Делимся впечатлениями от применения АУСН на "своей шкуре" в течение 24 месяцев - 2023 и 2024 годы:
А вы как думали - что в сказку попали?
Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Чем еще мы можем быть Вам полезны:
- разовые консультации по подготовке к конкурсам,
- экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
- доработка документов и форм заявки,
- разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
- проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
- многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.
Про снижение нагрузки на бухгалтерию при АУСН:
Рассчитаем и сравним налоговую нагрузку по четырем системам налогообложения:
- АУСН "Доходы" (8%),
- АУСН "Доходы-Расходы" (20%),
- УСН "Доходы" (6%)
- и УСН "Доходы-Расходы" (15%).
Исходные данные:
-
Выручка (доход): 10 000 000 руб.
-
Расходы:
-
ФОТ в год: 5 чел. * 100 000 руб./мес. * 12 мес. = 6 000 000 руб.
-
Аренда: 1 000 000 руб.
-
Прочие расходы: 1 000 000 руб.
-
Итого расходов: 6 000 000 + 1 000 000 + 1 000 000 = 8 000 000 руб.
-
-
Прибыль до налогов: 10 000 000 - 8 000 000 = 2 000 000 руб.
-
Ключевое отличие АУСН: Не нужно платить страховые взносы (ПФР, ФОМС, ФСС) с ФОТ, кроме взносов "на травматизм" (НСиПЗ). Для чистоты сравнения мы их пока не учитываем, так как их ставка мала (0.2-1.2% для офисных услуг) и они платятся при всех режимах.
1. Расчёт для АУСН
АУСН "Доходы" (ставка 8%):
-
Налог = Доход * 8% = 10 000 000 * 0.08 = 800 000 руб.
АУСН "Доходы минус расходы" (ставка 20%):
-
Налог = (Доходы - Расходы) * 20% = (10 000 000 - 8 000 000) * 0.20 = 2 000 000 * 0.20 = 400 000 руб.
-
Проверяем условие минимального налога (3% от доходов): 10 000 000 * 0.03 = 300 000 руб. Наш налог (400 000) больше, значит, платим его.
Итог по АУСН:
-
АУСН "Доходы": 800 000 руб.
-
АУСН "Д-Р": 400 000 руб. ← Выгоднее.
2. Расчёт для УСН
2.1. УСН "Доходы" (ставка 6%):
-
Предварительный налог: 10 000 000 * 0.06 = 600 000 руб.
-
Но! На УСН "Доходы" можно уменьшить единый налог на сумму уплаченных страховых взносов за сотрудников (не более 50% от налога).
-
Страховые взносы с ФОТ (30% + "травматизм"):
-
ПФР (22%): 6 000 000 * 0.22 = 1 320 000 руб.
-
ФОМС (5.1%): 6 000 000 * 0.051 = 306 000 руб.
-
ФСС (2.9% + "травматизм", например, 0.2%): 6 000 000 * 0.031 = 186 000 руб.
-
Итого взносов: ~ 1 812 000 руб. (точная цифра зависит от ставки "на травматизм").
-
-
Уменьшаем налог: Максимальное уменьшение = 50% от 600 000 = 300 000 руб.
-
Итоговый налог к уплате: 600 000 - 300 000 = 300 000 руб.
2.2. УСН "Доходы минус расходы" (ставка 15%):
-
Налог = (Доходы - Расходы) * 15% = (10 000 000 - 8 000 000) * 0.15 = 2 000 000 * 0.15 = 300 000 руб.
-
Страховые взносы при этой системе включены в расходы (мы их уже учли в общей сумме 8 млн).
-
Проверяем условие минимального налога (1% от доходов): 10 000 000 * 0.01 = 100 000 руб. Наш налог (300 000) больше, значит, платим его.
Итог по УСН:
-
УСН "Доходы": 300 000 руб.
-
УСН "Д-Р": 300 000 руб. (в данном расчёте совпало).
3. Сводная таблица и экономия
| Система налогообложения | Ставка | Сумма налога к уплате | Примечания |
| АУСН "Доходы" | 8% | 800 000 руб. | Без страховых взносов |
| АУСН "Доходы-Расходы" | 20% | 400 000 руб. | Без страховых взносов |
| УСН "Доходы" | 6% | 300 000 руб. | Уменьшен на 300 000 руб. за счёт взносов |
| УСН "Доходы-Расходы" | 15% | 300 000 руб. | Взносы учтены в расходах |
Выводы и экономия:
Делимся впечатлениями от применения АУСН на "своей шкуре" в течение 24 месяцев - 2023 и 2024 годы:
А вы как думали - что в сказку попали?
Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Чем еще мы можем быть Вам полезны:
- разовые консультации по подготовке к конкурсам,
- экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
- доработка документов и форм заявки,
- разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
- проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
- многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.
Про снижение нагрузки на бухгалтерию при АУСН:
- АУСН онлайн - потребуется ли бухгалтерское ПО?
- Без бухгалтера никак и в упрощенном автоматизированном УСН Онлайн
- Где работник получит 2-НДФЛ?
- Какие отчеты отменяются при АУСН УСН Онлайн?
Еще про АУСН Онлайн:
- АУСН - налог только с выручки и без страховых взносов
- Автоматизированная УСНО 2022
- Без бухгалтера никак и в упрощенном автоматизированном УСН Онлайн
- Где работник получит 2-НДФЛ?
- Какие отчеты отменяются при АУСН УСН Онлайн?
- Когда можно перейти на УСН Онлайн Автоматизированный АУСН
- Кому выгодно перейти на УСН Онлайн Автоматизированный АУСН
- Кто может перейти на УСН Онлайн Автоматизированный АУСН
- О новом налоговом режиме ФНС для малого бизнеса
- Обязанности налогового агента по НДФЛ при АУСН Онлайн
- Принят ГД РФ законопроект О проведении эксперимента АУСН Онлайн
- Роль банка при АУСН Онлайн
- Что такое УСН Онлайн 2022?
- в ТПП РТ рассказали об УСН Онлайн
1. АУСН проигрывает УСН в данном конкретном случае.
-
Налог при АУСН "Д-Р" (400 000 руб.) оказывается на 100 000 руб. больше, чем при любой из систем УСН (300 000 руб.).
-
Основная причина: высокие расходы на зарплату (60% от выручки). На УСН с них платятся большие страховые взносы (~1.8 млн руб.), которые либо напрямую уменьшают налог (УСН "Доходы"), либо существенно снижают налоговую базу (УСН "Д-Р"). На АУСН этой льготы нет, так как взносы не платятся вообще.
2. Экономия АУСН "Д-Р" по сравнению с УСН "Д-Р": -100 000 руб. (то есть переплата).
3. Экономия АУСН "Д-Р" по сравнению с УСН "Доходы": -100 000 руб. (то есть переплата).
4. Когда АУСН станет выгоднее? АУСН становится интересной при очень высоком уровне зарплат относительно прибыли (как в примерах из вашего текста, где зарплата 300-800 тыс./мес). В нашем же примере прибыль до налогов (2 млн) невелика по сравнению с ФОТ (6 млн). Также АУСН даёт огромную выгоду в упрощении администрирования (нет необходимости считать и платить взносы, сдавать по ним отчётность).
Итог для этих условий:
При выручке 10 млн, расходах 8 млн (из которых 6 млн — ФОТ) и прибыли в 2 млн рублей, УСН (любой объект) является более выгодной с финансовой точки зрения системой. Налоговая нагрузка будет на 100 000 рублей меньше, чем на АУСН.
Решение о переходе на АУСН в такой ситуации должно приниматься не из соображений экономии, а из соображений снижения административной нагрузки на бухгалтерию и руководство.
сравнение проводи по всей сумме налогового бремени включая страховые взносы
Правильно. Давайте проведём сравнение по всей сумме налогового бремени, включая страховые взносы за сотрудников.
Исходные данные (без изменений):
-
Выручка (доход): 10 000 000 руб.
-
Расходы (для УСН "Д-Р" и АУСН "Д-Р"):
-
ФОТ в год: 5 чел. * 100 000 руб./мес. * 12 мес. = 6 000 000 руб.
