Глобальный рынок халяльной продукции
- Динамика торгово-экономических отношений России со странами БРИКС
- Мировой рынок халяльной еды halal food
- Технологии халяль - 2013: впечатляющие итоги
- Руководство по халяльным пищевым продуктам
- ПНСТ 378-2019 "Продукция и услуги халяль. Общие термины и определения"
- ПТК по стандартизации "Продукция и услуги Халяль"
- Продукция Халяль
Система гостеприимства по стандартам халяль в РФ
- В Казани открылась ярмарка Russia Halal Market
- Ждать ли в Казани толпы туристов с Ближнего Востока?
- Ждем гостей из исламских стран
- Популяризация халяльного образа жизни (Halal Life Style)
- Халяль-туризм в светском государстве
Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Чем еще мы можем быть Вам полезны:
- разовые консультации по подготовке к конкурсам,
- экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
- доработка документов и форм заявки,
- разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, источникам финансирования
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти,
- проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
- многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Бизнес по-исламски
7 сентября 2016
https://islam.ru/content/economica/9161
Принципы ведения бизнеса в соответствии с Шариатом построены на соблюдении двух правил:
1) недопустимости запретных действий (харам),
2) достижении богоугодного поведения путём совершения разрешённых и желательных действий (халяль).
В Коране неоднократно подчёркиваются следующие фундаментальные принципы правильного поведения в бизнесе:
– свобода предпринимательской деятельности и заключения договора;
– справедливость;
– законность;
– этичное поведение управляющих и подчинённых;
– благотворительность и милосердие.
Рассмотрим каждый принцип в отдельности.
Свобода предпринимательской деятельности
Решающим условием экономического прогресса признаётся свобода предпринимательской деятельности. Догмат о равенстве людей перед Аллахом понимается и как равенство экономических возможностей, и как свобода конкуренции. Предприниматель, владеющий капиталом, и наёмный рабочий выступают как равноправные участники рыночных отношений. Человек имеет полную свободу вести бизнес и выбирать любую деятельность в рамках, определённых Шариатом.
Согласно требованиям Ислама все участники рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого обмена. Он предполагает свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров. Такой подход означает запрет на спекуляцию, демпинг и монополию и, естественно, на все виды экономических преступлений, которые одинаково трактуются в законодательствах разных стран. Соблюдение этих норм становится возможным лишь при участии на рынке свободных, равноправных, информированных и ответственных лиц.
Коран запрещает любое незаконное вмешательство в права владения чужой собственностью. Мусульманину не позволено использовать какую-либо вещь, принадлежащую другому, если на то не дано разрешения её владельца. Пророк (мир ему и благословение) в последней проповеди ещё раз провозгласил неприкосновенность имущества, возведя его на один уровень с неприкосновенностью жизни и чести: «В этот день, в этот месяц, на этом месте Всевышний сделал священной и неприкосновенной жизнь, имущество и честь мусульманина до тех пор, пока вы не встретите Своего Господа».
Особое место в Коране уделяется торговле (смысл): «...Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2:275). Подробное рассмотрение правил ведения торговли говорит не только о разрешённости, но и об одобрении честных и взаимовыгодных торговых отношений. Открытая и равноправная конкуренция должна быть основана на естественном установлении равновесия спроса и предложения.
Правило свободной конкуренции, однако, не отменяет предписанные нормы достойного поведения в бизнесе.
Человек должен строго следовать этическому руководству, независимо от поведения и вероисповедания партнёров или конкурентов. Запрещается наносить ущерб конкурентам приёмами, выходящими за рамки конкурентной борьбы.
Во всех сделках должны присутствовать взаимная договорённость и согласие обеих сторон. Полное согласие на сделку является условием признания её действительности: «...если это только не по взаимному согласию между вами...» (4:29). Причём взаимное согласие не должно ущемлять права одной из сторон, например извлечением выгоды одной стороной за счёт убытков и потерь другой. Ростовщичество, азартные игры, лотереи запрещены, так как здесь налицо обогащение группы лиц без усилий и труда. Сделка должна носить честный и открытый характер.
Другими словами, законными могут быть признаны только сделки, лишённые двусмысленности и несправедливости, но не те, которые могут стать причиной использования доверия в своих интересах, например причиной мошенничества или умышленного обмана. Это подтверждается следующими положениями Корана (смысл): «Горе обманщикам, которые, когда берут меру /причитающуюся им/ от людей, то берут её полностью, а когда измеряют или взвешивают им /людям/, то уменьшают!» (83:1–3).
