журнал учета материальных носителей содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну;
  • журнал учета бумажных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну;
  • журнал учета изданных документов составляющих коммерческую тайну;
  • журнал учета поступивших документов составляющих коммерческую тайну;
  • журнал учета размноженных документов составляющих коммерческую тайну;
  • форма акта уничтожения бумажных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну;
  • форма акта уничтожения электронных носителей, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну.
Определение информационных ресурсов, учёт средств автоматизации и информатизации, внесение изменений в порядок работы программного обеспечения СВТ с целью ограничения и определения порядка доступа к информации, составляющей коммерческую тайну

Провести инвентаризацию и регистрацию информационных ресурсов, содержащих и использующихся для передачи коммерческой тайны; выявить и организовать учет систем, средств информатизации и автоматизации, предназначенных (использующихся) для передачи, хранения, обработки и распространения информации; установить систему доступа (идентификация и аутентификация) сотрудников к информационным ресурсам и сведениям, составляющим коммерческую тайну; определить порядок разграничения доступа к работе на СВТ и регистрации пользователей; установить ограничения на изменение программной среды и определить порядок изменения состава и конфигурации технических и программных средств; установить обязанности пользователей по подготовке и изданию конфиденциальных документов при работе на СВТ; определить обязанности должностных лиц по поддержанию работоспособности СВТ и средств защиты информации; установить порядок взаимодействия с информационными сетями общего пользования (Интернет) и пользования электронной почтой; определить порядок работы с базами данных, содержащими конфиденциальную информацию; установить порядок антивирусного обеспечения, установить порядок регистрация событий безопасности в информационной системе.

Документация:

  • политика информационной безопасности, реестр информационных ресурсов, средств информатизации, автоматизации, обновленное руководство пользования и руководство администратора
Организовать использование средств и методов технической защиты информации, являющей коммерческой тайной Определение перечня средств технической защитой конфиденциальной информации, утверждение и использование сертифицированных технических средств обработки, передачи и хранения информации, а также средств и программно-аппаратных комплексов защиты информации, включая криптографические средства.
Установление порядка по контролю за соблюдением режима коммерческой тайны
Разработка и утверждение положения о контроле за соблюдением режима коммерческой тайны на предприятии  
План проведения внутренних проверок режима коммерческой тайны  
Организация проверочных мероприятий по соблюдению режима коммерческой тайны с целью проверки закрепления порядка установленного режима, а также с целью обучения ответственных лиц по плановым самостоятельным проверкам  
Фиксация результата проверки по соблюдению режима коммерческой тайны.  
Сопровождение режима коммерческой тайны до полного завершения ОКР и ОТКР (____ месяцев)
Сопровождение (контроль и консультирование) за соблюдением режима коммерческой тайны на предприятии  
Фиксация результата проверки по соблюдению режима коммерческой тайны.  
 
 
   
 
 

 

Защита прав и интеллектуальной собственности ОИС

 

     

    Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

    При необходимости - обращайтесь к нам!

    Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

    Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

    Чем мы можем быть Вам полезны:

    • разовые консультации по подготовке к конкурсам,
    • экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
    • доработка документов и форм заявки,
    • разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
    • консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
    • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
    • проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
    • многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.

    Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

    Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

    • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
    • подготовка компании для применения налоговых льгот
    • иногда - реструктуризация компании
    • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

    Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

    Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):

    • субсидии
    • гранты
    • целевые бюджетные средства
    • льготные займы фондов
    • льготные кредиты банков
    • земельные участки без торгов
    • льготные ставки аренды земли и имущества

    При необходимости - обращайтесь к нам!

    Чем еще мы можем быть Вам полезны:

    • разовые консультации по подготовке к конкурсам,
    • экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
    • доработка документов и форм заявки,
    • разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
    • консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
    • получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, источникам финансирования
    • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти,
    • проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
    • многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.

