Перейти к основному содержанию

Консалтинговые услуги

Казань:+7(843)528-22-18, +7(8552) 25-01-99
+7 (917) 272-13-90, +7(843) 278-19-00

60 из 89 регионов ввели льготную систему налогообложения и отчетности АУСН (8% с оборота и без стразовых взносов с ФОТ) с начала 2025 года и до конца 2027 года

Делимся впечатлениями от применения АУСН на "своей шкуре" в течение 24 месяцев - 2023 и 2024 годы:

А вы как думали - что в сказку попали?

 

Подробные консультации (платные) по всем этим вопросам можно получить по электронным каналам связи (Skype, Zoom, телефон и т.п.) или в офисе компании в Казани (по предварительной записи)  - оставьте заявку и напишите нам свой вопрос

При необходимости - обращайтесь к нам!

Оплатить консультацию по вопросу можно здесь

Заказать консультацию или сделать заявку на обучение можно:

 

Мы можем помочь Вам законно снизить налоги.

Путем применения законных налоговых льгот и преференций (по НК РФ и региональным законам - субъектов РФ):

  • проверка (подходят ли Ваши компании под какие-либо)
  • подготовка компании для применения налоговых льгот
  • иногда - реструктуризация компании
  • иногда выделение раздельного учета операций внутри компании

Мы можем помочь Вам получить льготные деньги:

Путем участия в программах и конкурсных отборах (по ППРФ и региональным НПА):

  • субсидии
  • гранты
  • целевые бюджетные средства
  • льготные займы фондов
  • льготные кредиты банков
  • земельные участки без торгов
  • льготные ставки аренды земли и имущества

Чем еще мы можем быть Вам полезны:

  • разовые консультации по подготовке к конкурсам,
  • экспертиза разработанных (своими силами) документов и заполненных форм заявки,
  • доработка документов и форм заявки,
  • разработка сметы проекта, финансовой модели, бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • консультации по налогообложению гранта, бюджетным, казначейским процедурам, методике раздельного учета, отчетности, иным финансово-экономическим, маркетинговым вопросам
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах региональных и федеральных органов власти - до получения целевого финансирования, налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,
  • проведение исследований рынка (маркетинговых), оценка конкурентов, рекомендации по продвижению, развитию,
  • многое другое - обращайтесь к нам за услугами и консультациями.

Про снижение нагрузки на бухгалтерию при АУСН:

Еще про АУСН Онлайн:

Автоматизированная упрощенная система налогообложения

Эксперимент по установлению специального налогового режима проводится с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г.

Введено с 1 июля 2022

  1. Москва
  2. Московская область
  3. Калужская область
  4. Республика Татарстан

Введено с 1 января 2025

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5. 5 Федеральная территория "Сириус"
  6. 6 г. Байконур
  7. 7 Ленинградская область
  8. 8 Еврейская автономная область
  9. 9 Республика Калмыкия
  10. 10 Камчатский край
  11. 11 Республика Адыгея
  12. 12 Костромская область
  13. 13 Чувашская Республика
  14. 14 Кировская область
  15. 15 Астраханская область
  16. 16 Амурская область
  17. 17 Магаданская область
  18. 18 Краснодарский край
  19. 19 Иркутская область
  20. 20 Тамбовская область
  21. 21 Республика Саха (Якутия)
  22. 22 Новосибирская область
  23. 23 Курганская область
  24. 24 Республика Коми
  25. 25 Республика Хакасия
  26. 26 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  27. 27 г. Севастополь
  28. 28 Кемеровская область
  29. 29 Липецкая область
  30. 30 Псковская область
  31. 31 Омская область
  32. 32 Орловская область
  33. 33 Мурманская область
  34. 34 Воронежская область
  35. 35 Владимирская область
  36. 36 Челябинская область
  37. 37 Оренбургская область
  38. 38 Хабаровский край
  39. 39 Санкт-Петербург
  40. 40 Карачаево-Черкесская Республика
  41. 41 Тверская область
  42. 42 Ульяновская область
  43. 43 Саратовская область
  44. 44 Кабардино-Балкарская Республика
  45. 45 Республика Крым
  46. 46 Тюменская область
  47. 47 Республика Ингушетия
  48. 48 Чеченская Республика
  49. 49 Республика Северная Осетия-Алания
  50. 50 Брянская область
  51. 51 Вологодская область
  52. 52 Тульская область
  53. 53 Ставропольский край

