Популяризация халяльного образа жизни (Halal Life Style):
- При ведении бизнеса по шариату следует придерживаться правил
- Бизнес по шариату: 1 Отказ от процентных сделок
- Бизнес по шариату: 2 Сделки по обоюдному согласию
- Бизнес по шариату: 3 Отказ от обмана
- Бизнес по шариату: 4 Отказ от запрещенных Шариатом товаров и услуг
- Бизнес по шариату: 5 Соблюдение условий соглашения
- Бизнес по шариату: 6 Отказ от присвоения чужого имущества
- Бизнес по шариату: 7 Очищение бизнеса благотворительностью
- Бизнес по шариату: 8 Законность бизнеса
- Бизнес по шариату: 9 Проявление великодушия к клиентам
- Бизнес по шариату: 10 Запрет некоторых сделок
- Бизнес по шариату: 11 Достойная конкуренция
- Бизнес по шариату: 12 Бизнес не помеха религии
- Бизнес по шариату: 13 Возврат товара безусловен
- Бизнес по шариату: 14 Запрет коррупционных сделок
- Бизнес по шариату: 15 Своевременная выплата зарплаты
- Бизнес по шариату: 16 Правитель и бизнес - несовместимы
- Бизнес по шариату: 17 Запрет продавать некачественный товар
- Бизнес по шариату: 18 Запрет узаконенного харама
- Бизнес по шариату: 19 Опасайтесь буквализма
- Бизнес по-исламски
- Бизнес по-исламски: Благотворительность и милосердие
- Бизнес по-исламски: Законность бизнеса
- Бизнес по-исламски: Свобода предпринимательской деятельности
- Бизнес по-исламски: Справедливость
- Бизнес по-исламски: Этичное поведение управляющих и подчинённых
Глобальный рынок халяльной продукции
- Динамика торгово-экономических отношений России со странами БРИКС
- Мировой рынок халяльной еды halal food
- Технологии халяль - 2013: впечатляющие итоги
- Руководство по халяльным пищевым продуктам
- ПНСТ 378-2019 "Продукция и услуги халяль. Общие термины и определения"
- ПТК по стандартизации "Продукция и услуги Халяль"
- Продукция Халяль
Система гостеприимства по стандартам халяль в РФ
- В Казани открылась ярмарка Russia Halal Market
- Ждать ли в Казани толпы туристов с Ближнего Востока?
- Ждем гостей из исламских стран
- Популяризация халяльного образа жизни (Halal Life Style)
- Халяль-туризм в светском государстве
Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
При необходимости - обращайтесь к нам!
Чем еще мы можем быть Вам полезны:
- разовые консультации по подготовке к конкурсам,
- экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
- доработка документов и форм заявки,
- разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
- получение целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, источникам финансирования
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти,
- проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
- многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.
Чем еще мы можем быть полезны?
Мы делимся с Вами своим опытом и экспертным мнением:
- Отвечаем на вопрос: "Где взять деньги на проект?"
- Разъясняем понятия и термины, доносим суть
- Проверяем компетенции и уровень понимания команды,
- Проверяем готовность команды начать и завершить проект,
- Обучаем команду недостающим знаниям и навыкам,
- Команда перенимает знания - учится - в работе по проекту,
- Разъясняем простым языком - "разжевываем" - сложную и объемную информацию,
- Избавляем от необходимости:
- прочтения 100х страниц разной документации,
- прочтения 100х страниц законов, НПА,
- просмотра 100х часов семинаров, презентаций
- траты 100х часов поиска экспертов, обладателей информации, носителей компетенций
- траты 100х часов назначения и проведения встреч,
- траты 100х часов на вопросы/ответы,
- траты 100х часов на разговоры: полезные и "не очень",
- покупки специализированного ПО,
- другие расходы на свой штат
- Мы даем "сухой остаток" - итог, квинтэссенцию полезности,
- Отвечаем на вопросы:
- Какие есть программы, льготные финансы?
- На что дают деньги?
- Кому дают, а кому - нет?
- Как в них участвовать?
- Какие требования?
- Какие есть "подводные камни"?
- Что влияет на повышение вероятности "победы"?
- Как повысить шансы заявки победить?
- Какие суммы реально получить?
- Какая документация нужна?
- Как ее сделать?
- Чем мы можем посодействовать?
- Как лучше "упаковать" проект?
- Много других плюсов привлечения экспертов на аутсорсинг
Фаррух Хайруллоев: «Ислам пришел именно для защиты прав женщины»
https://vecherka.tj/archives/33590
26.11.2018
Фрагменты интервью с Фаррухом Хайруллоевым, экспертом по вопросам предупреждения насилия в семье, кандидатом юридических наук, специалистом по исламскому праву, который рассказал о том, что же на самом деле обо всем этом говорит Ислам.
— Фаррух, на тему соответствия между многими аспектами жизни и религией Ислам говорят не так часто, но все же хотелось бы узнать, как соотнести мусульманские предписания к современной жизни.
— Я хочу начать наш разговор с главных постулатов, декларируемых в Исламе для верующих.
В первую очередь, это вопрос безопасности во всем: личная, общественная, государственная. Всё, что говорится от имени Ислама, согласно Корана и хадисов, должно учитывать этот самый важный посыл исламской религии.
Второй по важности вопрос в Исламе – это наука и образование. Если человек считает себя верующим мусульманином, он обязан, а вернее его обязывает Коран, обучаться, независимо от пола и возраста (с малых лет и до конца своей жизни). Даже есть такой хадис, где пророк Мухаммад говорит: «От колыбели до могилы обучайся».
Невежа в рай не попадает, будь он мужчина или женщина. И процесс образования должен происходить постоянно, каждый день.
Третий вопрос по важности – улаживание конфликтов. Если в обществе появляются конфликты, то важно уладить их. Пророк Мухаммад сам поднял этот вопрос, обратившись к своим сподвижникам: «Хотите знать, что имеет более важную ценность, чем молитвы, пост и хадж?». И он ответил, что важнее всего перечисленного выше является улаживание конфликтов.
Молитва, хадж, пост, закот (благотворительные выплаты) являются личными ценностями мусульманина.
На первое же место в Исламе поставлены общественные ценности.
Безопасность важна для жизни общества, знания необходимы, чтобы эту безопасность обеспечивать, улаживание конфликтов, чтобы общество могло сосуществовать в мире и согласии.
— Что говорится в Коране о женщине, ее правах и обязанностях по отношению к семье, мужу, образованию и работе?