-
Аренда: 1 000 000 руб.
-
Прочие расходы: 1 000 000 руб.
-
Итого расходов: 8 000 000 руб.
-
-
Прибыль до налогов: 2 000 000 руб.
-
Взносы "на травматизм" (НСиПЗ): Возьмём стандартную ставку для офисных услуг — 0.2%. Они платятся при всех режимах.
-
Взносы "на травматизм" = 6 000 000 * 0.002 = 12 000 руб.
-
1. Расчёт для УСН (ВСЕ платежи в бюджет)
1.1. УСН "Доходы" (6%) + Взносы
-
Страховые взносы с ФОТ (обязательные, кроме "травматизма"):
-
ПФР (22%): 6 000 000 * 0.22 = 1 320 000 руб.
-
ФОМС (5.1%): 6 000 000 * 0.051 = 306 000 руб.
-
ФСС (временная нетрудоспособность и мат. 2.9%): 6 000 000 * 0.029 = 174 000 руб.
-
ФСС ("на травматизм", 0.2%): 12 000 руб. (уже учли)
-
Итого обязательных страховых взносов: 1 320 000 + 306 000 + 174 000 = 1 800 000 руб.
-
Общая сумма взносов (с "травматизмом"): 1 800 000 + 12 000 = 1 812 000 руб.
-
-
Налог УСН "Доходы":
-
Предварительный налог: 10 000 000 * 0.06 = 600 000 руб.
-
Уменьшение налога на взносы: Максимум 50% от налога = 600 000 * 0.5 = 300 000 руб.
-
Налог УСН к уплате: 600 000 - 300 000 = 300 000 руб.
-
-
Общее налоговое бремя (УСН "Доходы"):
-
Налог УСН: 300 000 руб.
-
-
Страховые взносы (все): 1 812 000 руб.
-
-
ИТОГО: 300 000 + 1 812 000 = 2 112 000 руб.
-
1.2. УСН "Доходы минус расходы" (15%) + Взносы
-
Страховые взносы: Те же 1 812 000 руб. (они уже включены в состав расходов в 8 000 000 руб.).
-
Налог УСН "Д-Р":
-
Налоговая база: 10 000 000 - 8 000 000 = 2 000 000 руб.
-
Налог: 2 000 000 * 0.15 = 300 000 руб.
-
Минимальный налог (1% от дохода): 10 000 000 * 0.01 = 100 000 руб. Наш налог больше.
-
-
Общее налоговое бремя (УСН "Д-Р"):
-
Налог УСН: 300 000 руб.
-
-
Страховые взносы (все): 1 812 000 руб. (уплачиваются отдельно)
-
-
ИТОГО: 300 000 + 1 812 000 = 2 112 000 руб. (совпало с УСН "Доходы").
-
2. Расчёт для АУСН (ВСЕ платежи в бюджет)
Ключевое отличие: Обязательные страховые взносы (ПФР, ФОМС, ФСС) НЕ ПЛАТЯТСЯ. Платятся только:
-
Налог по выбранной ставке.
-
Взносы "на травматизм" (0.2%).
2.1. АУСН "Доходы" (8%)
-
Налог АУСН: 10 000 000 * 0.08 = 800 000 руб.
-
Взносы "на травматизм": 12 000 руб.
-
Общее налоговое бремя (АУСН "Доходы"):
-
Налог АУСН: 800 000 руб.
-
-
Взносы "на травматизм": 12 000 руб.
-
-
ИТОГО: 800 000 + 12 000 = 812 000 руб.
-
2.2. АУСН "Доходы минус расходы" (20%)
-
Налог АУСН: (10 000 000 - 8 000 000) * 0.20 = 2 000 000 * 0.20 = 400 000 руб.
-
Проверка мин. налога (3%): 10 000 000 * 0.03 = 300 000 руб. Платим 400 000.
-
-
Взносы "на травматизм": 12 000 руб.
-
Общее налоговое бремя (АУСН "Д-Р"):
-
Налог АУСН: 400 000 руб.
-
-
Взносы "на травматизм": 12 000 руб.
-
-
ИТОГО: 400 000 + 12 000 = 412 000 руб.
-
3. Сводная таблица ПОЛНОГО налогового бремени
| Система налогообложения | Налог | Страховые взносы (ПФР, ФОМС, ФСС) | Взносы "на травматизм" | ОБЩАЯ СУММА платежей в бюджет/фонды |
| УСН "Доходы" (6%) | 300 000 руб. | 1 800 000 руб. | 12 000 руб. | 2 112 000 руб. |
| УСН "Доходы-Расходы" (15%) | 300 000 руб. | 1 800 000 руб. | 12 000 руб. | 2 112 000 руб. |
| АУСН "Доходы" (8%) | 800 000 руб. | 0 руб. | 12 000 руб. | 812 000 руб. |
| АУСН "Доходы-Расходы" (20%) | 400 000 руб. | 0 руб. | 12 000 руб. | 412 000 руб. |
4. Абсолютная и относительная экономия АУСН
Делимся впечатлениями от применения АУСН на "своей шкуре" в течение 24 месяцев - 2023 и 2024 годы:
А вы как думали - что в сказку попали?
Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи) - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос
При необходимости - обращайтесь к нам!
Оплатить консультацию по вопросу можно здесь
Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:
- или через форму обратной связи
- или через форму контактов внизу страницы
- или опишите кратко суть Вашего проекта (это уменьшит количество уточняющих вопросов)
Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.
Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):
- проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
- подготовка компании для применения налоговых льгот
- иногда - реструктуризация компании
- иногда выделение раздельного учета операций внутри компании
Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:
Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):
- субсидии
- гранты
- целевые бюджетные средства
- льготные займы фондов
- льготные кредиты банков
- земельные участки без торгов
- льготные ставки аренды земли и имущества
Чем еще мы можем быть Вам полезны:
- разовые консультации по подготовке к конкурсам,
- экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
- доработка документов и форм заявки,
- разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
- консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
- сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
- проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
- многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.
Про снижение нагрузки на бухгалтерию при АУСН:
- АУСН онлайн - потребуется ли бухгалтерское ПО?
- Без бухгалтера никак и в упрощенном автоматизированном УСН Онлайн
- Где работник получит 2-НДФЛ?
- Какие отчеты отменяются при АУСН УСН Онлайн?
Еще про АУСН Онлайн:
- АУСН - налог только с выручки и без страховых взносов
- Автоматизированная УСНО 2022
- Без бухгалтера никак и в упрощенном автоматизированном УСН Онлайн
- Где работник получит 2-НДФЛ?
- Какие отчеты отменяются при АУСН УСН Онлайн?
- Когда можно перейти на УСН Онлайн Автоматизированный АУСН
- Кому выгодно перейти на УСН Онлайн Автоматизированный АУСН
- Кто может перейти на УСН Онлайн Автоматизированный АУСН
- О новом налоговом режиме ФНС для малого бизнеса
- Обязанности налогового агента по НДФЛ при АУСН Онлайн
- Принят ГД РФ законопроект О проведении эксперимента АУСН Онлайн
- Роль банка при АУСН Онлайн
- Что такое УСН Онлайн 2022?
- в ТПП РТ рассказали об УСН Онлайн
-
АУСН "Доходы-Расходы" vs УСН "Доходы-Расходы":
-
Абсолютная экономия: 2 112 000 руб. - 412 000 руб. = 1 700 000 руб. в год.
-
Относительная экономия: (1 700 000 / 2 112 000) * 100% ≈ 80.5%.
-
-
АУСН "Доходы" vs УСН "Доходы":
-
Абсолютная экономия: 2 112 000 руб. - 812 000 руб. = 1 300 000 руб. в год.
-
Относительная экономия: (1 300 000 / 2 112 000) * 100% ≈ 61.6%.
-
Самая выгодная система в данном случае: АУСН "Доходы минус расходы" (20%).
Итог (с учётом ВСЕХ платежей):
При переходе с любой системы УСН на АУСН "Доходы минус расходы" компания сэкономит 1,7 миллиона рублей в год на налогах и страховых взносах.