     

      Глава 75. Право на секрет производства (ноу-хау)

      Статья 1465. Секрет производства (ноу-хау) (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

      1. Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

      2. Секретом производства не могут быть признаны сведения, обязательность раскрытия которых либо недопустимость ограничения доступа к которым установлена законом или иным правовым актом.

       

      Статья 1466. Исключительное право на секрет производства

      1. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом.

      2. Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства.

      Статья 1467. Действие исключительного права на секрет производства

      Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.

      Статья 1468. Договор об отчуждении исключительного права на секрет производства

      1. По договору об отчуждении исключительного права на секрет производства одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на секрет производства в полном объеме другой стороне - приобретателю исключительного права на этот секрет производства.

      2. При отчуждении исключительного права на секрет производства лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

      Статья 1469. Лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства

      1. По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на секрет производства (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего секрета производства в установленных договором пределах.

      2. Лицензионный договор может быть заключен как с указанием, так и без указания срока его действия. В случае, когда срок, на который заключен лицензионный договор, не указан в этом договоре, любая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону не позднее чем за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более длительный срок.

      3. При предоставлении права использования секрета производства лицо, распорядившееся своим правом, обязано сохранять конфиденциальность секрета производства в течение всего срока действия лицензионного договора.

      Лица, получившие соответствующие права по лицензионному договору, обязаны сохранять конфиденциальность секрета производства до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

      Статья 1470. Служебный секрет производства

      1. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю.

      2. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

      Статья 1471. Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору и при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту

      (Статья в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 456-ФЗ)

      1. В случае, когда секрет производства получен при выполнении договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ либо по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), за исключением случаев, установленных пунктами 3 и 4 статьи 1240_1 настоящего Кодекса.

      Государственным или муниципальным контрактом может быть предусмотрено, что исключительное право на секрет производства принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию, за исключением случаев, установленных абзацем первым пункта 3 и пунктом 4 статьи 1240_1 настоящего Кодекса.

      2. Секретом производства (ноу-хау), непосредственно связанным с обеспечением обороны и безопасности (пункт 2 статьи 1240_1 настоящего Кодекса), признаются в том числе сведения, содержащиеся в конструкторской и (или) технической документации.

      Секреты производства (ноу-хау), непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, полученные в рамках государственных программ или при выполнении государственного оборонного заказа, осуществление которых обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, либо являющиеся собственными разработками указанного федерального органа исполнительной власти или подведомственных ему государственных учреждений, подлежат учету в Реестре результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, ведение которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

      Направление сведений для учета в Реестре результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности, обмен такими сведениями между государственными заказчиками, предоставление таких сведений исполнителям государственных контрактов при условии обеспечения требований конфиденциальности не признаются утратой конфиденциальности сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, непосредственно связанного с обеспечением обороны и безопасности, и не являются основаниями для прекращения его правовой охраны.

      3. Исключительное право на секрет производства (ноу-хау), непосредственно связанный с обеспечением обороны и безопасности, возникает с даты принятия государственным заказчиком решения о правовой охране сведений в качестве секрета производства (ноу-хау) и прекращается с даты принятия государственным заказчиком решения о прекращении его правовой охраны либо в момент утраты конфиденциальности сведений, составляющих содержание такого секрета, в соответствии со статьей 1467 настоящего Кодекса, в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее.

      Часть утратила силу с 1 октября 2014 года - Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

      Статья 1472. Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства

      1. Нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с пунктом 2 статьи 1468, пунктом 3 статьи 1469 или пунктом 2 статьи 1470 настоящего Кодекса, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.

      2. Лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет ответственность в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

       

      Государственная регистрация топологии интегральной микросхемы

      Государственная регистрация топологии интегральной микросхемы, выдача свидетельства о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы, дубликата свидетельства

      Топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие (статья 1448 ГК РФ).

      Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 г. № 700

      320.9 Кб

      Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 г. № 699

      780.3 Кб

      Руководство по регистрации ТИМС

      519.6 Кб

      Формы и документы

      Пошлины

      подача через Портал «ГосУслуги»

       

      Информация о порядке получения государственной услуги

       

      Государственная регистрация топологии интегральной микросхемы

      Подайте заявку

      Для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации топологии интегральной микросхемы в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) представляются следующие документы:

      1. Заявление о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового

      2. Депонируемые материалы, идентифицирующие топологию интегральной микросхемы, включая реферат

      3. Подтверждение согласия на обработку персональных данных субъектов персональных данных, указанных в заявлении о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы

      4. Документ, подтверждающий согласие автора на указание сведений об авторе, указанных в заявлении

      5. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом, может быть представлен с документами по собственной инициативе заявителя

      6. Доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя

      Для предоставления государственной услуги в части выдачи дубликата свидетельства правообладателем подается:

      • Ходатайство о выдаче дубликата свидетельства

      Заявление о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы (лицевая сторона)

      Заявление о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы (оборотная сторона)

      Дополнение к заявлению о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы (лицевая сторона)

      Дополнение к заявлению о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы (оборотная сторона)

      Оплатите пошлину

      Государственные пошлины взимаются в размерах, установленных статьей 333.30 части второй Налогового кодекса:

      Реквизиты для уплаты

      Квитанция на оплату пошлин физическими лицами

      Памятка об уплате госпошлины

      • за государственную регистрацию топологии интегральной микросхемы в соответствующем Реестре, включая выдачу заявителю свидетельства, а также публикацию сведений о зарегистрированной топологии интегральной микросхемы в официальном бюллетене Роспатента

        4 500 рублей - для организации (юридического лица)

        3 000 рублей - для физического лица

      • за внесение изменений в документы и материалы заявки до момента государственной регистрации топологии интегральной микросхемы

        1 200 рублей

      • за внесение по инициативе заявителя изменений в депонированные документы и материалы и выдачу заявителю нового свидетельства о государственной регистрации топологии интегральной микросхемы до публикации в официальном бюллетене

        2 500 рублей - для организации (юридического лица)

        1 200 рублей - для физического лица

      • за выдачу дубликата свидетельства

        1 300 рублей

      Проверка поступления всех необходимых и правильно оформленных документов и уплаты государственной пошлины

      Внесение записи в Реестр, направление свидетельства, публикация в официальном бюллетене Роспатента

      Представление заявления о выдаче дубликата

        Получение свидетельства и его дубликата, публикация в официальном бюллетене Роспатента Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роспатента, а также его должностных лиц

        Если вы не нашли нужной информации

        Справочная служба

        +7 (499) 240-6015

        rospatent@rupto.ru

        Комментарий Обзор Категории получателей Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги Формы документов Образцы заполнения форм Способы подачи документов Стоимость предоставления государственной услуги и порядок оплаты Сроки предоставления государственной услуги Схема предоставления государственной услуги Порядок информирования о предоставлении государственной услуги Порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роспатента, а также его должностных лиц Часто задаваемые вопросы

         

        Подробности для самостоятельного чтения:

        На сайте Ассоциации разработчиков программного обеспечения «Отечественный софт» появились разделы «Российское ПО для импортозамещения»:

        Методические рекомендации для заявок на включение российского ПО в Единый реестр

        Новые актуальные программы:

         

        ИТ-компании могут снизить налоговые ставки на страховые взносы и налог на прибыль и освободиться от НДС. Для этого им нужно применить налоговую льготу по 265-ФЗ. Мы разобрали, как ее получить разработчикам ПО и электроники.

        Здесь мы рассказываем только о налоговых льготах для ИТ-компаний. Эта статья не поможет выбрать форму бизнеса или налоговый режим, об этом читайте в других статьях.

        Хочу открыть ИТ-компанию. С чего начать?

        Что такое налоговый маневр

        Так называют новые льготы и ограничения, которые ввели в 265-ФЗ. По этому закону ИТ-компании с 2021 года могут платить меньше взносов и налогов:

        Закон № 265-ФЗ о налоговом маневре

        • снизить страховые взносы за сотрудников;
        • снизить налог на прибыль;
        • платить НДС, но некоторые смогут освободиться.