— Начнем с того, что в Коране есть сура под названием – «Женщины» («Ан-Ниса»), под порядковым номером – 4.Это о многом говорит. В Коране Вы не найдете суру, которая называется «Мужчина». Это не потому, что хотят принизить мужчин или показать их ничтожность. В Коране есть вопросы, которые рассматривают статус мужчины: аяты, положения. Но тот факт, что из 114 сур, эта сура стоит на 4 месте, говорит о том, что вопрос о женщине в Исламе оцениваются как один из самых важных и авторитетных. И человек, изучающий Коран, должен задуматься об этом.
Я не хочу уменьшить ценность других сур, они все равнозначны между собой. Но после трех сур, где решаются вопросы веры, идет вопрос о правах и обязанностях женщины в Исламе.
У пророка Мухаммада, как и у христианского пророка Иисуса Христа, также была своя программа действий, и она также состояла из 10 пунктов.
Изучив ее, я отметил, что в программе Мухаммада, 9 из 10 пунктов, непосредственно или косвенно можно отнести к проблемам семьи, родителей, женщин и детей, а также сирот.
Так, например:
1) «делайте добро родителям;
2) не убивайте своих детей;
3) не приближайтесь к мерзким поступкам – ни к очевидным, ни к сокрытым;
4) не убивайте душу;
5) не приближайтесь к имуществу сироты;
6) наполняйте меру и весы по справедливости;
7) на человека не возлагается сверх его возможностей;
8) когда произносите слово, будьте справедливы, даже если это касается родственников;
9) будьте верны договору с Аллахом» (Коран, 6:151-152).
То есть, каждый из приведенных пунктов можно связать с соблюдением прав женщины как матери, жены, дочери, сестры и как женщины вообще.
А самое главное заключение, выводимое из смысла программы действия пророка Мухаммада, говорит о том, что Ислам пришел именно для защиты прав женщины, и что Коран пришел как один из инструментов по предотвращению бесправия женщин (эпоха джахилии - прим.редактора решение-верное.рф Джахилия («неведение») – эпоха язычества, обозначение времени до ислама и религиозного состояния жителей Аравии до появления Пророка Мухаммада (мир ему) и насилия над женщинами.
Сейчас даже многие европейские и американские исследователи говорят о том, что Ислам фактически сделал женщин равноправными с мужчинами. Они это видят, но странно, почему мы, урожденные мужчины-мусульмане, этого не признаем?
Многие мужчины, например, уверены, что женщина-мусульманка не должна отказывать мужу в интимной близости, но я всегда задаю вопрос: «А если женщина проявит желание к мужу и попросит его о близости?» Мужчины, слыша от меня этот вопрос, задумываются (и хорошо, потому что Ислам требует от нас размышлять). Но ответить не могут, потому что считают это единоличной прерогативой мужчин, но в Коране нет такого утверждения.
То, на что имеет право мужчина, на это же самое имеет право женщина.
В Коране говорится: «женщины имеют по отношению к мужьям такие же права, как и обязанности, согласно шариату и разуму …» (Коран, 2:228). Мужчины и женщины равны в своих правах на жизнь, здоровье, честь и достоинство, собственность, неприкосновенность личности, заключение брака, в целом право на безопасность, свободны в мышлении, даже в свободе вероисповедания и т.д.
Сегодня многие мужчины запрещают своим женам навещать своих родителей, однако данный запрет противоречит обязанности верующего мужчины или женщины поддерживать родственные отношения.
Если конкретнее, то женщина вправе требовать от мужчины следующее: обеспечение её пропитанием, одеждой и жильем, доброе отношение в словах, намерениях и делах (передано Абу Даудом).
Мужчина главнее женщины, потому что у него больше обязанностей перед ней.
Исключением из общего правила является то, что мужчины имеют больше обязанностей, чем женщины. Отсюда и положение Корана, в котором определяется главенствующая роль мужчины, например: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества …» (Коран, 4 («Женщины»):34) или « … хотя мужья и выше их по достоинствам» (Коран, 2:228). Но даже это не означает, что женщина не может свободно распоряжаться своим имуществом или можно вмешаться в её волеизъявление. Её личность оберегаема, воля её – свободна.
В Коране говорится: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (Коран, 9:71). В данном положении закреплены обязанности супругов, которые совершенно одинаковы. То есть, женщина должна во всем помогать мужу и наоборот. Если женщина занята мытьем посуды, то мужчина должен ей помогать, если мужчина занят попечительством и содержанием семьи, то женщина должна ему помогать, если женщина занимается уборкой дома, то мужчина должен ей помогать, если мужчина занят воспитанием детей, то женщина должна ему помогать и т.д.
Женщина должна трудиться во благо общества.
В Коране говорится следующее: «Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие» (Коран, 9:105). Данный аят обязывает (не предлагает, а именно обязывает) каждого, как мужчину, так и женщину, трудиться, и имеется в виду труд общественный, а не по дому, тот труд, который увидит общество, а не родственники. Для исполнения этой обязанности мужчины и женщины равны, всякая попытка нарушить закон всеобщего равенства и поставить себя над другим считается нарушением Божьего закона.
Поэтому мужчины должны понимать, что верующая женщина-мусульманка, для исполнения указанной обязанности, должна иметь профессию, занятие которой не противоречит исламским канонам и которое позволяет женщине находится в обществе, так как её занятие должно быть общественным полезным, которое можно увидеть.
В Коране говорится: «Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием» (Коран, 30:22) или «Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием» (Коран, 29:43). Отсюда вытекает, что уразуметь Коран является обязанностью каждого мусульманина – мужчины и женщины.
Никто ни вправе запретить мужчине или женщине заниматься наукой, образованием, так как постижение наук является обязанностью мужчины и женщины, знания помогают верующим мужчинам и женщинам размышлять о положениях Корана и уразумевать предписания Аллаха, которые направлены на счастливую жизнь, а не наоборот.
Кто-нибудь может сказать, сколько женщин-хирургов работают в нашей стране, которые могут сделать обыкновенную операцию? К счастью они есть, но их можно сосчитать по пальцам. Этого слишком мало, если учитывать, что женщин в Таджикистане чуть больше, чем мужчин, и им также необходимы операции, так как они тоже болеют (простая логика). Поэтому необходимо всячески предоставлять женщинам возможность развиваться в обществе, особенно в сфере образования, здравоохранения и занятия различными профессиями, полезных для общества.
Пророк Мухаммад никогда не бил своих жен.
— Часто, говоря о том, что женщину бить можно и нужно, ссылаются на то, что даже сам пророк Мухаммад бил свою жену. Так ли это на самом деле?