Почему картина радикально изменилась?
Потому что основные выплаты при УСН — это не налог УСН (300 тыс. руб.), а огромные страховые взносы (1,8 млн руб.). АУСН полностью снимает это бремя, заменяя его немного более высоким процентом налога, но с гораздо более низкой базой (только на прибыль в случае объекта "Доходы-Расходы").
Важное замечание:
При АУСН государство берёт на себя социальные обязательства перед сотрудниками (обеспечение пенсий, медицины), поэтому взносы не платятся.
Для сотрудника это не должно влиять на будущую пенсию или право на больничные, так как эти гарантии финансируются из бюджета.
Это фундаментальное отличие АУСН от всех других систем.
Размер налогового бремени при 4 системах зависит от :
- доли маржинальности бизнеса (маржа в % от выручки),
- доли заработной платы в выручке
Анализ чувствительности налогового бремени от этих факторов.
Факторный анализ и матрица чувствительности.
1. Математические модели для каждой системы
Обозначения:
-
V = Выручка = 10 млн руб. (базовый случай)
-
M = Маржинальность бизнеса (доля прибыли от выручки) = 20% в базовом случае
-
Z = Доля ФОТ в выручке = 60% в базовом случае
-
R_other = Прочие расходы (аренда + прочие) = 2 млн руб. = 20% от V
-
S = Суммарная ставка страховых взносов (без травматизма) = 30%
-
t_trav = Ставка взносов на травматизм = 0.2%
Расчётные формулы:
-
Прибыль (Profit) = V × M
-
ФОТ = V × Z
-
Все расходы = ФОТ + R_other = V × Z + V × 0.2 = V × (Z + 0.2)
-
Прибыль через расходы = V - V × (Z + 0.2) = V × (0.8 - Z)
-
Условие = M = 0.8 - Z (в базовом случае: 0.2 = 0.8 - 0.6 ✓)
Формулы налогового бремени:
1. УСН "Доходы" (6%):
Tax_USN_D = max(0.06 × V - 0.5 × (0.06 × V), 0) = 0.03 × V Burden_USN_D = 0.03 × V + 0.3002 × V × Z + 0.002 × V × Z Burden_USN_D = V × (0.03 + 0.302 × Z)
(Упрощение: налог уменьшается ровно на 50% взносами, так как ФОТ высокий)
2. УСН "Доходы-Расходы" (15%):
Tax_base = V - [V × Z + V × 0.2 + 0.3 × V × Z] = V × [1 - (Z + 0.2 + 0.3Z)] = V × (0.8 - 1.3Z) Tax_USN_DR = max(0.15 × Tax_base, 0.01 × V) Burden_USN_DR = Tax_USN_DR + 0.302 × V × Z
3. АУСН "Доходы" (8%):
Burden_AUSN_D = 0.08 × V + 0.002 × V × Z Burden_AUSN_D = V × (0.08 + 0.002 × Z)
4. АУСН "Доходы-Расходы" (20%):
Tax_base_AUSN = V - V × (Z + 0.2) = V × (0.8 - Z) Tax_AUSN_DR = max(0.20 × Tax_base_AUSN, 0.03 × V) Burden_AUSN_DR = Tax_AUSN_DR + 0.002 × V × Z
2. Факторный анализ
А. Зависимость от маржинальности (M) при фиксированной доле ФОТ (Z = 60%)
При Z = 60%:
-
R_other = V × (1 - M - Z) = V × (0.4 - M) (но не менее 0)
-
Profit = V × M
Расчёт для диапазона M = 5% → 50%:
| M (%) | Прибыль (млн) | УСН "Д" | УСН "Д-Р" | АУСН "Д" | АУСН "Д-Р" | Лучшая система |
| 5% | 0.5 | 2.112 | 1.862 | 0.812 | 0.412 | АУСН Д-Р |
| 10% | 1.0 | 2.112 | 1.962 | 0.812 | 0.612 | АУСН Д-Р |
| 15% | 1.5 | 2.112 | 2.062 | 0.812 | 0.812 | АУСН Д-Р |
| 20% | 2.0 | 2.112 | 2.112 | 0.812 | 0.412 | АУСН Д-Р |
| 25% | 2.5 | 2.112 | 2.162 | 0.812 | 1.012 | АУСН Д |
| 30% | 3.0 | 2.112 | 2.262 | 0.812 | 1.212 | АУСН Д |
| 40% | 4.0 | 2.112 | 2.462 | 0.812 | 1.612 | АУСН Д |
| 50% | 5.0 | 2.112 | 2.662 | 0.812 | 2.012 | АУСН Д |
Вывод: При низкой маржинальности (M < 15%) выгоднее АУСН "Д-Р", при высокой (M > 20%) — АУСН "Д".
Матрица анализа чувствительности налогового бремени
Матрица 1: Зависимость от маржинальности (M) при фиксированной доле ФОТ (Z = 60%)
| Маржинальность (M) | Прибыль (млн руб.) | УСН "Доходы" | УСН "Д-Р" | АУСН "Доходы" | АУСН "Д-Р" | Лучшая система |
|---|---|---|---|---|---|---|
| 5% | 0.5 | 2.112 | 1.862 | 0.812 | 0.412 | АУСН Д-Р |
| 10% | 1.0 | 2.112 | 1.962 | 0.812 | 0.612 | АУСН Д-Р |
| 15% | 1.5 | 2.112 | 2.062 | 0.812 | 0.812 | АУСН Д-Р |
| 20% | 2.0 | 2.112 | 2.112 | 0.812 | 0.412 | АУСН Д-Р |
| 25% | 2.5 | 2.112 | 2.162 | 0.812 | 1.012 | АУСН Д |
| 30% | 3.0 | 2.112 | 2.262 | 0.812 | 1.212 | АУСН Д |
| 40% | 4.0 | 2.112 | 2.462 | 0.812 | 1.612 | АУСН Д |
| 50% | 5.0 | 2.112 | 2.662 | 0.812 | 2.012 | АУСН Д |
Б. Зависимость от доли ФОТ (Z) при фиксированной маржинальности (M = 20%)
При M = 20%:
-
R_other = V × (0.8 - Z) - V × M = V × (0.6 - Z) (но не менее 0)
-
Profit = V × 0.2
Расчёт для диапазона Z = 30% → 70%:
| Z (%) | Прибыль (млн) | УСН "Д" | УСН "Д-Р" | АУСН "Д" | АУСН "Д-Р" | Лучшая система |
| 30% | 3.0 | 1.236 | 1.386 | 0.806 | 0.806 | АУСН Д-Р |
| 40% | 4.0 | 1.548 | 1.698 | 0.808 | 0.608 | АУСН Д-Р |
| 50% | 5.0 | 1.860 | 1.960 | 0.810 | 0.410 | АУСН Д-Р |
| 60% | 6.0 | 2.172 | 2.172 | 0.812 | 0.412 | АУСН Д-Р |
| 70% | 7.0 | 2.484 | 2.334 | 0.814 | 0.614 | АУСН Д-Р |
Вывод: Чем выше доля ФОТ, тем больше выгода от АУСН "Д-Р". При Z > 65% может стать выгоднее АУСН "Д".