        Льготы для ИТ-компаний могут получить только те, кто подходит по условиям. Если сильно упростить, нужно получать 90% выручки по профильной деятельности и держать в штате семь человек. Подробности и другие условия — дальше в статье. Сперва разберемся, сколько можно сэкономить на льготах.

        Что поменяется после налогового маневра

        Страховые взносы. ИТ-компании могут снизить страховые взносы за сотрудников до 7,6%. Эту льготу могут использовать все компании, у кого есть работники.

        Если платите работнику 100 000 ₽ и не применяете льготу, нужно платить еще 30 000 ₽ в качестве страховых взносов. Если применить льготу, с такого же работника можно платить 7600 ₽

        Налог на прибыль. ИТ-компании могут снизить налог на прибыль до 3%. Это сработает только для компаний на ОСН — общей системы налогообложения.

        Если заработали миллион и не применяете льготы, нужно заплатить с него 200 000 ₽. А если применить льготу, с того же миллиона можно платить 30 000 ₽

        Такая льгота не подойдет тем, кто привлекает инвестиции в стартап и в первый год совсем не рассчитывает на прибыль.

        НДС. Раньше ИТ-компании освобождали от налога на добавленную стоимость. После налогового маневра это изменится: теперь нужно будет платить НДС 20%. Это касается только тех, кто работает на ОСН — общей системе налогообложения. Приведем пример.

        Когда ИТ-компания продает плагин другой компании, она добавляет к стоимости 20%. Если плагин стоит 100 000 ₽, ИТ-компания продает его за 120 000 ₽. После оплаты ИТ-компания берет эти 20% и отдает в налоговую.

        Чтобы не платить НДС и не увеличивать стоимость своего продукта, можно применить льготу по 265-ФЗ и освободиться от уплаты. А еще эта льгота даст право продавать российским ведомствам свое ПО через госзакупки.

        Освободиться от НДС можно, если попасть в реестр российского ПО. Правда, туда не каждый попадет: законодатель ставит жесткие требования и просит пройти сложный процесс. Расскажем о нем в отдельной статье.

        Как ИТ-компаниям освободиться от НДС и попасть в реестр отечественного ПО

        Кто считается ИТ-компанией по закону

        По закону это организации, которые занимаются информационными технологиями. Именно организации. ИП не могут получить льготы по 265-ФЗ. ИТ-компании условно можно поделить на две группы.

        Разработчики электроники.

        Они проектируют и разрабатывают изделия электронной компонентной базы и электронную продукцию. Например, производители процессоров, сигнализаций, систем умного дома, умных колонок.

        Разработчики ПО.

        Они разрабатывают и продают программы и базы данных. Это разработчики системы электронного документооборота, CRM, конструктора сайтов, маркетплейсов, программ для анализа и проверки контрагентов. А еще это компании, которые оказывают услуги по разработке, адаптации, модификации программ и баз данных. Или устанавливают, тестируют и сопровождают эти программы и базы данных.

        Кто может претендовать на льготы

        Если вы ИТ-компания, то для снижения налога на прибыль и страховых взносов нужно подходить под два условия.

        Среднесписочная численность работников. Она должна быть не меньше семи. При этом хорошо, если большая часть работников работает с продуктом напрямую.

        Доля от оборота компании. 90% выручки должно идти по профильной деятельности ИТ-компании - по одному из пунктов:

        • ПО, электроника или базы данных;
        • предоставление доступа к ПО;
        • отчуждение исключительных прав на ПО и базы;
        • разработку ПО, адаптацию, модификацию;
        • установку, тестирование и обслуживание.

         

        Среднесписочную численность и долю от выручки будут считать за девять месяцев предыдущего года. А если компания только появилась и у нее еще нет финансовой истории, то за последний квартал.

        Первое условие: среднесписочная численность работников

        Что это такое. Это когда считают, сколько у вас в среднем работает людей по трудовым договорам. Вам нужна именно среднесписочная численность, а не средняя. Разница в том, кого считают.