Введено с 1 февраля 2025

  • 54 Свердловская область
  • 55 Республика Карелия
  • 56 Белгородская область
  • 57 Запорожская область
  • 58 Донецкая Народная Республика
  • 59 Республика Марий Эл
  • 60 Ненецкий автономный округ

 

Альтернатива - платить страховые взносы

  • на обязательное пенсионное страхование,
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
  • на обязательное медицинское страхование

в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов):

  • в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов 30 %
  • свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов 15,1 %

 

Примечания:

* Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в фиксированных размерах.

** Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 18 настоящей статьи

 

Пониженные тарифы других категорий

Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 419 НК РФ:

Для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2026 годов, для плательщиков, указанных в подпунктах 3 и 18 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 и 2024 годов и для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 15, 19 - 22 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2023 года применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**

Для плательщиков, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2037 годов и для плательщиков, указанных в подпункте 16 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2027 годов применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 %

Для плательщиков, указанных в подпунктах 3 и 18 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**

Для плательщиков, указанных в подпунктах 10 и 17 пункта 1 (за исключением плательщиков, указанных в пункте 13.2 статьи 427 НК РФ) и пункте 13.1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2023 г. применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 15,0 % в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода**

Для плательщиков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**

Для плательщиков, указанных в пункте 13.2 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода**

Автоматизированная упрощенная система налогообложения

Эксперимент по установлению специального налогового режима проводится с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г.

 

Регионы, где установлена система АУСН

Когда введен

Нормативный акт НПА

1

Москва

С 1 июля 2022 г.

Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ

2

Московская область

3

Калужская область

4

Республика Татарстан

5

Федеральная территория "Сириус"

С 1 января 2025 г.

Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ

6

г. Байконур

7

Ленинградская область

Закон Ленинградской области от 15 ноября 2024 г. N 158-оз

8

Еврейская автономная область

Закон Еврейской автономной области от 19 ноября 2024 г. N 469-ОЗ

9

Республика Калмыкия

Закон Республики Калмыкия от 20 ноября 2024 г. N 54-VII-З

10

Камчатский край

Закон Камчатского края от 21 ноября 2024 г. N 417

11

Республика Адыгея

Закон Республики Адыгея от 22 ноября 2024 г. N 378

12

Костромская область

Закон Костромской области от 22 ноября 2024 г. N 548-7-ЗКО

13

Чувашская Республика

Закон Чувашской Республики от 22 ноября 2024 г. N 77

14

Кировская область

Закон Кировской области от 22 ноября 2024 г. N 333-ЗО

15

Астраханская область

Закон Астраханской области от 25 ноября 2024 г. N 101/2024-ОЗ

16

Амурская область

Закон Амурской области от 25 ноября 2024 г. N 567-ОЗ

17

Магаданская область

Закон Магаданской области от 26 ноября 2024 г. N 2944-ОЗ

18

Краснодарский край

Закон Краснодарского края от 27 ноября 2024 г. N 5252-КЗ

19

Иркутская область

Закон Иркутской области от 27 ноября 2024 г. N 102-ОЗ

20

Тамбовская область

Закон Тамбовской области от 27 ноября 2024 г. N 578-З

21

Республика Саха (Якутия)