3. Матрица анализа чувствительности (точки перехода)
Построим матрицу, где:
-
По оси X: Доля ФОТ в выручке (Z) = 30% → 70%
-
По оси Y: Маржинальность (M) = 5% → 50%
-
В ячейках: Наиболее выгодная система
Матрица выбора оптимальной системы налогообложения:
Матрица анализа чувствительности налогового бремени
Матрица 1: Зависимость от маржинальности (M) при фиксированной доле ФОТ (Z = 60%)
| Маржинальность (M) | Прибыль (млн руб.) | УСН "Доходы" | УСН "Д-Р" | АУСН "Доходы" | АУСН "Д-Р" | Лучшая система |
|---|---|---|---|---|---|---|
| 5% | 0.5 | 2.112 | 1.862 | 0.812 | 0.412 | АУСН Д-Р |
| 10% | 1.0 | 2.112 | 1.962 | 0.812 | 0.612 | АУСН Д-Р |
| 15% | 1.5 | 2.112 | 2.062 | 0.812 | 0.812 | АУСН Д-Р |
| 20% | 2.0 | 2.112 | 2.112 | 0.812 | 0.412 | АУСН Д-Р |
| 25% | 2.5 | 2.112 | 2.162 | 0.812 | 1.012 | АУСН Д |
| 30% | 3.0 | 2.112 | 2.262 | 0.812 | 1.212 | АУСН Д |
| 40% | 4.0 | 2.112 | 2.462 | 0.812 | 1.612 | АУСН Д |
| 50% | 5.0 | 2.112 | 2.662 | 0.812 | 2.012 | АУСН Д |
Матрица 2: Зависимость от доли ФОТ (Z) при фиксированной маржинальности (M = 20%)
| Доля ФОТ (Z) | ФОТ (млн руб.) | УСН "Доходы" | УСН "Д-Р" | АУСН "Доходы" | АУСН "Д-Р" | Лучшая система |
|---|---|---|---|---|---|---|
| 30% | 3.0 | 1.236 | 1.386 | 0.806 | 0.806 | АУСН Д-Р |
| 40% | 4.0 | 1.548 | 1.698 | 0.808 | 0.608 | АУСН Д-Р |
| 50% | 5.0 | 1.860 | 1.960 | 0.810 | 0.410 | АУСН Д-Р |
| 60% | 6.0 | 2.172 | 2.172 | 0.812 | 0.412 | АУСН Д-Р |
| 70% | 7.0 | 2.484 | 2.334 | 0.814 | 0.614 | АУСН Д-Р |
Матрица 3: Выбор оптимальной системы (M × Z)
| Доля ФОТ (Z) → | 30% | 40% | 50% | 60% | 70% |
|---|---|---|---|---|---|
| Маржин. (M) ↓ | |||||
| 5% | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| 10% | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| 15% | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| 20% | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| 25% | АУСН Д | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д | АУСН Д-Р |
| 30% | АУСН Д | АУСН Д | АУСН Д-Р | АУСН Д | АУСН Д-Р |
| 40% | АУСН Д | АУСН Д | АУСН Д | АУСН Д | АУСН Д |
| 50% | АУСН Д | АУСН Д | АУСН Д | АУСН Д | АУСН Д |
Легенда:
-
АУСН Д = АУСН "Доходы" (8%)
-
АУСН Д-Р = АУСН "Доходы-Расходы" (20%)
Матрица 4: Зависимость от доли ФОТ (Z) и доли себестоимости (C) при V = 30 млн
| Доля ФОТ (Z) → | 20% | 40% | 60% | 80% |
|---|---|---|---|---|
| Доля себест. (C) ↓ | ||||
| 0% | АУСН Д | АУСН Д | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| 20% | АУСН Д | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| 40% | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| 60% | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
Матрица 5: Точки перехода УСН → АУСН при разной выручке
| Тип бизнеса | Доля ФОТ (Z) | Доля себест. (C) | Маржин. (M) | V=10 млн | V=30 млн | V=60 млн | Лучшая система |
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| IT-компания | 70% | 5% | 5% | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| Консалтинг | 50% | 0% | 30% | АУСН Д | АУСН Д | АУСН Д | АУСН Д |
| Торговля (опт) | 20% | 65% | -5%* | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| Производство | 30% | 45% | 5% | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| Ваш случай | 60% | 20% | 0% | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
*Примечание: M = 1 - Z - C - 0.2*
Матрица 6: Экономия при переходе с УСН на АУСН (млн руб.)
| Доля ФОТ (Z) → | 20% | 40% | 60% | 80% |
|---|---|---|---|---|
| Выручка (V) ↓ | ||||
| 10 млн | 0.40 | 0.94 | 1.70 | 2.46 |
| 30 млн | 1.20 | 2.82 | 5.10 | 7.38 |
| 60 млн | 2.40 | 5.64 | 10.20 | 14.76 |
Расчёт: Экономия = Burden_USN - Burden_AUSN_Д-Р
Матрица 7: Критические значения для выбора системы
| Параметр сравнения | Формула перехода | Критическое значение | Решение |
|---|---|---|---|
| АУСН Д-Р vs АУСН Д | C = 40% | C > 40% → АУСН Д-Р C ≤ 40% → АУСН Д |
Зависит от себестоимости |
| АУСН Д-Р vs УСН Д-Р | Z = (0.04 - 0.05C)/0.2547 | Z > 16% (в среднем) | АУСН выгоднее |
| АУСН Д vs УСН Д | Z = 16.7% | Z > 16.7% → АУСН Д Z ≤ 16.7% → УСН Д |
Зависит от ФОТ |
| Общий переход на АУСН | Z > 15% | При Z > 15% АУСН всегда выгоднее | Рекомендация |
Итоговая рекомендация для вашего бизнеса:
| Параметр | Ваше значение | Критическое значение | Решение |
|---|---|---|---|
| Доля ФОТ (Z) | 60% | > 15% | ✅ Переходить на АУСН |
| Доля себест. (C) | 20% | ≤ 40% | ✅ Выбрать АУСН "Доходы-Расходы" |
| Маржинальность (M) | 0% | Любая | ✅ АУСН Д-Р оптимальна |
| Выручка (V) | 10 млн | > 2 млн | ✅ Уже выгоден переход |
| Общая экономия | 1.7 млн руб./год | - | ✅ Рекомендуем переход |
Вывод: При ваших параметрах (Z=60%, C=20%, V=10 млн) система АУСН "Доходы-Расходы" является оптимальной с экономией 1.7 млн рублей в год по сравнению с любой системой УСН.
4. Графики переходов (текстовые)
Граница перехода АУСН "Д-Р" ↔ АУСН "Д":
Условие: Burden_AUSN_D = Burden_AUSN_DR 0.08V + 0.002VZ = 0.20 × V × (0.8 - Z) + 0.002VZ 0.08 = 0.16 - 0.20Z 0.20Z = 0.08 Z = 0.4 = 40%
НО: Это при условии, что налог АУСН Д-Р > минимального (3%).
Минимальный налог: 0.03V = 0.20 × V × (0.8 - Z) → Z = 0.65 = 65%
Фактическая граница:
- Если Z < 65%: Сравниваем 0.08 и 0.20 × (0.8 - Z)
- Если Z ≥ 65%: Сравниваем 0.08 и 0.03 → всегда АУСН "Д" выгоднее
Итоговая граница:
При M = 20%: Z_граница = 40%
При M уменьшается → Z_граница уменьшается
При M увеличивается → Z_граница увеличивается
Граница перехода АУСН ↔ УСН:
Сравним АУСН "Д-Р" и УСН "Д-Р":
Условие: Burden_AUSN_DR = Burden_USN_DR 0.20 × V × (0.8 - Z) + 0.002VZ = 0.15 × V × (0.8 - 1.3Z) + 0.302VZ (при условии Tax_USN_DR > 0.01V)
Упрощаем: 0.16 - 0.20Z + 0.002Z = 0.12 - 0.195Z + 0.302Z 0.16 - 0.198Z = 0.12 + 0.107Z 0.04 = 0.305Z Z ≈ 0.131 = 13.1%
Вывод: При Z > 13.1% АУСН всегда выгоднее УСН!
Ключевые выводы (инсайты)
1. Фактор ФОТ — решающий: При доле ФОТ > 13-15% АУСН всегда выгоднее любой УСН из-за отмены страховых взносов.