        Среднесписочная численность Средняя численность
        Считают только сотрудников, которые работают по трудовым договорам. Если сотрудник в отпуске или декрете, это не важно: его тоже считают Считают сотрудников, которые работают по трудовым договорам, подрядчиков, которые работают по ГПХ, владельцев компании, внешних совместителей

        Каких работников считать. Хорошо, если большая часть работников напрямую работают над продуктом, а не косвенно. Это неформальные рекомендации от налоговых инспекторов. Если четыре из семи работников — это программисты или инженеры, все отлично. Если только три из семи, у инспекторов возникнут вопросы.

        Работают над продуктом напрямую На грани Косвенно работают над продуктом
        Фулстек-разработчики

        Инженеры

        Верстальщики

        UX-редакторы

        Проектировщики интерфейсов

        Промышленные дизайнеры

        Тестировщики

        Корректоры (по  всей линейке продуктов)

        Продакт-менеджеры (по выводу на рынок всей линейки продуктов)

        Маркетологи (по выводу на рынок всей линейки продуктов)

        Сисадмины

        SMM-менеджеры

        Финдиректоры

        Бухгалтеры

        Секретари

        Уборщики

        Чтобы убедиться, что ваши сотрудники подходят, посмотрите, что написано в штатном расписании, должностных инструкциях, трудовых договорах и книжках. Налоговая проверит эти документы, если вы начнете применять льготы.

        Как правильно разработать должностную инструкцию

        Налоговой должно быть понятно из бумаг, что большая часть сотрудников работают с продуктом напрямую. Для этого нужно сделать так, чтобы эти документы соответствовали профессиональным стандартам и квалификациям Минтруда. Там описаны и основные цели, и конкретные наборы обязанностей.

        Профессиональные стандарты и квалификации Минтруда

        О программистах написано в разделе «Связь, информационные и коммуникационные технологии». Вот как описывают основную работу разных работников.

        Программист → Разработка, отладка, проверка работоспособности, модификация программного обеспечения. Тестировщик → Оценка качества разрабатываемого программного обеспечения путем проверки соответствия продукта заявленным требованиям, сбора и передачи информации о несоответствиях. Руководитель разработки ПО → Руководство процессами разработки, отладки, проверки работоспособности и модификации программного обеспечения, их организация и управление ресурсами.

        Как считать. Чтобы рассчитать среднесписочную численность за квартал, нужно выяснить ту же метрику за месяц.

        Вот как рассчитывается среднесписочная численность сотрудников за месяц, в котором все сотрудники работали полный рабочий день.

        Формула среднесписочной численности за месяц в IT-компании Пример: (10 × 30) / 30 = 10. В этом примере 10 — среднесписочная численность сотрудников за месяц

        Вот как рассчитывается среднесписочная численность сотрудников за квартал, в котором все сотрудники работали полный рабочий день.

        Формула среднесписочной численности за квартал в IT-компании Пример: (10 + 7 + 4) / 3 = 7. В этом примере 7 — среднесписочная численность сотрудников за квартал

        Бывает, что сотрудники то уходят, то приходят, то работают по полной ставке, то по неполной. Это тоже нужно учесть в расчетах среднесписочной численности. В таких случаях пользуйтесь указаниями Росстата или попросите вашего бухгалтера рассчитать среднесписочную численность.

        Указания Росстата по расчету численности сотрудников

        Что делать, если не подходите под условие. Если среднесписочная численность компании меньше семи человек, она не подходит под условие. Вот что делать в такой ситуации:

        1. Наймите еще сотрудников, чтобы среднесписочная численность достигла семи.
        2. Убедитесь, что сотрудники работают напрямую с продуктом.
        3. Подождите девять месяцев.
        4. Рассчитайте среднесписочную численность снова.

        Важно, чтобы среднесписочная численность не падала, когда вы начнете применять все льготы. Если спустя год она будет меньше семи, налоговая может отменить льготы, а затем доначислить страховые взносы и налог на прибыль на целый год.