— Пророк Мухаммад не бил своих жен. В преданиях о пророке Мухаммаде (т.е. в хадисах) можно увидеть обратную ситуацию: пророк болезненно реагировал на случаи, когда кто-то бил свою жену, например: «Неизмерим грех того, кто ущемляет в пропитании» (передано Абу Даудом) или «Не бей её по лицу, и не оскорбляй, и не выгоняй её за пределы дома» (передано Абу Даудом) или «Как кто-то из вас может бить свою жену, как бьют раба, а затем вступать с ней в половую близость в конце дня?!» (передано аль-Бухари) и т.п.
Такое отношение пророка Мухаммада к избиению жен не случайно, потому что, в Коране верующему мужчине предписывается доброе отношение к женщине, например: «О те, которые уверовали! … обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (Коран, 4:19). То есть, верующий мужчина не должен иметь злые помыслы и намерения, не должен злословить и совершать злые деяния в отношении женщины. Важно понять суть данного положения Корана — это веления Аллаха и оно не подлежит оспариванию.
Стереотипы – это невежество и преступление.
— Как Вы думаете, почему многие стереотипы, бытовавшие в досоветский период, возродились, и все больше количество молодых людей, крайне радикально относятся к работе и учебе девушек и женщин?
— Убежден, что стереотипы, о которых Вы спрашиваете, не теряли свое присутствие даже в советский период. Просто в советское время удалось снизить уровень их значимости в общественном мышлении и жизни.
В современном таджикском обществе наблюдается тенденция возрастания роли стереотипов в семейной жизни, в результате чего происходит, так называемое «массовое отупение». Именно так можно охарактеризовать ситуацию, когда роль стереотипов в обществе начинает преобладать над установлениями действующего законодательства и Божественных предписаний. Почему «отупение»? Потому что отсутствие знаний, как видно из Корана, приводит к совершению преступлений и отступлению от веры, например: «А если ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то тогда ты окажешься в числе беззаконников (преступников)» (Коран, 2:145).
Знающий человек (мужчина и женщина) убежден в том, что соблюдение справедливости является важной обязанностью для верующего и всячески будет воздерживаться от совершения правонарушений.
Ведь стереотипы не имеют под собой коранического и научного обоснования, поэтому их соблюдение является невежеством и преступлением: «Аллах не любит преступников» (Коран, 2:190).
Представьте себе семью, в которой детям, практически каждый раз, говорят, что «Женщина является собственностью людей» («Зан моли мардум»), «Бей бабу молотом, будет баба золотом» («Занро зан, агар намурд, бо табар зан»), «Женщина сотворена из семени сатаны» («Зан аз тухми шайтон»), «В счастливый брак, девушка идет плача», «Сучка не захочет, кобель не вскочит» и т.д.
В будущем, для выросших в этой семье детей, нормой будут считаться ни требования светского закона и предписания Аллаха, а вышеуказанные стереотипы: они будут взяты как руководство по жизни. Одно только — «Жену с первой брачной ночи, собаку с молодости» («Занро дар арусӣ, сагро дар кучукӣ») учит молодых мужчин, уже в первую брачную ночь показать женщине «Кто дома хозяин».
Даже некоторые, так называемые «знатоки Ислама», которые, к большому разочарованию, имеют авторитет среди некоторой части населения, говоря о мужчинах, которые не исполняют некоторые религиозные ритуалы, сравнивают их с женщинами. Как будто женщины какие-то низкие, грязные существа, сравнение с которыми порочит мужчину. А ведь использование таких методов убеждения запрещено,как с позиций светского, так и религиозного знания. Более того, выше было отмечено, что мужчины и женщины равны в достоинстве. Соответственно, подобное соотношение недопустимо и греховно.
Образованная женщина требует достойного к себе отношения.
— Что ведет к насилию в отношении девочек и женщин? Насколько верно утверждение, что женщины сами в этом виноваты?
— Из того, что было отмечено выше, видно, что главной причиной насилия в отношении девочек и женщин является незнание (невежество). Причем незнания своих прав и обязанностей, как со стороны мужчин, так и со стороны женщин. Другая немаловажная причина– распространение вышеуказанных стереотипов на уровне общественного сознания и быта, придание им соответствующей силы и авторитета в обществе.
Если заметите, то сегодня женщины малоактивны в собственном образовании, и в этом случае женщины виноваты в совершении насилия в отношении девочек и женщин.
К сожалению, в нашем обществе есть мужчины, и их немало, которые не желают видеть образованных женщин рядом с собой. Почему? Потому что образованная женщина требует достойного отношения к себе. Подобное положение дел таких мужчин не устраивает, потому что в этому случае им придется приложить максимум усилий, чтобы достойно относиться к женщине. Мужчина должен будет говорить ласковые слова, например, «мой цветочек», «радость моя», «душа моей жизни», должен делать подарки и помогать супруге по дому, поддерживать её в трудные моменты, особенно, когда она больна, ведь «Аллах любит творящих добро» (Коран, 2:195).
Например, когда у женщины наступает менструация, Аллах освобождает её от молитвы и поста. А освобождают ли мужчины своих жен в данный период от тяжести домашних работ?!
— В любых конфликтах всегда имеется вина обеих сторон. Что на Ваш, мужской взгляд, злит, обижает мужчину? Возможно, если бы женщины об этом знали, они стали бы более тактичнее вести себя с мужчинами, и многих конфликтов можно было избежать.
— Если посмотреть на жизнь пророка Мухаммада, то мужчину может злить непонимание со стороны жены его отношения к другим лицам (например, к матери, другим близким родственникам, предыдущей жене), его отношения к какой-либо вещи, отношения к какому-либо занятию и т.п.
Однако здесь важно понять, что, если у вас разные взгляды на вещи, это не должно приводить к раздорам.
Свобода мышления и мнения защищаются Исламом. Главное, не переходить пределы дозволенного – не высмеивать, не оскорблять, не унижать, не дразнить, не издеваться и т.п.
Возможно, я бы разозлился из-за того, что женщина не стремится оценить себя по достоинству, не будет раскрывать свои возможности и свой внутренний потенциал, не желает и не стремится к саморазвитию. Когда женщина тешит себя тем, что это не ее обязанность, это также может разозлить мужчину. Хотя, выше мы уже отмечали, что в Исламе нет мужской и женской обязанности, за исключением тех, которые различны, исходя из их физиологии.
— Еще один важный момент в проблеме насилия – экономическое насилие. Почему этот вид насилия не воспринимают как насилие?
— Несмотря на то, что в Законе РТ «О предупреждении насилия в семье» есть определение экономического насилия, однако до сих пор на практике специалисты (компетентные правоприменительные органы) не могут правильно квалифицировать данный вид насилия. Иногда неуплату алиментов квалифицируют, как насилие в семье. Однако это неверно.