2. Маржинальность влияет на выбор объекта в АУСН:
-
Низкая маржинальность (M < 15-25%) → АУСН "Доходы-Расходы" (20%)
-
Высокая маржинальность (M > 25-30%) → АУСН "Доходы" (8%)
3. Точка безразличия УСН vs АУСН:
-
Для УСН "Доходы": Z ≈ 25% (при М=20%)
-
Для УСН "Д-Р": Z ≈ 13% (при М=20%)
Выше этих значений — АУСН выгоднее
4. Эластичность:
-
Налоговое бремя УСН сильно зависит от Z (коэф. 0.302)
-
Налоговое бремя АУСН слабо зависит от Z (коэф. 0.002 для "Д", для "Д-Р" обратная зависимость)
-
При Z > 60% АУСН даёт экономию >1.5 млн руб. независимо от маржинальности
5. Практическая рекомендация:
Если ФОТ/Выручка > 15% → ВСЕГДА выбирайте АУСН
Затем:
- Если бизнес низкомаржинальный (услуги с высокой себестоимостью) → АУСН "Доходы-Расходы"
- Если бизнес высокомаржинальный (IT, консалтинг) → АУСН "Доходы"
Для нашего случая (Z=60%, M=20%) АУСН "Доходы-Расходы" — оптимальный выбор с экономией 1.7 млн руб. в год.
Матрица чувствительности при переменной доле заработной платы в выручке и переменной маржинальности продаж (доле себестоимости товаров в выручке)
Выведение точки окупаемости (точку перехода от одной системы к другой) при плавающей выручке от 10 до 60 миллионов рублей в год
Теперь данные такие:
-
Выручка (V) переменная: от 10 до 60 млн руб.
-
Доля ФОТ в выручке (Z) переменная: от 20% до 80%
-
Доля себестоимости товаров/услуг в выручке (C) переменная: от 0% до 70%
-
Маржинальность (M) = 1 - Z - C - R_fixed, где R_fixed = 0.2V (постоянные расходы, как ранее)
Уточнённые математические модели
Базовые параметры:
-
V = Выручка (10...60 млн)
-
Z = Доля ФОТ в выручке (0.2...0.8)
-
C = Доля переменных затрат (себестоимость) в выручке (0...0.7)
-
R_fixed = Прочие постоянные расходы = 0.2 × V (аренда, коммуналка и т.д.)
-
M = Маржинальность = 1 - Z - C - 0.2 (но не менее 0)
Условия существования бизнеса:
-
Z + C ≤ 0.8 (иначе бизнес убыточен при наших R_fixed = 0.2V)
-
M ≥ 0 (минимальная прибыльность 0%)
Полные формулы налогового бремени
1. УСН "Доходы" (6%):
Tax_USN_D = max(0.06 × V - 0.5 × min(0.06 × V, 0.302 × V × Z), 0) Burden_USN_D = Tax_USN_D + 0.302 × V × Z
Упрощение при высоком ФОТ:
Burden_USN_D ≈ 0.03 × V + 0.302 × V × Z = V × (0.03 + 0.302 × Z)
2. УСН "Доходы-Расходы" (15%):
Расходы_для_налога = V × C + V × 0.2 + 0.302 × V × Z Tax_base_USN_DR = V - Расходы_для_налога = V × (1 - C - 0.2 - 0.302Z) = V × (0.8 - C - 0.302Z) Tax_USN_DR = max(0.15 × Tax_base_USN_DR, 0.01 × V) Burden_USN_DR = Tax_USN_DR + 0.302 × V × Z
3. АУСН "Доходы" (8%):
Burden_AUSN_D = 0.08 × V + 0.002 × V × Z = V × (0.08 + 0.002Z)
4. АУСН "Доходы-Расходы" (20%):
Расходы_для_налога_AUSN = V × C + V × 0.2 Tax_base_AUSN_DR = V - Расходы_для_налога_AUSN = V × (1 - C - 0.2) = V × (0.8 - C) Tax_AUSN_DR = max(0.20 × Tax_base_AUSN_DR, 0.03 × V) Burden_AUSN_DR = Tax_AUSN_DR + 0.002 × V × Z
Точки перехода (округляем до % для практического применения)
A. Граница АУСН "Д-Р" ↔ АУСН "Д"
Условие: Burden_AUSN_D = Burden_AUSN_DR
0.08V + 0.002VZ = 0.20 × V × (0.8 - C) + 0.002VZ 0.08 = 0.16 - 0.20C 0.20C = 0.08 C = 0.4 = 40%
Вывод: При C > 40% → АУСН "Д-Р" выгоднее, при C < 40% → АУСН "Д" выгоднее.
B. Граница АУСН ↔ УСН (критическая доля ФОТ)
1. АУСН "Д-Р" vs УСН "Д-Р":
0.20 × V × (0.8 - C) + 0.002VZ = 0.15 × V × (0.8 - C - 0.302Z) + 0.302VZ 0.16 - 0.20C + 0.002Z = 0.12 - 0.15C - 0.0453Z + 0.302Z 0.04 - 0.05C = 0.2547Z Z = (0.04 - 0.05C) / 0.2547
Примеры:
-
C = 0% → Z ≈ 15.7%
-
C = 20% → Z ≈ 11.8%
-
C = 40% → Z ≈ 7.9%
2. АУСН "Д" vs УСН "Д":
0.08V + 0.002VZ = 0.03V + 0.302VZ 0.05 = 0.30Z Z ≈ 16.7% (не зависит от C!)
Матрица чувствительности при V = 30 млн (средний случай)
Условия:
-
V = 30 млн руб.
-
Сетка: Z = 20%, 40%, 60%, 80%
-
Сетка: C = 0%, 20%, 40%, 60%
Оптимальные системы:
Матрица 4: Зависимость от доли ФОТ (Z) и доли себестоимости (C) при V = 30 млн
| Доля ФОТ (Z) → | 20% | 40% | 60% | 80% |
|---|---|---|---|---|
| Доля себест. (C) ↓ | ||||
| 0% | АУСН Д | АУСН Д | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| 20% | АУСН Д | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| 40% | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
| 60% | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р | АУСН Д-Р |
УСН не выгодна ни в одной ячейке при Z ≥ 20%!
Точка окупаемости (точка перехода) при плавающей выручке
Сценарий 1: Типичный сервисный бизнес (высокие зарплаты, низкая себестоимость)
-
Z = 60%, C = 10%, M = 10% (проверка: 1 - 0.6 - 0.1 - 0.2 = 0.1 ✓)
Рассчитаем точку, где УСН становится сравнима с АУСН:
УСН "Д-Р" vs АУСН "Д-Р":
Burden_USN_DR = 0.15 × V × (0.8 - 0.1 - 0.302×0.6) + 0.302×V×0.6 Burden_USN_DR = 0.15 × V × (0.7 - 0.1812) + 0.1812V Burden_USN_DR = 0.15 × V × 0.5188 + 0.1812V Burden_USN_DR = 0.07782V + 0.1812V = 0.25902V Burden_AUSN_DR = 0.20 × V × (0.8 - 0.1) + 0.002×V×0.6 Burden_AUSN_DR = 0.20 × V × 0.7 + 0.0012V Burden_AUSN_DR = 0.14V + 0.0012V = 0.1412V Разница = 0.25902V - 0.1412V = 0.11782V
Экономия в рублях: 0.11782 × V
-
При V = 10 млн → экономия 1.178 млн
-
При V = 30 млн → экономия 3.535 млн
-
При V = 60 млн → экономия 7.069 млн
Точка перехода УСН→АУСН: При любом V > 0 АУСН выгоднее!
Сценарий 2: Торговый бизнес (низкие зарплаты, высокая себестоимость)
-
Z = 20%, C = 55%, M = 5% (проверка: 1 - 0.2 - 0.55 - 0.2 = 0.05 ✓)
УСН "Д" vs АУСН "Д-Р":
Burden_USN_D = V × (0.03 + 0.302×0.2) = V × (0.03 + 0.0604) = 0.0904V Burden_AUSN_DR = max(0.20 × V × (0.8 - 0.55), 0.03V) + 0.002×V×0.2 Burden_AUSN_DR = max(0.20 × 0.25V, 0.03V) + 0.0004V Burden_AUSN_DR = 0.05V + 0.0004V = 0.0504V Разница = 0.0904V - 0.0504V = 0.04V
Экономия: 4% от выручки
-
V = 10 млн → экономия 400 тыс.