         

        Как совершить налоговый маневр - получить федеральные льготы:

        Если вы подходите по всем условиям, можно применять льготы. Вот что нужно сделать для этого.

        Разработчикам ПО — аккредитоваться в Минцифре.

        Разработчикам электроники — попасть в реестр разработчиков электроники.

        Резидентам ОЭЗ — ничего не надо делать. Если вы резидент особой экономической зоны, вы тоже можете снизить страховые взносы или налог на прибыль. Для этого не нужно аккредитовываться или попадать в реестр. Если вы подходите по условиям, можно сразу начать применять льготы. У вас уже есть свидетельство о регистрации организации в качестве резидента экономической зоны. Этого достаточно, уведомлять налоговую не нужно.

        Тем, у кого была страховая ставка 14%, — ничего не надо делать. Раньше ИТ-компании могли снизить страховые взносы до 14%. Закон 265-ФЗ отменил эту льготу. Если вы применяли старую льготу, можно сразу начать применять новую и платить страховые взносы по ставке 7,6%. Делать ничего не надо, просто продолжайте соответствовать условиям.

         

        Как разработчикам ПО получить льготы

        Разработчикам ПО надо получить аккредитацию Минцифры. Это бесплатная процедура, а сама аккредитация — бессрочная.

        Чтобы ее пройти, надо сделать три вещи:

        1. Собрать документы для Минцифры.
        2. Подать документы.
        3. Дождаться решения.

        Собрать документы. Нужно два документа: заявление о предоставлении аккредитации и справка с подписью руководителя о том, что компания работает именно в ИТ. Шаблоны документов в ссылках справа: кликните, скопируйте, заполните, распечатайте.

        Шаблон справки о деятельности в ИТ

        Подать документы. Документы можно подать через портал госуслуг, если есть электронная подпись. Другой вариант — послать заказное письмо с описью вложения по адресу: 125375, г. Москва, ул. Тверская, 7. Но можно и лично. Адрес тот же, а подъезд — 3, окно называется «Экспедиция». Доверенность для представителя не нужна.

        Шаблон заявления в Минцифры

        Дождаться решения. Минцифры принимает решение в течение 30 дней. Если вас решат аккредитовать, то внесут в реестр и через пять дней отправят выписку из него — она приедет на почту.

        Список аккредитованных организаций в Минцифре

        Применять льготу можно с того месяца, когда получите документ об аккредитации. Например, получили 16 июля, а применять можно с 1 июля.

        Как разработчикам электроники получить льготы

        Нужно попасть в реестр разработчиков электроники. Чтобы вас включили туда, отправьте заявку через Государственную информационную систему промышленности.

        Подать заявку на включение в реестр

        Это можно сделать без пошлин и печатных документов: заполните заявку на сайте и подпишите усиленной электронной подписью. Если у вас нет такой, наймите юриста, который поможет подготовить заявку и подпишет ее за вас.

        В реестр включают компании, которые занимается тем, что указано в постановлении. Достаточно подходить хотя бы по одному пункту.