Для того чтобы пресечь все возможные пути обмана и возникновения споров, Коран оговаривает условия заключения контрактов, которые должны быть письменно зафиксированы и, по возможности, при наличии свидетелей. Такая предосторожность оправдана и становится необходимой особенно в настоящее время, когда экономические преступления и нечестное поведение деловых людей стали частым явлением в бизнесе. В случае заключения трудового договора характер, период работы, уровень оклада должны быть чётко оговорены без каких-либо угроз и ультиматума со стороны работодателя либо наёмного работника.
Коран предостерегает от ложных обвинений, фальсификаций и подделки документов. Правдивость и праведность, которыми отличались все пророки, признаются важной добродетелью не только в деловой активности, но и во всех остальных областях деятельности человека.
Справедливость
Справедливость является стержнем божественных предписаний, а также одной из причин ниспослания коранических откровений с целью установления истины и равенства на земле.
Исламу чужды формальные различия между людьми по социальному или этническому признакам, имущественному положению. Предпочтение отдаётся только тем, кто более привержен вере: «Ведь самый благородный из вас перед Богом – самый благочестивый» (49:13).
Требование справедливости в деловой активности проявляется в следующем:
– выполнении данных обещаний и условий договора;
– точности количественных и качественных характеристик товара при продаже;
– добросовестной работе и справедливой оплате труда;
– честности и искренности отношений;
– компетентности и эффективности в работе;
– проверке коммерческой информации на достоверность.
В Коране при описании деловых отношений особое место уделяется соблюдению условий договора и данных обещаний. Не допускается нарушать обещания и заключённые договоры, даже если есть повод думать, что вторая сторона намеревается нарушить этот договор. Если такая ситуация возникает, то в данном случае необходимо уведомить партнёра о своём решении относительно расторжения контракта: «А если ты боишься от людей измены, то отбрось договор с ними согласно со справедливостью: поистине, Аллах не любит изменников!» (8:58). Это божественное указание призывает к справедливости в деловых контактах даже в ситуации расторжения договора.
Излишне говорить о той роли, которую играет доверие клиента в бизнесе любого предпринимателя. Каждый бизнесмен стремится создать хорошую репутацию, вкладывая огромные средства в создание своего брэнда и постоянно следя за поддержанием имиджа. С этой точки зрения мусульманин должен стремиться к тому, чтобы его имя было создано не одной рекламной кампанией, а стало отражением результатов его честной работы.
Этика Ислама, так же как и общепринятая этика в сфере трудовых отношений, требует, чтобы уровень оплаты, должностные функции и условия работы были оговорены в момент подписания трудового соглашения между работником и работодателем. Заработная плата должна быть выплачена в полной мере и без задержки (смысл): «И не удерживайте от людей того, что им принадлежит по праву...» (26:183). В Коране также сообщается, что в зависимости от качества и объёма работы различно вознаграждение для разных категорий работников. Таким образом, дифференцированная система оплаты труда должна стимулировать работника к увеличению производительности и предотвратить злоупотребление рабочим временем. Сам работник должен стремиться стать компетентным специалистом в своей области и эффективно выполнять работу. При отборе кандидатов на вакантную должность Ислам предписывает руководствоваться профессионализмом и заслугами кандидата, а не личными или родственными связями или, что ещё хуже, взятками. Необходимо обеспечить равноправное собеседование всем кандидатам с целью выявления наиболее компетентного работника. В процессе принятия решений Ислам рекомендует проверять достоверность любого утверждения или информации (смысл): «И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания...» (17:36), а перед покупкой товара проверять его качество, дабы избежать обмана и дальнейших споров.
Законность бизнеса
Законность бизнеса с точки зрения Шариата является основным критерием выбора предпринимателем того или иного вида деятельности.
В Коране в категоричной форме запрещается как взимать, так и платить проценты с долга (риба), но в противовес данному запрету сразу же оговаривается законность торговли (смысл): «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2:275). Ограничения в торговле касаются только некоторых видов товаров и услуг, запрещённых Шариатом, а именно:
– свинина и различные продукты, имеющие в составе свинину;
– мясо домашних животных, забитых не по правилам Шариата;
– алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики;
– проституция и порнографическая продукция;
– всё то, что приносит вред религии и обществу.