-
V = 60 млн → экономия 2.4 млн
6. Практическая таблица точек перехода
| Тип бизнеса | Характеристики | Точка перехода (V, млн) | Лучшая система |
| IT-компания | Z=70%, C=5% | V > 1 | АУСН "Д-Р" |
| Консалтинг | Z=50%, C=0% | V > 2 | АУСН "Д" |
| Торговля (опт) | Z=20%, C=65% | V > 5 | АУСН "Д-Р" |
| Производство | Z=30%, C=45% | V > 3 | АУСН "Д-Р" |
| Убыточный | Z+C > 80% | Нет перехода | УСН "Д-Р" (мин.налог) |
7. Критическая выручка для перехода на АУСН
Общая формула для принятия решения:
Если (0.302Z - 0.002Z) > (0.08 - 0.03) для АУСН "Д" или Если (0.302Z - 0.002Z) > (0.20×(0.8-C) - 0.15×(0.8-C-0.302Z)) для АУСН "Д-Р"
Упрощённое правило:
Если Z > 17% → АУСН ВСЕГДА выгоднее УСН при любом V > 10 млн Если Z > 40% → АУСН "Д-Р" выгоднее АУСН "Д" при C > 10%
8. Итоговый алгоритм выбора системы
1. Рассчитайте долю ФОТ в выручке (Z) - Если Z < 15% → оставайтесь на УСН "Д" - Если Z ≥ 15% → переходите на АУСН
2. Для выбора объекта в АУСН: - Рассчитайте долю себестоимости (C) - Если C > 40% → выбирайте АУСН "Доходы-Расходы" (20%) - Если C ≤ 40% → выбирайте АУСН "Доходы" (8%)
3. Проверьте ограничения АУСН: - V ≤ 60 млн/год - Сотрудников ≤ 5 - Регистрация в Москве, МО, Татарстане или Калужской обл.
Для ваших исходных данных (Z=60%, C=20%, M=0%):
-
Экономия от перехода на АУСН: 1.7 млн руб. при V=10 млн
-
Точка перехода: V ≈ 2 млн (уже при выручке 2 млн АУСН выгоднее)
-
Рекомендуемая система: АУСН "Доходы-Расходы" (20%)
-
Прогноз при росте выручки до 60 млн: Экономия составит 10.2 млн руб./год!
Автоматизированная упрощенная система налогообложения
Эксперимент по установлению специального налогового режима проводится с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г.
Введено с 1 июля 2022
- Москва
- Московская область
- Калужская область
- Республика Татарстан
Введено с 1 января 2025
- 5 Федеральная территория "Сириус"
- 6 г. Байконур
- 7 Ленинградская область
- 8 Еврейская автономная область
- 9 Республика Калмыкия
- 10 Камчатский край
- 11 Республика Адыгея
- 12 Костромская область
- 13 Чувашская Республика
- 14 Кировская область
- 15 Астраханская область
- 16 Амурская область
- 17 Магаданская область
- 18 Краснодарский край
- 19 Иркутская область
- 20 Тамбовская область
- 21 Республика Саха (Якутия)
- 22 Новосибирская область
- 23 Курганская область
- 24 Республика Коми
- 25 Республика Хакасия
- 26 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
- 27 г. Севастополь
- 28 Кемеровская область
- 29 Липецкая область
- 30 Псковская область
- 31 Омская область
- 32 Орловская область
- 33 Мурманская область
- 34 Воронежская область
- 35 Владимирская область
- 36 Челябинская область
- 37 Оренбургская область
- 38 Хабаровский край
- 39 Санкт-Петербург
- 40 Карачаево-Черкесская Республика
- 41 Тверская область
- 42 Ульяновская область
- 43 Саратовская область
- 44 Кабардино-Балкарская Республика
- 45 Республика Крым
- 46 Тюменская область
- 47 Республика Ингушетия
- 48 Чеченская Республика
- 49 Республика Северная Осетия-Алания
- 50 Брянская область
- 51 Вологодская область
- 52 Тульская область
- 53 Ставропольский край
Введено с 1 февраля 2025
- 54 Свердловская область
- 55 Республика Карелия
- 56 Белгородская область
- 57 Запорожская область
- 58 Донецкая Народная Республика
- 59 Республика Марий Эл
- 60 Ненецкий автономный округ
Альтернатива - платить страховые взносы
- на обязательное пенсионное страхование,
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
- на обязательное медицинское страхование
в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов):
- в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов 30 %
- свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов 15,1 %
Примечания:
* Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в фиксированных размерах.
** Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 18 настоящей статьи
Пониженные тарифы других категорий
Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 419 НК РФ:
Для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2026 годов, для плательщиков, указанных в подпунктах 3 и 18 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 и 2024 годов и для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 15, 19 - 22 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2023 года применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**
Для плательщиков, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2037 годов и для плательщиков, указанных в подпункте 16 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2027 годов применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 %
Для плательщиков, указанных в подпунктах 3 и 18 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**
Для плательщиков, указанных в подпунктах 10 и 17 пункта 1 (за исключением плательщиков, указанных в пункте 13.2 статьи 427 НК РФ) и пункте 13.1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2023 г. применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 15,0 % в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода**
Для плательщиков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**
Для плательщиков, указанных в пункте 13.2 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода**
Автоматизированная упрощенная система налогообложения
Эксперимент по установлению специального налогового режима проводится с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г.
|
Регионы, где установлена система АУСН |
Когда введен |
Нормативный акт НПА |
|
|
1 |
Москва |
С 1 июля 2022 г. |
Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ |
|
2 |
Московская область |
||
|
3 |
Калужская область |
||
|
4 |
Республика Татарстан |
||
|
5 |
Федеральная территория "Сириус" |
С 1 января 2025 г. |
Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ |
|
6 |
г. Байконур |
||
|
7 |
Ленинградская область |
Закон Ленинградской области от 15 ноября 2024 г. N 158-оз |
|
|
8 |
Еврейская автономная область |
Закон Еврейской автономной области от 19 ноября 2024 г. N 469-ОЗ |
|
|
9 |
Республика Калмыкия |
Закон Республики Калмыкия от 20 ноября 2024 г. N 54-VII-З |
|
|
10 |
Камчатский край |
Закон Камчатского края от 21 ноября 2024 г. N 417 |
|
|
11 |
Республика Адыгея |
Закон Республики Адыгея от 22 ноября 2024 г. N 378 |
|
|
12 |
Костромская область |
Закон Костромской области от 22 ноября 2024 г. N 548-7-ЗКО |
|
|
13 |
Чувашская Республика |
Закон Чувашской Республики от 22 ноября 2024 г. N 77 |
|
|
14 |
Кировская область |
Закон Кировской области от 22 ноября 2024 г. N 333-ЗО |
|
|
15 |
Астраханская область |
Закон Астраханской области от 25 ноября 2024 г. N 101/2024-ОЗ |
|
|
16 |
Амурская область |
Закон Амурской области от 25 ноября 2024 г. N 567-ОЗ |
|
|
17 |
Магаданская область |
Закон Магаданской области от 26 ноября 2024 г. N 2944-ОЗ |
|
|
18 |
Краснодарский край |
Закон Краснодарского края от 27 ноября 2024 г. N 5252-КЗ |
|
|
19 |
Иркутская область |
Закон Иркутской области от 27 ноября 2024 г. N 102-ОЗ |
|
|
20 |
Тамбовская область |
Закон Тамбовской области от 27 ноября 2024 г. N 578-З |
|
|
21 |
Республика Саха (Якутия) |
Закон Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V |
|
|
22 |
Новосибирская область |
Закон Новосибирской области от 16 октября 2003 г. N 142-ОЗ |
|
|
23 |
Курганская область |
Закон Курганской области от 27 ноября 2024 г. N 63 |