        Постановление о реестре разработчиков электроники

        Что написано в законе о том, кого могут включить в реестр Что это может значить
        1. Проектировать и разрабатывать электронную компонентную базу, ее составные части Разрабатывать микроконтроллеры, полупроводники, платы или другую электронику, из которой можно что-то сделать, — сигнализацию, например. Этим занимаются компании-производители
        2. Проектировать и разрабатывать электронную, радиоэлектронную продукцию, ее составные части Разрабатывать полноценные продукты: компьютеры, наушники, камеры. И отдельные модули для таких продуктов, например антенны и преобразователи сигнала переносной рации
        3. Проектировать и разрабатывать сложнофункциональные блоки Так называют элементы аппаратной архитектуры. Например, видеодекодеры, которые преобразовывают цифровой сигнал в аналоговый и обратно
        4. Проектировать и разрабатывать технологии электронной компонентной базы, электронную, радиоэлектронную продукцию Речь о технологических решениях, из которых делают электронику. Это может быть технология «система на кристалле», которую используют в процессорах для смартфонов, например. В России такое обычно делают конструкторские бюро, институты
        5. Разрабатывать ПО для электронной компонентной базы и электронной, радиоэлектронной продукции, ее составных частей Разрабатывать программное обеспечение для электроники. Например, группа языков ассемблера
        6. Проектировать и изготавливать корпуса электронной компонентной базы и их элементов Проектировать и изготавливать корпуса для электроники — это, например, металлические гильзы для полупроводника, которые нужны для защиты от пыли
        7. Разрабатывать структуры, логической, электрической принципиальной схемы, топологии электронной компонентной базы, микроэлектромеханических устройств, оптоэлектронных устройств, изделий и технологий фотоники Разрабатывать архитектурные схемы, в которых перемещаются единицы данных между элементами электроники. Например, путь радиоволны от антенны до динамика радиоприемника
        8. Разрабатывать окружение тестирования и проверки моделей электронной компонентной базы, устройств или сложнофункциональных блоков Разрабатывать устройства и ПО, которые помогают оценить работу электроники. Например, правильно ли компьютер складывает и умножает
        9. Тестировать и проверять электронную компонентную базу и сложнофункциональные блоки Оценивать работу электроники с помощью тестов, ПО и разных устройств
        10. Разрабатывать средства проектирования электронной компонентной базы, электронную, радиоэлектронную продукцию Разрабатывать ПО, в котором можно проектировать электронику. Это, например, AutoCAD
        11. Изготавливать пластины по полному или частичному циклу с кристаллами и их измерение (за исключением фотошаблонов) Это способ производить кристаллы. Он заключается в том, что полупроводниковые пластины разделяют с помощью надрезания механическим и лазерным способом
        12. Собирать кристаллы в корпусе Производить процессоры с использованием кристаллов кремния по технологии «система на кристалле»

        Если вы подходите по одной из 12 категорий, можно подать заявку. Чтобы убедить экспертов реестра, что вы подходите, нужно приложить к ней такие документы и контакты:

        1. Копию устава организации.
        2. Документы, которые подтвердят, что ваши разработки стоят на бухгалтерском учете. Например, акт о постановке на учет нематериальных активов или приказ о постановке на учет нематериальных активов.
        3. Выписку из штатного расписания. Она нужна, чтобы подтвердить, что у вас работают сотрудники, которые занимаются электроникой.
        4. Справку от организации, с которой вы заключили лицензионное соглашение. Важно чтобы эта компания владела товарными знаками систем автоматизированного проектирования или другого ПО или использовала их. Нужно, чтобы справка была подписана руководителем компании.
        5. Телефон и электронную почту руководителя организации или его представителя.

         

        Если таких документов нет, можно прислать копии соглашений с компаниями, которые подтверждают, что ваши разработки используются. Другой вариант — прислать копию свидетельства о регистрации топологии интегральных схем. Этот документ можно получить в Роспатенте.

        Регистрация топологии интегральной схемы

        Если таких документов нет, могут подойти договоры с Центром коллективного проектирования или письмо организации с маршрутом проектирования.

        Эти пять документов — обязательные, а есть еще дополнительные. Если такие у вас есть, приложите их к заявке, чтобы увеличить свои шансы на попадание в реестр. Если нет, ничего страшного. Вот что еще можно приложить:

        • если у компании есть сайт, укажите ссылку;
        • если власти закупали у вас что-то из электроники, приложите копии выполненных муниципальных и госконтрактов, договоров госзакупок;
        • если власти давали вам субсидии на разработку электроники, прикрепите копии соглашения с федеральными органами исполнительной власти о предоставлении субсидий.

        Министерству промышленности нужно не больше 20 рабочих дней, чтобы проверить заявку и принять решение. Общаться будут через ту же государственную информационную систему промышленности.

        Если компании откажут, можно доработать заявку по замечаниям экспертов и снова отправить ее.

         

          Форма
          Действующее положение доступно по ссылке Положение

          Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

          Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

          • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
          • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
          • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
          • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

          Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.