Экономическое насилие в семье, как и другие виды насилия, имеет место тогда, когда в действиях насильника есть цель и мотив, а точнее желание сделать зависимыми других членов семьи и подчинить их своей воле, посредством лишения их имущественных благ и привилегий, утвердить свою абсолютную власть, точнее, сделать их рабами. Доказать указанную цель и мотив не простое дело, так как это находится в голове насильника (субъективная сторона насилия в семье). Здесь может помочь только высококвалифицированный психолог.
Женщина имеет право на собственный заработок и любимую профессию.
— Что в Исламе говорится об экономических правах женщин?
— Женщины, согласно Ислама, имеют все экономические права без исключения, которые имеют мужчины. Сегодня это означает следующее: женщина может иметь в собственности любое, не запрещенное законом имущество, жилой дом, предприятие, акции, торговую точку, принимать наследство, дарить, получать подарки, заниматься любой, не запрещенной Исламом, деятельностью, в том числе, предпринимательской.
Основой всего в данном вопросе, т.е. экономики и всех вопросов, связанных с ней, является труд, который обязателен для каждого – мужчины и женщины. В Коране говорится: «Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (Коран, 67:15).
Поэтому, несмотря на то, что в попечении и содержании семьи мужчине отведена главная роль, женщине в Исламе не запрещено иметь собственный заработок, бизнес и занятие любимой, законной (в соответствии с шариатом) профессией.
— Еще одна распространенная проблема в таджикских семьях – это насилие со стороны родственников мужа, в особенности со стороны свекрови. Очень часто это также объясняется как непреложный закон и культурные традиции мусульман.
— С исламскими ценностями это никак не связанно. Это больше вопрос психологии. К сожалению, одна из распространенных причин насилия в семье является вмешательство близких родственников в молодые семьи.
Свекрови, как матери мужа своей невестки, ближе всего её сын. Она продолжает его защищать, оберегать, заботиться и даже ревновать и т.п. Уже в браке, как сын своей матери, под страхом прослыть подкаблучником или боясь, что мать отвернется от него, так называемое «оќ кардан), мужчина-муж на первый план ставит свою мать, прикрываясь или объясняя это тем, что в Исламе почитание родителей является обязанностью.
Жена не обязана служить родителям и близким родственникам своего мужа.
Действительно, в преданиях пророка Мухаммада (хадисах) говорится, что «Под ногами матери находится рай».
Однако мужья должны понимать, что согласно исламским ценностям их жены — это 50% их веры, отказываться от которого равнозначно отказу от половины своей веры.
Необходимо понимать, что, согласно исламским ценностям, родители в жизни мужчины занимают определенное место, к которым требуется соответствующее уважительное и почитающее отношение. Его жена и дети занимают также определенное место, и к ним также необходимо относиться соответственно. Другие близкие родственники (братья, сестры и т.д.) занимают своё место, с которыми также необходимо поддерживать родственные отношения. Когда современные молодые люди,смешивают между собой места, отведенные Исламом для всех вышеуказанных лиц, то при выборе на первый план неизбежно выходят родители. В этом случае происходит отступление от исламской справедливости.
Жена, согласно Ислама, не обязана служить родителям и близким родственникам своего мужа. Единственное, что обязана жена в отношении вышеуказанных лиц, это проявлять уважение.
А кто должен ухаживать за родителями мужа и его близкими родственниками? Если родители пожилые и больные, то бремя ухода за ними лежит на их детях, т.е. на муже женщины-невестки, его сестрах и братьях. Данная обязанность является коранической, исполнение которой возвышает детей перед Аллахом, например: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям» (Коран, 17:23-24).
— Ну и последний вопрос. Почему нельзя бить женщину?
Ответ на вопрос в видео ниже:
Беседовала Зульфия Голубева
Попечительство мужчин над женщинами
https://makarem.ir/main.aspx?typeinfo=1&lid=5&catid=25279&mid=253468
В 34-ом аяте суры «Женщины» говорится: «Мужчины являются попечителями женщин». Какой смысл заложил Всевышний Аллах в данный аят? Значит ли это, что мужчины превосходят женщин? В данной статье мы попытаемся дать ответы на эти вопросы, чтобы пролить свет на положение женщины в исламской религии.
1. Женщины представляют половину всего человечества, играющую важнейшую роль в формировании и становлении человеческого общества. Женщина это один из двух столпов, на которых держится семья. К огромному сожалению, в течение истории она испытала самое разное отношение к себе, которое не всегда можно назвать благожелательным и справедливым. В большинстве случаев она была лишена прав, удобств и многого из того, что было прерогативой мужчин. Конечно же, лишения и страдания женщины в различные отрезки времени и в разных общностях не были одинаковыми. Где то они были сильны, а где то незначительны. Но то, что они были, это несомненный факт. В доисламский период некоторые арабы закапывали новорожденных девочек живьем в землю. В шумерской культуре мужчина запросто мог убить женщину. В ряде стран женщин отдавали в качестве выплаты долга. И это лишь малая часть примеров. Если перечислять все страдания, причиненные женщинам с момента зарождения человечества и до наших дней, то у нас для этого не хватит ни времени, ни места. Данная статья призвана вкратце показать положение женщины в исламской религии, а также то, что Ислам восстановил ее права и вернул ей возможности, которые были отняты у нее.
2. Ислам, придя на аравийский полуостров и оттуда донеся до человечества учение Корана и призыв Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), избавил женщину от прежних притеснений и восстановил ее истинные права. Основатель Исламской Республики Иран имам Хомейни говорил по этому поводу: «Исламская религия стремится к развитию и совершенству женщины и мужчины. Ислам даровал женщине свободу от пут, которыми она была окутана в эпоху невежества. Воистину, Ислам сослужил женщине такую службу, которую не сослужил ни одному мужчине». Он же говорил: «Ислам расположил женщин рядом с мужчинами, даровав им равные права. Конечно же, существуют некоторые положения, относящиеся только к мужчинам, и некоторые положения, относящиеся только к женщинам. Но это не значит, что Ислам проводит между ними существенную разницу».
3. Священный Коран учит, что мужчины и женщины сотворены из одной глины и одной души. Они в равной степени являются представителями человечества, хотя и различаются в некоторых особенностях творения. Поэтому в Коране сказано: «Он создал вас из одного человека. Он сотворил из него жену ему» (Сура «Толпы», аят 6).
В другом аяте говорится о том же: «Он – Тот, Кто сотворил вас из одного человека. Он создал из него супругу» (Сура «Преграды», аят 189).