Коммерческая деятельность может включать и бартерные сделки, но только на равные по качеству и стоимости товары. Предпочтение отдаётся денежному обращению, так как это позволяет избежать возможного неравноценного обмена, что, в свою очередь, станет причиной риба, то есть незаконного прироста дохода. Пророк (мир ему и благословение) приказал своему сподвижнику Билялу (да будет доволен им Аллах), когда тот хотел обменять две меры плохих фиников на одну меру хороших, сначала продать плохие, а потом на вырученные деньги купить хорошие. Продажа в кредит и отсрочка платежа не должны влиять на цену, установленную в контракте, её повышение или понижение.
Этичное поведение управляющих и подчинённых
Мягкость и тактичность является основой хороших и прочных взаимоотношений и служит созданию здоровой рабочей атмосферы. Большое значение хорошим манерам придавал сам Пророк (мир ему и благословение). Он сказал: «Пусть Всевышний ниспошлёт благословение человеку, который отличается добрым нравом, когда он покупает, когда продаёт и когда выполняет свои обязанности». Коран предписывает быть внимательным и любезным при обращении к другим, оставаться вежливым даже в споре.
Руководителю не позволяется необоснованно удлинять рабочий день, возлагать дополнительные обязанности на подчинённых, не оговорённые изначально. Он, наоборот, должен стремиться помочь в каком-либо затруднении и сложном вопросе, создать команду в решении проблемы. Важно, чтобы руководитель умел регулировать конфликты и споры, возникающие в коллективе. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Мусульмане имеют право урегулировать конфликт при обоюдном согласии сторон, если при этом они не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено. Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено» (ат-Тирмизи).
Прощение обид и понимание чужих ошибок считается лучшим, чем хорошее деяние, после которого последует сожаление и обида: «Речь добрая и прощение – лучше, чем милостыня, за которой следует обида...» (2:263). Если человек не поддаётся соблазну и не опускается до грубости и оскорбления другого в ситуации делового конфликта, а, наоборот, всеми путями старается избежать его и разрешить наилучшим образом, то, возможно, он приобретёт друга в лице недавнего врага (смысл): «Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг» (41:34).
Мусульманин должен быть мягким в общении с нуждающимися; даже если он не в состоянии помочь им материально, его моральная поддержка и доброе слово или совет являются долгом.
Обеспечение социальной защиты и гарантии прав подчинённых является обязанностью работодателя, включая материальную помощь при несчастных случаях, болезни и так далее. Ислам поощряет бизнес, который удовлетворяет социально значимые потребности общества, а также развитие культуры и образования.
Благотворительность и милосердие
Благотворительность является одной из основных характеристик мусульманской экономической этики. В Коране подчёркивается (смысл): «...что бы вы ни потратили из добра, то для самих себя, и вы тратите из стремления к лику Аллаха. И что бы вы ни потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены» (2:274). На вопрос, какое пожертвование является наилучшим, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Пожертвование для того, кто испытывает материальные затруднения. Но начинай с тех, кто находится на твоём иждивении». Богоугодность милостыни обосновывается ссылкой на Коран (2:261) (смысл): «Те, кто расходует свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе – сто зёрен; Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине, Аллах Объемлющ, Знающ». Мусульманин жертвует, раздаёт милостыню нуждающимся исходя из своих возможностей и по собственной инициативе. В хадисе говорится: «Лучшей милостыней является то, что подаётся от достатка». Одинаково высоким достоинством отличается благородный человек, расходующий свои средства, и бедняк, проявляющий терпение в надежде на награду Аллаха.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что следование исламским этическим нормам позволит сократить риск в коммерческих отношениях и создаст благоприятные условия для развития эффективного и стабильного бизнеса.
Гульнара Нуруллина, кандидат экономических наук
08.05.2017
https://islam.global/obshchestvo/ekonomika/pravila-vedeniya-biznesa-v-islame/
Одним из поощряемых в исламском вероучении способов заработка денег является предпринимательская деятельность.
В условиях рыночной экономики, преобладающей в большинстве стран мира, спрос растёт, так как повышаются потребности людей в еде, одежде, сфере услуг и так далее. Растущий спрос порождает и рост предложения, что приводит к появлению всё новых и новых предпринимателей.
В сфере международной экономики в последние годы мы наблюдаем увеличивающуюся популярность халяль-индустрии, охватывающей всё новые и новые сегменты рынка.
На сегодняшний день ислам является самой быстрорастущей религией в мире, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии исламского бизнеса, имеющего свои особенности в сравнении с классическим предпринимательством, так как исламская предпринимательская деятельность направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей мусульман.