Закон Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2013 г. 1231-З N 17-V

22

Новосибирская область

Закон Новосибирской области от 16 октября 2003 г. N 142-ОЗ

23

Курганская область

Закон Курганской области от 27 ноября 2024 г. N 63

24

Республика Коми

Закон Республики Коми от 28 ноября 2024 г. N 79-РЗ

25

Республика Хакасия

Закон Республики Хакасия от 28 ноября 2024 г. N 88-ЗРХ

26

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 ноября 2024 г. N 83-оз

27

г. Севастополь

Закон г. Севастополя от 28 ноября 2024 г. N 832-ЗС

28

Кемеровская область

Закон Кемеровской области - Кузбасса от 28 ноября 2024 г. N 115-ОЗ

29

Липецкая область

Закон Липецкой области от 28 ноября 2024 г. N 556-ОЗ

30

Псковская область

Закон Псковской области от 28 ноября 2024 г. N 2540-ОЗ

31

Омская область

Закон Омской области от 28 ноября 2024 г. N 2768-ОЗ

32

Орловская область

Закон Орловской области от 28 ноября 2024 г. N 3136-ОЗ

33

Мурманская область

Закон Мурманской области от 28 ноября 2024 г. N 3054-01-ЗМО

34

Воронежская область

Закон Воронежской области от 29 ноября 2024 г. N 113-ОЗ

35

Владимирская область

Закон Владимирской области от 29 ноября 2024 г. N 137-ОЗ

36

Челябинская область

Закон Челябинской области от 29 ноября 2024 г. N 170-ЗО

37

Оренбургская область

Закон Оренбургской области от 29 ноября 2024 г. N 1292/547-VII-ОЗ

38

Хабаровский край

Закон Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308

39

Санкт-Петербург

Закон Санкт-Петербурга от 27 ноября 2024 г. N 742-160

40

Карачаево-Черкесская Республика

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 28 ноября 2024 г. N 69-РЗ

41

Тверская область

Закон Тверской области от 28 ноября 2024 г. N 47-ЗО

42

Ульяновская область

Закон Ульяновской области от 28 ноября 2024 г. N 121-ЗО

43

Саратовская область

Закон Саратовской области от 28 ноября 2024 г. N 146-ЗСО

44

Кабардино-Балкарская Республика

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 28 ноября 2024 г. N 38-РЗ

45

Республика Крым

Закон Республики Крым от 28 ноября 2024 г. N 10-ЗРК/2024

46

Тюменская область

Закон Тюменской области от 29 ноября 2024 г. N 75

47

Республика Ингушетия

Закон Республики Ингушетия от 29 ноября 2024 г. N 44-РЗ

48

Чеченская Республика

Закон Чеченской Республики от 29 ноября 2024 г. N 59-РЗ

49

Республика Северная Осетия-Алания

Закон Республики Северная Осетия-Алания от 29 ноября 2024 г. N 77-РЗ

50

Брянская область

Закон Брянской области от 29 ноября 2024 г. N 89-З

51

Вологодская область

Закон Вологодской области от 29 ноября 2024 г. N 5762-ОЗ

52

Тульская область

Закон Тульской области от 29 ноября 2024 г. N 113-ЗТО

53

Ставропольский край

Закон Ставропольского края от 28 ноября 2024 г. N 120-кз

54

Свердловская область

С 1 февраля 2025 г.

Закон Свердловской области от 4 декабря 2024 г. N 137-ОЗ

55

Республика Карелия

Закон Республики Карелия от 12 декабря 2024 г. N 3008-ЗРК

56

Белгородская область

Закон Белгородской области от 23 декабря 2024 г. N 432

57

Запорожская область

Закон Запорожской области от 25 декабря 2024 г. N 80

58

Донецкая Народная Республика

Закон Донецкой Народной Республики от 28 декабря 2024 г. N 146-РЗ

59

Республика Марий Эл

Закон Республики Марий Эл от 28 декабря 2024 г. N 77-З

60

Ненецкий автономный округ

Закон Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2024 г. N 77-оз

Ставка налога АУСН

Объект налогообложения

Ставка налога

Срок уплаты налога

Нормативный акт

Доходы

8 %

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом

Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ

Доходы, уменьшенные на величину расходов

20 %

На февраль 2025 года в Российской Федерации насчитывается **85 субъектов**. Они включают в себя:  
- 24 республики,  
- 9 краёв,  
- 48 областей,  
- 3 города федерального значения,  
- 1 автономную область,  
- 4 автономных округа.  