4. Важнейшей милостью, которой были одарены люди, является разум и способность размышлять. И Коран учит, что этой величайшей милостью в одинаковой степени были наделены и мужчины, и женщины: «Скажи: «Он – Тот, Кто создал вас и наделил вас слухом, зрением и сердцами» (Сура «Власть», аят 23). Большое число толкователей священной книги мусульман писали в своих трудах, что упомянутое в данном аяте слово «сердца» подразумевает способность размышлять, которая отличает людей от животного мира.
5. В исламской религии отсутствует дискриминация в правах мужчины и женщины. В семейной жизни супруги наделены правами, которые служат им на пользу и дополняют друг друга. Возможно, на первый взгляд они отличаются, например, женщина обладает правом на то, чтобы супруг обеспечивал ее, а муж обладает правом на то, чтобы супруга в некоторых вопросах подчинялась ему. Но подобные права влекут за собой только благо. Коран говорит: «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности» (Сура «Корова», аят 228). Толкователи священной книги мусульман, опираясь на этот аят, указывали на равенство мужчины и женщины в правах. Алламе Табатабаи пишет в тафсире «Аль-мизан»: «Общественная справедливость, разъясняя равенство в правах, требует, чтобы каждый обладатель права обладал этим правом, и чтобы каждый человек действовал в меру своих способностей и возможностей, не выходя за их рамки. Поэтому равенство между людьми и различными группами людей заключается в соблюдении прав каждого из них, а также в том, чтобы соблюдение прав одних людей не посягнуло на права других, не исказило или полностью не уничтожило их. Об этом и сказано в аяте «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению». В данном отрывке упоминается как о различии в природе мужчины и женщины, так и об их равенстве в правах».
Каждый человек, наделенный какими-либо правами, в то же время должен исполнять ряд возложенных на него обязанностей. Эта основа, провозглашенная последней религией, и является справедливостью между мужчиной и женщиной. Исламу, как и предыдущим небесным религиям, всегда были чужды идеи об абсолютном равенстве между обязанностями мужчин и женщин. В этом вопросе Ислам всегда придерживался справедливости, ибо невозможно отрицать существование большого числа различий между полами, например, различий в анатомии и свойствах души. Существование подобных различий и стало причиной того, что обязанности женщины отличаются от обязанностей мужчины. В этом и проявляется подлинная божественная справедливость, которая не накладывает на нее и на него обязанностей, не соответствующих их полу. И если продолжать упорно утверждать о равенстве их обязанностей, пренебрегая существующими разногласиями между полами, то подобное утверждение есть не что иное, как посягательство на справедливость.
Аятолла Макарем Ширази пишет в тафсире «Намуне»: «Справедливость между мужчиной и женщиной не сводится к тому, что они одинаковы и равны во всех сферах жизни. Женщина в отличие от мужчины призвана исполнить иные обязанности, по этой причине она отличается от него как физическим строением, так и душевными качествами. Женщина – это мать, на которую возложено рождение и воспитание будущего поколения, поэтому она в большей степени одарена чувственностью, любовью и эмоциями. Мужчина в большей степени наделен силой, хладнокровием, разумом, так как на него возложены более тяжелые и ответственные общественные задачи. Таким образом, для установления в человеческом обществе подлинной справедливости необходимо предоставить женщине выполнение тех обязанностей, которые требуют любви и чувственности. А на мужчину нужно возложить выполнение дел, требующих холодного и далекого от эмоций подхода. Поэтому руководство семьей это обязанность мужчины, а с поддержанием гармонии внутри семьи лучше всего справится женщина. Подобное распределение обязанностей ни в коем случае не препятствует участию женщины в общественной жизни. Воспитание будущего поколения она может совмещать с другими важными общественными делами. Также необходимо заметить, что большое число женщин превзошли многих мужчин в богобоязненности, знаниях, интеллекте, нравственности и других сферах».
Следует заметить, что в Священном Коране нет ни одного упоминания о том, что кто-то обладает большими правами или правом на особое использование божественных милостей. И если в Коране и используются некоторые выражения, например «степени» или «обладатели степеней», то достижение этих степеней зависит от самого человека, от его выбора и благих деяний: «Для всех будут ступени, соответствующие тому, что они совершили» (Сура «Скот», аят 132).
6. Знатоки арабского языка утверждают, что арабское значение слова «попечительство» означает опекунство, заботу, заведование делами и защиту. Поэтому смысл аята «Мужчины являются попечителями женщин» сводится к тому, что мужчины являются опекунами и защитниками своих жен, они заботятся о них, решают все их трудности и обеспечивают потребности. Известный лингвист Ибн Манзур писал в «Лисан аль-араб» о значении слова «попечительство»: «Попечительство мужчины над женщиной – это защита женщины и разрешение всех ее дел».
Толкователи Священного Корана в большинстве своем разделяют мнение знатоков арабского языка и также толкуют слово «попечительство» как заботу, защиту и опекунство. Фахр Рази писал в своем тафсире: «Попечителем называют человека, который со всей ответственностью заведует делами другого лица. И когда говорят, что такой-то человек является попечителем женщины, то это значит, что он заведует ее делами, оберегает и защищает ее» (Мафатих аль-гейб). Алламе Табатабаи писал: «Слово «попечитель» применяется к человеку, который взял на себя опекунство, заботу и заведование делами другого человека» (Аль-мизан).
7. Таким образом, принимая во внимание положение женщины в исламской религии, а также разобравшись со значением слова «попечительство» в аяте «Мужчины являются попечителями женщин», можно сделать следующий вывод. В данном аяте говорится о главенстве и руководстве мужчины в семье, которое в первую очередь должно опираться на справедливость, чувство ответственности и совет между мужем и женой. В аяте не подразумевается притеснение, навязывание воли и несправедливость в отношении женщины, говорится в тафсире аятоллы Макарема Ширази.
Семья называется маленькой ячейкой общества и, так же, как и более сложная общественная организация, она нуждается в руководителе, который будет охранять ее и заботиться о ней. Обязанность руководства семьей и всем, что связано с ней, в исламской религии возложена на мужчину, ибо в отличие от женщины он обладает рядом качеств, наличие которых будет содействовать ему в этом деле:
А. Эмоции и чувства мужчин в подавляющем большинстве случаев находятся под контролем разума;
Б. Мужчина обладает физической силой, так необходимой при заботе и защите семейства.
В. Положение мужчины более крепко в экономическом и имущественном плане.
Конечно возможно, что некоторые женщины превосходят мужчин в перечисленных выше качествах и лучше последних справятся с задачей руководства семьи. Однако законы исламской религии всегда базируются на нормах, которым подчинено большинство, они никогда не основываются на редких случаях исключений.
Однажды Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род) был задан вопрос о превосходстве мужчин над женщинами. Он ответил: «Их превосходство подобно превосходству воды над землей. Посредством воды оживает земля, и посредством мужчин оживают женщины». Затем он зачитал аят: «Мужчины являются попечителями женщин» (Тафсир Сафи).