При ведении исламского бизнеса следует придерживаться следующих правил, которые, во-первых, принесут награду в мире вечном, а во-вторых, позволять должным образом обслуживать клиентов-мусульман:
1. Отказ от процентных сделок
В первую очередь предпринимателю следует отказаться от процентных сделок в любой их форме, так как заработок дохода посредством процента, именуемое как риба (ростовщичество), является одним из страшнейших грехов в исламе. В Священном Коране об этом сказано:
«АЛЛАХ ДОЗВОЛИЛ ТОРГОВЛЮ И ЗАПРЕТИЛ ЛИХОИМСТВО» (2:275)
2. Сделки по обоюдному согласию
Заключая какие-либо сделки (в том числе и те, которые не имеют письменную форму) необходимо соблюдать правило взаимного согласия всех участвующих в них сторон.
То есть не следует навязывать дополнительный товар, работу или услугу.
В Писании на это чётко указывается:
«НЕ ПОЖИРАЙТЕ СВОЕГО ИМУЩЕСТВА МЕЖДУ СОБОЙ НЕЗАКОННО, А ТОЛЬКО ПУТЁМ ТОРГОВЛИ ПО ОБОЮДНОМУ ВАШЕМУ СОГЛАСИЮ» (4:29)
3. Отказ от обмана
Кроме того, бизнесменам следует помнить, что запрещено осуществлять свою деятельность посредством лжи и обвешивания клиентов. Это касается тех случаев, когда продавец либо скрывает, либо недоговаривает о каких-либо недостатках товара или же излишне нахваливает свой товар, придавая ему те качества, коими он в действительности не обладает. По этому поводу в Коране сказано:
«ГОРЕ ОБВЕШИВАЮЩИМ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ ПОЛУЧИТЬ СПОЛНА, КОГДА ЛЮДИ ОТМЕРИВАЮТ ИМ, А КОГДА САМИ МЕРЯТ ИЛИ ВЗВЕШИВАЮТ ДЛЯ ДРУГИХ, ТО НАНОСЯТ ИМ УРОН» (83:1-3)
4. Отказ от реализации запрещенных Шариатом товаров и услуг
Бизнес мусульманина не должен строиться на тех товарах, работах и услугах, которые признаны запретными (харамом). Например, мусульманину не следует торговать свининой или же подавать блюда из неё в заведениях общественного питания, не следует заниматься алкогольным бизнесом, проституцией, наркоторговлей и так далее. В своей Книге Господь призывает нас:
«О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! ВКУШАЙТЕ ДОЗВОЛЕННЫЕ БЛАГА, КОТОРЫМИ МЫ НАДЕЛИЛИ ВАС, И БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ АЛЛАХУ» (2:172)
5. Соблюдение условий соглашения
При подписании различного рода соглашений мусульманин обязан соблюдать все его условия, так как Пророк Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено» (Тирмизи).
6. Отказ от присвоения чужого имущества
В бизнесе мусульманам следует остерегаться присвоения чужого имущества, то есть присваивать себе то, что тебе не принадлежит по праву. Например, не следует устанавливать на свои товары и услуги слишком завышенные цены. В Книге Всевышнего говорится:
«МЕРЬТЕ И ВЗВЕШИВАЙТЕ ЧЕСТНО, НЕ ПРИДЕРЖИВАЙТЕ ИМУЩЕСТВО ЛЮДЕЙ И НЕ РАСПРОСТРАНЯЙТЕ НА ЗЕМЛЕ НЕЧЕСТИЕ» (11:85)
7. Очищение бизнеса благотворительностью
Ведя бизнес, верующему необходимо помнить, что именно по воле Всевышнего он имеет прибыльное дело, что именно по воле Творца удаётся зарабатывать деньги. Исходя из этого, следует помогать тем, кто таких материальных средств не имеет. Благотворительность в предпринимательской деятельности очищает её от каких-либо возможных скверных поступков, которые бизнесмен может совершить в своей деятельности. Посланник Господа (с.г.в.) наставлял: «О, торговцы! Поистине, торговля сопровождается пустословием и клятвами, так смешайте же с милостыней» (хадис приводят Абу Дауд, Тирмизи и Насаи).
8. Законность бизнеса
Правоверным надлежит учитывать, что они вправе заниматься лишь легальным бизнесом, то есть не противоречащим местному законодательству. Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) предупреждал своих сахабов: «Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то богатство, которое он станет приобретать» (Бухари, Ахмад).