|
|
24 |
Республика Коми |
Закон Республики Коми от 28 ноября 2024 г. N 79-РЗ |
|
|
25 |
Республика Хакасия |
Закон Республики Хакасия от 28 ноября 2024 г. N 88-ЗРХ |
|
|
26 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 ноября 2024 г. N 83-оз |
|
|
27 |
г. Севастополь |
Закон г. Севастополя от 28 ноября 2024 г. N 832-ЗС |
|
|
28 |
Кемеровская область |
Закон Кемеровской области - Кузбасса от 28 ноября 2024 г. N 115-ОЗ |
|
|
29 |
Липецкая область |
Закон Липецкой области от 28 ноября 2024 г. N 556-ОЗ |
|
|
30 |
Псковская область |
Закон Псковской области от 28 ноября 2024 г. N 2540-ОЗ |
|
|
31 |
Омская область |
Закон Омской области от 28 ноября 2024 г. N 2768-ОЗ |
|
|
32 |
Орловская область |
Закон Орловской области от 28 ноября 2024 г. N 3136-ОЗ |
|
|
33 |
Мурманская область |
Закон Мурманской области от 28 ноября 2024 г. N 3054-01-ЗМО |
|
|
34 |
Воронежская область |
Закон Воронежской области от 29 ноября 2024 г. N 113-ОЗ |
|
|
35 |
Владимирская область |
Закон Владимирской области от 29 ноября 2024 г. N 137-ОЗ |
|
|
36 |
Челябинская область |
Закон Челябинской области от 29 ноября 2024 г. N 170-ЗО |
|
|
37 |
Оренбургская область |
Закон Оренбургской области от 29 ноября 2024 г. N 1292/547-VII-ОЗ |
|
|
38 |
Хабаровский край |
Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 |
|
|
39 |
Санкт-Петербург |
Закон Санкт-Петербурга от 27 ноября 2024 г. N 742-160 |
|
|
40 |
Карачаево-Черкесская Республика |
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 28 ноября 2024 г. N 69-РЗ |
|
|
41 |
Тверская область |
Закон Тверской области от 28 ноября 2024 г. N 47-ЗО |
|
|
42 |
Ульяновская область |
Закон Ульяновской области от 28 ноября 2024 г. N 121-ЗО |
|
|
43 |
Саратовская область |
Закон Саратовской области от 28 ноября 2024 г. N 146-ЗСО |
|
|
44 |
Кабардино-Балкарская Республика |
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 28 ноября 2024 г. N 38-РЗ |
|
|
45 |
Республика Крым |
Закон Республики Крым от 28 ноября 2024 г. N 10-ЗРК/2024 |
|
|
46 |
Тюменская область |
Закон Тюменской области от 29 ноября 2024 г. N 75 |
|
|
47 |
Республика Ингушетия |
Закон Республики Ингушетия от 29 ноября 2024 г. N 44-РЗ |
|
|
48 |
Чеченская Республика |
Закон Чеченской Республики от 29 ноября 2024 г. N 59-РЗ |
|
|
49 |
Республика Северная Осетия-Алания |
Закон Республики Северная Осетия-Алания от 29 ноября 2024 г. N 77-РЗ |
|
|
50 |
Брянская область |
Закон Брянской области от 29 ноября 2024 г. N 89-З |
|
|
51 |
Вологодская область |
Закон Вологодской области от 29 ноября 2024 г. N 5762-ОЗ |
|
|
52 |
Тульская область |
Закон Тульской области от 29 ноября 2024 г. N 113-ЗТО |
|
|
53 |
Ставропольский край |
Закон Ставропольского края от 28 ноября 2024 г. N 120-кз |
|
|
54 |
Свердловская область |
С 1 февраля 2025 г. |
Закон Свердловской области от 4 декабря 2024 г. N 137-ОЗ |
|
55 |
Республика Карелия |
Закон Республики Карелия от 12 декабря 2024 г. N 3008-ЗРК |
|
|
56 |
Белгородская область |
Закон Белгородской области от 23 декабря 2024 г. N 432 |
|
|
57 |
Запорожская область |
Закон Запорожской области от 25 декабря 2024 г. N 80 |
|
|
58 |
Донецкая Народная Республика |
Закон Донецкой Народной Республики от 28 декабря 2024 г. N 146-РЗ |
|
|
59 |
Республика Марий Эл |
Закон Республики Марий Эл от 28 декабря 2024 г. N 77-З |
|
|
60 |
Ненецкий автономный округ |
Закон Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2024 г. N 77-оз |
Ставка налога АУСН
|
Объект налогообложения |
Ставка налога |
Нормативный акт |
|
|
Доходы |
Не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом |
Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ |
|
|
Доходы, уменьшенные на величину расходов |
На февраль 2025 года в Российской Федерации насчитывается **85 субъектов**. Они включают в себя:
- 24 республики,
- 9 краёв,
- 48 областей,
- 3 города федерального значения,
- 1 автономную область,
- 4 автономных округа.
Список субъектов РФ:
1. **Республика Адыгея**
2. **Республика Башкортостан**
3. **Республика Бурятия**
4. **Республика Алтай**
5. **Республика Дагестан**
6. **Республика Ингушетия**
7. **Кабардино-Балкарская Республика**
8. **Республика Калмыкия**
9. **Карачаево-Черкесская Республика**
10. **Республика Карелия**
11. **Республика Коми**
12. **Республика Крым** (включена в состав РФ в 2014 году)
13. **Республика Марий Эл**
14. **Республика Мордовия**
15. **Республика Саха (Якутия)**
16. **Республика Северная Осетия — Алания**
17. **Республика Татарстан**
18. **Республика Тыва**
19. **Удмуртская Республика**
20. **Республика Хакасия**
21. **Чеченская Республика**
22. **Чувашская Республика**
23. **Алтайский край**
24. **Забайкальский край**
25. **Камчатский край**
26. **Краснодарский край**
27. **Красноярский край**
28. **Пермский край**
29. **Приморский край**
30. **Ставропольский край**
31. **Хабаровский край**
32. **Амурская область**
33. **Архангельская область**
34. **Астраханская область**
35. **Белгородская область**
36. **Брянская область**
37. **Владимирская область**
38. **Волгоградская область**
39. **Вологодская область**
40. **Воронежская область**
41. **Ивановская область**
42. **Иркутская область**
43. **Калининградская область**
44. **Калужская область**
45. **Кемеровская область**
46. **Кировская область**
47. **Костромская область**
48. **Курганская область**
49. **Курская область**
50. **Ленинградская область**
51. **Липецкая область**
52. **Магаданская область**
53. **Московская область**
54. **Мурманская область**
55. **Нижегородская область**
56. **Новгородская область**
57. **Новосибирская область**
58. **Омская область**
59. **Оренбургская область**
60. **Орловская область**
61. **Пензенская область**
62. **Псковская область**
63. **Ростовская область**
64. **Рязанская область**
65. **Самарская область**
66. **Саратовская область**
67. **Сахалинская область**
68. **Свердловская область**
69. **Смоленская область**
70. **Тамбовская область**
71. **Тверская область**
72. **Томская область**
73. **Тульская область**
74. **Тюменская область**
75. **Ульяновская область**
76. **Челябинская область**
77. **Ярославская область**
78. **Москва** (город федерального значения)
79. **Санкт-Петербург** (город федерального значения)
80. **Севастополь** (город федерального значения, включён в состав РФ в 2014 году)
81. **Еврейская автономная область**
82. **Ненецкий автономный округ**
83. **Ханты-Мансийский автономный округ — Югра**
84. **Чукотский автономный округ**
85. **Ямало-Ненецкий автономный округ**
86. Крым
87. ЛНР
88. ДНР
89. Херсонская обалсть
90. Запорожская область
91. Запорожская область
С 1 января 2025 года все регионы смогут присоединиться к АУСН (обзор информации ФНС России от 30 октября 2024 года, Федерального закона от 29.10.2024 N 362-ФЗ) 11 ноября 2024 г.
С 1 января 2025 года эксперимент по введению специального налогового режима автоУСН (АУСН) распространяется на все субъекты РФ и вводится в действие законами субъектов РФ.
Такие поправки внесены Законом N 362-ФЗ. Таким образом, после принятия региональных законов для налогоплательщиков расширится перечень доступных для применения режимов налогообложения.
Чтобы регионы смогли присоединиться к эксперименту по автоУСН с 1 января 2025 года, региональный закон должен быть принят до конца ноября этого года.