В хадисе от Имама Садыка (да будет мир с ним) передается: «Попечительство и забота о семействе – счастье для мужчины» (Васаиль аш-шиа). В соответствии с этими двумя хадисами семейное счастье зависит от попечительства мужчины, основанного на любви и взаимном уважении между супругами.
8. Относительно попечительства мужчин над женщинами среди мусульман существуют две точки зрения:
А. Согласно первой точке зрения попечительство над супругой и семьей вменено в обязанность мужа по причине того, что мужскому полу присущи особенности, которые не столь ярко выражены у женщин. Для того чтобы семейная жизнь сложилась наилучшим образом, каждый из представителей семьи (в данном случае муж и жена) должен взять на себя те обязательства, которые он сможет выполнить лучше своего партнера по браку. Попечителем женщины мужчина считается по причине того, что он лучше своей супруги может заведовать семьей и ее делами.
Всевышний Аллах сотворил людей с разными способностями и возможностями. Если в этом отношении все люди были бы одинаковы, то есть не различались бы друг от друга ни в способностях, ни в интеллекте, ни силе и так далее, то царящие в обществе гармония и порядок пришли бы в упадок. Мир состоит из непохожих друг на друга явлений, он разнообразен, поэтому такой мир требует разнообразного подхода к себе. Вследствие этого наличие различий в способностях и возможностях людей видится необходимым. Отличия мужчин и женщин имеет такую же причину. Сразу же нужно сказать, что подобные отличия не подразумевают превосходства и более высокого положения одного пола в сравнении с другим. Когда мужчина и женщина одинаково рассматриваются как два представителя человечества, то мужчина не имеет превосходства над женщиной, а она не является его подчиненной. То, в чем они отличаются друг от друга, не становится причиной превосходства, а то, в чем один из них превосходит другого, не становится причиной отличия. Таким образом, в 34-ом аяте суры «Женщины» говорится об обязанности, возлагаемой Кораном на мужчин, которые, используя дарованные им Аллахом способности и возможности, должны исполнить эту обязанность. В аяте ничего не сказано о критериях превосходства одного пола над другим.
Б. Согласно второй точке зрения попечительство мужчин над женщинами не ограничивается только попечительством мужа над женой. Оно гораздо шире и распространяется на попечительство мужского пола над женским полом. Однако подобное попечительство верно лишь в отношении общественных и государственных норм, например, в отношении вопросов государственного правления или судопроизводства, от которых зависит нормальная деятельность и развитие любого общества. Государственные и судебные нормы согласно этой точке зрения вменены в обязанность мужчин, так как в отличие от женщин в них преобладает здравомыслие и неподверженность эмоциям. Следует заметить, что подобное попечительство мужчин над женщинами ни в коем случае не посягает на свободу, независимость, а также общественные и индивидуальные права последних.
9. В завершение еще раз необходимо сказать, что попечительство мужа над женой является одним из важных факторов стабильности в семье и счастливой совместной жизни супругов. Всевышний Аллах вменил попечительство в обязанность мужчин, ибо они обладают необходимыми для этого особенностями и качествами. Вверение этой обязанности мужчинам не служит доводом тому, что их положение выше положения женщин и что они являются более лучшим видом людей, а также не значит, что данная обязанность подразумевает их превосходство в мире загробном. Исламу не присущи подобные идеи. Ислам учит, что на пути духовного совершенствования и достижения довольства Господа между мужчинами и женщинами нет никаких различий. Достигнуть высочайших степеней на этом пути одинаково под силу и женщинам, и мужчинам, которые могут сделать это посредством размышлений, набожности и праведных деяний: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Сура «Пчелы», аят 97).
Критерием превосходства одних людей над другими является богобоязненность и благочестие, а не принадлежность к какому-либо полу, расе, возрасту или социальному положению: «Самый почитаемый перед Аллахом вреди вас – самый богобоязненный» (Сура «Комнаты», аят 13). Поэтому Коран, в котором сказано о попечительстве мужчин над женщинами, не дозволяет даже малейших проявлений притеснения, тирании и несправедливости. И если у кого-то возникнет мысль о том, что данный аят Корана дает мужчинам право притеснять и тиранить женщин, то причиной ее возникновения может быть недостаточная осведомленность о смысле слова «попечительство» и о том, в каком значении оно упоминается в последнем небесном писании.
Права мужа и жены в Исламе
https://azan.ru/maqalat/semya-v-Islame
12 декабря, 2021
Обязанности мужа в Исламе
1. Муж должен (при заключении брака) дать свой жене махр (брачный дар). В Исламе, брак не будет считаться полностью заключенным — по всем правилам, пока не будет определен и указан размер махра. Право женщины на получение махра не может быть аннулировано, даже если она уже дала согласие на брак с этим мужчиной. Махр вручается ей, и она свободна делать с ним все, что она пожелает.
В Священном Коране говорится об этом:
وَآتُواْ النَّسَاء صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً
«И отдавайте женщинам их брачный дар (махр) безвозмездно». (Сура «Ан-Ниса», 4:4).
2. Муж обязан давать жене достаточное финансовое обеспечение и поддержку в соответствии со своими возможностями, статусом и тем, как принято в данном обществе. В Исламе, жена имеет право на получение полного материального обеспечения от мужа, включая питание, одежду, жилье, образование, медицинское обслуживание, расходы на отдых и тому подобное. Даже если жена обеспечена, и у нее есть свой источник дохода, она не обязана тратить его на семью и на мужа. В Священном Коране говорится:
لِيُنفِقْ ذُو سَعَةٍ مِّن سَعَتِهِ وَمَن قُدِرَ عَلَيْهِ رِزْقُهُ فَلْيُنفِقْ مِمَّا آتَاهُ اللَّهُ لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا مَا آتَاهَا سَيَجْعَلُ اللَّهُ بَعْدَ عُسْرٍ يُسْرًا
«Состоятельный человек пусть содержит (бывшую жену и ребенка) согласно своему достатку. А ограниченный в средствах пусть содержит (их) из того, что дал ему Аллах. Не возлагает Аллах на человека больше того, что Он дал ему. После трудностей Аллах создаст облегчение». (Сура «Ат-Талак», 65:7).
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاء بِمَا فَضَّلَ اللّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُواْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ
«Мужчины руководят женщинами, потому что Аллах дал одним преимущества перед другими и потому что они (мужчины) расходуют (на женщин) свои средства». (Сура «Ан-Ниса», 4:34).
3. Муж должен хорошо обращаться с женой, быть с ней добрым и мягким. Отношение мужа к жене или женам является признаком его веры и его следования религии Ислам.
وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ فَإِن كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا
«Живите с ними согласно установленному (Шариатом и хорошими обычаями). А если они неприятны вам, то ведь в том, что вам неприятно, Аллах мог заложить огромное благо (для вас)». (Сура «Ан-Ниса», 4:19).
وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ
«И из Его знамений — то, что Он сотворил для вас из вас самих жен, чтобы вы находили в них покой. Он установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих». (Сура «Ар-Рум», 30:21).
هُوَ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَجَعَلَ مِنْهَا زَوْجَهَا لِيَسْكُنَ إِلَيْهَا
«Он (Аллах) — Тот, кто создал вас из одного человека (Адама). Он сотворил из него (из его ребра) супругу, чтобы он обрел с ней покой». (Сура «Аль-А'раф», 7:189).
هُنَّ لِبَاسٌ لَّكُمْ وَأَنتُمْ لِبَاسٌ لَّهُنَّ
«Ваши жены — одежда для вас, а вы — одежда для них». (Сура «Аль-Бакара», 2:187). Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Женщина подобна кривому ребру: если попытаешься выпрямить её, то сломаешь, а если пожелаешь наслаждаться ею, то наслаждайся, невзирая на её кривизну».
(Бухари)
Также Пророк ﷺ сказал:
«Самый лучший из верующих — тот, кто имеет наилучший нрав и поведение, а среди обладающих наилучшим нравом — это те, кто лучше всех обращаются со своими женами».
(Тирмизи)
В ещё одном хадисе говорится:
«Обращайтесь со своими женами по-доброму».(Бухари)
4. Муж не имеет права заставлять жену делать что-то, противоречащее религии Ислам. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Нет послушания творениям в ослушании Творца».(Бухари)
5. Муж должен проявлять терпение и выслушивать мнение жены относительно какой-либо ситуации. Пророк Мухаммад ﷺ советовался со своими женами в любых вопросах — от незначительных до самых серьезных.
6. Мужу следует уважать жену и обращать внимание на ее нужды так же, как и жена должна уважать мужа и внимательно относиться к его потребностям.
7. Если жена вынуждена работать, то мужу следует помогать ей в домашней работе, либо нанять помощницу по хозяйству, чтобы снять с нее бремя домашних забот.
8. Мужу следует избегать чрезмерной ревности. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Не ревнуйте ваших жен чрезмерно, чтобы не навлечь на них зло из-за вас».
9. Мужу не следует бить жену и жестоко с ней обращаться. Пророк Мухаммад ﷺ порицал мужей, которые днем избивают своих жен, а ночью приходят к ним в постель. Если муж избивает жену и жестоко с ней обращается, то это является основанием для расторжения брака перед судьей. Пророк ﷺ сказал:
«Не будьте как те, которые бьют своих жен как рабов, а затем, в конце дня, ложатся с ними в одну постель».
(Бухари)
Также он ﷺ говорил:
«Не бейте ваших жен по лицу».
(Абу Дауд, Ибн Маджа)
Айша (да будет доволен ею Всевышний) передает:
«Пророк Мухаммад ﷺ ни разу не ударил ни одну из своих жен».
(Абу Дауд, Ибн Маджа)
10. Муж не должен обсуждать с посторонними людьми секреты своей семьи — к примеру, интимные подробности жизни со своей женой.
«Поистине, среди людей, которые окажутся в худшем положении перед Аллахом в Судный день, будет тот мужчина, который вступает в близость со своей женой, и та женщина, которая вступает в близость со своим мужем, а затем один из них разглашает тайны другого».
(Муслим)
11. Муж должен быть щедрым к своей семье. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Наилучший дар или милостыня — это та, которую человек расходует на своих близких».
12. Жена имеет право попросить мужа устроить ей отдельное жилье, если она не хочет жить вместе с родственниками мужа (или с кем-то из своих родственников). 13. Обязанностью мужа в Исламе является следить за тем, чтобы жена получила основные знания по религии: как правильно совершать омовение и намаз, как держать пост и т.д. (то есть, о тех вещах, которые в Исламе являются обязательными для исполнения). Если это означает, что ему необходимо приобрести для нее какие-то книги, учебные пособия, то он должен это сделать. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Каждый из вас является пастырем, и он отвечает за свою паству. Правитель является пастырем, и он будет спрошен о его подопечных. Мужчина является пастырем в своей семье, и он будет нести ответ о своих подопечных».
(Бухари)
14. Муж должен защищать честь своей жены и избегать ситуаций, где она может быть скомпрометирована. Это включает в себя общение с родственниками мужа — такими как его братья, племянники, дяди, не говоря уже о друзьях, соседях и совершенно посторонних людях. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Аллах не позволит войти в Рай тому человеку, кто не беспокоится о том, кто нарушает уединение его жены».
15. Мужу не следует отдаляться от жены или держать жену в состоянии напряжения, будь то дома или за границей, в течение длительного периода времени, кроме как с её согласия.
وَلَوْ حَرَصْتُمْ فَلاَ تَمِيلُواْ كُلَّ الْمَيْلِ فَتَذَرُوهَا كَالْمُعَلَّقَةِ وَإِن تُصْلِحُواْ وَتَتَّقُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ غَفُورًا رَّحِيمًا
«Поэтому (делайте все, что в ваших силах и) не склоняйтесь же лишь к одной (которую любите), оставляя другую (жену) в неясности (так, чтобы имея мужа, она чувствовала себя незамужней). Но если вы придете к соглашению и будете богобоязненны, то ведь Аллах — Прощающий, Милующий (и не наказывает рабов за чувства, над которыми они не властны)». (Сура «Ан-Ниса», 4:129). 16. Мужу следует проявлять терпение и прощать недостатки жены в случае споров и разногласий, и не бросаться угрозами о разводе. Провозглашение развода (талака) в Исламе — слишком серьезная вещь, чтобы давать развод в пылу гнева, необдуманно. В хадисе сказано:
«Из всех дозволенных вещей самое ненавистное для Аллаха — это развод».
(Абу Дауд, Ибн Маджа)
Также Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Лучшее ходатайство (то есть, постороннее вмешательство) — это то, которое помогает примирить супругов».
Обязанности жены в Исламе
1. В Исламе, жена должна повиноваться своему мужу, проявлять к нему уважение, всегда стремиться к тому, чтобы доставить ему удовольствие и сделать его счастливым.
وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
«Они (жены) имеют как права, так и обязанности, согласно установленному Шариатом, но у мужей есть главенство над ними». (Сура «Аль-Бакара», 2:228). Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Ни один человек не должен совершать земной поклон перед другим, но, если бы это было разрешено, я бы повелел жене сделать земной поклон перед мужем из-за того преимущества, который он имеет над ней».