 

Список субъектов РФ:

1. **Республика Адыгея**  
2. **Республика Башкортостан**  
3. **Республика Бурятия**  
4. **Республика Алтай**  
5. **Республика Дагестан**  
6. **Республика Ингушетия**  
7. **Кабардино-Балкарская Республика**  
8. **Республика Калмыкия**  
9. **Карачаево-Черкесская Республика**  
10. **Республика Карелия**  
11. **Республика Коми**  
12. **Республика Крым** (включена в состав РФ в 2014 году)  
13. **Республика Марий Эл**  
14. **Республика Мордовия**  
15. **Республика Саха (Якутия)**  
16. **Республика Северная Осетия — Алания**  
17. **Республика Татарстан**  
18. **Республика Тыва**  
19. **Удмуртская Республика**  
20. **Республика Хакасия**  
21. **Чеченская Республика**  
22. **Чувашская Республика**  

23. **Алтайский край**  
24. **Забайкальский край**  
25. **Камчатский край**  
26. **Краснодарский край**  
27. **Красноярский край**  
28. **Пермский край**  
29. **Приморский край**  
30. **Ставропольский край**  
31. **Хабаровский край**  

32. **Амурская область**  
33. **Архангельская область**  
34. **Астраханская область**  
35. **Белгородская область**  
36. **Брянская область**  
37. **Владимирская область**  
38. **Волгоградская область**  
39. **Вологодская область**  
40. **Воронежская область**  
41. **Ивановская область**  
42. **Иркутская область**  
43. **Калининградская область**  
44. **Калужская область**  
45. **Кемеровская область**  
46. **Кировская область**  
47. **Костромская область**  
48. **Курганская область**  
49. **Курская область**  
50. **Ленинградская область**  
51. **Липецкая область**  
52. **Магаданская область**  
53. **Московская область**  
54. **Мурманская область**  
55. **Нижегородская область**  
56. **Новгородская область**  
57. **Новосибирская область**  
58. **Омская область**  
59. **Оренбургская область**  
60. **Орловская область**  
61. **Пензенская область**  
62. **Псковская область**  
63. **Ростовская область**  
64. **Рязанская область**  
65. **Самарская область**  
66. **Саратовская область**  
67. **Сахалинская область**  
68. **Свердловская область**  
69. **Смоленская область**  
70. **Тамбовская область**  
71. **Тверская область**  
72. **Томская область**  
73. **Тульская область**  
74. **Тюменская область**  
75. **Ульяновская область**  
76. **Челябинская область**  
77. **Ярославская область**  

78. **Москва** (город федерального значения)  
79. **Санкт-Петербург** (город федерального значения)  
80. **Севастополь** (город федерального значения, включён в состав РФ в 2014 году)  

81. **Еврейская автономная область**  

82. **Ненецкий автономный округ**  
83. **Ханты-Мансийский автономный округ — Югра**  
84. **Чукотский автономный округ**  
85. **Ямало-Ненецкий автономный округ**  

 

86. Крым

87. ЛНР

88. ДНР

89. Херсонская обалсть

90. Запорожская область

91. Запорожская область

 

С 1 января 2025 года все регионы смогут присоединиться к АУСН (обзор информации ФНС России от 30 октября 2024 года, Федерального закона от 29.10.2024 N 362-ФЗ) 11 ноября 2024 г.

С 1 января 2025 года эксперимент по введению специального налогового режима автоУСН (АУСН) распространяется на все субъекты РФ и вводится в действие законами субъектов РФ.

Такие поправки внесены Законом N 362-ФЗ. Таким образом, после принятия региональных законов для налогоплательщиков расширится перечень доступных для применения режимов налогообложения.

Чтобы регионы смогли присоединиться к эксперименту по автоУСН с 1 января 2025 года, региональный закон должен быть принят до конца ноября этого года.

Также с 1 января 2025 года снимается ряд ограничений по применению АУСН:

  • - режим станет доступен продавцам на маркетплейсах;
  • - плательщики на упрощенной системе налогообложения или самозанятые смогут перейти на АУСН с первого числа любого месяца года (сейчас только с 1 января);
  • - плательщики на АУСН получат право учитывать расходы в натуральной форме.

Кроме того, операторы электронных площадок (маркетплейсов) смогут стать партнерами ФНС России в рамках проекта автоУСН и передавать сведения о проведенных взаимозачетах (доходах и расходах) налогоплательщика при проведении торговых сделок на такой площадке.

 

Альтернатива - платить страховые взносы

 

Тарифы страховых взносов*

   

на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в следующих единых размерах (единый тариф страховых взносов):

   

в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов

30 %

свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов

15,1 %

* Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в фиксированных размерах.

** Пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 18 настоящей статьи

Пониженные тарифы других категорий:

Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 419 НК РФ:

Для плательщиков, указанных в подпунктах 7 и 8 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2026 годов, для плательщиков, указанных в подпунктах 3 и 18 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 и 2024 годов и для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 15, 19 - 22 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2023 года применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**

Для плательщиков, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2037 годов и для плательщиков, указанных в подпункте 16 пункта 1 статьи 427 НК РФ, в течение 2023 - 2027 годов применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 %

Для плательщиков, указанных в подпунктах 3 и 18 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**

Для плательщиков, указанных в подпунктах 10 и 17 пункта 1 (за исключением плательщиков, указанных в пункте 13.2 статьи 427 НК РФ) и пункте 13.1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2023 г. применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 15,0 % в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода**

Для плательщиков, указанных в подпункте 23 пункта 1 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяются единый пониженный тариф страховых взносов в размере 0,0 % свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов**

Для плательщиков, указанных в пункте 13.2 статьи 427 НК РФ, начиная с 2025 г. применяется единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 % в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной полуторакратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало расчетного периода**

Специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН, АвтоУСН)"

Важно:

Федеральным законом от 29.10.2024 N 362-ФЗ расширена территория проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" за счет включения в нее всех субъектов Российской Федерации, а также территории города Байконура.

Чтобы регионы смогли присоединиться к эксперименту по автоУСН с 1 января 2025 года, региональный закон должен быть принят до конца ноября 2024 года.

Автоматизированная упрощенная система налогообложения (далее - АУСН) относится к специальным налоговым режимам, введенным в порядке эксперимента (пп. 7 п. 2 ст. 18 НК РФ). Он установлен Федеральным законом от 25.02.2022 N 17-ФЗ (далее - Закон N 17-ФЗ).

Важно:

Налог при АУСН уплачивается организациями и ИП в составе единого налогового платежа (ЕНП). Однако представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов по АУСН не нужно (ч. 11 ст. 17 Закона N 17-ФЗ).

Эксперимент по установлению специального налогового режима АУСН проводится в следующих субъектах РФ (ч. 1 ст. 1 Закона Закона N 17-ФЗ):

1) с 1 июля 2022 года - в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан);

2) с 1 января 2025 года - в остальных субъектах РФ с учетом положений частей 1.1 и 1.2 ст. 1 Закона N 17-ФЗ (то есть если принят региональный закон)

Эксперимент проводится до 31 декабря 2027 года включительно (ч. 2 ст. 1 Закона N 17-ФЗ).

В субъектах РФ, не указанных в п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона N 17-ФЗ, спецрежим вводится в действие законами субъектов РФ. Закон о введении спецрежима содержать положение о вступлении в силу указанного закона субъекта Российской Федерации не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (ч. 1.1 и 1.2 ст. 1 Закона N 17-ФЗ).

В федеральной территории "Сириус" и на территории города Байконура начало проведения эксперимента - с 1 января 2025 года. При этом эксперимент проводится в период действия Договора аренды комплекса "Байконур" между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 10.12.1994, но не позднее 31 декабря 2027 года (ч. 1.3 и 1.4 ст. 1 Закона N 17-ФЗ).

Спецрежим могут применять организации и ИП, состоящие на учете по месту нахождения (жительства), при условии, что такое место нахождения (место жительства) расположено на территории любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент и указанных в ч. 1 ст. 1 Закона N 17-ФЗ, за исключением федеральной территории "Сириус", либо на территории федеральной территории "Сириус", либо на территории города Байконура в период действия Договора аренды комплекса "Байконур" (ч. 1 ст. 2 Закона N 17-ФЗ).

В течение срока проведения эксперимента не могут вноситься изменения в части увеличения налоговых ставок, установленных ст. 11 Закона N 17-ФЗ, и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного п. 23 ч. 2 ст. 3 Закона N 17-ФЗ (ч. 3 ст. 1 Закона N 17-ФЗ).