Хочется добавить к этому также недозволенность харама и макруха, но которые, при этом допускается на законном уровне в светском государстве, такие как:
- вебкам (web-cam) - деятельность
- сигареты, табак, кальяны, электронные сигареты и прочий "вейп" (POD-системы Жидкости для вейпа Испарители для POD-систем Картриджи и прочая дрянь и дурман)
- торговля спиртным и "энергетиками" на основе запретного (в состав самых известных энергетических напитков входит кофеин, который часто комбинируют с таурином, глюконо-дельта-лактоном, гуараной, мальтодекстрином, женьшенем, карнитином, креатином и гинко билоба, энергетические напитки обладают стимулирующим эффектом, алкоголь, напротив, замедляет работу нервной системы, такая смесь сопровождается множеством рисков для здоровья - при одновременном употреблении энергетического напитка и алкоголя человек становится нечувствительным к воздействию алкоголя и способен употребить такое количество, которое приведет к отравлению – сам того не осознавая)
- ростовщичество - банки, лизинговые компании и микрофинансовые организации ("деньги мигом" и т.п.) - деньги в долг под проценты
- свинина, бекон и т.п. продукты из свинины
9. Проявление великодушия к клиентам
Мусульманин-бизнесмен должен помнить и о правилах поведения с клиентами. Верующему необходимо относиться с великодушием к своим клиентам, так как Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Да помилует Всевышний того, кто проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата своих денег» (хадис от Бухари).
10. Запрет определённых видов сделок
В сунне Пророка (с.г.в.) содержится норма, согласно которой Милостью миров Мухаммадом (с.г.в.) были запрещены такие виды торговли, как «мухакаля», «мухадара», «мулямаса», «мунабаза» и «музабана».
«МУХАКАЛЯ» – ВИД СДЕЛКИ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЕЩЁ НЕ ГОТОВОГО ТОВАРА (НАПРИМЕР, ФЬЮЧЕРС).
«МУХАДАРА» – ВИД СДЕЛКИ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ПРОДАЖЕ ТОВАРА ДО ТОГО, КАК СТАНЕТ ИЗВЕСТНА ЕГО ПРИГОДНОСТЬ.
«МУЛЯМАСА» – ВИД СДЕЛКИ, ПРИ КОТОРОЙ ПРОДАЖА СЧИТАЕТСЯ СОСТОЯВШЕЙСЯ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОКУПАТЕЛЬ ПРИТРОНЕТСЯ К ТОВАРУ.
«МУНАБАЗА» – ВИД СДЕЛКИ, ПРИ КОТОРОЙ ДВА ЛИЦА ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ОБМЕН НЕ ГЛЯДЯ.
«МУЗАБАНА» – ВИД СДЕЛКИ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В ПРОДАЖЕ ТОВАРА, НЕ ДОСТАВЛЕННОГО ДО ТОЧКИ СБЫТА (ЕСЛИ ЭТО СПЕЦИАЛЬНО НЕ ОГОВОРЕНО СТОРОНАМИ).
11. Достойная конкуренция
Мусульманам следует достойным образом вести конкуренцию с иными предпринимателями и не впадать в крайности из-за бизнеса. Пророк (с.г.в.) наставлял:
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями» (этот хадис приводит Муслим).
12. Бизнес не должен мешать соблюдению предписаний религии
В случае ведения своего бизнеса верующему следует грамотно распределить своё время так, чтобы он успевал заниматься предпринимательской деятельностью и при этом ничто ему не мешало заниматься поклонением. Наш Творец взывал к нам:
«О ТЕ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ! КОГДА ПРИЗЫВАЮТ НА НАМАЗ В ПЯТНИЧНЫЙ ДЕНЬ, ТО УСТРЕМЛЯЙТЕСЬ К ПОМИНАНИЮ АЛЛАХА И ОСТАВЬТЕ ТОРГОВЛЮ. ТАК БУДЕТ ЛУЧШЕ ДЛЯ ВАС, ЕСЛИ БЫ ВЫ ТОЛЬКО ЗНАЛИ» (62:9)
13. В случае возврата товара необходимо его принять
В ситуациях, когда покупатель намеревается вернуть товар, не устроивший его по тем или иным причинам, данный товар продавцу следует принять. В одном из хадисов Посланника Господа (с.г.в.) говорится: «Кто примет обратно товар, который он продал мусульманину, тому Всевышний простит его прегрешение» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
14. Запрет коррупционных сделок
Мусульманам-бизнесменам категорически запрещено добиваться своих целей посредством взятки, так как Пророк (с.г.в.) проклял того, кто даёт, и того, кто берёт мзду (Тирмизи, Абу Дауд).
