Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

Для снятия логистических ограничений и потерь в АПК нужна программа строительства сети аграрных оптово-распределительных центров ОРЦ овощехранилищ, агропарков, цехов хранения и переработки по всей стране 2022-2030

Чтобы наконец помочь своим картофелеводам и растениеводам открытого грунта и не зависеть от поставок в сети египетской и израильской картошки....

 

 

Ниже приводятся фрагменты комментария Натальи Маслехиной.для журнала "Агроинвестор" agroinvestor.ru (прим. редактора решение-верное.рф)

Аргумент в пользу ОРЦ - современное оборудование для хранения и подработки, отмечает директор компании "Верное решение"

Команда решение-верное.рф - консультанты по проектам развития территорий, включая агропромышленные парки - АПП, ОРЦ, фермерские проекты.

Мы совместно с проектировщиками-архитекторами определяем наилучшую локацию ОРЦ, агропарка, исходя из совокупного влияния многих факторов:

Мы считаем эффект от размещения инвестора в ОРЦ, АПП - на конкретной территории, который складывается из степени влияния нескольких десятков факторов и каждый - со своим весом.

Например, мы оцениваем степень влияния таких, как:

  • близость к источникам сырья, стоимость их получения, добычи с учетом доставки •
  • близость к клиентам, наличие распределительных центров,
  • стоимость земли и объектов недвижимости,
  • наличие и стоимость персонала, с учетом стоимости подготовки кадров, квалификации, анализ динамики трудовых миграций, •
  • доступность и качество транспортной инфраструктуры,
  • наличие и мощности инженерной инфраструктуры
  • наличие социальной инфраструктуры,
  • поддержка региональных и местных органов власти в широком круге вопросов, инвестиционный климат,
  • налоговые преференции,
  • тарифная политика,
  • уровень конкуренции за ресурсы и рынок сбыта,
  • сложившиеся кооперационные связи или вероятность их выстраивания,
  • уровень развития предпринимательской среды,
  • вероятность соблюдения договоренностей по всем релевантным (значимым) факторам,
  • и еще много других т.п. факторов»,

– поделилась мнением Наталья Маслехина.

Разработчики нормативно-правовых актов Федерального уровня:

  • ошибаются в понимании портрета резидента промышленного парка технопарка индустриального парка агропарка оптово распределительного центра
  • совсем не учитывает роль малого и микро бизнеса, которые не использует общую систему налогообложения и
  • фактически из-за этой "болезни гигантизма" все меры поддержки сводятся к правилу "мы вернём в регион часть налогов, которые заплатят ваши резиденты в бюджет РФ
  • налогов в бюджет РФ от резидентов не будет - ни НДС, ни налога на прибыль 2-3% в бюджет РФ, ни таможенных пошлин - поэтому региональный бюджет РТ возврата из бюджета РФ субсидий, выданных УК на инфраструктуру - не получит

Нужна:

  • простая программа субсидирования такие как ППРФ 1413 о плодо-овоще-хранилищах, оптово-распределительный центр - добавить туда агропарки, технопарки в сфере переработки продукции АПК
  • увеличение размер субсидирования более 20: - до 50% понесённых затрат
  • надо наполнить ее деньгами или сделать отдельное мероприятие (по аналогии с Республикой Крым и Севастополем)

Нужна программа для создания, модернизации и расширения:

  • площадей хранения сельхозпродукции (овощи-фрукты-ягоды-грибы и т.п. промышленные и дикоросы), в первую очередь - склады мульти-температурного хранения,
  • а также мощностей их переработки (сублимация, консервация)

Можно это назвать:

  • оптово-распределительным центром
  • овощехранилищем (картофелехранилищем, фруктохранилищем) с переработкой,
  • можно назвать это технопарком в сфере переработки сельхозпродукции

Программа должна предусматривать компенсацию до 40-50% затрат инвестора (инвестор может быть любой - УК технопарка, компании потребительский или производственный кооператив, Фермер, иной инвестор) на проведение работ, проектирование, строительство, оснащение:

  • ПИР,
  • подготовка з/у
  • возведение объектов строительства
  • внутриплощадочные сети
  • подводящие сети
  • вся инженерная подготовка здания, монтаж внутренних инженерных коммуникаций
  • оснащение технологическим оборудованием

Программа должна обеспечить этот ЛАЦ-ОРЦ-АПП необходимым технологическим оборудованием (овощи-фрукты-ягоды-грибы и т.п. промышленные и дикоросы):

  • складами мульти-температурного хранения (холодильные, морозильные),
  • цехом сублимации (дегидрации, сушки), дегазации (деаэрации, вакууммирования),
  • цехом переработки (чипсы, пастила)
  • цехом консервации (соки, джемы),
  • грибными фермами,
  • теплицами,
  • цехом аквакультуры (УЗВ),

Программа должна обеспечить этот ЛАЦ-ОРЦ-АПП необходимой инженерной инфраструктурой:

  • съездами с автодорог общего пользования,
  • площадками для стоянки, разворота автотранспорта,
  • площадок для установки навесов для торговли "с колес",
  • водо-, газоснабжением, энергообеспечения для обеспечения требуемого климатического режима ОРЦ, и т.п. факторами.