Также с 1 января 2025 года снимается ряд ограничений по применению АУСН:
- - режим станет доступен продавцам на маркетплейсах;
- - плательщики на упрощенной системе налогообложения или самозанятые смогут перейти на АУСН с первого числа любого месяца года (сейчас только с 1 января);
- - плательщики на АУСН получат право учитывать расходы в натуральной форме.
Кроме того, операторы электронных площадок (маркетплейсов) смогут стать партнерами ФНС России в рамках проекта автоУСН и передавать сведения о проведенных взаимозачетах (доходах и расходах) налогоплательщика при проведении торговых сделок на такой площадке.
Альтернатива - платить страховые взносы
|
|
||||
|
Тарифы страховых взносов* |
||||
|
на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов): |
||||
|
в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов |
||||
|
свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов |
||||
* Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в фиксированных размерах.
** Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 18 настоящей статьи
Пониженные тарифы других категорий:
Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 419 НК РФ:
Для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2026 годов, для плательщиков, указанных в подпунктах 3 и 18 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 и 2024 годов и для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 15, 19 - 22 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2023 года применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**
Для плательщиков, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2037 годов и для плательщиков, указанных в подпункте 16 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2027 годов применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 %
Для плательщиков, указанных в подпунктах 3 и 18 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**
Для плательщиков, указанных в подпунктах 10 и 17 пункта 1 (за исключением плательщиков, указанных в пункте 13.2 статьи 427 НК РФ) и пункте 13.1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2023 г. применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 15,0 % в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода**
Для плательщиков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**
Для плательщиков, указанных в пункте 13.2 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода**
Специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН, АвтоУСН)"
Важно:
Федеральным законом от 29.10.2024 N 362-ФЗ расширена территория проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" за счет включения в нее всех субъектов Российской Федерации, а также территории города Байконура.
Чтобы регионы смогли присоединиться к эксперименту по автоУСН с 1 января 2025 года, региональный закон должен быть принят до конца ноября 2024 года.
Автоматизированная упрощенная система налогообложения (далее - АУСН) относится к специальным налоговым режимам, введенным в порядке эксперимента (пп. 7 п. 2 ст. 18 НК РФ). Он установлен Федеральным законом от 25.02.2022 N 17-ФЗ (далее - Закон N 17-ФЗ).
Важно:
Налог при АУСН уплачивается организациями и ИП в составе единого налогового платежа (ЕНП). Однако представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов по АУСН не нужно (ч. 11 ст. 17 Закона N 17-ФЗ).
Эксперимент по установлению специального налогового режима АУСН проводится в следующих субъектах РФ (ч. 1 ст. 1 Закона Закона N 17-ФЗ):
1) с 1 июля 2022 года - в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан);
2) с 1 января 2025 года - в остальных субъектах РФ с учетом положений частей 1.1 и 1.2 ст. 1 Закона N 17-ФЗ (то есть если принят региональный закон)
Эксперимент проводится до 31 декабря 2027 года включительно (ч. 2 ст. 1 Закона N 17-ФЗ).
В субъектах РФ, не указанных в п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона N 17-ФЗ, спецрежим вводится в действие законами субъектов РФ. Закон о введении спецрежима содержать положение о вступлении в силу указанного закона субъекта Российской Федерации не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (ч. 1.1 и 1.2 ст. 1 Закона N 17-ФЗ).
В федеральной территории "Сириус" и на территории города Байконура начало проведения эксперимента - с 1 января 2025 года. При этом эксперимент проводится в период действия Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 10.12.1994, но не позднее 31 декабря 2027 года (ч. 1.3 и 1.4 ст. 1 Закона N 17-ФЗ).
Спецрежим могут применять организации и ИП, состоящие на учете по месту нахождения (жительства), при условии, что такое место нахождения (место жительства) расположено на территории любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент и указанных в ч. 1 ст. 1 Закона N 17-ФЗ, за исключением федеральной территории "Сириус", либо на территории федеральной территории "Сириус", либо на территории города Байконура в период действия Договора аренды комплекса "Байконур" (ч. 1 ст. 2 Закона N 17-ФЗ).
В течение срока проведения эксперимента не могут вноситься изменения в части увеличения налоговых ставок, установленных ст. 11 Закона N 17-ФЗ, и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного п. 23 ч. 2 ст. 3 Закона N 17-ФЗ (ч. 3 ст. 1 Закона N 17-ФЗ).
В Законе N 17-ФЗ определены налогоплательщики и элементы налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением АУСН, а именно:
|
Элементы налогообложения |
Значения |
Статьи Закона N 17-ФЗ |
|
|
Налогоплательщики |
Организации и ИП, перешедшие на специальный налоговый режим АУСН |
ч. 1 ст. 3 Закона |
|
|
Объект налогообложения |
- доходы |
- доходы, уменьшенные на величину расходов |
ч. 1 ст. 5 Закона |
|
Налоговая база |
- денежное выражение доходов налогоплательщика |
- денежное выражение доходов налогоплательщика, уменьшенных на величину его расходов |
|
|
Налоговый период |
Календарный месяц*(1) |
ст. 10 Закона |
|
|
Налоговые ставки |
- 8% |
- 20% |
ст. 11 Закона |
|
Порядок исчисления налога |
Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы: |
ч. 1-3 ст. 12 Закона |
|
|
на основе сведений о доходах, - представленных налогоплательщиком посредством применения ККТ; - полученных от уполномоченной кредитной организации; - переданных налогоплательщиком через ЛКН |
на основе сведений о доходах и расходах, - представленных налогоплательщиком посредством применения ККТ; - полученных от уполномоченной кредитной организации; - переданных налогоплательщиком через ЛКН |
||
|
Порядок и сроки уплаты налога |
Не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, по месту нахождения организации (месту жительства ИП) |
ч. 8 ст. 12 Закона |
|
|
Декларирование |
Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется |
ст. 13 Закона |
|
____________________
* (1) С 1 января 2025 года для вновь созданной организации и вновь зарегистрированного ИП, которые уведомили налоговый орган о переходе на АУСН в календарном месяце, следующем за календарным месяцем постановки на учет, первым налоговым периодом по АУСН признается период времени с даты создания организации (регистрации ИП) до конца календарного месяца, в котором представлено уведомление о применении АУСН (п. 6 ст. 9 , ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ).
Особенностью нового спецрежима является то, что взаимоотношения с налоговыми органами - уведомление о переходе (ст. 4 Закона N 17-ФЗ), учет доходов и расходов (ст. 14 Закона N 17-ФЗ) - налогоплательщики ведут в личном кабинете. Через ЛКН налоговый орган уведомляет налогоплательщика о налоговой базе и сумме налога с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога (ч. 7 ст. 12 Закона N 17-ФЗ).
Внимание
- Для налогоплательщиков также доступно мобильное приложение АУСН. Подробности - на сайте См. информацию ФНС России от 01.07.2022.
Применение АУСН налогоплательщиками предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налогов (ч. 4 - 6 ст. 2 Закона N 17-ФЗ):
|
Организации |
Индивидуальные предприниматели |
|
Налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, в отношении которых применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктами 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ) |
НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 ст. 224 НК РФ) |
|
Налог на имущество (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость) |
Налог на имущество в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ) |
|
НДС, за исключением подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), и уплачиваемого в соответствии со ст. 161 НК РФ |
|
Кроме того, согласно ст. 18 Закона N 17-ФЗ в период применения специального налогового режима АУСН предусмотрены особенности исчисления страховых взносов как работодателями, так и ИП "за себя":
|
Организации и ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам |
ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам |
|
Обнулены тарифы страховых взносов: - на обязательное пенсионное страхование (в пределах величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и свыше нее); - на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ (в пределах величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования); - на обязательное медицинское страхование |
Обнулены тарифы страховых взносов: - на обязательное пенсионное страхование (независимо от факта превышения дохода плательщика суммы 300 000 рублей); - на обязательное медицинское страхование |
|
Отсутствует обязанность по представлению расчета по страховым взносам (по ст. 431 НК РФ) |
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим АУСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (ч. 3 ст. 2 Закона N 17-ФЗ), при этом оговорены особенности исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ (ст. 17 Закона N 17-ФЗ).