15. Своевременная выплата зарплаты
Если бизнесмен нанимает себе работника, то он обязан выплачивать ему вознаграждение в оговорённые сроки. Божий Посланник (с.г.в.) напутствовал: «Выплачивайте заработок наёмного рабочего до того, как успеет высохнуть его пот» (Ибн Маджа).
16. Запрет использования правителями, наместниками, их родственниками, близкими служебного положения в интересах бизнеса
Речь идет об использовании своего (служебного) положения в обществе в интересах бизнеса (нельзя совмещать - этот конфликт интересов трудно соблюсти честно).
Праведные халифы - будучи Правителями Правоверных - сами прекращали вести бизнес и запрещали своим родственникам, наместникам и их родне заниматься бизнесом, чтобы не извлекать преимуществ из своего положения - чтобы товары не покупали у правителя или его родственника, чтобы угодить ему
17. Запрет продавать некачественный товар
Предприниматель должен тщательно следить за качеством продаваемого им товара, а при обнаружении брака он должен его изъять из продажи. Доказательством этому служит хадис: «Пророк (с.г.в.) запретил торговать неспелыми фруктами» (Бухари, Муслим).
18. Законность харамного бизнеса
Заключительный Божий Посланник (с.г.в.) предупреждал своих сахабов: «Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то богатство, которое он станет приобретать» (Бухари, Ахмад).
Будьте осторожны - есть недозволенный харам и макрух, которые, при этом допускаются на законном уровне в светском государстве, такие как:
- вебкам (web-cam) деятельность
- сигареты, табак, кальяны, электронные сигареты и прочий "вейп" (POD-системы Жидкости для вейпа Испарители для POD-систем Картриджи и прочая дрянь и дурман)
- торговля спиртным и "энергетиками" на основе запретного (в состав самых известных энергетических напитков входит кофеин, который часто комбинируют с таурином, глюконо-дельта-лактоном, гуараной, мальтодекстрином, женьшенем, карнитином, креатином и гинко билоба, энергетические напитки обладают стимулирующим эффектом, алкоголь, напротив, замедляет работу нервной системы, такая смесь сопровождается множеством рисков для здоровья - при одновременном употреблении энергетического напитка и алкоголя человек становится нечувствительным к воздействию алкоголя и способен употребить такое количество, которое приведет к отравлению – сам того не осознавая)
- ростовщичество - банки, лизинговые компании и микрофинансовые организации ("деньги мигом" и т.п.) - деньги в долг под проценты
- свинина, бекон и т.п. продукты из свинины
Переписка с форума ISLAM.GLOBAL
Дания
03.06.2023 19:09
Ассаляму Алейкум! Вопрос: если откроем киоск (фастфуд), а рядом будут скамейки для ожидания заказа, не будет ли это смешением полов? Например, придут молодые люди, которые встречаются, и сядут вместе на эти скамейки в ожидании заказа. Спорим с мужем, ведь они отвечают за свой грех, мы лишь продаем, а он настаивает, что мы способствуем, мы должны их разделить, то есть прямым текстом сказать, сесть на разные скамейки. Это будет под открытым небом, а не в помещении. Я запуталась( что скажете на этот счет? Заранее спасибо
ISLAM.GLOBAL
04.06.2023 07:09
Уа алейкум ассалам. В данном случае Вы не будете нести ответственность за грехи других, но если Вам будет спокойнее, то Вы можете установить отдельные одноместные сидения.
Мое мнение:
я согласен с ответом редакции - четко лаконично
похоже муж ее буквалист радикалист
Если уж он так загоняется по поводу, что он способствует. И должен разделить
Чего ж он тогда не строит раздельные коридоры, тоннели даже пусть строит на подходе к этому киоску, в котором люди не будут смотреть друг на друга бетонную стену пусть поставят или из пластика, да с потолком - чтобы не касаться друг другу руками
и выходы строит мимо киоска пусть через эти самые тоннели, да. И потом они разводятся в разные стороны на 180 градусов, а то вдруг они на входе где-нибудь там пересекутся и потрогают друг друга.
Если дальше развивать вот эту мысль "мы способствуем", ну люди, наверное, сядут на скамейку и будут сами соблюдать свои правила, не садиться в близости, да и не смотреть друг на друга незнакомые лица неужели загоняться до?
До такой степени да каждый же сам отвечает за свои поступки
самое главное, что он не помещает их в 1 туалет, в 1 комнату ожидания не заставляет стоять в очереди вплотную друг к другу или не не это. Не уминает их в общественном транспорте.