Надо чтобы:

1. Программа была самодостаточной (без совмещения с другими программами "инфраструктурного лифта"), потому что рассчитывать на её совмещение с другими мерами поддержки - не приходится.

Например, с мерами поддержки строительства инфраструктуры по постановлению 1119 1704 1705 1740 1325 1189 1192  - программа не будет "дружить" - совмещаться, по всем этим программам Минэкономразвития, Минпромторга, Минфина - не предусмотрено совмещение механизмов между собой.

То есть нельзя построить здание относить оборудование по одной программе например по 316 постановлению или по по 1325 или по 1119 а потом получить инфраструктуру 1804 1805 1119 1189 minpromtorg чётко ответил поскольку ключевыми целевыми показателями будут одни и те же Зачем платить два раза и отчитываться будут одним и тем же параметрам за два вида бюджетных субсидий поэтому

2. Скорее всего стратегическим партнером распорядителем бюджета и уполномоченным органом по созданию этой программы должен быть Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ

3. Естественно желательно совмещение региональных и федеральных мер поддержки - совместное перекрестное субсидирование федерального бюджета и регионального

4. Без использования предложенного ФОИВ в 2020 2021 годах на ближайшее десятилетие механизма (возврат части до 50% налогов, уплаченных пользователями инфраструктуры - резидентами в бюджет РФ) ППРФ 1119, 1325, 1704/1705/1740, 1189/1190

Этим механизмом воспользоваться не получится - нужен принципиально другой механизм:

Потому что:

  • федеральный центр не закладывают в бюджет субсидии - собирается возвращать региону только налоги, поступающие в федеральный бюджет (налог на добавленную стоимость, Федеральной часть налога на прибыль таможенные платежи)
  • это означает что из Федерального бюджета в региональный в нынешних реалиях либо долгое время ничего не вернется либо не вернется вообще
  • про таможенные платежи сразу можно забыть  - не будет такого объема импортных пошлин
  • налог на добавленную стоимость на инвестиционной стадии будет возвращаться много лет (если это будет делать кооператив или управляющая девелоперская компания),
  • если НДС будут платить резиденты, не вкладываясь в технологическое оборудование и здание - это несколько улучшит ситуацию с уплатой НДС и возвратом его в региональный бюджет,
  • но если у резидентов (они могут быть приходящими-уходящими пользователями) тоже будет инвест.фаза - они тоже будут приобретать оборудование - соответственно, у них тоже долгое время НДС не будет к уплате,
  • про возврат федеральной части налога на прибыль в нынешних реалиях можно спокойно забыть (вряд ли кто-то намерен платить налог на прибыль "в белую", а федеральная часть 2-3% )
  • соответственно, портрет президентов этого самого центра овощехранилища агропарка ОРЦ - представляется несколько иным, чем нарисовали в своих прогнозах специалисты федерального центра минпромторга
  • гигантизма уже не будет - нужны маленькие оптовые центры (взять за основу европейскую модель торговли - много рынков, много оптово распределительных центров небольшого формата. у нас немножечко другой формат - у нас торговые сети шаговой доступности и гигантские распред. центры этих сетей что значительно снижает, а  порой - исключает возможность некрупным игрокам продавать свою продукцию в торговых сетях)

Эксперты - игроки рынка подтверждают, что до потребителя в любом случае доходит не более 60% от выращиваемого объема 20 года, всё остальное оставляется в земле или сокращается объём с высаживания открытого грунта, садов на будущие годы

Цитата:

При этом в России наблюдается хронический дефицит мощностей по хранению, переработке, распределению сельхозпродукции.

По оценкам Национального плодоовощного союза, из-за нехватки мощностей хранения аграрии теряют до трети овощей;

по данным Росстата, потери картофеля в 2019—2020 годах почти в два раза превышали объемы его импорта.

Среди некрупных сельхозпроизводителей до сих пор распространена практика оставлять часть урожая неубранным в случае, если не удается обеспечить сбыт продукции «в сезон», поскольку иначе его хранение обходится слишком дорого.

 

 

 

Ниже приводятся фрагменты комментария Натальи Маслехиной.для журнала "Агроинвестор" agroinvestor.ru (прим. редактора решение-верное.рф)

Создание ОРЦ - процесс затратный по времени и капиталоемкий, такие проекты очень долго окупаются. Часто владельцы таких центров рассчитывают "отбить" свои затраты и заработать за счет быстрой оборачиваемости товаров, которые у них хранятся и ими скупаются, на сокращении каких-либо затрат с собственном производстве.