(Тирмизи)
Также Пророк ﷺ также сказал (женщинам):
«Обращай внимание, как ты относишься к мужу, ибо он есть твой Рай и твой Ад».
(Ахмад и ан-Насаи)
Пророк ﷺ сказал:
«Если женщина совершает пять обязательных молитв, постится в месяце Рамадан, слушается мужа и хранит свое целомудрие, ей будет сказано (в Судный день): «Войди в Рай через ту дверь, которую пожелаешь»».
(Ахмад и Табарани)
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Если женщина умрет, в то время как муж был ей доволен (в течение ее жизни), она войдет в Рай».
(Ибн Маджа)
Также он ﷺ сказал:
«Не рассказать ли мне о ваших женах, которые в Раю? Они плодовиты и любвеобильны. Если она (такая женщина) сердится, или ее обидели, либо муж гневается на нее, она говорит ему: «Моя рука в твоей руке. Я не сомкну глаз (не засну), пока ты не будешь доволен мною».
(ат-Табарани)
Также он ﷺ сказал:
«Есть три категории людей, чьи молитвы и благие дела не будут приняты: непокорный раб, пока он не вернется к своему хозяину и вложит свою руку в его руки (в знак покорности); женщина, чей муж гневается на нее, пока он вновь не будет ею доволен; и пьяница, пока он не протрезвеет».
(Ибн Хиббан)
Пророк ﷺ сказал:
«Если муж зовет жену, то ей следует тут же ответить на его зов, даже если она занята у горячей плиты».
(Тирмизи)
2. Жена не должна впускать никого в дом без разрешения ее мужа. Также она не может покидать дом, если ее муж не знает об этом или не разрешает ей этого. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Не позволяется женщине, которая верует в Аллаха, впускать в дом ее мужа того, кто ему неприятен, либо выходить из дома, когда он этого не хочет, либо слушаться чьих-то слов и приказаний (противоречащих воле мужа), либо оставлять его постель, либо бить его (мужа)».
(Аль-Хаким)
3. Женам следует спрашивать согласия мужа перед тем, как совершить какое-то желательный акт поклонения в Исламе, которое может нарушить его права — к примеру, держать желательный пост. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Никакая женщина не должна держать (желательный) пост, когда ее муж дома, без его разрешения».
(Бухари)
4. В Исламе, жене следует украшать себя для своего мужа. Ибн 'Аббас (да будет Аллах доволен им и его отцом) говорил:
«Так же, как моя жена наряжается для меня, и я наряжаюсь для нее, ибо я не хочу пользоваться всеми своими правами над ней, не дав ей возможности пользоваться ее правами надо мной, ибо Аллах Всевышний в Коране говорит: «Они (жены) имеют как права, так и обязанности, согласно установленному Шариатом, но у мужей есть главенство над ними». (Сура «Аль-Бакара», 2:228)».
(Мусаннаф Ибн Аби Шейба) 5. Жене не разрешается соблюдать траур более трех дней по кому-либо, кроме как выдерживать дни идда после смерти мужа, когда она соблюдает траур четыре месяца и десять дней. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Не разрешается женщине, которая верует в Аллаха и Судный день, соблюдать траур более трех дней по кому-либо, кроме своего мужа, по которому она должна держать траур четыре месяца и десять дней».
(Аль-Бухари и Муслим)
6. Жене следует помогать своему мужу в служении Всевышнему. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Пусть Аллах помилует того мужчину, который проснулся для ночной молитвы и разбудил свою жену (чтобы помолиться вместе с ней), а если она не просыпается, то он брызгает водой ей в лицо. И пусть Аллах помилует женщину, которая просыпается ночью для молитвы и будит своего мужа, и, если он отказывается вставать, она брызгает водой ему в лицо».
(Абу Дауд)
7. Жене следует прощать недостатки мужа и быть к ним терпимой. Ей не следует обижаться на него (без серьезной причины) и напоминать ему о его прошлых ошибках. Нет иного средства — кроме терпения и прощения, которое скорее побудит мужа любить и ценить свою жену, и, наоборот, нет ничего иного — кроме раздражения и напоминания о его ошибках — что скорее отдалит жену от мужа. В Коране говорится об этом:
وَلْيَعْفُوا وَلْيَصْفَحُوا أَلَا تُحِبُّونَ أَن يَغْفِرَ اللَّهُ لَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ
«Пусть они прощают и будут снисходительны. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вас? Аллах — Прощающий, Милующий (верующих)». (Сура «Ан-Нур», 24:22) 8. Жена должна заботиться и хранить имущество своего мужа, не тратить из него без его согласия и следить за тем, чтобы не тратить чрезмерно. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Лучшая из арабских женщин та, которая проявляет милосердие к своим детям, когда они маленькие, и заботится об имуществе своего мужа».
(Муслим)
Также он ﷺ сказал:
«И она (женщина) не должна давать милостыню из его денег без его разрешения».
9. Жене следует выражать уважение к мужу, проявляя уважение к его родителям и родственникам, включая его мать. Она помогает ему проявлять уважение к своим родителям, делая то же самое (по отношению к ним). Равно как и мужу следует проявлять уважение к родителям жены, чтобы побудить ее делать то же самое. 10. Жена не должна разглашать секреты своего мужа (к примеру, подробности своих интимных отношений с ним); ей не следует обсуждать с кем-либо те вопросы, которые ее муж просил держать в тайне от других людей. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Среди худших людей перед Аллахом в Судный день будет мужчина, который сближался с женой — и женщина, которая сближалась с мужем, а затем кто-то из них пошел и разгласил другим людям тайны своего супруга».
(Муслим)
11. В Исламе, муж вправе ожидать от жены, что она будет помогать ему в жизненных трудностях: поддерживать его, если у него проблемы, выслушивать его и давать ему советы, если ему нужна помощь. Хорошая жена всегда будет на стороне мужа, ободряя его, помогая ему и утешая его в тяжелый период его жизни. 12. Жене следует выказывать благодарность и признательность своему мужу. Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Аллах не посмотрит взглядом милости на женщину, которая не благодарит мужа в то время, когда она не может обойтись без него (его помощи)».
(аль-Хаким)
- Жена должна вести себя скромно и целомудренно в отсутствие мужа.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Не сказать ли мне вам о том, чем мужчина должен дорожить более всего? Это хорошая жена. Если он смотрит на нее, она доставляет ему радость; если она велит ей что-то сделать, она слушается его; и, если он находится вдали от нее, она сохраняет свое целомудрие и заботится о его имуществе в его отсутствие».
(Абу Дауд)