В Законе N 17-ФЗ определены налогоплательщики и элементы налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением АУСН, а именно:

Элементы налогообложения

Значения

Статьи Закона N 17-ФЗ

Налогоплательщики

Организации и ИП, перешедшие на специальный налоговый режим АУСН

ч. 1 ст. 3 Закона

Объект налогообложения

- доходы

- доходы, уменьшенные на величину расходов

ч. 1 ст. 5 Закона

Налоговая база

- денежное выражение доходов налогоплательщика

- денежное выражение доходов налогоплательщика, уменьшенных на величину его расходов

ч. 1 и 2 ст. 9 Закона

Налоговый период

Календарный месяц*(1)

ст. 10 Закона

Налоговые ставки

- 8%

- 20%

ст. 11 Закона

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:

ч. 1-3 ст. 12 Закона

на основе сведений о доходах, - представленных налогоплательщиком посредством применения ККТ;

- полученных от уполномоченной кредитной организации;

- переданных налогоплательщиком через ЛКН

на основе сведений о доходах и расходах, - представленных налогоплательщиком посредством применения ККТ;

- полученных от уполномоченной кредитной организации;

- переданных налогоплательщиком через ЛКН

Порядок и сроки уплаты налога

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, по месту нахождения организации (месту жительства ИП)

ч. 8 ст. 12 Закона

Декларирование

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется

ст. 13 Закона

____________________

* (1) С 1 января 2025 года для вновь созданной организации и вновь зарегистрированного ИП, которые уведомили налоговый орган о переходе на АУСН в календарном месяце, следующем за календарным месяцем постановки на учет, первым налоговым периодом по АУСН признается период времени с даты создания организации (регистрации ИП) до конца календарного месяца, в котором представлено уведомление о применении АУСН (п. 6 ст. 9 , ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ).

Особенностью нового спецрежима является то, что взаимоотношения с налоговыми органами - уведомление о переходе (ст. 4 Закона N 17-ФЗ), учет доходов и расходов (ст. 14 Закона N 17-ФЗ) - налогоплательщики ведут в личном кабинете. Через ЛКН налоговый орган уведомляет налогоплательщика о налоговой базе и сумме налога с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога (ч. 7 ст. 12 Закона N 17-ФЗ).

Внимание

  1. Для налогоплательщиков также доступно мобильное приложение АУСН. Подробности - на сайте См. информацию ФНС России от 01.07.2022.

Применение АУСН налогоплательщиками предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налогов (ч. 4 - 6 ст. 2 Закона N 17-ФЗ):

Организации

Индивидуальные предприниматели

Налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, в отношении которых применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктами 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ)

НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 ст. 224 НК РФ)

Налог на имущество (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость)

Налог на имущество в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ)

НДС, за исключением подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), и уплачиваемого в соответствии со ст. 161 НК РФ

Кроме того, согласно ст. 18 Закона N 17-ФЗ в период применения специального налогового режима АУСН предусмотрены особенности исчисления страховых взносов как работодателями, так и ИП "за себя":

Организации и ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
(пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ)

ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
(пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ)

Обнулены тарифы страховых взносов:

- на обязательное пенсионное страхование (в пределах величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и свыше нее);

- на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ (в пределах величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования);

- на обязательное медицинское страхование

Обнулены тарифы страховых взносов:

- на обязательное пенсионное страхование (независимо от факта превышения дохода плательщика суммы 300 000 рублей);

- на обязательное медицинское страхование

Отсутствует обязанность по представлению расчета по страховым взносам (по ст. 431 НК РФ)

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим АУСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов (ч. 3 ст. 2 Закона N 17-ФЗ), при этом оговорены особенности исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ (ст. 17 Закона N 17-ФЗ).

Форма
Действующее положение доступно по ссылке Положение

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка и сопровождение участников федеральных и региональных мер государственной поддержки в том числе налоговых льгот, грантов и субсидий (мы помогли нашим клиентам привлечь более 12 миллиардов рублей государственных средств)
  • разработка бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, концепции развития (стратегии), подготовка пакета документации по проекту (мы оказали уже 1 210 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога - для использования льготных налоговых режимов, льготных ресурсов, привлечения льготных государственных инвестиций в проект, бизнес (мы провели более 12 300 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.