Фермеры же могут получить выгоду в виде помощи в логистике и сбыте, ведь самая частая проблема - жесткие условия сетей, когда производитель получает деньги только после реализации, причем средства за просроченную или испорченную продукцию не возвращаются, указывает Маслехина.

ОРЦ может работать как под одного крупного клиента, унифицируя перечень услуг по хранению и складированию под его нужды, либо на нескольких, говорит Маслехина.

Актуальна любая продукция, на которую есть спрос. И если в секторе розничных продаж одежды, техники ОРЦ довольно много, то в агросекторе их толком нет, так что ниша свободна. У производителей зачастую склады не в лучшем состоянии или их просто не хватает. К тому же распределительные центры позволяют при правильной их локации сократить плечо доставки - не все разумно везти в крупные города, многое можно и нужно реализовывать в регионах. ...

Многие производители (растениеводство) не доверяют системе и друг другу, из-за чего в принципе кооперация развита слабо, говорит Маслехина.

При плановой экономике в СССР четко было известно, какая продукция в каком объеме нужна, колхозы обеспечивали объем продовольственных поставок.

А опыт многих фермеров, «наколовшихся» на перекупщиках, работающих только на свой «карман» (занижающих сезонную цену закупки, без гарантий выкупа урожая «фьючерсами», без помощи в производстве - семенами, финансовым плечом, ГСМ и т.п.) – приводит к недоверию и в том числе порядочным игрокам оптового рынка - ОРЦ (которые в свою очередь тоже не доверяют производителю - нет гарантий в рисковом земледелии)

Импорто-независимость (обеспеченность) конкретной территории (муниципалитет, регион, агломерация, кластер, ФО, страна в целом) по продуктам питания и потенциал к экспорту излишков продовольствия, на наш взгляд, можно достигать следующими путями:

1. развитием переработки сельскохозяйственной продукции на местах у фермера - созданием мини-цехов убоя животных, птицы и их дальнейшей переработки с изготовлением полуфабрикатов и готовой продукции

2. созданием условий для размещения предприятий по переработке сельхоз продукции в агро-промышленных парках (см. наши предложения в этом вопросе)

3. развитием системы хранения и дистрибуции первичной сельхоз продукции через оптово-распределительные центры (ОРЦ - бывшие овощебазы, овощехранилища) - см. ниже наши предложения в этом вопросе

Наши предложения - по развитию переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции через:

  • развитие системы агро-промышленных парков (технопарков) включающих ОРЦ;
  • развитие системы агро-логистических - оптово-распределительных центров (ОРЦ) в муниципальных районах;
  • развитие системы фермерских мини-цехов

Создание сети оптово-распределительных (агро-логистических) центров (ОРЦ) для хранения, подработки, первичной переработки, приема, упаковки и реализации сельскохозяйственной продукции возможно на базе:

1. сложившихся транспортно-логистических связей (пути сообщения, пункты перегрузки, хранения) со времен СССР + перспективные, вновь возведенные, построенные за последние 20 лет транспортные "артерии" 

2. исторически сложившейся специализации муниципальных районов и регионов (отрасли растениеводства, животноводства, промышленности, услуг, торговли)

3. обеспеченности необходимым технологическим оборудованием (овощи-фрукты-ягоды-грибы и т.п. дикоросы):

  • складами мульти-температурного хранения (холодильные, морозильные),
  • цехом сублимации (дегидрации, сушки), дегазации (деаэрации, вакууммирования),
  • цехом переработки (чипсы, пастила)
  • цехом консервации (соки, джемы),
  • грибными фермами,
  • теплицами,
  • цехом аквакультуры (УЗВ),

3. обеспеченности необходимой инфраструктурой:

  • действующими железнодорожными тупиками,
  • подъездами с автодорог общего пользования,
  • площадками для стоянки, разворота автотранспорта,
  • площадок для установки навесов для торговли "с колес",
  • площадями складов,
  • водо-, газоснабжением для обеспечения требуемого климатического режима ОРЦ, и т.п. факторами.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Мы полагаем, что стимулирование создания и развития ОРЦ будет способствовать таким задачам как существенное увеличение внутренней переработки сельскохозяйственного сырья и производства продовольственной продукции.

Нужно возобновлять правительственную программу создания ОРЦ вкупе с агропарками (это звенья одной цепи, взаимодополняющие части одного целого) – например, возрождать идею ВЭБ и Министерства сельского хозяйства РФ по созданию федеральной сети оптово-распределительных центров сельскохозяйственной продукции (ОРЦ) на территории России – совместно с равноправной поддержкой региональных частных проектов.

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 11 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 160 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 11 400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.